Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

НАВСТРЕЧУ 150-ЛЕТИЮ МПГУ

Стена директора ИИиП МПГУ: «Коронавирус напоминает о тайне жизни, ценностях и образовании»

Стена директора Института истории и политики

                                                         Фото: psychologies.today

Совсем недавно (а недавно означает в обыденной жизни любого человека всего лишь несколько десятилетий назад) всегда присутствовала в жизни каждого из нас музыка, которая с детства задавала очень важную ноту жизни, очень важное понимание жизни, очень важное понимание смысла жизни. И оно было гораздо нужнее, чем знание онлайн-технологий, программ, игр или владение какими-то суперсовременными гаджетами, и прочего вторичного, третичного и четвертичного в нашей жизни. Так же, как и в любых других производных социальных инструментах, например, вторичных финансовых, для их существования необходимым условием является наличие базисных условий этой самой общественной деятельности. Настигший нас «карантин» напомнил как раз о важности главного в жизни. Напомнил, но не задал ноту, звенящую высоту смысла нашей жизни – Что есть Истина?

Так вот, несколько десятилетий назад в жизни любого человека вдруг неожиданно начинала откуда-то издалека звучать очень печальная, траурная музыка. И у нее было известное всем имя. – Траурный марш Шопена. – И сразу солнце начинало светить не так ярко, и ветер вдруг откуда-то толчками поднимался, пыль. Ощущения были такие, как будто вдруг совсем не по расписанию касается нас краем «затмение». Это было частью жизни всех нас и всегда задавало с детства память и напоминание не только о смерти, но и о высоте и смысле нашей индивидуальной жизни.

Сейчас очень редко звучит этот марш. Он не звучит публично. Думаю, что многие молодые люди его даже никогда не слышали и не знают. Его не услышишь, как раньше, как повторяющуюся часть нашей жизни. Очень важную часть жизни, напоминающую о необходимой высоте конечного смысла твоей жизни. Почему так? Именно потому, что эта музыка –напоминание о главном в нашей жизни. А такое напоминание делает вдруг сразу понятным то, что потребление – совсем не смысл нашей жизни. А обществу потребления совсем не главное, чтобы вы об этом знали и помнили. Потреблять станете не то, о душе вдруг задумаетесь.

Впервые я стал слышать эту плачущую мелодию ещё в дошкольные годы, когда было время гулять и это не было связано с каким-то расписанием. Я играл со своими многочисленными друзьями, и вдруг начинала откуда-то, как будто материализуясь из воздуха, играть эта печальная музыка. Мы бежали в ту сторону, чтобы узнать, с кем мы прощаемся сегодня. Траурная процессия шла обычно через весь город. А жил я тогда на Украине, во Львовской области, в городе Добромиле. Но так происходило не только в маленьких украинских городах. Когда я снова вернулся в город Куйбышев (Самара) на Волгу, там я тоже встречался с напоминанием Тайны жизни, напоминанием небытия о смысле нашей преходящей жизни.

По сути, исчезновение из публичного пространства нашей современной жизни напоминания о Смерти стало упрощением, уплощением, ослаблением жизненных сил человека, заменой глубины сознания человека шоувезацией его жизни, произошла замена интериоризации (переход извне внутрь) культуры в личность человека на экстериоризацию (переход изнутри вовне) простейших желаний и потреблений. Истину заменил интерес, смысл жизни вытесняется следованию простейшим потребностям и желаниям.

Почему вдруг сейчас вспомнилось это? Что заставило мысли об этом посещать? Почему зазвучал снова в воздухе марш Шопена?

А ведь есть нечто очень важное, что приходит к нам каждый день вместе с новостями о коронавирусе. Из Италии или США это приходит постоянно, да и вообще в информационном поле это присутствует уже как обычный тренд. Людей, нас всех приучают, что вместо безусловной нравственной максимы, истины о и в человеческой жизни, у людей появился, есть рациональный выбор, кого оставлять жить, а кого нет. Важно, что возможность этого выбора уже и не подвергается вопрошанию. Она уже как бы безусловна и толерантна. Можно обсуждать основания такого выбора, но не саму его возможность. Рациональный выбор, кому жить, а кому нет, вместе с вирусом уже пришел к нам в жизнь и стал опасностью обыденной и гораздо более зловещей, чем сам вирус. По сути, это означает огромную перемену в основании нашей жизни, означает замену эры от Рождества Христова на время, когда Христос просто ушёл!

Про что я? Да все про то же, за что мы боролись в период Великой Отечественной войны, с преступлениями против человечности. А одно из главных преступлений против человечности предполагает именно наличие рационального выбора о том, жить кому-то или нет. Саму возможность такого выбора и право на такой выбор.

Интересно, что и в фашистских концлагерях, и в современных западных больницах, где не хватает препаратов или аппаратуры, предлагается использовать один и тот же инструмент решения – рациональный выбор, на основании придуманных кем-то каких-то оснований. Сегодня они одни, завтра наши задачи и критерии для их разделения могут оказаться другими, тогда и жить будут оставляться другие. Ведь разными оказываются обстоятельства? Правда? А что это значит? А значит это просто и ясно – замену нравственных максим рациональным прагматизмом. Это замена нравственности другим. Но не только и не просто. Это означает и замену человека другим существом, что многим сегодня будет и по началу непонятно. Ведь архаизация сознания людей привела их к представлению, что главное в нас – это «физика», это гены. А проблема как раз в том, что не гены определяют поведение, цели и смыслы жизнедеятельности человека, личность человека, а воспитанные в нем нравственные принципы, ценности и убеждения.

Сегодня мы решаем (конечно же, здесь в этом случае будет много сказано о неизбежности такого решения), что надо этим людям жить, завтра ситуация изменяется и оказывается, что таким людям не надо жить. И везде это принимается на основе рационального, прагматичного подхода. С жалостью, но твердостью. Так ведь когда-то решалось и в фашистских концлагерях, на основе рационального выбора, что какие-то люди мешали процветанию германской нации, были лишними на этой земле.

Подчеркну еще один раз, что здесь важен именно сам подход замены нравственных максим на прагматичный безнравственный выбор, слом нравственности как основы человеческого на прагматизм как основу другого существа вместо Человека – Зверя.

Замена нравственности, морального кодекса прагматизмом означает одновременно содержательный отказ от Христианского этапа истории, переход на другие принципы взаимодействия людей и смыслы их жизни. Одновременно это отказ и от нашего советского этапа истории, морального кодекса строителя коммунизма, включавшего в себя те же нравственные принципы, что и христианство. Патриарх Кирилл как раз прекрасно понимает, что люди в СССР и в дореволюционной России основывали свою жизнь на общих нравственных принципах:

Несмотря на государственный атеизм, советское общество сумело сохранить христианские корни и смогло избежать тех губительных процессов, которые сейчас происходят в Европе и США, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с представителем Константинопольской церкви митрополитом Детройтским Николаем (Писсарисом).

