Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Смотрю в Москву

Новости МПГУ

Московская городская Дума в качестве одного из приоритетных гуманитарных проектов города определила москвоведение на всех ступенях образования (школа – колледж – университет). Проект получил название «Москвоведение 2.0». Руководитель проекта – заместитель председателя МГД С.В. Орлов. В прошлом, 2020-м, году отметили юбилей Забелина и Гиляровского. Конференция в МГД, посвящённая замечательным людям нашего города, была, главным образом, краеведческая. Именно в тот момент на улицах бушевали страсти: на несанкционированные митинги в центре города  вышли даже школьники. Удержать молодёжь в правовом поле разговорами о краеведении точно невозможно. Нужно было вносить существенные изменения в образовательную политику и особенно воспитательную деятельность образовательных учреждений. Поэтому следующая конференция в рамках проекта «Москвоведение 2.0» стала исключительно образовательной. Она состоялась 14 сентября 2021 г. В ней участвовали историки Москвы, культурологи, педагоги, руководители образовательных учреждений, музеев, парков, городских ведомств, т.е. представительство было широким. Приглашён был в качестве докладчика и ваш покорный слуга. Конференция транслировалась в Интернет. По материалам конференции будет издан сборник.

Москвоведение как учебный предмет вводился в московские школы в 90-е годы под личным патронажем тогдашних руководителей. Потом этот интерес угас, и тема стала периферийной. Но теперь политические обстоятельства заставляют власть задуматься о воспитательной деятельности, потому что нет Отечества без граждан, а граждан нет без знания и любви к малой родине.

Некоторые личные впечатления о конференции.

Благодаря широкому кругу участников были подняты важнейшие актуальные вопросы москвоведения, причём совсем не только как учебного предмета. Москвоведение, скорее, понимается как учение о великом городе Москве, её истории, настоящем и будущем. Москвоведение шире, чем история Москвы. Системный анализ прозвучавших идей и предложений позволит создать совершенно новую концепцию москвоведения.

Ключевое значение воспитательного аспекта. Представитель Севастополя обратила внимание на то, что подлинная история родного города позволила сохранить национальную идентичность севастопольцев в условиях, когда почти четверть века её пытались переделать на «незалежный» лад. Данный фактор сыграл решающую роль в событиях 2013-2014 гг. в Крыму. Выводы для Москвы очевидны.

В московских школах накоплен огромный опыт преподавания москвоведения. Школа фактически стала «точкой входа» во все образовательные ресурсы Москвы (имеется в виду образовательный потенциал музеев, парков. предприятий, библиотек и т.д.). Нужно его систематизировать.

Один из практических стимулов для тех, кто учится. Возможность получить профессию ассистента экскурсовода уже в старшей школе и работать. Москва же имеет бездонный туристический потенциал.

Прослушав все выступления, я пришёл к выводу, что все материалы в совокупности имеют высокий научный уровень и могут быть очень полезны с методической точки зрения для любого региона, города, района страны как образец анализа проблемы. Отчёт на сайте МГД:

https://duma.mos.ru/ru/0/news/novosti/moskvovedenie-istochnik-nauchnogo-znaniya-i-lyubvi-k-rodnomu-gorodu

Официальный отчёт не передаёт глубины рассмотрения проблемы. Надо дождаться выхода сборника и попросить в МГД его электронную версию.

 

С.П. Пимчев

21 / 09 / 2021

Показать обсуждение