Навигация по сайту

Стена директора ИИиП: «В Финляндии отменяют историю в школах. Далее везде?»

Стена директора Института истории и политики

Школьные предметы сильно изменятся к 2020 году. Об этом заявило правительство Финляндии. В школах этой страны образовательная система сильно изменится. Исчезнут такие предметы, как физика, биология, история. Школьники будут изучать совсем другие предметы.

Эта новость стала обсуждаемой в интернете. Идея с заменой предметов на современные понравилась не только финским ученикам, но и российским. В России, по мнению многих школьников и их родителей, преподают много ненужных предметов, которые бы также стоило заменить. Они не готовят к реальной жизни, но затрачивают много времени и требуют немалых усилий. Пока замена предметов будет постепенно осуществляться в Финляндии. В других странах такая система пока внедряться не будет. Если в Финляндии эта идея покажет отличные результаты, вполне возможно, что ее станут внедрять и другие страны в своих школах.

Источник

В этой новости есть не только информация про изменение содержания образования, но и ещё один важный посыл – а что такое современность, которой хотят сделать соответствующими финское образование и изучаемые в школе предметы? И что такое отличный результат в образовательной системе? Казалось бы, все просто, или не требует специального обсуждения, но может оказаться всё и совсем иначе: за простыми решениями могут обнаружиться сложные социальные, мировоззренческие и этические проблемы.

Сразу скажу, что современность, к которой апеллирует реформа образования в Финляндии, не всегда более развитое состояние по сравнению с предыдущим. Нам важно напомнить об этом в самом начале обсуждения, потому что обращение к современности как наиболее развитому состоянию – это обычный стереотип манипулирования сознанием. Современность – не всегда символ прогресса, она может быть и регрессом. Пример из дня сегодняшнего, простой и ясный, – Украина.

Тема подготовки для реальной жизни, желания родителей как основы формирования программы обучения детей и образования как услуги – это не только Финляндия, но и столбовой дискурс обсуждения проблем образования в России. Скоро из разговоров про Финляндию эта тема может стать проблемой политики и практики российского образования. Поэтому лучше сейчас сказать, что это такое, на чем основано и как оно отразится не только на образовании, но и на всём обществе.

В Финляндии отменяют историю в школах, объясняя это тем, что она не нужна в будущей реальной жизни. Но история – это обязательный элемент для формирования общественного, национального самосознания. Общественное национальное сознание и существует только в форме исторического сознания. Убираем историю – и что происходит? А происходит то, что происходит с человеком, если исчезает его сознание, самосознание (неважно, в силу каких причин). Его тело представляет тогда замечательный набор здоровых органов, которым сознание совсем и не нужно (им и так хорошо на биологическом, клеточном уровне функционирования), а используются они другими субъектами для пересадки в другие тела, другие биологические организмы, обладающие сознанием. Общество – это социальный организм. Общество без истории – это социальное «тело» для пересадки органов другим субъектам.

Дело ещё и в том, что заказ на урезанное среднее образование будет создавать государство, а не родители. Хотя и ссылаются на них. А вот если родители захотят настоящее образование, которое будет включать множество так называемых «ненужных» предметов, тогда придется относиться к этому именно как к услуге, со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе и оплатой таких «услуг».

В общем, получается так, что именно финское государство заказывает сокращенный тип образования и ограниченного будущего финского человека.

Проблема даже не только в истории. Наши партнеры по биологической истории и эволюции – обезьяны – уверены, что прямохождение, которому мы учим детей, совсем не нужно в будущей жизни. А зачем? Тело наше приспособлено к жизни на деревьях, а это прямохождение только мучения доставляет в жизни и ненужные устремления и проблемы. Один климат в России чего стоит, или в Финляндии. А жизнь на деревьях в Африке – это реализм и комфорт. Плюс, это, конечно, прагматизм и эффективность.

Там, где начинается вопрос о смысле жизни, исчезает эффективность. Мой однокурсник преподавал историю в 5 классе в школе. Дети очень бурно развивались в понимании ценностей человеческой жизни. Один из мальчиков ехал с мамой в школу и спросил у неё, а в чем её смысл жизни. Мама прибежала к директору школы и как в «финляндии» устроила истерику, что детей учат в школе совсем не тому, им это не надо и не пригодится в будущей жизни. Зачем все эти ненужные и пустые вопросы? Учителя уволили из школы. А ведь и то правда, зачем всё это?