Нас, конечно, очень беспокоит то, что происходит сейчас в христианском мире. Вы лучше, чем я, знаете о происходящей дехристианизации европейской и американской цивилизации. Это апокалиптическая картина, когда грех утверждается законом, когда поступки, абсолютно расходящиеся с христианской, а также иудейской и вообще богооткровенной нравственностью, поддерживаются силой государства“, — подчеркнул предстоятель Русской православной церкви.

В чем суть такого изменения, дегуманизации и дехристианизации человека? В том, что у животных регуляторами отношений и целей бытия выступают биологические программы развития видов. У человека основой его существования выступает культура, которая не сводится к произведениям искусства, а содержит и передает в процессе воспитания человеку понимание, что такое хорошо и что такое плохо, их различение, те убеждения, принципы и ценности, которые в религиях получили название богооткровенной нравственности. Они составляют не просто прагматический выбор, они содержат нравственную оценку и различение Добра и Зла в наших помыслах и делах, высоту духовного развития человека.

У существ, не обладающих ни биологической программой развития вида, ни человеческими убеждениями в нравственных максимах и духовных смыслах жизни, появляется прагматичное и рациональное отношение к духовно-нравственным вопросам человеческой истории, к самой жизни, к другим людям, а смыслы такой жизни теряют нравственную составляющую, базируясь только на голом интересе и результате его осуществления, без всяких оценок и истин.

Если совсем просто сказать о сути этого явления, то можно утверждать, что это антихристианская, античеловечная, антигуманистическая революция, ставящая своей целью полностью сменить животного и человека зверем! Ведь такое существо, лишенное богооткровенной нравственности, или программы животного, не может быть названо ни животным, ни человеком. Это существо, лишенное как биологических границ вида в своих поступках, так и нравственных границ культуры человека. Этому существу давно уже найдено аутентичное название его сути – зверь. И это правда, это не преувеличение и не фантазия, это не образ. Такое существо и появиться само тоже не сможет. Оно формируется и создается сознательно теми, кто не хочет принять Христа, коммунизм, человека и его нравственную высоту оценки смысла своей жизни, различение Добра и Зла.

За этими целями, за этим выбором, по словам президента национального исследовательского центра «Курчатовский институт», члена-корреспондента РАН Михаила Ковальчука, сказанным в эфире программы «Вечер с Владимиром Соловьевым», содержится то, что в мире люди стали глобально не нужны. Россия же предлагает миру альтернативный вариант развития: поставить человека во главу угла, развивать его достоинства.

«Мы должны быть разумными и помнить, что во всем мире идет процесс сокращения народонаселения. Он идет абсолютно четко, под разными вывесками. Он мало кому понятен, но идет уже 50 лет. Мы находимся в уникальной ситуации, поэтому мы должны опомниться», — заключил ученый.

Мы видим, как последовательно, но целеустремленно и осознанно разрушаются в мире базовые, первичные основания человеческой нравственности.

Вспомним, как у нас на глазах молодежь стала разговаривать на мате? И сколько вдруг обоснований этого появилось, включая сакральность этого языка! А ведь такого уровня «простоты» мышления и общения, самосознания не было даже в детских домах после войн и социальных катаклизмов, после общественных катастроф, а сейчас это норма для тургеневских девушек-студенток педагогических вузов. Здесь важно подчеркнуть, что это социальная группа студентов, которая наименее должна быть подвержена удару по культуре социализации людей, наиболее стойко и долго хранить классическую культуру, ценности и память о Добре, о содержании древа познания добра и зла.

Может ли быть такая современная молодежь более свободной, развитой и осмысленной, чем девушки 1970-х годов, которые даже, обучаясь даже в ГПТУ (рабочие профессии), не позволяли себе как норму этот запретный язык мата в межгендерном общении?

Что же это такое? Как назвать такую «свободу», которая пришла к нам? Это архаизация, деградация, упрощение, духовный регресс, десоциализация, декультуризация, деморализация, …

Появилось ли превращение языка мата в публичную норму самостоятельно? Всегда есть те, кто дают вкусить плодов. А те, кто помнит нашу недавнюю историческую жизнь, вспоминают даже, например, как в период перестройки известный тогда интеллигентный журнал «Век XX и мир» ставил задачу сломать запрет на мат в обычной речи и мышлении людей. Зачем? Все понималось ими очень правильно, и они добились именно того, что хотели, на пути расчеловечивания человека будущего. Для них важно было сломать в общественном нравственном коде выделение запретного, плохого, зла и отличие его от добра, светлого, высокого. Такое различение задавало выделение в обществе святого, нравственно оправданного, и нетолерантность ко злу, низу и бесчеловечности.

А слом запрета на мат ломало и различение нравственного и безнравственного, оно становилось основой толерантности ко злу, ломало саму нравственность, заменяя её другим, прагматичным и нечеловеческим, антихристианским. В результате принципиально менялось основание для поступков, менялось отношение не только к коммунизму, но и к христианству.

Но ведь и это ещё не всё? Откуда такое внимание к семье именно от тех, кто её сознательно разрушает везде в мире? Здесь и активное развитие ЛГБТ сообщества, которое заменяет нишу политических партий на более важную для общества, сохранения его социальности, нишу понимания добра и зла, нишу оснований формирования культуры нравственности.

Здесь разрушение вообще именно тех физических и социальных отношений мужчин и женщин, которые были исторической основой формирования человеческой морали. Именно на этих отношениях в любых социальных революциях и в любые исторические эпохи, пусть и видоизменяясь, строилась человеческая нравственность, сохраняя главное в оценках высокого и низкого отношений, и самих людей. Итог? Слом гендерных различий, первичных нравственных принципов, разрушение нравственности вообще.

Именно на первичном уровне разрушается, принципиально изменяется и делается доступной физическая близость людей одного пола, семья одного пола, без-родовая цель как физической близости, так и семьи.

Кстати, почему такой наносится удар по религиозной морали и церковной организации на Западе? Почему религию показывают как секту? Именно потому, что им важно показать, что церковь не является носительницей нравственности (что сохранялось в СССР) и её содержания, а выступает носительницей архаичных принципов, в отличие от большинства общества и его прогрессивного пути развития. Замена «богооткровенности» нравственности или её духовного будущего позволяет делать основой отношений, поступков и оценок голый и ничем не скрытый рациональный прагматизм, часто прикрывающий свою безнравственную сущность фиговым листком права.

