Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

НАВСТРЕЧУ 150-ЛЕТИЮ МПГУ

Стена директора ИИиП: «В Финляндии отменяют историю в школах. Далее везде?»

Стена директора Института истории и политики

Школьные предметы сильно изменятся к 2020 году. Об этом заявило правительство Финляндии. В школах этой страны образовательная система сильно изменится. Исчезнут такие предметы, как физика, биология, история. Школьники будут изучать совсем другие предметы.

Эта новость стала обсуждаемой в интернете. Идея с заменой предметов на современные понравилась не только финским ученикам, но и российским. В России, по мнению многих школьников и их родителей, преподают много ненужных предметов, которые бы также стоило заменить. Они не готовят к реальной жизни, но затрачивают много времени и требуют немалых усилий. Пока замена предметов будет постепенно осуществляться в Финляндии. В других странах такая система пока внедряться не будет. Если в Финляндии эта идея покажет отличные результаты, вполне возможно, что ее станут внедрять и другие страны в своих школах.

Источник

В этой новости есть не только информация про изменение содержания образования, но и ещё один важный посыл – а что такое современность, которой хотят сделать соответствующими финское образование и изучаемые в школе предметы? И что такое отличный результат в образовательной системе? Казалось бы, все просто, или не требует специального обсуждения, но может оказаться всё и совсем иначе: за простыми решениями могут обнаружиться сложные социальные, мировоззренческие и этические проблемы.

Сразу скажу, что современность, к которой апеллирует реформа образования в Финляндии, не всегда более развитое состояние по сравнению с предыдущим. Нам важно напомнить об этом в самом начале обсуждения, потому что обращение к современности как наиболее развитому состоянию – это обычный стереотип манипулирования сознанием. Современность – не всегда символ прогресса, она может быть и регрессом. Пример из дня сегодняшнего, простой и ясный, – Украина.

Тема подготовки для реальной жизни, желания родителей как основы формирования программы обучения детей и образования как услуги – это не только Финляндия, но и столбовой дискурс обсуждения проблем образования в России. Скоро из разговоров про Финляндию эта тема может стать проблемой политики и практики российского образования. Поэтому лучше сейчас сказать, что это такое, на чем основано и как оно отразится не только на образовании, но и на всём обществе.

В Финляндии отменяют историю в школах, объясняя это тем, что она не нужна в будущей реальной жизни. Но история – это обязательный элемент для формирования общественного, национального самосознания. Общественное национальное сознание и существует только в форме исторического сознания. Убираем историю – и что происходит? А происходит то, что происходит с человеком, если исчезает его сознание, самосознание (неважно, в силу каких причин). Его тело представляет тогда замечательный набор здоровых органов, которым сознание совсем и не нужно (им и так хорошо на биологическом, клеточном уровне функционирования), а используются они другими субъектами для пересадки в другие тела, другие биологические организмы, обладающие сознанием. Общество – это социальный организм. Общество без истории – это социальное «тело» для пересадки органов другим субъектам.

Дело ещё и в том, что заказ на урезанное среднее образование будет создавать государство, а не родители. Хотя и ссылаются на них. А вот если родители захотят настоящее образование, которое будет включать множество так называемых «ненужных» предметов, тогда придется относиться к этому именно как к услуге, со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе и оплатой таких «услуг».

В общем, получается так, что именно финское государство заказывает сокращенный тип образования и ограниченного будущего финского человека.

Проблема даже не только в истории. Наши партнеры по биологической истории и эволюции – обезьяны – уверены, что прямохождение, которому мы учим детей, совсем не нужно в будущей жизни. А зачем? Тело наше приспособлено к жизни на деревьях, а это прямохождение только мучения доставляет в жизни и ненужные устремления и проблемы. Один климат в России чего стоит, или в Финляндии. А жизнь на деревьях в Африке – это реализм и комфорт. Плюс, это, конечно, прагматизм и эффективность.

Там, где начинается вопрос о смысле жизни, исчезает эффективность. Мой однокурсник преподавал историю в 5 классе в школе. Дети очень бурно развивались в понимании ценностей человеческой жизни. Один из мальчиков ехал с мамой в школу и спросил у неё, а в чем её смысл жизни. Мама прибежала к директору школы и как в «финляндии» устроила истерику, что детей учат в школе совсем не тому, им это не надо и не пригодится в будущей жизни. Зачем все эти ненужные и пустые вопросы? Учителя уволили из школы. А ведь и то правда, зачем всё это?

Отмена истории – это обязательный элемент политики глобализации и постепенного формирования предпосылок для мировой власти. История и реальность должны постепенно заменяться набором нескольких абстрактных понятий-представлений, которые заменят реальность истории её оценкой-отношением, что в нашем мире все хорошо.

Россия – единственная страна в современном мире, где сегодня не просто изучают в школе историю, но ещё и всемирную историю. А что это значит? А означает это простую вещь, что вы учите всю «таблицу умножения», а не овладеваете одной компетенцией, например, умножением числа 3, за что получаете балл, возможность перехода на следующую ступень, сертификат и многое, многое другое. То есть вы получаете различные знаки вашего знания, «сертификаты», и получаете за это в обществе различные типы признания, но только при этом, самим знанием, по существу, не владеете.

