Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Состоялась Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: история становления и векторы развития (к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ)»

Новости МПГУ

В  Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: история становления и векторы развития (к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ)» с 14 по 15 октября 2021 года приняли участие более 1500 студентов и педагогов из России и других стран. Организаторами события выступили Институт детства, Факультет дошкольной педагогики и психологии, Институт педагогики и психологии МПГУ при поддержке Министерства просвещения РФ.

Открыли конференцию поздравлениями с уникальным событием – столетием открытия педагогического факультета про Втором МГУ. Со словами поздравления к организаторам, спикерам и гостям обратился Виктор Павлович Дронов, первый проректор МПГУ, д. географ. наук, профессор, академик РАО, говоря о содержательной глубине конференции он акцентировал внимание на вопросе воспитания детей и подростков в эпоху цифровизации: «Когда-то Фёдор Михайлович Достоевский сказал, что очень трудно, живя среди людей, оставаться человеком. Я бы немного трансформировал его фразу: очень трудно в нашем цифровом веке оставаться человеком. Это очень важный вызов для цивилизации. И наши коллеги, я думаю, помогут нам достойно ответить на этот вызов».

С приветственными словами выступили Татьяна Николаевна Владимирова, проректор по связям с общественностью, д. педаг. н., проректор по дополнительному образованию Дарья Александровна Кудрявцева, Шариков Сергей Витальевич, руководитель проекта «УчимЗнаем», Лауреат Премии города Москвы 2019 года в области образования «За большой вклад в работу по обучению тяжелобольных детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах», и реализацию проекта «УчимЗнаем», Тутова Лариса Николаевна, депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы ФС РФ, куратор Экспертного совета по дошкольному образованию Комитета ГД ФС РФ по образованию и науке, руководитель Всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России» и другие.

Пленарная часть конференции состоялась в зале Ученого совета Главного корпуса МПГУ и в онлайн пространстве. Всего на пленарной части прозвучало 23 доклада спикеров из России, Польши, Бразилии, США, Греции.

Работа конференции продолжилась в рамках 19-ти секций, состоявшихся на базе структурных подразделений вуза.

На площадке Института педагогики и психологии состоялось 10 секций:

Социально-педагогические и социально-психологические аспекты воспитания и развития личности в мультикультурном мире

Становление и развитие высшего педагогического образования в России

Цифровое образование как новая парадигма профессиональной деятельности педагогов

Семейная педагогика и семейное воспитание на современном этапе

История кафедры психологии в лицах

Профессиональное образование: история и современность

Воспитание в XXI веке: новые вызовы

Традиции и инновации в профессиональной подготовке педагогов различных образовательных учреждений

На секции «Научная школа “Феноменология развития и бытия личности”» преподавателями кафедры психологии развития личности были представлены результаты их теоретическо-методологических и эмпирических исследований, выполненных в рамках концепции личности академика РАО, доктора психологических наук, профессора, научного руководителя кафедры В.С. Мухиной. Во многих выступлениях акцент делался на использовании обсуждаемых идей и практических наработок, объединенных общей концептуальной позицией, в образовательном процессе Института педагогики и психологии.

Т.Ц. Дугарова, д.психол.н., профессор кафедры говорила о значении родного языка и языковых реалий в развитии этнического самосознания обучающихся и их внутренней позиции личности. А.В.Торопова, д.психол.н., д.пед.н., профессор кафедры указывала на потенциал искусства как в познании и самопознании личности, так и в образовании будущих психологов и педагогов. Т.Н. Сахарова, директор Института педагогики и психологии, к.психол.н., профессор кафедры подчеркивала значение сущностных методологических идей при построении лекционных курсов и семинарских занятий, пробуждающих у студентов личное осмысление внешних и внутренних реалий бытия и развития личности. Е.В. Беловол, профессор кафедры представила результаты исследования особенностей психологического времени личности на разных этапах онтогенеза и значения этихпереживаний для личностного развития. Е.Ю.Макарова, к.психол.н., доцент кафедры обсуждала роль психологического консультирования в развитии рефлексивных способностей молодежи. С.В. Мелков, к.психол.н., доцент кафедры говорил о значении внутренней позиции личности при формировании гражданской идентичности молодежи. Л.М.Проценко, и.о. директора ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», к.психол.н., доцент кафедры осуждал потенциал технологии инициаций в личностном развитии подростков. Е.Г.Уманская, к.психол.н., доцент кафедры представила анализ проблем развития личности в условиях депривации в контексте концептуальных идей и практических наработок научной школы «Феноменология развития и бытия личности». Н.А.Цветкова, к.психол.н., доцент кафедры обсуждала опыт работы с феноменом обесценивания у студентов в рамках Психологической службы Института педагогики и психологии. Е.Е.Чурилова, к.психол.н., доцент кафедры говорила о значении внутренней позиции личности в развитии рефлексивной способности студентов. М. Д. Батаева, ст. преподаватель кафедры представила опыт организации адаптационного курса для студентов в контексте идей научной школы «Феноменология развития и бытия личности».И.А.Журавлева, ст. преподаватель кафедры говорила о значении притязаний на признание в личностном развитии дошкольника. Ф.Р. Устюжанин, ассистент кафедры представил типологию внутренней позиции личности делинквентных подростков, определяемую системой их ценностных ориентаций.