А почему здесь же, на этом социальном поле, непомерная активность так называемой ювенальной юстиции, или борьба с насилием в семье? Не буду спорить или доказывать, что нет проблем у детей или семей. Но человек и общество, как только появились, учились и решали эти проблемы. Они их не решили, но научились решать и решают. Могу утверждать только, что вмешательство в семью, в область личных отношений решает совсем другие проблемы, чем те, которые провозглашает, а именно – разрушение нравственного воспитания, разрушение оснований человеческой культуры и замену их совсем другими принципами отношений и оценок, замену высоты нравственной свободы прагматизмом чьих-то интересов.

А откуда и почему всё это появилось? Это стало результатом анализа зарубежных ученых, социологических исследований того, почему мы сохранились после 1990-х годов, откуда социальная устойчивость российского общества. Выяснилось, что у российского общества есть те отношения, которые не передаются и не охватываются правом. Есть такие отношения, которые для наших людей являются главными и позволяют жить по-настоящему, по совести, при любом социально-экономическом и политическом строе. Эти отношения родственников и духовно близких людей образуют такие, не видимые вооруженным правовым взглядом, сообщества близких людей, которые мешают десоциализации мира и формирования нового мирового порядка. Эти люди не отдают нравственность. Тогда и возникает идея использовать технологии разрушения воспитания, семьи и способы сохранения человеческого.

Именно тогда и возникает, пусть и неосознанный, протест людей и борьба за то, что составляет суть и смысл человека. Именно тогда люди начинают понимать, что проблема не в коронавирусе, а в том, сохранишь ли в себе ты человеческое, сможешь ли не сломаться и сохранить именно человеческий, а не рациональный выбор – кому жить. Ведь это не о них выбор, а о тебе.

Каким будет «полдень XXII века», о котором когда-то грезили наши фантасты? Совершенно разным у Запада и России. У России – с человеческим лицом.

Материал на сайте ИА «Реалист»

13 / 04 / 2020

Показать обсуждение

Обсуждение

Ананьина Татьяна Сергеевна, 14 / 04 / 2020 в 19:08

Уважаемый Алексей Брониславович,
с большим интересом прочитала эссе, и долго размышляла в какой форме выразить ощущения, возникшие у меня по его прочтении. Поэтому попробую кратко и просто изложить свои мысли по этому поводу, без какой-либо особой формы подачи.
Я совершенно согласна со всем изложенным по существу. Все верно – вновь подняты сущностные вопросы, верно сделан и анализ картины мира общества потребления, и верно поставлен апокалиптический диагноз навязанного нам выбора “спасения избранных”, и намечен спасительный рецепт – альтернативный Божий путь России “спасения всех всеми”.
Однако позволю себе выразить некоторое соображение по поводу формы изложенного, которая, в свою очередь, в конечном итоге, повлияла, на мой взгляд, и на общее содержание. Детально описанная картина мрачного бытия, художественно усиленная Траурным маршем, создает впечатление вседовлеющей жутковатой безысходности. Недостаточно выразительно слышна в этом эссе нота спасения, жизнеутверждения не чувствуется в должной мере.
Да, сейчас идёт Страстная неделя, и все мы погружены в невеселые размышления. Однако позволю себе напомнить о простой, очевидной для многих истине Красота спасет мир! И, если бы в этой же статье художественный акцент, вместо рационального прагматизма дегуманизации, усиливал бы идею спасительного для всего мира пути России, общий её замысел только выиграл бы, воодушевляя и проецируя надежду на выход, на Спасение. Вдохновляя желание достигнуть его.
Я 1972 года рождения, и, когда я училась в 7-8 классах, мы часто собирались компанией из 8-9 одноклассников — отмечали Дни рождения, ходили в кино, обсуждали разные, в том числе, социальные и политические темы и т.д. Я помню однажды весной мы возвращались с чьего-то Дня рождения по Фрунзенской набережной в 4 часа ночи и все вместе в голос пели романс на слова М.Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу…”. Нас остановил постовой и сказал: “Шумите потише, у вас совесть есть? Люди спят, и им завтра на работу”. Никогда, нигде в своих поездках и стажировках заграницей я не встречала ничего подобного такой обыденной одухотворенности, с одной стороны, такой же обыденной безопасности, с другой, и такому обыденному человеколюбию, с третьей. Подобные фрагменты из моего советского детства я берегу в своей душе и памяти, как обереги, как ладанки.
Давайте будем надеяться на Светлое Христово Воскресенье (которое уже на за горами), на Мир, Радость и Любовь. Давайте творить Правду Жизни. А Истина, она ведь объективна и холодна, и мало зависит от нашего понимания о ней.
С искренним уважением,
заместитель директора ИИЯ
Ананьина Т.С.

Тимофеева Анастасия Андреевна, 16 / 04 / 2020 в 11:09

Уважаемый Алексей Брониславович, спасибо Вам за такой интересный и своевременный очерк о нынешнем периоде существования нашего общества в сравнении с предыдущими этапами его развития и попытку философского осмысления нынешней ситуации с коронавирусом.
Уважаемая Татьяна Сергеевна, спасибо и Вам за интересное и позитивное дополнение, а также за комментарий о том, как советские школьники дружили, собирались компаниями, пели, обсуждали насущные политические и общественные вопросы.
Вдохновившись Вашим комментарием, я также решила оставить небольшой очерк о своих школьных годах. К сожалению, поколение ребят, родившихся в начале 90-х годов (я 1991 года рождения), в 7-8 классах было уже более разобщенным. Компаний по 8-9 человек у нас не было однозначно. В классе все дружили небольшими группами по 2-3-4 человека и даже на днях рождения собирались такими же небольшими «коллективами». Социальные и политические темы мы, конечно, уже не обсуждали – время стало другое, ценности современной молодежи стали более «туманными». В классе думающие ребята у нас считались занудами, поэтому они, как раз, формировались в свои «аутсайдерские» объединения по 2-3 человека. В основном, классом у нас «правили» двоечники, а также были «популярные» отличники, родители которых состояли в родительском комитете – так называемая «классная элита». Я, как раз-таки, примыкала к «аутсайдерам» – ребятам думающим и анализирующим, правда, иногда хватающим двойки и тройки, обладающим здоровым честолюбием, позволяющим и пятерку получить за знания, много читающим. В 10-11 классах ситуация только ухудшилась – пришли ребята из другой школы, кто-то ушел после 9-го, поэтому компании уже вообще не формировались. Общались, фактически, «партами» – кто с кем сидел, взаимодействие было, опять же, примитивное. Даже на дни рождения уже не всегда собирались.
Тем не менее, несмотря на не столь «благостную» атмосферу, царившую в мои школьные годы, отнюдь не располагавшую к самоопределению и развитию, отмечу, что поступление в МПГУ в 2008 г. для меня было вполне осознанными выбором. Мои родители когда-то закончили МГПИ им. Ленина – папа в 1987 г. и мама в 1988 г., – что, во многом, определило и мой выбор профессии.
С искренним уважением,
старший преподаватель кафедры
контрастивной лингвистики ИИЯ
Тимофеева А.А.