Проблема не только в разном качестве знаний, но и в разном типе людей, возникающих в результате этого. Причем такое всестороннее знание может укреплять общество, а может быть очень хорошей базой для его разрушения. Оказывается, что важно не просто давать такое знание, но осознанно его давать на основе определенного понимания общества, истории, человека и главных ценностей их жизни, т.е. на основе идеологии.

Первые сторонники подготовки детенышей, смысла их обучения только к реальной жизни и ненужности прямохождения в джунглях до сих пор счастливо и комфортно живут на деревьях в Африке, Америке, Азии и успешно пользуются универсальным биологическим инструментом – хвостом.

Что же такое отказ от преподавания физики, биологии, истории? Это программа сознательного регресса как основы развития, это включенный прямо противоположный путь от прогресса – реверсивный ход истории. А что же это еще такое? Не догадываетесь? А ещё это означает веру в коммунизм, в то, что нельзя идти по пути прогресса, не делая одновременно, даже без желания, шагов по пути к «коммунизму», постбуржуазному будущему. Именно это заставляет попытаться некоторые элитарные мировые круги включить «обратный отсчет» исторического времени.

Не только история или физика при таком подходе – лишнее. Не только они не имеют прямой прагматической выгоды. Но ведь имя, фамилия человека, его отчество – это тоже лишнее, только усложняет жизнь. Идя по этому пути прагматизма и эффективности, надо будет переходить на цифровые номера человека. Все будет просто и ясно, и как раз на уровне всех этих реальных, а не выдуманных потребностей человека. Правда ведь? На следующих этапах человека начнут превращать в «цифру»?!

Вся культура – это ведь выдумка? Без всяких преувеличений, ведь так? У животных нет культуры, а мы, люди, ее всю выдумали сами. А сами мы то, что есть наша культура. Если пойти по пути сужения масштабов и уровней культуры, исчезнут проблемы культуры, останутся вопросы человеческой животной жизни в социальной среде. Останутся социо-природные условия, в которых будут в круговороте жизни существовать люди.

Что такое образование? Что такое система образования? Кто определяет содержание образования?

Казалось бы, простые вопросы, но на них нет простых или однозначных ответов.

До сих пор есть и усиливается такой ложный и живучий стереотип, политика нашего новейшего времени о том, что образование – это услуга. Именно ведь из этого понимания вытекает тезис о том, что родители хотят более простых и как бы нужных знаний, а государство идет им навстречу и проводит реформу содержания образования.

Образование – это одна из основных сфер общественной жизни, которая занимается «производством людей». Да-да, именно так. Человеку мало физически появиться на свет. Для того, чтобы стать человеком, ему надо пройти большой путь, для которого и создана система образования.

За обучением детей только тому, что практично и необходимо, сегодня стоит простой антигуманный принцип, что люди нужны лишь постольку, поскольку они удовлетворяют некоторые потребности. А если эти потребности больше не нужны, нужны ли эти люди? Это яркое и открытое проникновение антигуманизма в нашу жизнь. А начинается всё, казалось бы, с далеких от гуманизма проблем, с реформы содержания образования.

Мы стоим не просто перед формальной и текущей реформой системы образования. Дело в другом. Мы стоим перед самой глубокой со времен возникновения христианства духовной развилкой человечества: продолжать ли идти по пути гуманизма и прогресса или решительно свернуть на путь, который привел к концу Древнего Рима, путь «хлеба и зрелищ», т.е. на путь примитивного потребления, комфорта на уровне простейших желаний, эмоций и потребностей.

Простейший путь регрессивного изменения образования предполагает его сведение к простейшим навыкам, умениям, компетенциям, к которым и сводится в результате весь человек.

Можно ли сводить смысл и содержание важнейшей социальной сферы, определяющей будущее, к желанию тех, кто в этом ничего не понимает, к желанию родителей? Можно все что угодно говорить в этом случае, но родители – это не те люди, которые понимают, зачем и как существует система образования. У меня до сих пор перед глазами моя прабабушка из Винницкой области, родившаяся во второй половине XIX века. Папа не отдал ее учиться, он говорил, что девочкам не нужно образование. Юношам надо будет писать из армии домой, а девочка замуж выйдет, и зачем ей там все это лишнее? Вот понимание родителей. Вот на чем будет основано образование, если идти по пути желания родителей. А прабабушка моя до конца жизни мучалась тем, что не умела ни писать, ни читать.

