Навигация по сайту

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Остаёмся дома

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

Стихопоэтика Бродского (блог-конференция)

Наука

24 мая 2020 г. великому русскому поэту Иосифу Бродскому, лауреату Нобелевской премии, исполняется 80 лет. На филологическом факультете Московского педагогического государственного университета по инициативе участников научно-творческого объединения ОПОЯЗ-2 проводится блог-конференция, посвященная его творчеству. В конференции принимают участие ученые-литературоведы из разных вузов нашей страны и их зарубежные коллеги. В блоге размещены исследования по стихотворной поэтике Бродского, исключительно широко трактовавшего зачин Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога. И Слово было Бог». В руках виртуозного Мастера это было еще и стихотворное слово, которое в условиях «единства и тесноты стихового ряда» (Ю.Н. Тынянов) значит больше и иначе, чем за его пределами. Вслед за своим кумиром Оденом Бродский считал, что в соперничестве между языком и временем, языком и поэтом первенство безраздельно принадлежит языку. Будучи в ссылке, он был потрясен стихом Одена 1939 г. о том, что «Время… боготворит язык», а не наоборот. Не оттого ли Бродский в корне переиначил знаменитое высказывание Генриха Гейне о том, что «Истинные поэты разговаривают с грядущими поколениями»? Наоборот, считал Бродский, за одобрением поэту надлежит обращаться в прошлое, к поэтам классической античности, тем, кто «дал нам язык», вплоть до Гомера, чтобы услышать сакраментальное: «Да, это впечатляет!» Потому-то он и пишет свое «Письмо Горацию»… Стихопоэтикой Бродский занимался, что называется, изнутри, конгениально описывая тончайшие нюансы творческого процесса боготворимой им Марины Цветаевой в эссе «Об одном стихотворении». Данному кругу вопросов, наряду с проблемами содержательного плана, и будут посвящены письменные доклады исследователей.
Все участникам виртуальной конференции могут задавать вопросы, соглашаться или вступать в полемику с докладчиками, так или иначе выражать свое заинтересованное отношение к высказываемым положениям. Впоследствии предполагается все тексты, собранные в единый файл «Стихопоэтика Иосифа Бродского», разместить в научной библиотеке в качестве своеобразного учебного пособия.

Видеодоклад председателя оргкомитета профессора кафедры русской классической литературы МПГУ Федотова Олега Ивановича «На манер «Снигиря»: о стихотворении Иосифа Бродского «На смерть Жукова».

На обсуждение выносятся следующие работы:

1. Лекманов Олег Андершанович (Москва, доктор филологических наук, профессор НИУ ВШЭ: lekmanov <lekmanov@mail.ru>). Пять эссе-миниатюр: 1) Стихотворение «На смерть Жукова»: конспект разбора. 2) Эклога пятая (Зимняя): 24 примечания; 3) «Всадница матраца»: об одном образе в одном несправедливом стихотворении И. Бродского; 4) Загадка стихотворения Иосифа Бродского «Одному тирану» (1972 г.); 5) Еще раз о «Рождественском романсе» Иосифа Бродского. 

2. Федотов Олег Иванович (Москва, МПГУ, доктор филологических наук, профессор кафедры русской классической литературы: o_fedotov@list.ru). «Столетняя война» Иосифа Бродского (из наблюдений над стихопоэтикой): 1) На манер «Снигиря»: о стихотворении Бродского «На смерть Жукова». 2) «20 сонетов для Марии Стюарт»

3. Поляк Зинаида Наумовна (Алматы, Казахстан, кандидат филологических наук, доцент: zinaida-polyak <zinaida-polyak@yandex.kz>). «Комментарий к стихотворению Бродского «На смерть Жукова» как ученический проект. 

4. Романова Ирина Викторовна (Смоленск, доктор филологических наук, зав. кафедрой журналистики Смоленского гос. ун-та: irina.romanova@bk.ru) 1) «Войной мои изгнанием певца / доказывая подлинность эпохи»: Тема войны в поэзии И. Бродского; 2) Между лирикой и драмой: поэтика диалога в поэзии Бродского // Поэтика Иосифа Бродского: разнообразие методологий. Материалы международной научной конференции, посвященной 75-летию Иосифа Бродского.