Отмена истории – это обязательный элемент политики глобализации и постепенного формирования предпосылок для мировой власти. История и реальность должны постепенно заменяться набором нескольких абстрактных понятий-представлений, которые заменят реальность истории её оценкой-отношением, что в нашем мире все хорошо.

Россия – единственная страна в современном мире, где сегодня не просто изучают в школе историю, но ещё и всемирную историю. А что это значит? А означает это простую вещь, что вы учите всю «таблицу умножения», а не овладеваете одной компетенцией, например, умножением числа 3, за что получаете балл, возможность перехода на следующую ступень, сертификат и многое, многое другое. То есть вы получаете различные знаки вашего знания, «сертификаты», и получаете за это в обществе различные типы признания, но только при этом, самим знанием, по существу, не владеете.

Проблема не только в разном качестве знаний, но и в разном типе людей, возникающих в результате этого. Причем такое всестороннее знание может укреплять общество, а может быть очень хорошей базой для его разрушения. Оказывается, что важно не просто давать такое знание, но осознанно его давать на основе определенного понимания общества, истории, человека и главных ценностей их жизни, т.е. на основе идеологии.

Первые сторонники подготовки детенышей, смысла их обучения только к реальной жизни и ненужности прямохождения в джунглях до сих пор счастливо и комфортно живут на деревьях в Африке, Америке, Азии и успешно пользуются универсальным биологическим инструментом – хвостом.

Что же такое отказ от преподавания физики, биологии, истории? Это программа сознательного регресса как основы развития, это включенный прямо противоположный путь от прогресса – реверсивный ход истории. А что же это еще такое? Не догадываетесь? А ещё это означает веру в коммунизм, в то, что нельзя идти по пути прогресса, не делая одновременно, даже без желания, шагов по пути к «коммунизму», постбуржуазному будущему. Именно это заставляет попытаться некоторые элитарные мировые круги включить «обратный отсчет» исторического времени.

Не только история или физика при таком подходе – лишнее. Не только они не имеют прямой прагматической выгоды. Но ведь имя, фамилия человека, его отчество – это тоже лишнее, только усложняет жизнь. Идя по этому пути прагматизма и эффективности, надо будет переходить на цифровые номера человека. Все будет просто и ясно, и как раз на уровне всех этих реальных, а не выдуманных потребностей человека. Правда ведь? На следующих этапах человека начнут превращать в «цифру»?!

Вся культура – это ведь выдумка? Без всяких преувеличений, ведь так? У животных нет культуры, а мы, люди, ее всю выдумали сами. А сами мы то, что есть наша культура. Если пойти по пути сужения масштабов и уровней культуры, исчезнут проблемы культуры, останутся вопросы человеческой животной жизни в социальной среде. Останутся социо-природные условия, в которых будут в круговороте жизни существовать люди.

Что такое образование? Что такое система образования? Кто определяет содержание образования?

Казалось бы, простые вопросы, но на них нет простых или однозначных ответов.

До сих пор есть и усиливается такой ложный и живучий стереотип, политика нашего новейшего времени о том, что образование – это услуга. Именно ведь из этого понимания вытекает тезис о том, что родители хотят более простых и как бы нужных знаний, а государство идет им навстречу и проводит реформу содержания образования.

Образование – это одна из основных сфер общественной жизни, которая занимается «производством людей». Да-да, именно так. Человеку мало физически появиться на свет. Для того, чтобы стать человеком, ему надо пройти большой путь, для которого и создана система образования.

За обучением детей только тому, что практично и необходимо, сегодня стоит простой антигуманный принцип, что люди нужны лишь постольку, поскольку они удовлетворяют некоторые потребности. А если эти потребности больше не нужны, нужны ли эти люди? Это яркое и открытое проникновение антигуманизма в нашу жизнь. А начинается всё, казалось бы, с далеких от гуманизма проблем, с реформы содержания образования.

Мы стоим не просто перед формальной и текущей реформой системы образования. Дело в другом. Мы стоим перед самой глубокой со времен возникновения христианства духовной развилкой человечества: продолжать ли идти по пути гуманизма и прогресса или решительно свернуть на путь, который привел к концу Древнего Рима, путь «хлеба и зрелищ», т.е. на путь примитивного потребления, комфорта на уровне простейших желаний, эмоций и потребностей.