Ананченко Алексей Брониславович, 26 / 04 / 2020 в 11:40

Спасибо большое Вам, уважаемые коллеги, за отклики!
Важно, что у нас с Вами получилось созвучие! Конечно, у читателей возникает разный отзвук от текста, разная тональность и разный лад (минор или мажор). Но это и хорошо, главное, что есть со-звучие!
Вы затронули в своих комментариях много важных тем.
Когда люди пишут и отвечают, это очень похоже на то, что Вы знаете – встреча глазами. Кажется, что это обычно? Почти. До 1990-х годов было такое явление в нашем московском метро: люди, двигаясь на эскалаторе навстречу друг другу, смотрели друг другу в глаза. Смотрели и смотрели, ничего особенного. Но иногда я встречал вдруг совсем другие глаза, которые двигались мне навстречу, – мы видели друг друга. Думаю, что Вы понимаете, что значит «видеть» в этом случае, это не просто зрительно видеть другого человека. Ну так же, как мы с Вами видим друг друга сейчас в текстах.
Рассказ про метро, глаза и видение имеет и продолжение. После 1991 года, не скажу с какого месяца, но именно после 1991 года это исчезло как неосознанное человеческое поведение – люди перестали смотреть друг другу в глаза в публичном пространстве метро, душа стала бояться, или стыдиться (?). Перестали совсем! Без всяких исключений. Мне никто не был готов посмотреть в глаза много лет. Только в 2000-х, спустя более 10 лет, постепенно, люди стали вновь смотреть друг на друга в метро снова.
Да, смотреть начали. Но больше «видящих» глаз навстречу я в метро не встречаю около 30 лет. Они исчезли.
Вот Ваш отклик на текст – это и есть тот самый «взгляд навстречу» в другое время и в другом месте. Спасибо!
Уважаемая Татьяна Сергеевна, Вы написали о «вседовлеющей жутковатой безысходности. Недостаточно выразительно слышна в этом эссе нота спасения, жизнеутверждения». Но Вы именно правильно передали это ощущение целого, но в котором есть именно нота Иного. Она светлая, очень высокая и ясная, но именно нота, луч, дающие надежду и направление. Ведь правда?
Интересно, что разные читатели дали все возможные варианты восприятия тональности моего текста:
– кто-то мне написал, что я слишком преувеличенно позитивно даю надежду, что всё на самом деле «видится более пессимистично»;
– другой читатель почувствовал, что ему лучше и легче стало. Это называется ещё иначе «на душе легче стало»;
– возник и вопрос, а не слишком ли мало Света.
Важно, что мы все понимаем, что стоим перед вопросами смысла. И за всем происходящим стоят прежде всего не экономические или технологические проблемы, а главные, духовные.
Это так же, как проблема бессмертия человека, которую у нас сегодня рассматривают как физическую и физиологическую проблему, но находится она совсем в другой плоскости, другом измерении – смысле жизни человека. И если мы посмотрим большинство этих действующих, реальных смыслов, то окажется, что их глубина и длительность совсем не велики и высоки.
Может быть, это ощущение пробивающей хаос и зло звуков высокой ноты и мелодии смысла в том числе передает Сергей Рахманинов во 2-м Концерте.
https://www.youtube.com/watch?v=PXaS7rcbMH4&t=3s
С уважением и добрыми пожеланиями,
Алексей Брониславович

Ананьина Татьяна Сергеевна, 10 / 05 / 2020 в 17:32

Уважаемые Алексей Брониславович,
мне очень близко Ваше виденье в целом. Я преподаватель французского языка, и во французском, особенно в его бельгийском варианте, глагол со значением “видеть” может употребляться в значении “понимать” – je te vois (букв. я тебя вижу) обозначает “я тебя понимаю”. Не правда ли, схоже с нашим концептом “виденья”?
Впервые о “синдроме отведённых глаз” я услышала от отца (48 г.р.), когда он мне рассказывал о своих, детских ещё, впечатлениях за взрослыми после ХХ съезда. В 90-х, особенно после 93-го, я и себя поймала на том, что в метро – и тоже на эскалаторе – всматриваюсь во встречные лица. Это привычка сохранялась у меня довольно долго, и я помню, как однажды отчётливо поймала себя на мысли, что вот люди оглядывают друг друга – кто как выглядит, кто как одет – но не видят друг друга, не узнают в другом человека. Потом это стало постепенно отступать, особенно у молодых – и смотрят, и видят, и вглядываются – более смело, более дерзко, более требовательно.
Вы совершенно правы в том, что из разных нот и многоголосых инструментов складывается созвучие, симфония. Симфония Жизни. И в ней есть место и “Оптимистической трагедии” и “Человеческой комедии” и “Педагогической поэме”… И наша задача, задача педагогов, и играть свою жизненную партию и вести за собой других, вдохновляя их на Жизнь, а иногда, как это часто сегодня встречается, на отстаивание Жизни – для себя и для других. Да, нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся… – и каждый выбирает сам и это слово и, в какой тональности его преподнести. И главное – это Созвучие.
Спасибо Вам за прекрасный повод вспомнить Второй концерт Рахманинова.
С уважением,
Татьяна Сергеевна.








Стена директора ИИиП: «Фальсификация истории и культурная агрессия: Немецкий сериал “Наши матери, наши отцы”»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП: «Фальсификация истории и культурная агрессия: Немецкий сериал “Наши матери, наши отцы”»
23 / 10 / 2021

Отвечая на вопрос историка из Европейского университета в Санкт-Петербурге Алексея Миллера на пленарной сессии XVIII заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» 21 октября 2021 года, президент России В.В. Путин отметил: «Что касается исторической памяти вообще, связанной со Второй мировой войной. Вы...

Стена директора ИИиП: “Осенние листья 1920 года”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП: “Осенние листья 1920 года”
29 / 09 / 2021

    У моего дедушки Александра была сестра Анастасия.   Вязьма… Смоленская область … Она шла по улице… Анастасия… Пусто… Людей не видно… А вокруг только шорох падающих листьев … Желтых, красных, оранжевых… Была осень… А ведь это осень 1920...