А папа моей прабабушки, мой прапрадед, отслужил в армии солдатом 25 лет. Остался жить там же, где служил, на Украине, в городе Брацлав Винницкой области. Студенты-историки должны представлять, что это за времена, когда служили по 25 лет. Вот после 25 лет службы мой прапрадед и завел семью. Можете сами представить, сколько ему было лет, и как это всё в жизни бывает. После 25 лет службы у него было 3 жены и 5 детей. А у меня через мою прабабушку оказалась живая связь с XIX веком, она родилась в том далёком от нас времени, а мне досталась от неё какая-то часть дыхания и аромата этого позапрошлого века, его подлинности и целостности. Как близко и одновременно далеко от нас совсем недавнее прошлое – 100-200 лет?! Но мы можем встретиться с ним, понять и почувствовать его. Хотя по новым стандартам «цивилизованного» образования это все будет ненужно, как непрактичное, ненужное и неэффективное знание. Такое знание не для прагматизма, а про смысл жизни. Это немножко о другом, по-другому и для другого.

Собственно, сегодня постепенно самым главным среди сфер производств в обществе перестает быть «производство вещей» – экономика, а самым главным становится совсем другое – «производство человека».

Если совсем просто сказать, то уже несколько веков в науке выделяется разный уровень мышления, на который поднимается человек: рассудок, разум и ум. Предлагающиеся, например, в Финляндии реформы системы образования гарантированно не дают и закрывают перед человеком возможность подняться выше уровня рассудка. А что из этого следует? – Культурный регресс со всеми вытекающими из него последствиями. Но при этом люди будут вполне довольны своей жизнью, состоящий из «хлеба и зрелищ». Но ведь и те, кто остался до сегодняшнего дня «с хвостом», тоже не в печали. Для осознания жизни без хвоста им понадобится ещё пару миллионов лет, если они у них будут.

Таким образом, проблема в том, что до сегодняшнего дня образование давало возможность всем желающим пройти путь от рассудка-разума до ума, от обучения удовлетворению простейших потребностей других до формирования потребности своего духовного развития как базовой потребности и смысла своей жизни. Теперь же хотят предложить зафиксировать «социальное дерево» как символ потребления, комфорта и ненужности развития. Новая реформа должна отрезать «ветки», возможность роста и развития.

Что такое новая реформа школы в Финляндии, а потом везде? Это денационализация, архаизация, десоциализация, дегуманизация, деаксиологизация (вытеснение ценностей правами, главного внутреннего – внешним формальным).

P.S. А в это время в отношении программ подготовки политологов в России некоторыми либеральными коллегами высказываются предложения отменить преподавание истории и русского языка как уже изученных в школе.

Материал на сайте ИА «Реалист»

02 / 06 / 2019

Показать обсуждение




Стена директора ИИиП: «Фальсификация истории и культурная агрессия: Немецкий сериал “Наши матери, наши отцы”»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП: «Фальсификация истории и культурная агрессия: Немецкий сериал “Наши матери, наши отцы”»
23 / 10 / 2021

Отвечая на вопрос историка из Европейского университета в Санкт-Петербурге Алексея Миллера на пленарной сессии XVIII заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» 21 октября 2021 года, президент России В.В. Путин отметил: «Что касается исторической памяти вообще, связанной со Второй мировой войной. Вы...

Стена директора ИИиП: “Осенние листья 1920 года”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП: “Осенние листья 1920 года”
29 / 09 / 2021

    У моего дедушки Александра была сестра Анастасия.   Вязьма… Смоленская область … Она шла по улице… Анастасия… Пусто… Людей не видно… А вокруг только шорох падающих листьев … Желтых, красных, оранжевых… Была осень… А ведь это осень 1920...

Стена директора ИИиП МПГУ: «Вопрос для дошколят: Откуда берутся плохие дяди и тети?»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Вопрос для дошколят: Откуда берутся плохие дяди и тети?»
19 / 07 / 2021

Откуда берутся плохие дяди и тети? Меня этот вопрос до школы очень занимал, и ответ на него я так и не получил до сегодняшнего дня. Может быть, Институт детства в нашем университете знает ответ? Рассказываете ли вы детям про «плохих»?...

Стена директора ИИиП МПГУ: «2-я гвардейская Таманская… Давай за жизнь!»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «2-я гвардейская Таманская… Давай за жизнь!»
08 / 07 / 2021

2-я гвардейская мотострелковая Таманская ордена Октябрьской Революции, Краснознамённая, ордена Суворова дивизия имени М.И. Калинина была сформирована 8 июля 1940 года согласно Директиве Народного Комиссара обороны СССР в городе Харькове как 127-я стрелковая дивизия. Я служил в Таманской дивизии в 1979–1981...

Стена директора ИИиП МПГУ: «22 июня… Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «22 июня… Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»
21 / 06 / 2021

Сегодня 21 июня… Дата того дня, который был последним перед войной. Войной, которая изменила жизнь всех современников и разделила ее навсегда на «до» и «после»… Вернувшись с совещания красных командиров в Москве в мае 1941 года, мой дед был уверен,...

Стена директора ИИиП МПГУ: «Зачем сохранять память? Обращение к бабушкам середины XXI века»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Зачем сохранять память? Обращение к бабушкам середины XXI века»
26 / 05 / 2021

Моя бабушка попала в возрасте становления, человеческого формирования, в период воспитания (о котором мы так активно сейчас говорим и расписываем в планах) на социальную катастрофу и революцию начала XX века. Был очень сильный разрыв в жизни и ценностях нашей семьи,...