Простейший путь регрессивного изменения образования предполагает его сведение к простейшим навыкам, умениям, компетенциям, к которым и сводится в результате весь человек.

Можно ли сводить смысл и содержание важнейшей социальной сферы, определяющей будущее, к желанию тех, кто в этом ничего не понимает, к желанию родителей? Можно все что угодно говорить в этом случае, но родители – это не те люди, которые понимают, зачем и как существует система образования. У меня до сих пор перед глазами моя прабабушка из Винницкой области, родившаяся во второй половине XIX века. Папа не отдал ее учиться, он говорил, что девочкам не нужно образование. Юношам надо будет писать из армии домой, а девочка замуж выйдет, и зачем ей там все это лишнее? Вот понимание родителей. Вот на чем будет основано образование, если идти по пути желания родителей. А прабабушка моя до конца жизни мучалась тем, что не умела ни писать, ни читать.

А папа моей прабабушки, мой прапрадед, отслужил в армии солдатом 25 лет. Остался жить там же, где служил, на Украине, в городе Брацлав Винницкой области. Студенты-историки должны представлять, что это за времена, когда служили по 25 лет. Вот после 25 лет службы мой прапрадед и завел семью. Можете сами представить, сколько ему было лет, и как это всё в жизни бывает. После 25 лет службы у него было 3 жены и 5 детей. А у меня через мою прабабушку оказалась живая связь с XIX веком, она родилась в том далёком от нас времени, а мне досталась от неё какая-то часть дыхания и аромата этого позапрошлого века, его подлинности и целостности. Как близко и одновременно далеко от нас совсем недавнее прошлое – 100-200 лет?! Но мы можем встретиться с ним, понять и почувствовать его. Хотя по новым стандартам «цивилизованного» образования это все будет ненужно, как непрактичное, ненужное и неэффективное знание. Такое знание не для прагматизма, а про смысл жизни. Это немножко о другом, по-другому и для другого.

Собственно, сегодня постепенно самым главным среди сфер производств в обществе перестает быть «производство вещей» – экономика, а самым главным становится совсем другое – «производство человека».

Если совсем просто сказать, то уже несколько веков в науке выделяется разный уровень мышления, на который поднимается человек: рассудок, разум и ум. Предлагающиеся, например, в Финляндии реформы системы образования гарантированно не дают и закрывают перед человеком возможность подняться выше уровня рассудка. А что из этого следует? – Культурный регресс со всеми вытекающими из него последствиями. Но при этом люди будут вполне довольны своей жизнью, состоящий из «хлеба и зрелищ». Но ведь и те, кто остался до сегодняшнего дня «с хвостом», тоже не в печали. Для осознания жизни без хвоста им понадобится ещё пару миллионов лет, если они у них будут.

Таким образом, проблема в том, что до сегодняшнего дня образование давало возможность всем желающим пройти путь от рассудка-разума до ума, от обучения удовлетворению простейших потребностей других до формирования потребности своего духовного развития как базовой потребности и смысла своей жизни. Теперь же хотят предложить зафиксировать «социальное дерево» как символ потребления, комфорта и ненужности развития. Новая реформа должна отрезать «ветки», возможность роста и развития.

Что такое новая реформа школы в Финляндии, а потом везде? Это денационализация, архаизация, десоциализация, дегуманизация, деаксиологизация (вытеснение ценностей правами, главного внутреннего – внешним формальным).

P.S. А в это время в отношении программ подготовки политологов в России некоторыми либеральными коллегами высказываются предложения отменить преподавание истории и русского языка как уже изученных в школе.

Материал на сайте ИА «Реалист»

02 / 06 / 2019

Показать обсуждение




Стена директора ИИиП МПГУ: «Русские войска – это почти что-то сказочное, они появляются, мир меняется…»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Русские войска – это почти что-то сказочное, они появляются, мир меняется…»
01 / 10 / 2019

Во время исторических событий, часто природные условия, фон их прохождения становятся как в классической музыке, важным оттенком, акцентом, дающим окраску происходящему, символом памяти о нём. Эти природные условия потом часто и оказываются главным элементом исторического настроения и оценки события, включают...