Результаты теоретических и практических исследований сотрудников кафедры в рамках единой методологии научной школы «Феноменология развития и бытия личности» продолжают лучшее традиции Института педагогики и психологии не только при подготовке высококлассных специалистов в области психологического и психолого-педагогического образования, но и становлении личности каждого студента, ценностно относящегося к своей будущей профессии и своему жизненному пути.

Уникальной, демонстрирующей научную преемственность стала Молодежная секция конференции. В ходе Молодежной секции было заслушано 25 сообщений: 6 сообщений аспирантов нашего университета, 4 -магистрантов и 15 сообщений бакалавров.

Неподдельный интерес вызвали доклады аспирантов: Яковлевой И.А., посвященный Музыкальному творчеству в дистанционной образовательной среде (кафедра социальной педагогики и психологии). Цехановича  Д.Б, который рассматривал Факторы влияющие на подготовку студентов к профессиональной деятельности в современном университете (кафедра педагогики и психологии проф образования им. ак. РАО В.А. Сластенина). Баршиной М.С. – Формирование педагогической программы ценностного отношения студентов к родительству (кафедра социальной педагогики и психологии).

Содержательными исследованиями были доклады магистранток Факультета дошкольной педагогики и психологии – Коноваленко Е.С. Важность морального и духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях семейного воспитания (кафедра возрастной психологии) и Лазаревой К.Н. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования (кафедра теории и методики дошкольного образования), доклад бакалавра Сагина Г.А Киберсоциоциализированность как индивидуально-психологическая характеристика личности и значимая проблема наук о человеке. (Институт педагогики и психологии), Марецкого Ю.В. Современные подходы к воспитательной системе в детском оздоровительном лагере.

Внимание аудитории привлекли доклады Трушкиной В.А. Феномен клипового мышления у подростков, Молчановой А.А. – Особенности самооценки ребенка-спортсмена (психологический факультет МГУ им. Ломоносова) и магистрантки Михайловой А.И., которая рассказала о разработке авторских мультимедийных игр для воспитателей и логопедов по коррекции связной речи у детей с ОНР IIIуровня. (Шадринский гос. пед университет, г. Шадринск). студентов Приступы Е.Н., которые были посвящены различным проблемам семьи.

На Факультете дошкольной педагогики и психологии работало пять секций.

Секция «Дошкольное образование: история и перспективы» вобрала в себя выступления и приветствия от Министерства просвещения РФ, ведущих специалистов в области дошкольного образования, научных институтов, академий, издательств, педагогических вузов и колледжей, дошкольных образовательных организаций и выпускников факультета разных лет из России, Сербии, Германии, Вьетнама. Все выступления были эмоционально окрашены и ориентированы на перспективы научного сотрудничества. Особо значимыми были поздравления недавних выпускников и студентов факультета. Музыкальные поздравления и творческие номера студентов позволили секции стать настоящим праздником.

На секции «Подготовка кадров и управление в дошкольном образовании» обсуждались актуальные задачи подготовки педагогических и управленческих кадров для системы дошкольного образования. Живой интерес вызвали доклады: Изотовой Е.И.(МПГУ) «Социокультурные акценты социальных переживаний будущих педагогов дошкольного образования в процессе профессиональной подготовки в вузе»; Григорович Л.А.(МПГУ) о перспективах практической подготовки студентов для работы в онлайн и офлайн форматах и готовности преподавателей вузов к этому виду работы. Аспекты развития практической подготовки в истории и современных условиях раскрыты в выступлении Толкачевой Г.Н. (МПГУ). Представлена современная система инновационной цифровой подготовки студентов дошкольного профиля в соответствии с требованиям worldskills Шабаевой Г.Ф. (Башкирский ГПУ им. М. Акмуллы).

Секция «Здоровьесберегающие технологии и коррекционная работа с дошкольниками» максимально объединила практические исследования педагогов-дошкольников из разных регионов России, которые делились уникальным опытом инклюзии, реализации здоровьесберегающих технологий, кинезиологических практик в работе с дошкольниками.