Стена директора ИИиП МПГУ: «Вопрос для дошколят: Откуда берутся плохие дяди и тети?»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Вопрос для дошколят: Откуда берутся плохие дяди и тети?»
19 / 07 / 2021

Откуда берутся плохие дяди и тети? Меня этот вопрос до школы очень занимал, и ответ на него я так и не получил до сегодняшнего дня. Может быть, Институт детства в нашем университете знает ответ? Рассказываете ли вы детям про «плохих»?...

Стена директора ИИиП МПГУ: «2-я гвардейская Таманская… Давай за жизнь!»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «2-я гвардейская Таманская… Давай за жизнь!»
08 / 07 / 2021

2-я гвардейская мотострелковая Таманская ордена Октябрьской Революции, Краснознамённая, ордена Суворова дивизия имени М.И. Калинина была сформирована 8 июля 1940 года согласно Директиве Народного Комиссара обороны СССР в городе Харькове как 127-я стрелковая дивизия. Я служил в Таманской дивизии в 1979–1981...

Стена директора ИИиП МПГУ: «22 июня… Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «22 июня… Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»
21 / 06 / 2021

Сегодня 21 июня… Дата того дня, который был последним перед войной. Войной, которая изменила жизнь всех современников и разделила ее навсегда на «до» и «после»… Вернувшись с совещания красных командиров в Москве в мае 1941 года, мой дед был уверен,...

Стена директора ИИиП МПГУ: «Зачем сохранять память? Обращение к бабушкам середины XXI века»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Зачем сохранять память? Обращение к бабушкам середины XXI века»
26 / 05 / 2021

Моя бабушка попала в возрасте становления, человеческого формирования, в период воспитания (о котором мы так активно сейчас говорим и расписываем в планах) на социальную катастрофу и революцию начала XX века. Был очень сильный разрыв в жизни и ценностях нашей семьи,...

Стена директора Института истории и политики: “Цветы мая 1941 года…”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: “Цветы мая 1941 года…”
11 / 05 / 2021

Мы празднуем 76-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Мы как всегда радуемся Победе, которая в 1945 г. дала возможность состояться Будущему многих стран и людей. Но очень важно, чтобы у этого праздника оставалась и горечь, как в песне про Победу – «это праздник...

Стена директора ИИиП МПГУ: «Мои земляки из Бад Фрайенвальде: Вальтер Ратенау и Иоахим фон Риббентроп / 99 лет Рапалльскому договору с Германией»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Мои земляки из Бад Фрайенвальде: Вальтер Ратенау и Иоахим фон Риббентроп / 99 лет Рапалльскому договору с Германией»
16 / 04 / 2021

Мои земляки по Германии. Это большое количество людей из той части Германии, которая близка и немцам, и многим русским – из Пруссии, она же ГДР. Так вышло, что нас связывают с немцами не только истории войн между нами, но и...

Стена директора ИИиП МПГУ: «По секрету… кому в жизни везет? Рассказываю!»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «По секрету… кому в жизни везет? Рассказываю!»
13 / 03 / 2021

В жизни у нас встречается всякое и всякие… И настроения тоже. В том числе и в институте. Среди кого-то уныние, кто-то весел, кто-то карабкается по лестнице «достижений». В общем, все на своих «беговых дорожках»… Хочу вам раскрыть тайну, что все...

Стена директора ИИиП: «О позитивной истории, или как “Боже, Царя храни” превращается в “Слава Родине”»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП: «О позитивной истории, или как “Боже, Царя храни” превращается в “Слава Родине”»
22 / 02 / 2021

Когда-то в феврале 1980 года, стоя на плацу в составе военного оркестра 1-го гвардейского Севастопольского Краснознамённого ордена Александра Невского мотострелкового полка знаменитой Таманской дивизии им. М.И. Калинина, мы вдруг заиграли перед прохождением мимо штаба полка «Боже, Царя храни». Я оглядывался...

Стена директора ИИиП: «”Дедушка, расскажи, как было раньше!” – 1993 год на Ямале»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП: «”Дедушка, расскажи, как было раньше!” – 1993 год на Ямале»
13 / 02 / 2021

Мой товарищ по университету в 1993 году осенью, в сентябре уехал в этнографическую экспедицию на Ямал. Мы с ним простились в аспирантском общежитии РАН 21 сентября 1993 года, часов в 15-16. Должны были на следующий день снова встретиться, у нас...

Стена директора ИИиП: “Трансгуманизм: вместо обожения человека нам подсовывают потребителя. Надо ли жить вечно?”
Институт истории и политики (новости)
Стена директора ИИиП: “Трансгуманизм: вместо обожения человека нам подсовывают потребителя. Надо ли жить вечно?”
21 / 12 / 2020

В последнее время стало актуальным публичное обсуждение темы ценностей, соотношения технологического прогресса и нравственного, дегуманистического обоснования прогресса – перенесение развития от человека на технологии, архаизации образования через замену нравственного воспитания «толерантным» табуированием, или популярной сегодня на Западе идеологии трансгуманизма, технологической...

Стена директора ИИиП МПГУ: «Изменяется ли человек во времени? – Про коммунизм и любовь»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Изменяется ли человек во времени? – Про коммунизм и любовь»
08 / 11 / 2020

В последнее время все чаще и очень авторитетными экспертами в самых разных местах, аудиториях и по разному поводу утверждается: Да что вы! Человек не изменяется! Какой он был, таким всегда и остается! Ничего в нем не меняется и не изменится!...

Стена директора ИИиП МПГУ: «Человек, везение и судьба»
Институт истории и политики (новости)
Стена директора ИИиП МПГУ: «Человек, везение и судьба»
26 / 10 / 2020

«За что это мне?» – можно услышать очень часто от людей разного возраста. И этот вопрос обычно адресуется не в связи с тем, что у нас что-то получилось или нам что-то перепало. Обычно прямо наоборот. Считается, что происходящий негатив в...

Стена директора ИИиП МПГУ: “Диалог о теории”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: “Диалог о теории”
03 / 07 / 2020

заочная беседа с математиком Виктором Пржиялковским о теории, истории и математике.   Участники беседы: директор Института истории и политики, заведующий кафедрой новейшей отечественной истории МПГУ А.Б. Ананченко, аспиранты кафедры истории России МПГУ Э.Р. Полатханова и кафедры новейшей отечественной истории МПГУ В.В. Черемухин...

Стена директора ИИиП МПГУ: «22 июня… Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «22 июня… Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»
22 / 06 / 2020

Когда я был ещё маленьким, моя мама по дороге с Украины на Волгу часто должна была заночевать в Москве, взять билеты сразу не удавалось. Тогда она ночевала со мной на скамейке в парке у Вечного огня, у могилы неизвестного солдата....