Почему в советском марше 1945 года зазвучал гимн Российской империи?
Стена директора Института истории и политики
Почему в советском марше 1945 года зазвучал гимн Российской империи?
16 / 07 / 2019

Однажды. В моей жизни это было однажды. Есть такая характеристика времени протекания события – «однажды». Историки, как правило, этим не пользуются, потому что им важны для характеристики события и процесса, как правило, именно хронологические границы. Но бывают – всё-таки бывают!...

Стена директора ИИиП МПГУ: “Сопричастность”
Институт истории и политики (новости)
Стена директора ИИиП МПГУ: “Сопричастность”
02 / 07 / 2019

Мы часто говорим сейчас о ценностях. О важности ценностей. О различии ценностей. О высоте ценностей. Но очень мало понимаем как в самих этих ценностях, так и в их содержании, зачем, почему и как существуют эти ценности. Очень часто, даже не...

Стена директора ИИиП МПГУ: «Кто такие русские и почему мы помогаем ДНР-ЛНР?»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Кто такие русские и почему мы помогаем ДНР-ЛНР?»
25 / 04 / 2019

Владимир Путин подписал указ об упрощённом получении гражданства РФ для жителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины. Теперь рассмотрение таких вопросов должно занимать не более трёх месяцев. Российский лидер отметил, что цели принятия решения — чисто гуманитарные, так как...

Стена директора ИИиП МПГУ: “12 апреля – день, когда можно не пойти на занятия”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: “12 апреля – день, когда можно не пойти на занятия”
12 / 04 / 2019

    Материал на сайте ИА “Реалист”12 апреля 1961 года космический корабль СССР вышел в космос! Событие радостное и для нашей страны, и для всего мира. Мне тогда был почти месяц, и я пытался радоваться существованию вообще, безотносительно космоса. Мой...

Поздравление директора ИИиП с 8 марта
Стена директора Института истории и политики
Поздравление директора ИИиП с 8 марта
07 / 03 / 2019

Дорогие и любимые женщины, наши замечательные коллеги! Когда-то в далекие и одновременно близкие 1960-е годы в песне пелось: «Может, просто тепла твоему сердечку надо…» Женщины очень чутко реагируют именно на то, что в обществе происходит в отношениях между людьми, в...

Стена директора ИИиП: “СССР существовал в Германии до 3 марта 1992 года”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП: “СССР существовал в Германии до 3 марта 1992 года”
03 / 03 / 2019

После распада СССР Указом президента РСФСР от 4 марта 1992 года ЗГВ (Западная группа войск в Германии – А.А.) перешла под юрисдикцию Российской Федерации, взявшей на себя обязательства по дальнейшему выводу войск, который был завершен 31 августа 1994 года. Источник...

Стена директора ИИиП МПГУ: “23 февраля 1970 года”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: “23 февраля 1970 года”
23 / 02 / 2019

Когда у меня 23 февраля случилось в первый раз? Наверное, было у меня это и раньше, но запомнилось осознанно именно с этого события. Эта история почти для нашего Института детства. 1970-й год. СССР. Западная Украина. Львовская область. Город Добромиль (одно...

Стена директора Института истории и политики: “Память о добре”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: “Память о добре”
18 / 02 / 2019

Кто помнит добро, а кто голодомор: Как моя бабушка уехала из Винницкой области в Кировоградскую 20 февраля 2019 г. в МПГУ открылась выставка «Гуманизм и солидарность в борьбе с голодом (1921–1923)» Мы часто слышим, что надо рассказать правду. Всю правду....

Стена директора ИИиП МПГУ: «Жила-была в МПГУ “Золушка”…»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Жила-была в МПГУ “Золушка”…»
09 / 01 / 2019

Жила-была… Так начинаются сказки, сказания и рассказы. Или то, что их объединяет. Неважно ведь, что это – быль или небылица, она хранит для нас память о главном. Вот и у меня рассказ о нашей новогодней ёлке в корпусе гуманитарных факультетов,...

Стена директора ИИиП МПГУ: “Если ты, чувак, не Гегель! – Как начинают путь в историки”
Институт истории и политики (объявления)
Стена директора ИИиП МПГУ: “Если ты, чувак, не Гегель! – Как начинают путь в историки”
18 / 12 / 2018

Есть профессии, требующие не только профессионального образования, но и связанные с определенным отношением к жизни, ее смыслам и ценностям, требующим не только включенности в жизненные процессы, но и желания целостного осмысления происходящего. Сегодня такой подход редко встречается среди молодежи –...