5. Степанов Александр Геннадиевич (Тверской государственный университет, Институт иностранных языков Ланьчжоуского университета, Китай, кандидат филологических наук, доцент: poetics@yandex.ru) О перекличках ленинградских поэтов 1970-х: Г. Григорьев и И. Бродский. «Поэма Осени» Рубена Дарио в переводе Геннадаия Шмакова и «Пьяцца Маттеи» Иосифа Бродского.

6. Азаренков Антон Александрович (Смоленск, кандидат филологических наук). Мотивная структура «больших стихотворений» И. Бродского.

7. Двоенко Яна Юрьевна (Смоленск, кандидат филологических наук). Лирическая коммуникация и образ возлюбленной в книге И. Бродского «Новые стансы к Августе».

8. Трифонова Анастасия Владимировна (Смоленск, кандидат филологических наук) «Птичкиным языком»: поэтика звука в поэзии Бродского.

9. Серафимова Вера Дмитриевна (Москва, МПГУ, кандидат филологических наук, доцент каф.рус. лит. XX-XXI вв.: serafimova@yandex.ru) Диалог с культурным пространством в творчестве Бродского.

10. Беренштейн Ефим Павлович (канд. филол. наук, доцент Тверского госуд. университета). По ту сторону смерти (анти-античность Бродского).

11. Витковская Мария Игоревна (Нижний Новгород, студентка V курса; н. рук., – доктор филологических наук, проф. Е. М. Дзюба, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина). Вильнюсское городское пространство в художественном восприятии Иосифа Бродского («Литовский дивертисмент», 1971) и Юргиса Кунчинаса (роман «Туула», 1993).

12. Рудакова Ольга Игоревна. (Москва, МПГУ, магистрант 2 курса Института филологии). «Хронотоп Санкт-Петербурга в эссе И.А. Бродского «Полторы комнаты» и художественном фильме А. Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину»

Скачать одним файлом Стихопоэтика Бродского, 2020 

23 / 05 / 2020

Показать обсуждение

Обсуждение

Олег Федотова, 28 / 05 / 2020 в 17:11

Дорогой Олег Андерашанович! Благодарю Вас за Ваши чрезвычайно содержательные, бу-доражаще-оригинальные статьи-миниатюры. У меня есть несколько вопросов (я намерен задать их последовательно, по мере прочтения; начну с первого): 1) в предложенном Вами «конспекте разбора» ст-ния «На смерть Жукова» Вы допускаете, что Бродский создал его после того, как будучи в Роттердаме увидел похороны маршала Победы по голландскому ТВ и, получается, сознательно изобразил их не так, как они проходили на самом деле, а так, как они могли бы быть в идеале. Опираетесь ли Вы на достоверные источники о телевизи-онном репортаже или только предполагаете, что он мог послужить катализатором для напи-сания произведения? Или же, скорее, он узнал о смерти и похоронах Жукова из газет, не подозревая о кремации, как, впрочем, и большинство даже наших соотечественников (я в том числе). Иначе трудно объяснить столь демонстративное переформатирование того, что было очевидно для всех: гроб на лафете, лошади круп и вместо урны с прахом «в регалии убранный труп». Если это так, то можно ли считать, что условно-традиционное действо по-хорон концептуально представлено поэтом в предельно обобщенном виде, соединившем всех полководцев, Суворова и Жукова, Велизария и Помпея?

Олег Федотов, 30 / 05 / 2020 в 12:41

2) Вопрос №2: Только ли стилистические разногласия содержит в себе “Всадница матраса”?

олег Федотов, 30 / 05 / 2020 в 12:50

3) Не выглядит ли, в таком случае, оксюмороном заголовок “Одному тирану” (в обобщенном образе их по крайней мере несколько)? Видимо, загадки, которые предлагает читателю поэт, несут определенную сверхзадачу?

Олег Федотов, 03 / 06 / 2020 в 11:34

4) А это уже не столько вопрос, сколько движение навстречу. В моей новой монографии о стихопоэтике Бродского есть раздел, посвященный “Рождественскому романсу”. Там и так были некоторые отсылки к Вашим работам. Прочитав эссе “Еще раз…”, я сделал кое-какие дополнения, т.е. последовал примеру НА Богомолова и АМ Ранчина. Позволю себе внедрить в наш блог этот фрагмент:

В самом конце 1961 года он пишет посвященный Евгению Рейну «Рождественский романс», с его неповторимой интонацией элегического томления по двум столицам, загадочным образом наплывающих друг на друга, с рефренным стихом «Плывет в тоске необъяснимой…» (вариант: «Плывет в тоске замоскворечной…»), и с многозначительной заключитель-ной строфой.
Отметим, что внешним поводом для написания «Романса» послужил день рождения адресата стихотворения – Евгения Рейна (29 декабря); стихотворение, написанное накануне этого дня, было приурочено к уже минувшему, три дня назад, католическому Рождеству, в преддверии Нового года («Под Новый год, под воскресенье…») и в ожидании Рождества по православному календарю (7 января). Бродский был многим обязан своему старшему другу и единомышленнику, учился у него поэтическому мастерству, прислушивался к его советам и никогда с ним не конфликтовал, как с другими друзьями (с тем же Найманом и тем более Бобышевым), но, конечно, и не отождествлял его с Тем, чье Рождество стало началом отсчета летоисчисления новой эры. Но факт остается фактом, Бродский непроизвольно уравнивал их, принимая решение дарить Рейну новые стихи к каждому дню его рождения (МС: 3, 272), и ежегодно отмечать Рождество Иисуса Христа написанным в Его честь стихотворением – своеобразным поздравлением с днем рождения Богочеловека (2, 598-599). Как человек не воцерквленный Бродский склонен был соединять Рождество, день рождения и Новый год, не делая между ними принципиальной разницы. Очень вероятно, что образцом для него было обыкновение его несомненно более авторитетного учителя и наставника, чем Рейн, – Анны Ахматовой время от времени писать новогодние стихотворения: «Новогодняя баллада» («И месяц, скучая в облачной мгле…»), 1923, «С Новым годом! С новым горем…», 13 января 1940, «Поэма без героя», 1940, «Трилистник московский» («Без названия»), 1961-1963.
День рождения друга в стихотворении приравнивается к жизни, начатой заново, с чистого листа. Однако, для того, чтобы возродиться/ воскрес-нуть, надо хотя бы метафорически умереть,. Не потому ли во второй строфе при описании «ночной столицы» «…выезжает на Ордынку / такси с больыми седоками, / и мертвецы стоят в обнимку / с особняками» (1, 115)?
Напевная мелодика «Рождественского романса» передается, казалось бы, самым невыразительным разнорабочим 4-стопным ямбом. Но нет, этот ямб обходится без альтернанса, каждый стих имеет женские гиперкаталектические окончания, образующие регулярную паузу, с укороченным на две стопы последним, 8-м стихом в четырех из шести 8-стиший, резко углубляющим паузу между строфами.
Еще более выразительную музыку голосоведения образуют следующие факторы: 1)интонационно-синтаксический параллелизм; 2)настойчивая анафора «Плывет…», открывающая пять первых строф и продолжающая ряд в 3-м стихе последней строфы; 3)неразрывно связанная с ней эпифора, подчеркивающая доминирующее настроение самых разнообразных, но рифмующихся друг с другом лирических персонажей, все как один пребывающих «в тоске необъяснимой»; она рефреном проходит по всем строфам, кроме V-й, зато в III-й – дважды, а в IV-й в слегка модифицированном виде: «плывет красотка записная, / своей тоски не объясняя»; также варьируется и ее место расположения в строфах: в первых трех – в инициальном стихе, в III-й и IV-й – в заключительном, и в VI-й – в 3-ем; 4)почти неукоснительный пиррихий на 3-й стопе, удлиняющий междуиктовый интервал на од-ной и той же позиции по логаэдической модели; и 5)довольно продолжительные цепи ассонансных повторов на уровне ударного вокализма, например на «о»: «На розу жёлтую похожий, / над головой своих любимых, / у ног прохожих» или «и льётся мёд огней вечерних / и пахнет сладкою халвою, / ночной пирог несёт сочельник / над головою».
В содержательном плане «Рождественский романс» воспринимается очень неоднозначно. Как утверждает трижды обращавшийся к анализу этого стихотворения О.А. Лекманов , с первой же строфы «читателю задается загадка: о каком таком «кораблике» и одновременно «фонарике» идет речь?» и тут же предлагает «напрашивающийся ответ – о луне», который, по его мнению, несколько раз подтверждается при чтении полного текста «Рождественского романса» . Однако, аналитический разбор всех составляющих этой поразительно неоднозначной метафоры провоцирует некоторые уточнения, исключающие излишний ригоризм при ее осмыслении. Да и сам исследователь, отметив в тексте «Романса» очевидное совмещение признаков обеих столиц («Сквозь облик нынешней столицы отчетли-во проступают черты бывшей»), вынужден признать, «…что “кораблик негасимый”, плывущий в стихотворении Бродского над кремлевской стеной Москвы, – это еще и позолоченный флюгер-«кораблик» на здании Главного Адмиралтейства (один из наиболее распространенных символов Петербурга/ Ленинграда – эмблема Ленфильма)» .
Образные метаморфозы, разворачивающиеся перед нами на протяжении шести восьмистиший, и в самом деле, напоминают взаимопревращения кавалькады действующих лиц и природных явлений, как в некогда популярной «пластилиновой» мультипликации:
«Ночной кораблик негасимый» = «ночной фонарик нелюдимый» = «желтая роза», с которой они оба схожи, = «пчелиный рой сомнамбул, пьяниц» (лунатиков?) = некий печальный «иностранец» = «такси с больными седоками», выезжающее «на Ордынку», = жутковатые «мертвецы», стоящие «в обнимку / с особняками», = «певец печальный» (сам поэт, исполняющий романс?) = «печальный» же «дворник круглолицый» , картинно застывший «у лавки керосинной» = по контрасту с ним и с «улицей невзрачной» куда-то поспешающий импозантный «любовник старый и красивый» = «полночный поезд новобрачный» (но вряд ли это экспресс «Красная стрела», курсирующий между столицами, скорее все же невесть откуда взявшийся свадебный кортеж, = «пловец случайный», единственный кому и положено «плыть», но и тот метафорический, потому что плывет «в несчастие», или возможно он всего лишь предикат сравнения к «еврейскому выговору» «на желтой лестнице печальной» = также пребывающая в тоске «красотка записная» = сопредельные им природные стихии, в частности «холодный вечер», «снежинки», дрожащие «на вагоне», «морозный ветер», «мед огней вечерних», сладкий запах халвы, распространяемый сочельником, который (как лакей?) несет «над головою» «ночной пирог», – пожалуй, единственный достоверно узнаваемый двойник луны…
Выстроить четкий, логически непротиворечивый лирический сюжет на основе представшего перед читателем тотального перевоплощения всего и вся довольно трудно. Но в последнем своем приступе к анализу любимого стихотворения, «вооружившись некоторой, возможно, излишней, долей фантазии», О. Лекманов все же попытался его реконструировать:

Ленинградский поэт встречает праздник в Москве, на Ордынке, может быть, у друзей — Ардовых. Выпив, он отправляется на улицу, чтобы протрезвиться и бредет к Александровскому саду через Большой Москворецкий мост . В глазах у него все плывет и двоится, сквозь новую старую столицу проступают черты старой новой, сквозь луну у стен кремля — адмиралтейский кораблик, он вспоминает, что сейчас в путь отправилась «Красная стрела», московские дома-«мертвецы» в его сознании со-седствуют с петербургскими «особняками», современное «такси» пролетает мимо со старорежимными «седоками» .

Убедительно? Пожалуй, не слишком. Да и, наверное, сам текст для такой реконструкции не предназначен. Поэту совсем не важно было выдержать модус определенности, наоборот, он настаивает на зыбкости и расплывчатости образного дискурса, отдавая предпочтение мелодике звучания перед смыслом. Главное было выразить настроение «тоски необъяснимой» в предчувствии этого самого «Нового года», предвещающего начало нового жизненного цикла, нового года конкретного человека почти совпавшего с Новым годом всего человечества – днем рождения Богочеловека. Заключительная строфа открывается прямым обращением то ли к тому, то ли к Другому, имея в виду заголовок, то ли к обоим вместе:

Твой Новый год по темно-синей
волне средь шума городского
плывет в тоске необъяснимой,
как будто жизнь начнется снова,
как будто будут свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево. (1, 116)

Образ маятника, отмеряющего своим качанием циклическое движение, может быть истолкован не только как возвращение к юности, свету и славе, но и как своего рода творческое воскресение.
О.А. Лекманов полагает, что трижды повторяющееся в этой строфе «как будто», столь же иллюзорно, «как иллюзорны в “Рождественском романсе” река и луна, как иллюзорным для значительной части населения Советского Союза был сам праздник Рождества, который подменялся встречей очередного Нового года» . Молодой Бродский, как большинство его соотечественников, воспитанных в атеизме, воспринимал Новый год ситуативным аналогом Рождества. Однако после того, как, оказавшись на даче в Комарове, он вырезал из польского журнала репродукцию картины «Поклонение волхвов» и, прикрепив ее к печке, написал свое первое стихотворение на этот сюжет, поэт осознал существенную разницу двух, действи-тельно, сопредельных праздников, в трактовке Востока и Запада, православия и католичества.