Стена директора Института истории и политики: “Цветы мая 1941 года…”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: “Цветы мая 1941 года…”
11 / 05 / 2021

Мы празднуем 76-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Мы как всегда радуемся Победе, которая в 1945 г. дала возможность состояться Будущему многих стран и людей. Но очень важно, чтобы у этого праздника оставалась и горечь, как в песне про Победу – «это праздник...

Стена директора ИИиП МПГУ: «Мои земляки из Бад Фрайенвальде: Вальтер Ратенау и Иоахим фон Риббентроп / 99 лет Рапалльскому договору с Германией»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Мои земляки из Бад Фрайенвальде: Вальтер Ратенау и Иоахим фон Риббентроп / 99 лет Рапалльскому договору с Германией»
16 / 04 / 2021

Мои земляки по Германии. Это большое количество людей из той части Германии, которая близка и немцам, и многим русским – из Пруссии, она же ГДР. Так вышло, что нас связывают с немцами не только истории войн между нами, но и...

Стена директора ИИиП МПГУ: «По секрету… кому в жизни везет? Рассказываю!»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «По секрету… кому в жизни везет? Рассказываю!»
13 / 03 / 2021

В жизни у нас встречается всякое и всякие… И настроения тоже. В том числе и в институте. Среди кого-то уныние, кто-то весел, кто-то карабкается по лестнице «достижений». В общем, все на своих «беговых дорожках»… Хочу вам раскрыть тайну, что все...

Стена директора ИИиП: «О позитивной истории, или как “Боже, Царя храни” превращается в “Слава Родине”»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП: «О позитивной истории, или как “Боже, Царя храни” превращается в “Слава Родине”»
22 / 02 / 2021

Когда-то в феврале 1980 года, стоя на плацу в составе военного оркестра 1-го гвардейского Севастопольского Краснознамённого ордена Александра Невского мотострелкового полка знаменитой Таманской дивизии им. М.И. Калинина, мы вдруг заиграли перед прохождением мимо штаба полка «Боже, Царя храни». Я оглядывался...

Стена директора ИИиП: «”Дедушка, расскажи, как было раньше!” – 1993 год на Ямале»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП: «”Дедушка, расскажи, как было раньше!” – 1993 год на Ямале»
13 / 02 / 2021

Мой товарищ по университету в 1993 году осенью, в сентябре уехал в этнографическую экспедицию на Ямал. Мы с ним простились в аспирантском общежитии РАН 21 сентября 1993 года, часов в 15-16. Должны были на следующий день снова встретиться, у нас...

Стена директора ИИиП: “Трансгуманизм: вместо обожения человека нам подсовывают потребителя. Надо ли жить вечно?”
Институт истории и политики (новости)
Стена директора ИИиП: “Трансгуманизм: вместо обожения человека нам подсовывают потребителя. Надо ли жить вечно?”
21 / 12 / 2020

В последнее время стало актуальным публичное обсуждение темы ценностей, соотношения технологического прогресса и нравственного, дегуманистического обоснования прогресса – перенесение развития от человека на технологии, архаизации образования через замену нравственного воспитания «толерантным» табуированием, или популярной сегодня на Западе идеологии трансгуманизма, технологической...

Стена директора ИИиП МПГУ: «Изменяется ли человек во времени? – Про коммунизм и любовь»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Изменяется ли человек во времени? – Про коммунизм и любовь»
08 / 11 / 2020

В последнее время все чаще и очень авторитетными экспертами в самых разных местах, аудиториях и по разному поводу утверждается: Да что вы! Человек не изменяется! Какой он был, таким всегда и остается! Ничего в нем не меняется и не изменится!...

Стена директора ИИиП МПГУ: «Человек, везение и судьба»
Институт истории и политики (новости)
Стена директора ИИиП МПГУ: «Человек, везение и судьба»
26 / 10 / 2020

«За что это мне?» – можно услышать очень часто от людей разного возраста. И этот вопрос обычно адресуется не в связи с тем, что у нас что-то получилось или нам что-то перепало. Обычно прямо наоборот. Считается, что происходящий негатив в...

Стена директора ИИиП МПГУ: “Диалог о теории”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: “Диалог о теории”
03 / 07 / 2020

заочная беседа с математиком Виктором Пржиялковским о теории, истории и математике.   Участники беседы: директор Института истории и политики, заведующий кафедрой новейшей отечественной истории МПГУ А.Б. Ананченко, аспиранты кафедры истории России МПГУ Э.Р. Полатханова и кафедры новейшей отечественной истории МПГУ В.В. Черемухин...

Стена директора ИИиП МПГУ: «22 июня… Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «22 июня… Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»
22 / 06 / 2020

Когда я был ещё маленьким, моя мама по дороге с Украины на Волгу часто должна была заночевать в Москве, взять билеты сразу не удавалось. Тогда она ночевала со мной на скамейке в парке у Вечного огня, у могилы неизвестного солдата....