Стена директора ИИиП: «Физика превращает эталоны в “математическую лирику”»
Институт истории и политики (объявления)
Стена директора ИИиП: «Физика превращает эталоны в “математическую лирику”»
26 / 11 / 2018

МОСКВА, 16 ноября – РИА Новости. Килограмм, ампер, кельвин и моль получили новые, более точные физические определения, выраженные не через объекты реального мира, а через абстрактные математические константы, сообщает Chemistry World. […] Килограмм оставался одной из немногих фундаментальных единиц системы...

Стена директора Института истории и политики: «О настроении 5 ноября, 100-летии ГРУ и исторической аналитике»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «О настроении 5 ноября, 100-летии ГРУ и исторической аналитике»
05 / 11 / 2018

Сегодня 100-летний юбилей ГРУ. Перед самым юбилеем наш президент вернул это славное заслуженное историческое наименование военной разведке. Буду ли что-то еще в этой связи говорить? Нет! Там, где разведка – не болтают. А ГРУ – не то имя, чтобы его...

Стена директора ИИиП МПГУ: «”Спят мышата, спят ежата…”. Октябрь 1993 г. в Москве»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «”Спят мышата, спят ежата…”. Октябрь 1993 г. в Москве»
15 / 10 / 2018

Над Москвой всю ночь горело здание Верховного Совета России, которое никто не тушил. Утром 4 октября женщина принесла к нам в общежитие на Воробьёвых горах написанное от руки «Завещание не сдавшихся защитников здания Верховного Совета». По её словам, 3 студента...

Стена директора Института истории и политики: «Девочка и солдат»
Институт истории и политики (новости)
Стена директора Института истории и политики: «Девочка и солдат»
02 / 10 / 2018

Жила-была девочка … И была дождливая осень 1941 года. Был вокзал в Донецкой области. Моя мама с моей бабушкой и прабабушкой были на вокзале. Мама хотела есть. Она была маленькая девочка и не знала, и не понимала, почему в мире...

Стена директора Института истории и политики: «Про комсомол, героизм и обыденность»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Про комсомол, героизм и обыденность»
09 / 09 / 2018

100 лет комсомолу. Название у меня получилось очень модное для современной исторической науки. Сегодня у наших зарубежных коллег, да постепенно и у нас, стало модным уходить от понимания исторического процесса к фиксации и описанию его индивидуального переживания и проживания в...

Стена директора Института истории и политики: “Война и нравственность: 22 июня 1941 года”
Институт истории и политики (новости)
Стена директора Института истории и политики: “Война и нравственность: 22 июня 1941 года”
25 / 06 / 2018

Как помочь, кому помочь? Надо ли кому-то помогать? И зачем помогать? Как часто помощь ближним формализована, как часто она превращается в грант, или проект, или только к нему и сводится, и как часто мы забываем о том, что ближним нужна...

Стена директора ИИиП МПГУ: “Про славянскую письменность, про Сербию, Россию и про любовь – про нас с вами”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: “Про славянскую письменность, про Сербию, Россию и про любовь – про нас с вами”
22 / 05 / 2018

Сейчас в нашем университете идут Дни славянской письменности и культуры. Мы с вами услышали сербскую песню о России. Как будущие педагоги, вы можете понять других людей, почувствовать их состояние, состояние души – и высоту души. А чего тут грешить, мы уже...

Стена директора ИИиП МПГУ: “Об истории и нравственности”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: “Об истории и нравственности”
08 / 05 / 2018

В эфире канала “Anna news” вышло интервью, посвященное проблемам истории и нравственности, исторического сознания и создания хартии российского историка.

Стена директора ИИиП МПГУ: «”А он не вернулся из боя…” 9 апреля 1945 года был взят Кёнигсберг»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «”А он не вернулся из боя…” 9 апреля 1945 года был взят Кёнигсберг»
09 / 04 / 2018

В эти дни 40 лет назад (в 1978 году) я заканчивал учёбу в школе, а у двоих моих знакомых сверстников-погодков во дворе г. Куйбышева (ныне Самара) отец был как раз участником этого штурма Кёнигсберга. А спустя год я попал служить...