Стена директора ИИиП МПГУ: “Привет из апреля 1945 года! Бывают времена, когда и камни начинают говорить”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: “Привет из апреля 1945 года! Бывают времена, когда и камни начинают говорить”
24 / 04 / 2020

Когда мы с вами останавливаемся вдруг неожиданно в беге нашей жизни, мы начинаем видеть вокруг много того, чего раньше не замечали. Мир вокруг нас теряет свою двухмерность и приобретает совсем другую глубину. Люди прошлого и иные времена начинают напрямую как...

Стена директора ИИиП МПГУ: “Историк и со-чувствие времени”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: “Историк и со-чувствие времени”
18 / 04 / 2020

У будущего историка должно быть важное чувство, которое присуще не всем людям и не всем в одинаковой степени, и совсем небольшое количество людей обладает осознанным таким чувством. Это важное и человеческое, и профессиональное чувство – со-чувствие времени. Мы же с...

Стена директора ИИиП МПГУ: «”А он не вернулся из боя…” 9 апреля 1945 года был взят Кёнигсберг»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «”А он не вернулся из боя…” 9 апреля 1945 года был взят Кёнигсберг»
09 / 04 / 2020

В эти дни 42 года назад (в 1978 году) я заканчивал учёбу в школе, а у двоих моих знакомых сверстников-погодков во дворе г. Куйбышева (ныне Самара) отец был как раз участником этого штурма Кёнигсберга. А спустя год я попал служить...

Стена директора ИИиП МПГУ: «День историка: В деканате у нас работают “ребята 70-й широты”»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «День историка: В деканате у нас работают “ребята 70-й широты”»
28 / 03 / 2020

Сегодня Всемирный день историка. Встречаем его мы скромно. Совсем скромно. Но для нас как для профессиональных историков это обычная история, мы ведь, как правило, и должны быть растворены среди окружающего мира и незаметны как летописцы или идти по коридору как...

Поздравление директора ИИиП с 8 марта
Стена директора Института истории и политики
Поздравление директора ИИиП с 8 марта
06 / 03 / 2020

Дорогие и любимые женщины, наши замечательные коллеги! Когда-то в далекие и одновременно близкие 1960-е годы в песне пелось: «Может, просто тепла твоему сердечку надо…» Женщины очень чутко реагируют именно на то, что в обществе происходит в отношениях между людьми, в...

Магистранты 101 группы ИИиП МПГУ: Правда истории против резолюции ЕС
Стена директора Института истории и политики
Магистранты 101 группы ИИиП МПГУ: Правда истории против резолюции ЕС
22 / 02 / 2020

В год 75-летия Великой Победы нам очень важно сохранять память, правду и чистоту нашего подвига и нашей жертвы для всего человечества. Именно поэтому такой ясный и бескомпромиссный ответ вызвала в России резолюция Европейского парламента от 19 сентября 2019 года «О...

Стена директора ИИиП МПГУ: «Русские войска – это почти что-то сказочное, они появляются, мир меняется…»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Русские войска – это почти что-то сказочное, они появляются, мир меняется…»
01 / 10 / 2019

Во время исторических событий, часто природные условия, фон их прохождения становятся как в классической музыке, важным оттенком, акцентом, дающим окраску происходящему, символом памяти о нём. Эти природные условия потом часто и оказываются главным элементом исторического настроения и оценки события, включают...

Почему в советском марше 1945 года зазвучал гимн Российской империи?
Стена директора Института истории и политики
Почему в советском марше 1945 года зазвучал гимн Российской империи?
16 / 07 / 2019

Однажды. В моей жизни это было однажды. Есть такая характеристика времени протекания события – «однажды». Историки, как правило, этим не пользуются, потому что им важны для характеристики события и процесса, как правило, именно хронологические границы. Но бывают – всё-таки бывают!...

Стена директора ИИиП МПГУ: “Сопричастность”
Институт истории и политики (новости)
Стена директора ИИиП МПГУ: “Сопричастность”
02 / 07 / 2019

Мы часто говорим сейчас о ценностях. О важности ценностей. О различии ценностей. О высоте ценностей. Но очень мало понимаем как в самих этих ценностях, так и в их содержании, зачем, почему и как существуют эти ценности. Очень часто, даже не...

Стена директора ИИиП: «В Финляндии отменяют историю в школах. Далее везде?»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП: «В Финляндии отменяют историю в школах. Далее везде?»
02 / 06 / 2019

Школьные предметы сильно изменятся к 2020 году. Об этом заявило правительство Финляндии. В школах этой страны образовательная система сильно изменится. Исчезнут такие предметы, как физика, биология, история. Школьники будут изучать совсем другие предметы. Эта новость стала обсуждаемой в интернете. Идея...

Стена директора ИИиП МПГУ: «Кто такие русские и почему мы помогаем ДНР-ЛНР?»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Кто такие русские и почему мы помогаем ДНР-ЛНР?»
25 / 04 / 2019

Владимир Путин подписал указ об упрощённом получении гражданства РФ для жителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины. Теперь рассмотрение таких вопросов должно занимать не более трёх месяцев. Российский лидер отметил, что цели принятия решения — чисто гуманитарные, так как...

Стена директора ИИиП МПГУ: “12 апреля – день, когда можно не пойти на занятия”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: “12 апреля – день, когда можно не пойти на занятия”
12 / 04 / 2019

    Материал на сайте ИА “Реалист”12 апреля 1961 года космический корабль СССР вышел в космос! Событие радостное и для нашей страны, и для всего мира. Мне тогда был почти месяц, и я пытался радоваться существованию вообще, безотносительно космоса. Мой...

Стена директора ИИиП: “СССР существовал в Германии до 3 марта 1992 года”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП: “СССР существовал в Германии до 3 марта 1992 года”
03 / 03 / 2019

После распада СССР Указом президента РСФСР от 4 марта 1992 года ЗГВ (Западная группа войск в Германии – А.А.) перешла под юрисдикцию Российской Федерации, взявшей на себя обязательства по дальнейшему выводу войск, который был завершен 31 августа 1994 года. Источник...

Стена директора ИИиП МПГУ: “23 февраля 1970 года”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: “23 февраля 1970 года”
23 / 02 / 2019

Когда у меня 23 февраля случилось в первый раз? Наверное, было у меня это и раньше, но запомнилось осознанно именно с этого события. Эта история почти для нашего Института детства. 1970-й год. СССР. Западная Украина. Львовская область. Город Добромиль (одно...

Стена директора Института истории и политики: “Память о добре”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: “Память о добре”
18 / 02 / 2019

Кто помнит добро, а кто голодомор: Как моя бабушка уехала из Винницкой области в Кировоградскую 20 февраля 2019 г. в МПГУ открылась выставка «Гуманизм и солидарность в борьбе с голодом (1921–1923)» Мы часто слышим, что надо рассказать правду. Всю правду....