Стена директора ИИиП МПГУ: “Привет из апреля 1945 года! Бывают времена, когда и камни начинают говорить”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: “Привет из апреля 1945 года! Бывают времена, когда и камни начинают говорить”
24 / 04 / 2020

Когда мы с вами останавливаемся вдруг неожиданно в беге нашей жизни, мы начинаем видеть вокруг много того, чего раньше не замечали. Мир вокруг нас теряет свою двухмерность и приобретает совсем другую глубину. Люди прошлого и иные времена начинают напрямую как...

Стена директора ИИиП МПГУ: “Историк и со-чувствие времени”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: “Историк и со-чувствие времени”
18 / 04 / 2020

У будущего историка должно быть важное чувство, которое присуще не всем людям и не всем в одинаковой степени, и совсем небольшое количество людей обладает осознанным таким чувством. Это важное и человеческое, и профессиональное чувство – со-чувствие времени. Мы же с...

Стена директора ИИиП МПГУ: «Коронавирус напоминает о тайне жизни, ценностях и образовании»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Коронавирус напоминает о тайне жизни, ценностях и образовании»
13 / 04 / 2020

Совсем недавно (а недавно означает в обыденной жизни любого человека всего лишь несколько десятилетий назад) всегда присутствовала в жизни каждого из нас музыка, которая с детства задавала очень важную ноту жизни, очень важное понимание жизни, очень важное понимание смысла жизни....

Стена директора ИИиП МПГУ: «”А он не вернулся из боя…” 9 апреля 1945 года был взят Кёнигсберг»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «”А он не вернулся из боя…” 9 апреля 1945 года был взят Кёнигсберг»
09 / 04 / 2020

В эти дни 42 года назад (в 1978 году) я заканчивал учёбу в школе, а у двоих моих знакомых сверстников-погодков во дворе г. Куйбышева (ныне Самара) отец был как раз участником этого штурма Кёнигсберга. А спустя год я попал служить...

Стена директора ИИиП МПГУ: «День историка: В деканате у нас работают “ребята 70-й широты”»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «День историка: В деканате у нас работают “ребята 70-й широты”»
28 / 03 / 2020

Сегодня Всемирный день историка. Встречаем его мы скромно. Совсем скромно. Но для нас как для профессиональных историков это обычная история, мы ведь, как правило, и должны быть растворены среди окружающего мира и незаметны как летописцы или идти по коридору как...

Поздравление директора ИИиП с 8 марта
Стена директора Института истории и политики
Поздравление директора ИИиП с 8 марта
06 / 03 / 2020

Дорогие и любимые женщины, наши замечательные коллеги! Когда-то в далекие и одновременно близкие 1960-е годы в песне пелось: «Может, просто тепла твоему сердечку надо…» Женщины очень чутко реагируют именно на то, что в обществе происходит в отношениях между людьми, в...

Магистранты 101 группы ИИиП МПГУ: Правда истории против резолюции ЕС
Стена директора Института истории и политики
Магистранты 101 группы ИИиП МПГУ: Правда истории против резолюции ЕС
22 / 02 / 2020

В год 75-летия Великой Победы нам очень важно сохранять память, правду и чистоту нашего подвига и нашей жертвы для всего человечества. Именно поэтому такой ясный и бескомпромиссный ответ вызвала в России резолюция Европейского парламента от 19 сентября 2019 года «О...

Стена директора ИИиП МПГУ: «Русские войска – это почти что-то сказочное, они появляются, мир меняется…»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Русские войска – это почти что-то сказочное, они появляются, мир меняется…»
01 / 10 / 2019

Во время исторических событий, часто природные условия, фон их прохождения становятся как в классической музыке, важным оттенком, акцентом, дающим окраску происходящему, символом памяти о нём. Эти природные условия потом часто и оказываются главным элементом исторического настроения и оценки события, включают...

Почему в советском марше 1945 года зазвучал гимн Российской империи?
Стена директора Института истории и политики
Почему в советском марше 1945 года зазвучал гимн Российской империи?
16 / 07 / 2019

Однажды. В моей жизни это было однажды. Есть такая характеристика времени протекания события – «однажды». Историки, как правило, этим не пользуются, потому что им важны для характеристики события и процесса, как правило, именно хронологические границы. Но бывают – всё-таки бывают!...

Стена директора ИИиП МПГУ: “Сопричастность”
Институт истории и политики (новости)
Стена директора ИИиП МПГУ: “Сопричастность”
02 / 07 / 2019

Мы часто говорим сейчас о ценностях. О важности ценностей. О различии ценностей. О высоте ценностей. Но очень мало понимаем как в самих этих ценностях, так и в их содержании, зачем, почему и как существуют эти ценности. Очень часто, даже не...

Стена директора ИИиП МПГУ: «Кто такие русские и почему мы помогаем ДНР-ЛНР?»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Кто такие русские и почему мы помогаем ДНР-ЛНР?»
25 / 04 / 2019

Владимир Путин подписал указ об упрощённом получении гражданства РФ для жителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины. Теперь рассмотрение таких вопросов должно занимать не более трёх месяцев. Российский лидер отметил, что цели принятия решения — чисто гуманитарные, так как...