Стена директора ИИиП МПГУ: «Крыса, человек и космос»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора ИИиП МПГУ: «Крыса, человек и космос»
17 / 01 / 2018

Вопрос смыслов жизни – это не вопрос размеров или скорости роста ВВП и тем более не вопрос инстинктов, которые задают некоторые для жизни границы. Вопросы смыслов – о том, что важнее именно для тебя в жизни. И не только для...

Стена директора Института истории и политики: «С чего начинается Родина? И где она начинается?»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «С чего начинается Родина? И где она начинается?»
27 / 05 / 2017

Несколько лет назад весной я бродил в центре немецкого городка на горе. Было тихо и пусто. Рядом возвышался эсэсовский мемориал. Мы его после войны так и не уничтожили. Просто оставили его, каким он был, каким мы его застали после боёв....

Стена директора Института истории и политики: “Цветы мая 1941 года…”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: “Цветы мая 1941 года…”
09 / 05 / 2017

Мы празднуем очередную годовщину Победы. Очень хорошо и правильно её празднуем. Но очень важно, чтобы у этого праздника оставалась горечь, как в песне про Победу – «это праздник со слезами на глазах». Настроения этой мудрой грусти, наверное, лучше всего передают многие...

Стена директора Института истории и политики: «США проводят в Германии учения на русском языке “просто так”»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «США проводят в Германии учения на русском языке “просто так”»
04 / 04 / 2017

Учения дислоцированных в Германии войск США с участием «русскоговорящих статистов» не являются подготовкой к каким-либо действиям. Об этом заявил официальный представитель Совместного многонационального центра по подготовке военнослужащих в Германии капитан Сухопутных сил США Крис Брэдли, комментируя появление на официальном сайте Берлина объявления о поиске русскоговорящих статистов для участия в учениях....

Стена директора Института истории и политики: «Ушел поэт… Памяти Евгения Евтушенко»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Ушел поэт… Памяти Евгения Евтушенко»
02 / 04 / 2017

Ушёл поэт… Ушёл Евгений Евтушенко… Уходит эпоха… Уходит современность… Разве может она уйти? Может. Вот и уход от нас поэта напоминает нам… И даже не напоминает, – мы просто ощущаем, что наш мир, знакомый нам мир, знакомые смыслы, тревоги, радости и...

Стена директора Института истории и политики: «Физика и “остановка времени”: образование, компетенции, глупость или деньги?»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Физика и “остановка времени”: образование, компетенции, глупость или деньги?»
07 / 03 / 2017

Ученые пришли к выводу, что господствующая в астрофизике теория о нарастающем расширении Вселенной не соответствует действительности. По предположению ученых, происходящее на самом деле замедление активности Вселенной может привести к изменению скорости течения времени. При этом они предполагают, что в какой-то...

Стена директора Института истории и политики: «Это было не у моря… (романс и жизнь)»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Это было не у моря… (романс и жизнь)»
23 / 02 / 2017

Это было не у моря, не за синими горами и глубокими морями. Это было в Алабино. Там редко встречался городской экипаж, но зато гораздо чаще встречался БТР или БМП. Это был 1979 год. 1-й гвардейский Севастопольский мотопехотный полк Таманской дивизии....

Стена директора Института истории и политики: «Покаяние или разрушение?»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Покаяние или разрушение?»
19 / 02 / 2017

В последнее время с новой силой поднялось обсуждение вопроса: «Нужно ли нам историческое покаяние?». Вот и я решил высказаться на эту тему. Хотелось написать много… А потом понял – писать собственно не о чем. Нет содержания обсуждения. Или, вернее, содержание...

Стена директора Института истории и политики: «Русская культура – диалог с А.С. Пушкиным»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Русская культура – диалог с А.С. Пушкиным»
10 / 02 / 2017

День памяти А.С. Пушкина в 2017 году проходит 10 февраля, в годовщину смерти национального русского поэта. Сегодня 180 лет с той скорбной даты нашей истории и культуры. Наш университет тесно связан с историей русской культуры, русского образования и русской словесности....

