Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Станислав Теофилович Шацкий и его вклад в педагогику

Новости МПГУ

Научный сектор Института детства подготовил материал к 144-летию со дня рождения русского и советского педагога Станислава Теофиловича Шацкого.

Самая важная работа наша должна быть направлена на то,

чтобы сохранить то, что есть в детях.

И это, очевидно, невероятно трудно по самой природе своей
С.Т. Шацкий

Биография

Станислав Теофилович Шацкий родился в селе Воронино. В 1885 г. молодой ученый поступает в Императорский Московский университет на математический факультет, затем переводится на медицинский факультет. В 1898 г. переходит на естественное отделение физико-математического факультета, которое оканчивает в 1902 г. После чего С. Шацкий поступает в Петровскую сельскохозяйственную академию и в Московскую консерваторию, где в последующем знакомится со своей будущей женой Валентиной Николаевной Демьяновой.

Педагогическая деятельность

В 1906 году Станислав Теофилович совместно со своим другом архитектором и просветителем Александром Устиновичем 3еленко организовывает общество «Сетлемент», которое по своей сути являлся культурным центром для детей бедного населения, главной целью которого была просветительская деятельность. Но по ряду политических причин клуб, проработав два года, был закрыт.

Ученый был противником классового воспитания, по этой причине долго не принимал предложение А. В. Луначарского войти в руководство Наркомпроса. Лишь в 1919 году после одобрения его проекта Первой опытной станции по народному образованию С. Шацкий входит в состав руководства Народного комиссариат просвещения.

Данная опытная станция состояла из двух отделений, в каждую из которых входили школы, детские сады, выставки, библиотеки и педагогические техникумы.

В 1932 году он становится руководителем Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса, параллельно с этим занимает место директора Московской консерватории, где он проработал до конца своей жизни.

Вклад в педагогику

Станислав Теофилович показал на практике, как важно развивать детскую самодеятельность. Он считал необходимым воспитывать в детях такую самостоятельность, которая отвергает излишнее вмешательство взрослых. Шацкий смог решить проблемы воспитания детей в коллективе в процессе трудовой деятельности. Он считал, что направленный умеренный труд способствует всестороннему развитию ребенка.

Шацкий высказывал идеи о необходимости гармонизации школьной жизни: учеба должна сочетаться со свободными занятиями, которые выбирают сами дети, а интеллектуальный труд должен дополняться практической деятельностью в различных клубах, секциях, кружках. Ученый говорил о важности эстетического начала — знакомство детей с различными видами искусства помогает развивать эмоциональные и познавательные качества.

Станислав Теофилович Шацкий был всесторонне развитой личностью с огромным педагогическим талантом. Его труды и идеи по сей день оказывают значимое влияние на развитие педагогики, многие его рекомендации используются современными отечественными педагогами.

Текст: Анастасия Любаева,

студентка 2 курса дефектологического факультета

Иллюстрация: Наталья Шевлякова,

студентка 4 курса факультета начального образования

01 / 07 / 2022

Показать обсуждение