Стена директора ИИиП МПГУ: “12 апреля – день, когда можно не пойти на занятия”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: “12 апреля – день, когда можно не пойти на занятия”
12 / 04 / 2019

    Материал на сайте ИА “Реалист”12 апреля 1961 года космический корабль СССР вышел в космос! Событие радостное и для нашей страны, и для всего мира. Мне тогда был почти месяц, и я пытался радоваться существованию вообще, безотносительно космоса. Мой...

Стена директора ИИиП: “СССР существовал в Германии до 3 марта 1992 года”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП: “СССР существовал в Германии до 3 марта 1992 года”
03 / 03 / 2019

После распада СССР Указом президента РСФСР от 4 марта 1992 года ЗГВ (Западная группа войск в Германии – А.А.) перешла под юрисдикцию Российской Федерации, взявшей на себя обязательства по дальнейшему выводу войск, который был завершен 31 августа 1994 года. Источник...

Стена директора ИИиП МПГУ: “23 февраля 1970 года”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: “23 февраля 1970 года”
23 / 02 / 2019

Когда у меня 23 февраля случилось в первый раз? Наверное, было у меня это и раньше, но запомнилось осознанно именно с этого события. Эта история почти для нашего Института детства. 1970-й год. СССР. Западная Украина. Львовская область. Город Добромиль (одно...

Стена директора Института истории и политики: “Память о добре”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: “Память о добре”
18 / 02 / 2019

Кто помнит добро, а кто голодомор: Как моя бабушка уехала из Винницкой области в Кировоградскую 20 февраля 2019 г. в МПГУ открылась выставка «Гуманизм и солидарность в борьбе с голодом (1921–1923)» Мы часто слышим, что надо рассказать правду. Всю правду....

Стена директора ИИиП МПГУ: «Жила-была в МПГУ “Золушка”…»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Жила-была в МПГУ “Золушка”…»
09 / 01 / 2019

Жила-была… Так начинаются сказки, сказания и рассказы. Или то, что их объединяет. Неважно ведь, что это – быль или небылица, она хранит для нас память о главном. Вот и у меня рассказ о нашей новогодней ёлке в корпусе гуманитарных факультетов,...

Стена директора ИИиП МПГУ: “Если ты, чувак, не Гегель! – Как начинают путь в историки”
Институт истории и политики (объявления)
Стена директора ИИиП МПГУ: “Если ты, чувак, не Гегель! – Как начинают путь в историки”
18 / 12 / 2018

Есть профессии, требующие не только профессионального образования, но и связанные с определенным отношением к жизни, ее смыслам и ценностям, требующим не только включенности в жизненные процессы, но и желания целостного осмысления происходящего. Сегодня такой подход редко встречается среди молодежи –...

Стена директора ИИиП: «Физика превращает эталоны в “математическую лирику”»
Институт истории и политики (объявления)
Стена директора ИИиП: «Физика превращает эталоны в “математическую лирику”»
26 / 11 / 2018

МОСКВА, 16 ноября – РИА Новости. Килограмм, ампер, кельвин и моль получили новые, более точные физические определения, выраженные не через объекты реального мира, а через абстрактные математические константы, сообщает Chemistry World. […] Килограмм оставался одной из немногих фундаментальных единиц системы...

Стена директора Института истории и политики: «О настроении 5 ноября, 100-летии ГРУ и исторической аналитике»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «О настроении 5 ноября, 100-летии ГРУ и исторической аналитике»
05 / 11 / 2018

Сегодня 100-летний юбилей ГРУ. Перед самым юбилеем наш президент вернул это славное заслуженное историческое наименование военной разведке. Буду ли что-то еще в этой связи говорить? Нет! Там, где разведка – не болтают. А ГРУ – не то имя, чтобы его...

Стена директора ИИиП МПГУ: «”Спят мышата, спят ежата…”. Октябрь 1993 г. в Москве»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «”Спят мышата, спят ежата…”. Октябрь 1993 г. в Москве»
15 / 10 / 2018

Над Москвой всю ночь горело здание Верховного Совета России, которое никто не тушил. Утром 4 октября женщина принесла к нам в общежитие на Воробьёвых горах написанное от руки «Завещание не сдавшихся защитников здания Верховного Совета». По её словам, 3 студента...

Стена директора Института истории и политики: «Девочка и солдат»
Институт истории и политики (новости)
Стена директора Института истории и политики: «Девочка и солдат»
02 / 10 / 2018

Жила-была девочка … И была дождливая осень 1941 года. Был вокзал в Донецкой области. Моя мама с моей бабушкой и прабабушкой были на вокзале. Мама хотела есть. Она была маленькая девочка и не знала, и не понимала, почему в мире...

Стена директора Института истории и политики: «Про комсомол, героизм и обыденность»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Про комсомол, героизм и обыденность»
09 / 09 / 2018

100 лет комсомолу. Название у меня получилось очень модное для современной исторической науки. Сегодня у наших зарубежных коллег, да постепенно и у нас, стало модным уходить от понимания исторического процесса к фиксации и описанию его индивидуального переживания и проживания в...