Стена директора ИИиП МПГУ: «Жила-была в МПГУ “Золушка”…»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Жила-была в МПГУ “Золушка”…»
09 / 01 / 2019

Жила-была… Так начинаются сказки, сказания и рассказы. Или то, что их объединяет. Неважно ведь, что это – быль или небылица, она хранит для нас память о главном. Вот и у меня рассказ о нашей новогодней ёлке в корпусе гуманитарных факультетов,...

Стена директора ИИиП МПГУ: “Если ты, чувак, не Гегель! – Как начинают путь в историки”
Институт истории и политики (объявления)
Стена директора ИИиП МПГУ: “Если ты, чувак, не Гегель! – Как начинают путь в историки”
18 / 12 / 2018

Есть профессии, требующие не только профессионального образования, но и связанные с определенным отношением к жизни, ее смыслам и ценностям, требующим не только включенности в жизненные процессы, но и желания целостного осмысления происходящего. Сегодня такой подход редко встречается среди молодежи –...

Стена директора ИИиП: «Физика превращает эталоны в “математическую лирику”»
Институт истории и политики (объявления)
Стена директора ИИиП: «Физика превращает эталоны в “математическую лирику”»
26 / 11 / 2018

МОСКВА, 16 ноября – РИА Новости. Килограмм, ампер, кельвин и моль получили новые, более точные физические определения, выраженные не через объекты реального мира, а через абстрактные математические константы, сообщает Chemistry World. […] Килограмм оставался одной из немногих фундаментальных единиц системы...

Стена директора Института истории и политики: «О настроении 5 ноября, 100-летии ГРУ и исторической аналитике»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «О настроении 5 ноября, 100-летии ГРУ и исторической аналитике»
05 / 11 / 2018

Сегодня 100-летний юбилей ГРУ. Перед самым юбилеем наш президент вернул это славное заслуженное историческое наименование военной разведке. Буду ли что-то еще в этой связи говорить? Нет! Там, где разведка – не болтают. А ГРУ – не то имя, чтобы его...

Стена директора ИИиП МПГУ: «”Спят мышата, спят ежата…”. Октябрь 1993 г. в Москве»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «”Спят мышата, спят ежата…”. Октябрь 1993 г. в Москве»
15 / 10 / 2018

Над Москвой всю ночь горело здание Верховного Совета России, которое никто не тушил. Утром 4 октября женщина принесла к нам в общежитие на Воробьёвых горах написанное от руки «Завещание не сдавшихся защитников здания Верховного Совета». По её словам, 3 студента...

Стена директора Института истории и политики: «Девочка и солдат»
Институт истории и политики (новости)
Стена директора Института истории и политики: «Девочка и солдат»
02 / 10 / 2018

Жила-была девочка … И была дождливая осень 1941 года. Был вокзал в Донецкой области. Моя мама с моей бабушкой и прабабушкой были на вокзале. Мама хотела есть. Она была маленькая девочка и не знала, и не понимала, почему в мире...

Стена директора Института истории и политики: «Про комсомол, героизм и обыденность»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Про комсомол, героизм и обыденность»
09 / 09 / 2018

100 лет комсомолу. Название у меня получилось очень модное для современной исторической науки. Сегодня у наших зарубежных коллег, да постепенно и у нас, стало модным уходить от понимания исторического процесса к фиксации и описанию его индивидуального переживания и проживания в...

Стена директора Института истории и политики: “Война и нравственность: 22 июня 1941 года”
Институт истории и политики (новости)
Стена директора Института истории и политики: “Война и нравственность: 22 июня 1941 года”
25 / 06 / 2018

Как помочь, кому помочь? Надо ли кому-то помогать? И зачем помогать? Как часто помощь ближним формализована, как часто она превращается в грант, или проект, или только к нему и сводится, и как часто мы забываем о том, что ближним нужна...

Стена директора ИИиП МПГУ: “Про славянскую письменность, про Сербию, Россию и про любовь – про нас с вами”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: “Про славянскую письменность, про Сербию, Россию и про любовь – про нас с вами”
22 / 05 / 2018

Сейчас в нашем университете идут Дни славянской письменности и культуры. Мы с вами услышали сербскую песню о России. Как будущие педагоги, вы можете понять других людей, почувствовать их состояние, состояние души – и высоту души. А чего тут грешить, мы уже...

Стена директора ИИиП МПГУ: “Об истории и нравственности”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: “Об истории и нравственности”
08 / 05 / 2018

В эфире канала “Anna news” вышло интервью, посвященное проблемам истории и нравственности, исторического сознания и создания хартии российского историка.

Стена директора ИИиП МПГУ: «Крыса, человек и космос»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Крыса, человек и космос»
17 / 01 / 2018

Вопрос смыслов жизни – это не вопрос размеров или скорости роста ВВП и тем более не вопрос инстинктов, которые задают некоторые для жизни границы. Вопросы смыслов – о том, что важнее именно для тебя в жизни. И не только для...

Стена директора Института истории и политики: «С чего начинается Родина? И где она начинается?»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «С чего начинается Родина? И где она начинается?»
27 / 05 / 2017

Несколько лет назад весной я бродил в центре немецкого городка на горе. Было тихо и пусто. Рядом возвышался эсэсовский мемориал. Мы его после войны так и не уничтожили. Просто оставили его, каким он был, каким мы его застали после боёв....

Стена директора Института истории и политики: «США проводят в Германии учения на русском языке “просто так”»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «США проводят в Германии учения на русском языке “просто так”»
04 / 04 / 2017

Учения дислоцированных в Германии войск США с участием «русскоговорящих статистов» не являются подготовкой к каким-либо действиям. Об этом заявил официальный представитель Совместного многонационального центра по подготовке военнослужащих в Германии капитан Сухопутных сил США Крис Брэдли, комментируя появление на официальном сайте Берлина объявления о поиске русскоговорящих статистов для участия в учениях....

Стена директора Института истории и политики: «Ушел поэт… Памяти Евгения Евтушенко»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Ушел поэт… Памяти Евгения Евтушенко»
02 / 04 / 2017

Ушёл поэт… Ушёл Евгений Евтушенко… Уходит эпоха… Уходит современность… Разве может она уйти? Может. Вот и уход от нас поэта напоминает нам… И даже не напоминает, – мы просто ощущаем, что наш мир, знакомый нам мир, знакомые смыслы, тревоги, радости и...