В секции «Современные тренды развития дошкольного образования» большой отклик вызвал доклад Шафран Н.М.(МПГУ) «К проблеме досугового общения родителей с детьми дошкольного возраста», показанная смысловая связь между организацией досуга дошкольника и дальнейшим развитием ребенка как самостоятельной личности. Большой интерес вызвал представленный Расторгуевой А.А. практический опыт формирования логического мышлений, коммуникативных и социальных навыков у детей.

На секции «Цифровые технологии в дошкольном образовании» наиболее яркими были выступления Калининой Т.В, Дмитриева Ю.А. (МПГУ) «Формирование у старших дошкольников представлений об информационной безопасности»; Коротаевой Е.В., д.пед.н., зав.кафедрой педагогики и психологии детства Уральского ГПУ о применении гаджетов в дошкольном возрасте; Зверевой О.Л. (МПГУ) – об использовании цифровых технологий в педагогическом просвещении родителей дошкольников. Большой резонанс вызвали доклады практических работников из ДОУ ООО «РЖД»–«Использование интерактивных онлайн-игр «Обучаемся, играя» в работе по речевому развитию дошкольников» (Кузнецова Н.А., Сычева Н.В., д/с №139 г. Перми); «Телемост в экологическом воспитании дошкольников» (Сташкова Т.Н., д/с № 47 г. Александров); «Робототехника в детском саду» (Шаихова О.Ю., д/с № 125, г. Екатеринбурга).

На площадке Института детства работали пять секций.

Работу секции «Начальное образование: опыт прошлого, взгляд в будущее» открыли ведущие Олейникова Марина Анатольевна, декан факультета начального образования Института детства, к.пед.н., доцент, и Живодрова Татьяна Алексеевна, доцент кафедры начального филологического образования им. М.Р. Львова, к.пед.н., которые являются выпускниками факультета начального образования.

О сотрудничестве и сетевом взаимодействии в подготовке педагогических кадров для системы начального образования рассказали Виноградова Наталья Федоровна, д.пед.н., профессор, член-корреспондент РАО, Кочетова Наталья Геннадьевна, к.ф.-м.н., декан факультета начального образования Самарского государственного социально-педагогического университета, Барашкина Светлана Борисовна, к.пед.н., почетный работник образования Российской Федерации Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, Овчинникова Александра Жоресовна, д.пед.н., профессор Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, Кузнецова Наталья Викторовна, к.пед.н., заведующий кафедрой методики дошкольного и начального образования Мордовского государственного  педагогического университета им. М.Е. Евсевьева, Миняев Алексей Сергеевич, к.психол.н., директор ГБОУ города Москвы «Школа № 875» и многие другие.

До глубины души потрясло выступление Ситниченко Марины Ярополковны, к.пед.н., профессора кафедры теории и практики начального образования Института детства, на тему «Ценностные ориентиры факультета начального образования Института детства МПГУ», в котором была прослежена вся история факультета, были названы имена людей, работавших на факультете и создавших его традиции, прозвучали интересные факты из биографии преподавателей. Марина Ярополковна является не только выпускницей нашего факультета, но и человеком, отдавшим 50 лет своей трудовой деятельности служению нашему университету.

После яркого выступления Марины Ярополковны все заведующие кафедрами раскрыли в своих докладах вопрос о совершенствовании профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе вузовского образования. Перед участниками конференции выступили Землянская Елена Николаевна, д.пед.н., заведующий кафедрой теории и практики начального образования,  Макарова Карина Вячеславовна, д.психол.н., заведующий кафедрой психологии младшего школьника, Чекин Александр Леонидович, д.пед.н., заведующий кафедрой математики и информатики в начальной школе, Каравашкина Марина Викторовна, к.фил.н., заведующий кафедрой начального филологического образования им. М.Р. Львова, Галямова Эльмира Махмудовна, к.пед.н., заведующий кафедрой исследовательской и творческой деятельности в начальной школе.

С большим удовольствием и особым трепетом участники конференции посмотрели видеофильмы «Имена в истории факультета начального образования».

После перерыва конференция продолжила свою работу на большой секции «Традиции и инновации в подготовке учителя начальных классов» и секции «Дефектология в развивающемся педагогическом пространстве». Секции прошли в смешанном формате, в работе которых приняли участие как профессорско-преподавательский состав Института детства и студенты, так и гости из других вузовов Москвы, Московской области, регионов РФ.

На заседаниях секций были заслушаны и обсуждались доклады по актуальным направлениям подготовки учителя начальной школы.