Стена директора Института истории и политики: «Венесуэла: “цветные кроты” не любят солнце»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Венесуэла: “цветные кроты” не любят солнце»
22 / 01 / 2017

МОСКВА, 20 января. /ТАСС/. Ситуация в Венесуэле развивается по сценарию «цветной революции». Такую оценку событиям в этой стране в пятницу дали в МИД РФ. «Ситуация в Венесуэле продолжает накаляться, – отметили в российском дипведомстве. – Радикальное крыло антиправительственного лагеря, вставшее...

Стена директора Института истории и политики: «2017: провокаторы за работой – в ожидании “русского майдана”»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «2017: провокаторы за работой – в ожидании “русского майдана”»
09 / 01 / 2017

Интересный анализ-прогноз политического развития России даёт для «Радио Свобода» политолог и преподаватель МГИМО Валерий Соловей на 2017 год и среднесрочную перспективу[1]. Но, правда, ответственность за свои слова он не берёт и сразу оговаривает границы своей смелости: «любая система испытывает потребность...

Стена директора Института истории и политики: «”Застой”: история и слово  (к 110-й годовщине со дня рождения Л.И. Брежнева)»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «”Застой”: история и слово (к 110-й годовщине со дня рождения Л.И. Брежнева)»
22 / 12 / 2016

В связи со 110-летним юбилеем со дня рождения одного из самых заметных руководителей Советского Союза – Леонида Ильича Брежнева – в нашей печати вдруг вспомнили, что мы переходили в нашу современность («модерн») не из 1930-х годов, не из 1937-го года,...

Стена директора Института истории и политики: «Слово и жизнь: Почему изменились надписи на заборах? Потому что говорить стали иначе»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Слово и жизнь: Почему изменились надписи на заборах? Потому что говорить стали иначе»
18 / 10 / 2016

Шли сегодня девушки-студентки весёлой гурьбой после первой пары кто домой, кто к машинам. И весело болтали. А что можно услышать от «тургеневских девушек», будущих педагогов? Да, вы правы, конечно же весёлый – такой, как они сами, – матерок. Очень образная,...

Стена директора Института истории и политики:  «Реплика: Историк и интересная эпоха»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Реплика: Историк и интересная эпоха»
13 / 09 / 2016

  У нашего бывшего студента поэта Николая Глазкова есть стихотворение: Я на мир взираю из-под столика. Век двадцатый – век необычайный. Чем столетье интересней для историка, Тем для современника печальней. Николай Иванович Глазков с 1938-го учился на филологическом факультете Московского государственного...

Стена директора Института истории и политики: «Рассказы по истории. Фото из 1930-х: “Она была генеральская дочь…”»
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: «Рассказы по истории. Фото из 1930-х: “Она была генеральская дочь…”»
31 / 07 / 2016

Несколько дней назад я нашёл в своих книгах старую семейную фотографию. Уже лет 10 я думал, что она утеряна, а тут вдруг «голос» из прошлого: на фото есть люди, фотографий которых у нас больше нет – заговоривший образ. И одна...

Стена директора Института истории и политики: “О физическом бессмертии и почти о душе”
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики: “О физическом бессмертии и почти о душе”
08 / 07 / 2016

Проект, который реализуется в Техасе, США, назван Timeship (Корабль времени). В криогенном центре будет возможно посмертно заморозить до 50 тысяч тел, чтобы в будущем, используя новые технологии, "воскресить" умерших.

Одна встреча с Юрием Визбором – «А будет это так»
Стена директора Института истории и политики
Одна встреча с Юрием Визбором – «А будет это так»
Наши выпускники
21 / 06 / 2016

А было это так. Была весна 1979 года. Я работал чертёжником в КОНИИР (Куйбышевском отделении научно-исследовательского института радио) и собирался уходить в весенний призыв в армию. И вдруг неожиданно вижу объявление, что в Куйбышеве во дворце культуры «Звезда», принадлежащем важному...

Визбор – «маленькая планета» большого университета
Стена директора Института истории и политики
Визбор – «маленькая планета» большого университета
20 / 06 / 2016

Сегодня день рождения Юрия Визбора, нашего выпускника… А 65 лет назад Визбор начал учиться в нашем университете – Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина, как его тогда называли. Но это было официальное наименование нашего вуза. Тогда же он...

