Для чего нужен учитель? Учить детей – очевидный ответ, не так ли? А если наоборот? Если дети научат будущего учителя?
День Космонавтики в этом учебном году мы решили отпраздновать нестандартно. Занятие по дисциплине “Проектная деятельность школьников в области информатики” для студентов провели те самые школьники. Да не простые, а победители Всероссийской Олимпиады по робототехнике, призёры Московской олимпиады по робототехнике, а также победители и лауреаты множества других соревнований и конкурсов проектной деятельности.
Ученики седьмого и десятого классов столичной школы 2009 продемонстрировали восемь проектов, среди которых интеллектуальная система ухода за растениями, обеспечивающая соблюдение температурного и влажностного режимов, а также дифференцированный режим освещения в соответствии с типом посаженного растения. Кроме того были продемонстрированы: голосовой помощник с интегрированным искусственным интеллектом, который школьники создали раньше отечественных IT-компаний, робот-манипулятор, управляемый дистанционно с помощью кибер-перчатки, очки дополненной реальности и многое другое.
Студенты – будущие учителя информатики задавали ребятам множество вопросов. Тут были и технические, связанные с особенностями конструирования или программированием, и методические, и даже психолого-педагогические. Студенты старались разобраться в том, что мотивирует учеников к такой нестандартной деятельности. В том числе уточняли, как долго школьники осваивали те или иные аспекты языка программирования, какими источниками пользовались и каков их уровень самостоятельности и вовлечённости.
Много вопросов получил и наставник школьников, магистрант кафедры теории и методики обучения математике и информатике, учитель ГБОУ Школа №2009 Мырат Вепаевич Мырадов. Он рассказал о организационных особенностях занятий, взаимодействии с администрацией и родителями, мотивации к самообразованию и о подготовке школьников к участию в конкурсах и олимпиадах.
Последовавшее обсуждение носило эмоциональный и конструктивный характер. Студенты выступили с рядом идей и инициатив реализация которых позволит им лучше подготовиться к реалиям проектной деятельности в школе. В заключении доцент кафедры теории и методики обучения математике и информатике Дмитрий Игоревич Павлов, обобщив впечатления студентов, сделал ряд предложений по изменению программы курса и расширению плана мероприятий, связанных с взаимодействием со школами города Москвы.
Опыт проведения занятий для будущих учителей школьниками был для нас новым, и, вполне возможно, он нов в целом для педагогического образования. Мы уверены, что подобное взаимодействие со школами будет расширяться, а это, в свою очередь, позитивно скажется на уровне подготовки специалистов.