Стена директора Института истории и политики: «Физика и “остановка времени”: образование, компетенции, глупость или деньги?»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Физика и “остановка времени”: образование, компетенции, глупость или деньги?»
07 / 03 / 2017

Ученые пришли к выводу, что господствующая в астрофизике теория о нарастающем расширении Вселенной не соответствует действительности. По предположению ученых, происходящее на самом деле замедление активности Вселенной может привести к изменению скорости течения времени. При этом они предполагают, что в какой-то...

Стена директора Института истории и политики: «Это было не у моря… (романс и жизнь)»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Это было не у моря… (романс и жизнь)»
23 / 02 / 2017

Это было не у моря, не за синими горами и глубокими морями. Это было в Алабино. Там редко встречался городской экипаж, но зато гораздо чаще встречался БТР или БМП. Это был 1979 год. 1-й гвардейский Севастопольский мотопехотный полк Таманской дивизии....

Стена директора Института истории и политики: «Покаяние или разрушение?»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Покаяние или разрушение?»
19 / 02 / 2017

В последнее время с новой силой поднялось обсуждение вопроса: «Нужно ли нам историческое покаяние?». Вот и я решил высказаться на эту тему. Хотелось написать много… А потом понял – писать собственно не о чем. Нет содержания обсуждения. Или, вернее, содержание...

Стена директора Института истории и политики: «Русская культура – диалог с А.С. Пушкиным»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Русская культура – диалог с А.С. Пушкиным»
10 / 02 / 2017

День памяти А.С. Пушкина в 2017 году проходит 10 февраля, в годовщину смерти национального русского поэта. Сегодня 180 лет с той скорбной даты нашей истории и культуры. Наш университет тесно связан с историей русской культуры, русского образования и русской словесности....

Стена директора Института истории и политики: «Венесуэла: “цветные кроты” не любят солнце»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Венесуэла: “цветные кроты” не любят солнце»
22 / 01 / 2017

МОСКВА, 20 января. /ТАСС/. Ситуация в Венесуэле развивается по сценарию «цветной революции». Такую оценку событиям в этой стране в пятницу дали в МИД РФ. «Ситуация в Венесуэле продолжает накаляться, – отметили в российском дипведомстве. – Радикальное крыло антиправительственного лагеря, вставшее...

Стена директора Института истории и политики: «2017: провокаторы за работой – в ожидании “русского майдана”»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «2017: провокаторы за работой – в ожидании “русского майдана”»
09 / 01 / 2017

Интересный анализ-прогноз политического развития России даёт для «Радио Свобода» политолог и преподаватель МГИМО Валерий Соловей на 2017 год и среднесрочную перспективу[1]. Но, правда, ответственность за свои слова он не берёт и сразу оговаривает границы своей смелости: «любая система испытывает потребность...

Стена директора Института истории и политики: «”Застой”: история и слово  (к 110-й годовщине со дня рождения Л.И. Брежнева)»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «”Застой”: история и слово (к 110-й годовщине со дня рождения Л.И. Брежнева)»
22 / 12 / 2016

В связи со 110-летним юбилеем со дня рождения одного из самых заметных руководителей Советского Союза – Леонида Ильича Брежнева – в нашей печати вдруг вспомнили, что мы переходили в нашу современность («модерн») не из 1930-х годов, не из 1937-го года,...

Стена директора Института истории и политики: «Слово и жизнь: Почему изменились надписи на заборах? Потому что говорить стали иначе»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Слово и жизнь: Почему изменились надписи на заборах? Потому что говорить стали иначе»
18 / 10 / 2016

Шли сегодня девушки-студентки весёлой гурьбой после первой пары кто домой, кто к машинам. И весело болтали. А что можно услышать от «тургеневских девушек», будущих педагогов? Да, вы правы, конечно же весёлый – такой, как они сами, – матерок. Очень образная,...

Стена директора Института истории и политики:  «Реплика: Историк и интересная эпоха»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Реплика: Историк и интересная эпоха»
13 / 09 / 2016

  У нашего бывшего студента поэта Николая Глазкова есть стихотворение: Я на мир взираю из-под столика. Век двадцатый – век необычайный. Чем столетье интересней для историка, Тем для современника печальней. Николай Иванович Глазков с 1938-го учился на филологическом факультете Московского государственного...

Стена директора Института истории и политики: «Рассказы по истории. Фото из 1930-х: “Она была генеральская дочь…”»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Рассказы по истории. Фото из 1930-х: “Она была генеральская дочь…”»
31 / 07 / 2016

Несколько дней назад я нашёл в своих книгах старую семейную фотографию. Уже лет 10 я думал, что она утеряна, а тут вдруг «голос» из прошлого: на фото есть люди, фотографий которых у нас больше нет – заговоривший образ. И одна...

Стена директора Института истории и политики: “О физическом бессмертии и почти о душе”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: “О физическом бессмертии и почти о душе”
08 / 07 / 2016

Проект, который реализуется в Техасе, США, назван Timeship (Корабль времени). В криогенном центре будет возможно посмертно заморозить до 50 тысяч тел, чтобы в будущем, используя новые технологии, "воскресить" умерших.

Одна встреча с Юрием Визбором – «А будет это так»
Стена директора Института истории и политики
Одна встреча с Юрием Визбором – «А будет это так»
Наши выпускники
21 / 06 / 2016

А было это так. Была весна 1979 года. Я работал чертёжником в КОНИИР (Куйбышевском отделении научно-исследовательского института радио) и собирался уходить в весенний призыв в армию. И вдруг неожиданно вижу объявление, что в Куйбышеве во дворце культуры «Звезда», принадлежащем важному...

Визбор – «маленькая планета» большого университета
Стена директора Института истории и политики
Визбор – «маленькая планета» большого университета
20 / 06 / 2016

Сегодня день рождения Юрия Визбора, нашего выпускника… А 65 лет назад Визбор начал учиться в нашем университете – Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина, как его тогда называли. Но это было официальное наименование нашего вуза. Тогда же он...

Ветер в подворотне около дома часто помогает понять «Ветер истории»
Стена директора Института истории и политики
Ветер в подворотне около дома часто помогает понять «Ветер истории»
27 / 04 / 2016

У каждого года в истории – есть своё «лицо», своё настроение, своё небо, запахи, ощущения… Когда мы вспоминаем недалёкие исторические 1985, 1991, или 1993 гг, или любой другой запомнившийся год из недавней истории, год, который не только запомнился, но и...

Что такое зло, или фальсификации истории? О неочевидности очевидных истин?
Стена директора Института истории и политики
Что такое зло, или фальсификации истории? О неочевидности очевидных истин?
21 / 04 / 2016

Хотелось бы начать со сказочных (они содержатся в сказках) или детских вопросов (они задаются в раннем возрасте): – что есть Зло? – что есть Добро? Но поскольку у нас с вами не сказка и не детство, то я только на...