Ветер в подворотне около дома часто помогает понять «Ветер истории»
Стена директора Института истории и политики
Ветер в подворотне около дома часто помогает понять «Ветер истории»
27 / 04 / 2016

У каждого года в истории – есть своё «лицо», своё настроение, своё небо, запахи, ощущения… Когда мы вспоминаем недалёкие исторические 1985, 1991, или 1993 гг, или любой другой запомнившийся год из недавней истории, год, который не только запомнился, но и...

Что такое зло, или фальсификации истории? О неочевидности очевидных истин?
Стена директора Института истории и политики
Что такое зло, или фальсификации истории? О неочевидности очевидных истин?
21 / 04 / 2016

Хотелось бы начать со сказочных (они содержатся в сказках) или детских вопросов (они задаются в раннем возрасте): – что есть Зло? – что есть Добро? Но поскольку у нас с вами не сказка и не детство, то я только на...

Девочка и мат (заметки проходящего)
Стена директора Института истории и политики
Девочка и мат (заметки проходящего)
09 / 04 / 2016

Девочки и мат. Надо ли на это обращать внимание? Ведь главное, чтобы человек был хороший? Правда?! А кто он, хороший? Почему про девочку? И почему про мат? Про девочку потому, что она в культуре является символом духовной чистоты и света....

Историк – «гробовщик», или он может быть «врачом»? Мы изучаем историю так, будто у нас возможности XVIII века (1-я заметка)
Стена директора Института истории и политики
Историк – «гробовщик», или он может быть «врачом»? Мы изучаем историю так, будто у нас возможности XVIII века (1-я заметка)
29 / 03 / 2016

Мир вокруг нас принципиально изменился, а мы по-прежнему относимся к нему, будто монастыри оставят и оставляют будущим исследователям основные источники о современном мире. Кажется, будто информационный мир не пришёл, а уход старого состоялся. У нас формируются огромные массы новых источников,...

«Чёрный» город моей юности в Германии
Стена директора Института истории и политики
«Чёрный» город моей юности в Германии
24 / 03 / 2016

Три года назад я вернулся в город своей юности, где когда-то провел 6 лет: с 10  до 16. В юности  это – бОльшая часть сознательной жизни. Это был светлый город с красивым названием, замком над городом, историей маленького королевства, Рождественскими...

Прилично (надо) ли спрашивать девушек о смысле жизни до ИГИЛ?
Стена директора Института истории и политики
Прилично (надо) ли спрашивать девушек о смысле жизни до ИГИЛ?
09 / 03 / 2016

Из курса русской литературы мы знаем, как наши соотечественники когда-то искали примеры счастья и счастливцев на Руси: В толпе горластой, праздничной Похаживали странники. Прокликивали клич: «Эй! нет ли где счастливого? Явись! Коли окажется, Что счастливо живешь, У нас ведро готовое:...

По дороге в главный корпус: Про девушек и бабушек – зачем  и на кого мы похожи?
Стена директора Института истории и политики
По дороге в главный корпус: Про девушек и бабушек – зачем и на кого мы похожи?
12 / 02 / 2016

Шёл я в наш главный корпус – обычная для нас для всех история… Хотя бы иногда) И как это часто бывает, рядом и туда же шли наши студенты. А чаще всего здесь ходят филологи. Лучше даже сказать – филологини… Так...

По дороге в главный корпус: Сколько стоит основной вопрос  философии?
Стена директора Института истории и политики
По дороге в главный корпус: Сколько стоит основной вопрос философии?
28 / 01 / 2016

Совсем недавно «основной вопрос философии» казался символом непрактичного содержания образования, символом идеологического образования в рамках одного из мировоззрений. В 1990-е годы возможность незнания «основного вопроса философии» делала человека казалось бы свободным от всех духовных вопросов, догм, границ, казалось, что превращала...

Что такое «думать»?
Стена директора Института истории и политики
Что такое «думать»?
15 / 01 / 2016

Рыжая девушка сказала, что она с друзьями пытается научить школьников думать. Про что говорила девушка? Что значит научить думать и как это сделать? Чему и как научиться? Можно не знать, что это такое, но уметь это делать и пользоваться этим....

Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики
Стена директора Института истории и политики
14 / 01 / 2016

Мы вместе с вами начинаем небольшой частный проект нашего Института истории и политики. Это проект для нашего с вами общения, нашего диалога. А почему мы его называем «стена»? Для будущих историков это понятно. Ведь стена – не только элемент человеческой архитектуры,...