На секции «Дефектология в развивающемся педагогическом пространстве» с докладами выступили: Дружиловская Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и клинических основ дефектологии МПГУ; Евтушенко Илья Владимирович, доктор педагогических наук, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ; Речицкая Екатерина Григорьевна, кандидат педагогических наук, профессор, академик МАНПО, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики МПГУ; Никандрова Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ; Мерзлякова Валерия Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МПГУ; Алхури Нура (Сирийская Арабская Республика), аспирант кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики МПГУ, Жигорева Марина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики МПГУ; Демидова Нина Семеновна, учитель математики МБОУ СОШ № 5 города Обнинска Калужской области.В докладах нашли отражение актуальные проблемы влияния развития нейронауки на современное дефектологическое образование, разработки ПООП бакалавриата “Образование и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС” в контексте проекта по модернизации дефектологического образования, реализации системно-деятельностного подхода в подготовке сурдопедагогов,проведения практической подготовки будущих учителей-логопедов, обоснования современных подходов к разработке содержания музыкального воспитания обучающихся с нарушениями интеллектуального развития, использования современных информационных технологий в работе по профориентации старшеклассников с нарушением слуха, организации инклюзивного образования на уроках математики в средней школе. Были представлены достижения научных школ МПГУ в подготовке кадров дефектологов, а также в проектировании технологий образования детей с особыми образовательными потребностями. Развитие дефектологии рассматривалось с учетом современных изменений образовательного пространства и взаимодействия научных отраслей.

Работа секции «От педологии к психологической антропологии: история и перспектива развития педагогической практики в высшем образовании» прошла в гибридном формате: в режиме онлайн и на кафедре психологической антропологии Института детства. Её вели кандидат психологических наук, и.о.заведующего кафедрой психологической антропологии Института детства Луиза Игоревна Адамян и кандидат психологических наук, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского НИУ Высшая школа экономики, профессор кафедры Алексей Сергеевич Обухов. Также они представили очень интересные доклады по проблемам профессиональной подготовки будущих педагогов.

Содержание выступлений охватывало широкий диапазон тем, демонстрирующих огромный научный потенциал сотрудников кафедры. Проблемы развития, обучения, коррекции, психотерапии, преподавания, организации научной деятельности рассматриваются и решаются и в практических, и в теоретических работах сотрудников, выступивших со своими докладами.

С большим интересом участники секции выслушали и обсудили доклады Ирины Дмитриевны Демаковой, вице-президента Российского общества Януша Корчака, действительного члена Академии педагогических и социальных наук, почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации, научного руководителя Московского молодежного корчаковского центра, Кавалера Ордена Улыбки, доктора педагогических наук, профессора кафедры; Дианы Борисовны Богоявленской, руководителя Центра междисциплинарных исследований творчества и одаренности Психологического института РАО, Почётного члена РАО, д.психол.н., профессора кафедры, Почётного профессора МГУ им. М.В.Ломоносова; Ирины Викторовны Лопатковой, доктора психологических наук, профессора кафедры; Светланы Валентиновны Мурафы, кандидата психологических наук, доцента кафедры; Инны Сергеевны Конрад, кандидата филологических наук, доцента кафедры; Елены Игоревны Адамян, кандидат филологических наук, доцента кафедры; Елены Борисовны Колосовой, старшего преподавателя кафедры; Елены Рафаэлевны Кузьминой, доцента кафедры, Воробьевой Ирины Николаевны, старшего преподавателя кафедры; Елены Прокопьевны Федоровой, кандидата психологических наук, доцента кафедры.

Очень интересные и крайне важные темы были подняты и раскрыты в докладах гостей кафедры: профессора Даремского университета, доктора философии, специалиста в области педологии, соавтора учебников по психологии образования Энди Байфорда (Великобритания); Татьяны Викторовны Кузьмичевой, доктора педагогических наук, директора Психолого-педагогического института, доцента Мурманского арктического государственного университета; Ольги Александровны Шиян, кандидата педагогических наук, доцента Дирекции образовательных программ МГПУ, ведущего научного сотрудника лаборатории развития ребенка МГПУ;  Екатерины Сергеевны Зориной, кандидата психологических наук, руководителя службы психолого-педагогического сопровождения флагманской площадки проекта «УчимЗнаем».

В работе секции приняли участие магистры кафедры. Доклады и обсуждения продолжалась почти семь часов, участники заинтересованно отзывались на содержание докладов, поднимающих актуальные проблемы современного образования на всех его уровнях.

Работа всех секций состоялась чрезвычайно плодотворна и содержательной. Слушатели запрашивали данные о статьях и других публикациях докладчиков, чтобы иметь возможность более подробно ознакомиться с исследовательскими материалами участников секций.

Уникальное научное событие для МПГУ – Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: история становления и векторы развития (к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ)» состоялось на высочайшем уровне!

 

 

18 / 10 / 2021

Показать обсуждение