Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Стена директора ИИиП МПГУ: «Крыса, человек и космос»

Стена директора Института истории и политики

Вопрос смыслов жизни – это не вопрос размеров или скорости роста ВВП и тем более не вопрос инстинктов, которые задают некоторые для жизни границы. Вопросы смыслов – о том, что важнее именно для тебя в жизни. И не только для человека, но и для любого живущего.

Когда-то в Таманской дивизии у нас в казарме на 3 этаже жила крыса. Жила себе и жила. Мало ли, где и почему живут крысы, – и не только в казармах, и не только среди солдат.

Единственное, что делало вопрос о крысе актуальным, обсуждаемым – это только то, почему, как и за каким занятием встречали солдаты крысу. А встречали они её по ночам в туалете на подоконнике, где она сидела и смотрела на ночное небо, на звёзды.

Всё смешалось в этом мире, и это стало темой солдатских бесед: крыса, ночь, туалет, звёздное небо. Как это всё соединить? Как это соединить в реальную жизнь?

Когда-то Кант был поражён именно тем, что, кажется, поразило и крысу – звёздным небом над нами:

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне [1]

Правда, ни солдаты, ни крыса не читали Канта, но солдат удивляла крыса, а не небо. А вот крыса и Кант были поражены одинаково звёздным небом.

Правда, вопрос о втором предмете удивления Канта остаётся, как остаётся и повод удивляться этому, если оно есть – моральный закон в нас.

Как-то днем, когда солдатам делать было нечего, они решили найти место, где живёт крыса. И хотя мнение солдат разделилось, но наиболее нетерпеливые всё-таки решили это сделать во чтобы то ни стало. И сделали. Они подняли под шинелями доски, и крыса выбежала и заметалась по этажу. Часть солдат начала бегать за ней. А один солдат из нашего оркестра закрыл её от всех своим сапогом, она спряталась под подошвой его сапога, замерла. Ажиотаж погони у всех спал. А когда музыкант убрал сапог, крыса не шевелилась, из носа у неё текла кровь. Она умерла от разрыва сердца, от страха. Она была слишком впечатлительна, недаром она любовалась по ночам звёздным небом.

И вроде бы ничего ведь из этого? Крысы не стало в расположении казармы. Солдаты, участвовавшие в этом, чувствовали себя неловко, хотя и не могли бы объяснить почему. Общее впечатление сводилось к тому, когда ничего не говорят, а только произносят долгое и с досадой – эээээх!..

Вот и выходит, что звёздное небо удивляет всех, а вот удивить космос наличием в нас морального закона нам получается не всегда.

Важно, чтобы наше любопытство не было смертельным для объекта нашего интереса. Звездное небо может сохраниться только если у разума будет моральный закон.

17 / 01 / 2018

Показать обсуждение