24 мая 2020 г. великому русскому поэту Иосифу Бродскому, лауреату Нобелевской премии, исполняется 80 лет. На филологическом факультете Московского педагогического государственного университета по инициативе участников научно-творческого объединения ОПОЯЗ-2 проводится блог-конференция, посвященная его творчеству. В конференции принимают участие ученые-литературоведы из разных вузов нашей страны и их зарубежные коллеги. В блоге размещены исследования по стихотворной поэтике Бродского, исключительно широко трактовавшего зачин Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога. И Слово было Бог». В руках виртуозного Мастера это было еще и стихотворное слово, которое в условиях «единства и тесноты стихового ряда» (Ю.Н. Тынянов) значит больше и иначе, чем за его пределами. Вслед за своим кумиром Оденом Бродский считал, что в соперничестве между языком и временем, языком и поэтом первенство безраздельно принадлежит языку. Будучи в ссылке, он был потрясен стихом Одена 1939 г. о том, что «Время… боготворит язык», а не наоборот. Не оттого ли Бродский в корне переиначил знаменитое высказывание Генриха Гейне о том, что «Истинные поэты разговаривают с грядущими поколениями»? Наоборот, считал Бродский, за одобрением поэту надлежит обращаться в прошлое, к поэтам классической античности, тем, кто «дал нам язык», вплоть до Гомера, чтобы услышать сакраментальное: «Да, это впечатляет!» Потому-то он и пишет свое «Письмо Горацию»… Стихопоэтикой Бродский занимался, что называется, изнутри, конгениально описывая тончайшие нюансы творческого процесса боготворимой им Марины Цветаевой в эссе «Об одном стихотворении». Данному кругу вопросов, наряду с проблемами содержательного плана, и будут посвящены письменные доклады исследователей.
Все участникам виртуальной конференции могут задавать вопросы, соглашаться или вступать в полемику с докладчиками, так или иначе выражать свое заинтересованное отношение к высказываемым положениям. Впоследствии предполагается все тексты, собранные в единый файл «Стихопоэтика Иосифа Бродского», разместить в научной библиотеке в качестве своеобразного учебного пособия.
Видеодоклад председателя оргкомитета профессора кафедры русской классической литературы МПГУ Федотова Олега Ивановича «На манер «Снигиря»: о стихотворении Иосифа Бродского «На смерть Жукова».
На обсуждение выносятся следующие работы:
1. Лекманов Олег Андершанович (Москва, доктор филологических наук, профессор НИУ ВШЭ: lekmanov <lekmanov@mail.ru>). Пять эссе-миниатюр: 1) Стихотворение «На смерть Жукова»: конспект разбора. 2) Эклога пятая (Зимняя): 24 примечания; 3) «Всадница матраца»: об одном образе в одном несправедливом стихотворении И. Бродского; 4) Загадка стихотворения Иосифа Бродского «Одному тирану» (1972 г.); 5) Еще раз о «Рождественском романсе» Иосифа Бродского.
2. Федотов Олег Иванович (Москва, МПГУ, доктор филологических наук, профессор кафедры русской классической литературы: o_fedotov@list.ru). «Столетняя война» Иосифа Бродского (из наблюдений над стихопоэтикой): 1) На манер «Снигиря»: о стихотворении Бродского «На смерть Жукова». 2) «20 сонетов для Марии Стюарт»
3. Поляк Зинаида Наумовна (Алматы, Казахстан, кандидат филологических наук, доцент: zinaida-polyak <zinaida-polyak@yandex.kz>). «Комментарий к стихотворению Бродского «На смерть Жукова» как ученический проект.
4. Романова Ирина Викторовна (Смоленск, доктор филологических наук, зав. кафедрой журналистики Смоленского гос. ун-та: irina.romanova@bk.ru) 1) «Войной мои изгнанием певца / доказывая подлинность эпохи»: Тема войны в поэзии И. Бродского; 2) Между лирикой и драмой: поэтика диалога в поэзии Бродского // Поэтика Иосифа Бродского: разнообразие методологий. Материалы международной научной конференции, посвященной 75-летию Иосифа Бродского.
5. Степанов Александр Геннадиевич (Тверской государственный университет, Институт иностранных языков Ланьчжоуского университета, Китай, кандидат филологических наук, доцент: poetics@yandex.ru) О перекличках ленинградских поэтов 1970-х: Г. Григорьев и И. Бродский. «Поэма Осени» Рубена Дарио в переводе Геннадаия Шмакова и «Пьяцца Маттеи» Иосифа Бродского.
6. Азаренков Антон Александрович (Смоленск, кандидат филологических наук). Мотивная структура «больших стихотворений» И. Бродского.
7. Двоенко Яна Юрьевна (Смоленск, кандидат филологических наук). Лирическая коммуникация и образ возлюбленной в книге И. Бродского «Новые стансы к Августе».
8. Трифонова Анастасия Владимировна (Смоленск, кандидат филологических наук) «Птичкиным языком»: поэтика звука в поэзии Бродского.
9. Серафимова Вера Дмитриевна (Москва, МПГУ, кандидат филологических наук, доцент каф.рус. лит. XX-XXI вв.: serafimova@yandex.ru) Диалог с культурным пространством в творчестве Бродского.
10. Беренштейн Ефим Павлович (канд. филол. наук, доцент Тверского госуд. университета). По ту сторону смерти (анти-античность Бродского).
11. Витковская Мария Игоревна (Нижний Новгород, студентка V курса; н. рук., – доктор филологических наук, проф. Е. М. Дзюба, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина). Вильнюсское городское пространство в художественном восприятии Иосифа Бродского («Литовский дивертисмент», 1971) и Юргиса Кунчинаса (роман «Туула», 1993).
12. Рудакова Ольга Игоревна. (Москва, МПГУ, магистрант 2 курса Института филологии). «Хронотоп Санкт-Петербурга в эссе И.А. Бродского «Полторы комнаты» и художественном фильме А. Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину»
Скачать одним файлом Стихопоэтика Бродского, 2020