Стена директора Института истории и политики: “Война и нравственность: 22 июня 1941 года”
Институт истории и политики (новости)
Стена директора Института истории и политики: “Война и нравственность: 22 июня 1941 года”
25 / 06 / 2018

Как помочь, кому помочь? Надо ли кому-то помогать? И зачем помогать? Как часто помощь ближним формализована, как часто она превращается в грант, или проект, или только к нему и сводится, и как часто мы забываем о том, что ближним нужна...

Стена директора ИИиП МПГУ: “Про славянскую письменность, про Сербию, Россию и про любовь – про нас с вами”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: “Про славянскую письменность, про Сербию, Россию и про любовь – про нас с вами”
22 / 05 / 2018

Сейчас в нашем университете идут Дни славянской письменности и культуры. Мы с вами услышали сербскую песню о России. Как будущие педагоги, вы можете понять других людей, почувствовать их состояние, состояние души – и высоту души. А чего тут грешить, мы уже...

Стена директора ИИиП МПГУ: “Об истории и нравственности”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: “Об истории и нравственности”
08 / 05 / 2018

В эфире канала “Anna news” вышло интервью, посвященное проблемам истории и нравственности, исторического сознания и создания хартии российского историка.

Стена директора ИИиП МПГУ: «Крыса, человек и космос»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Крыса, человек и космос»
17 / 01 / 2018

Вопрос смыслов жизни – это не вопрос размеров или скорости роста ВВП и тем более не вопрос инстинктов, которые задают некоторые для жизни границы. Вопросы смыслов – о том, что важнее именно для тебя в жизни. И не только для...

Стена директора Института истории и политики: «С чего начинается Родина? И где она начинается?»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «С чего начинается Родина? И где она начинается?»
27 / 05 / 2017

Несколько лет назад весной я бродил в центре немецкого городка на горе. Было тихо и пусто. Рядом возвышался эсэсовский мемориал. Мы его после войны так и не уничтожили. Просто оставили его, каким он был, каким мы его застали после боёв....

Стена директора Института истории и политики: «США проводят в Германии учения на русском языке “просто так”»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «США проводят в Германии учения на русском языке “просто так”»
04 / 04 / 2017

Учения дислоцированных в Германии войск США с участием «русскоговорящих статистов» не являются подготовкой к каким-либо действиям. Об этом заявил официальный представитель Совместного многонационального центра по подготовке военнослужащих в Германии капитан Сухопутных сил США Крис Брэдли, комментируя появление на официальном сайте Берлина объявления о поиске русскоговорящих статистов для участия в учениях....

Стена директора Института истории и политики: «Ушел поэт… Памяти Евгения Евтушенко»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Ушел поэт… Памяти Евгения Евтушенко»
02 / 04 / 2017

Ушёл поэт… Ушёл Евгений Евтушенко… Уходит эпоха… Уходит современность… Разве может она уйти? Может. Вот и уход от нас поэта напоминает нам… И даже не напоминает, – мы просто ощущаем, что наш мир, знакомый нам мир, знакомые смыслы, тревоги, радости и...

Стена директора Института истории и политики: «Физика и “остановка времени”: образование, компетенции, глупость или деньги?»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Физика и “остановка времени”: образование, компетенции, глупость или деньги?»
07 / 03 / 2017

Ученые пришли к выводу, что господствующая в астрофизике теория о нарастающем расширении Вселенной не соответствует действительности. По предположению ученых, происходящее на самом деле замедление активности Вселенной может привести к изменению скорости течения времени. При этом они предполагают, что в какой-то...

Стена директора Института истории и политики: «Это было не у моря… (романс и жизнь)»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Это было не у моря… (романс и жизнь)»
23 / 02 / 2017

Это было не у моря, не за синими горами и глубокими морями. Это было в Алабино. Там редко встречался городской экипаж, но зато гораздо чаще встречался БТР или БМП. Это был 1979 год. 1-й гвардейский Севастопольский мотопехотный полк Таманской дивизии....

Стена директора Института истории и политики: «Покаяние или разрушение?»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Покаяние или разрушение?»
19 / 02 / 2017

В последнее время с новой силой поднялось обсуждение вопроса: «Нужно ли нам историческое покаяние?». Вот и я решил высказаться на эту тему. Хотелось написать много… А потом понял – писать собственно не о чем. Нет содержания обсуждения. Или, вернее, содержание...

Стена директора Института истории и политики: «Русская культура – диалог с А.С. Пушкиным»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Русская культура – диалог с А.С. Пушкиным»
10 / 02 / 2017

День памяти А.С. Пушкина в 2017 году проходит 10 февраля, в годовщину смерти национального русского поэта. Сегодня 180 лет с той скорбной даты нашей истории и культуры. Наш университет тесно связан с историей русской культуры, русского образования и русской словесности....

Стена директора Института истории и политики: «Венесуэла: “цветные кроты” не любят солнце»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Венесуэла: “цветные кроты” не любят солнце»
22 / 01 / 2017

МОСКВА, 20 января. /ТАСС/. Ситуация в Венесуэле развивается по сценарию «цветной революции». Такую оценку событиям в этой стране в пятницу дали в МИД РФ. «Ситуация в Венесуэле продолжает накаляться, – отметили в российском дипведомстве. – Радикальное крыло антиправительственного лагеря, вставшее...

Стена директора Института истории и политики: «2017: провокаторы за работой – в ожидании “русского майдана”»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «2017: провокаторы за работой – в ожидании “русского майдана”»
09 / 01 / 2017

Интересный анализ-прогноз политического развития России даёт для «Радио Свобода» политолог и преподаватель МГИМО Валерий Соловей на 2017 год и среднесрочную перспективу[1]. Но, правда, ответственность за свои слова он не берёт и сразу оговаривает границы своей смелости: «любая система испытывает потребность...

Стена директора Института истории и политики: «”Застой”: история и слово  (к 110-й годовщине со дня рождения Л.И. Брежнева)»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «”Застой”: история и слово (к 110-й годовщине со дня рождения Л.И. Брежнева)»
22 / 12 / 2016

В связи со 110-летним юбилеем со дня рождения одного из самых заметных руководителей Советского Союза – Леонида Ильича Брежнева – в нашей печати вдруг вспомнили, что мы переходили в нашу современность («модерн») не из 1930-х годов, не из 1937-го года,...

Стена директора Института истории и политики: «Слово и жизнь: Почему изменились надписи на заборах? Потому что говорить стали иначе»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Слово и жизнь: Почему изменились надписи на заборах? Потому что говорить стали иначе»
18 / 10 / 2016

Шли сегодня девушки-студентки весёлой гурьбой после первой пары кто домой, кто к машинам. И весело болтали. А что можно услышать от «тургеневских девушек», будущих педагогов? Да, вы правы, конечно же весёлый – такой, как они сами, – матерок. Очень образная,...

Стена директора Института истории и политики:  «Реплика: Историк и интересная эпоха»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Реплика: Историк и интересная эпоха»
13 / 09 / 2016

  У нашего бывшего студента поэта Николая Глазкова есть стихотворение: Я на мир взираю из-под столика. Век двадцатый – век необычайный. Чем столетье интересней для историка, Тем для современника печальней. Николай Иванович Глазков с 1938-го учился на филологическом факультете Московского государственного...

Стена директора Института истории и политики: «Рассказы по истории. Фото из 1930-х: “Она была генеральская дочь…”»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Рассказы по истории. Фото из 1930-х: “Она была генеральская дочь…”»
31 / 07 / 2016

Несколько дней назад я нашёл в своих книгах старую семейную фотографию. Уже лет 10 я думал, что она утеряна, а тут вдруг «голос» из прошлого: на фото есть люди, фотографий которых у нас больше нет – заговоривший образ. И одна...

Стена директора Института истории и политики: “О физическом бессмертии и почти о душе”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: “О физическом бессмертии и почти о душе”
08 / 07 / 2016

Проект, который реализуется в Техасе, США, назван Timeship (Корабль времени). В криогенном центре будет возможно посмертно заморозить до 50 тысяч тел, чтобы в будущем, используя новые технологии, "воскресить" умерших.

Одна встреча с Юрием Визбором – «А будет это так»
Стена директора Института истории и политики
Одна встреча с Юрием Визбором – «А будет это так»
Наши выпускники
21 / 06 / 2016

А было это так. Была весна 1979 года. Я работал чертёжником в КОНИИР (Куйбышевском отделении научно-исследовательского института радио) и собирался уходить в весенний призыв в армию. И вдруг неожиданно вижу объявление, что в Куйбышеве во дворце культуры «Звезда», принадлежащем важному...

Визбор – «маленькая планета» большого университета
Стена директора Института истории и политики
Визбор – «маленькая планета» большого университета
20 / 06 / 2016

Сегодня день рождения Юрия Визбора, нашего выпускника… А 65 лет назад Визбор начал учиться в нашем университете – Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина, как его тогда называли. Но это было официальное наименование нашего вуза. Тогда же он...

Ветер в подворотне около дома часто помогает понять «Ветер истории»
Стена директора Института истории и политики
Ветер в подворотне около дома часто помогает понять «Ветер истории»
27 / 04 / 2016

У каждого года в истории – есть своё «лицо», своё настроение, своё небо, запахи, ощущения… Когда мы вспоминаем недалёкие исторические 1985, 1991, или 1993 гг, или любой другой запомнившийся год из недавней истории, год, который не только запомнился, но и...

Что такое зло, или фальсификации истории? О неочевидности очевидных истин?
Стена директора Института истории и политики
Что такое зло, или фальсификации истории? О неочевидности очевидных истин?
21 / 04 / 2016

Хотелось бы начать со сказочных (они содержатся в сказках) или детских вопросов (они задаются в раннем возрасте): – что есть Зло? – что есть Добро? Но поскольку у нас с вами не сказка и не детство, то я только на...