олег Федотов, 03 / 06 / 2020 в 11:42

4) В самом конце 1961 года он пишет посвященный Евгению Рейну «Рождественский романс», с его неповторимой интонацией элегического томления по двум столицам, загадочным образом наплывающих друг на друга, с рефренным стихом «Плывет в тоске необъяснимой…» (вариант: «Плывет в тоске замоскворечной…»), и с многозначительной заключитель-ной строфой.
Отметим, что внешним поводом для написания «Романса» послужил день рождения адресата стихотворения – Евгения Рейна (29 декабря); сти-хотворение, написанное накануне этого дня, было приурочено к уже ми-нувшему, три дня назад, католическому Рождеству, в преддверии Нового года («Под Новый год, под воскресенье…») и в ожидании Рождества по православному календарю (7 января). Бродский был многим обязан своему старшему другу и единомышленнику, учился у него поэтическому мастер-ству, прислушивался к его советам и никогда с ним не конфликтовал, как с другими друзьями (с тем же Найманом и тем более Бобышевым), но, ко-нечно, и не отождествлял его с Тем, чье Рождество стало началом отсчета летоисчисления новой эры. Но факт остается фактом, Бродский непроиз-вольно уравнивал их, принимая решение дарить Рейну новые стихи к каж-дому дню его рождения (МС: 3, 272), и ежегодно отмечать Рождество Иису-са Христа написанным в Его честь стихотворением – своеобразным по-здравлением с днем рождения Богочеловека (2, 598-599). Как человек не воцерквленный Бродский склонен был соединять Рождество, день рождения и Новый год, не делая между ними принципиальной разницы. Очень веро-ятно, что образцом для него было обыкновение его несомненно более авто-ритетного учителя и наставника, чем Рейн, – Анны Ахматовой время от времени писать новогодние стихотворения: «Новогодняя баллада» («И ме-сяц, скучая в облачной мгле…»), 1923, «С Новым годом! С новым горем…», 13 января 1940, «Поэма без героя», 1940, «Трилистник московский» («Без названия»), 1961-1963.
День рождения друга в стихотворении приравнивается к жизни, нача-той заново, с чистого листа. Однако, для того, чтобы возродиться/ воскрес-нуть, надо хотя бы метафорически умереть,. Не потому ли во второй строфе при описании «ночной столицы» «…выезжает на Ордынку / такси с боль-ными седоками, / и мертвецы стоят в обнимку / с особняками» (1, 115)?
Напевная мелодика «Рождественского романса» передается, казалось бы, самым невыразительным разнорабочим 4-стопным ямбом. Но нет, этот ямб обходится без альтернанса, каждый стих имеет женские гиперкаталек-тические окончания, образующие регулярную паузу, с укороченным на две стопы последним, 8-м стихом в четырех из шести 8-стиший, резко углуб-ляющим паузу между строфами.
Еще более выразительную музыку голосоведения образуют следую-щие факторы: 1)интонационно-синтаксический параллелизм; 2)настойчивая анафора «Плывет…», открывающая пять первых строф и продолжающая ряд в 3-м стихе последней строфы; 3)неразрывно связанная с ней эпифора, под-черкивающая доминирующее настроение самых разнообразных, но рифму-ющихся друг с другом лирических персонажей, все как один пребывающих «в тоске необъяснимой»; она рефреном проходит по всем строфам, кроме V-й, зато в III-й – дважды, а в IV-й в слегка модифицированном виде: «плывет красотка записная, / своей тоски не объясняя»; также варьируется и ее место расположения в строфах: в первых трех – в инициальном стихе, в III-й и IV-й – в заключительном, и в VI-й – в 3-ем; 4)почти неукоснитель-ный пиррихий на 3-й стопе, удлиняющий междуиктовый интервал на од-ной и той же позиции по логаэдической модели; и 5)довольно продолжи-тельные цепи ассонансных повторов на уровне ударного вокализма, напри-мер на «о»: «На розу жёлтую похожий, / над головой своих любимых, / у ног прохожих» или «и льётся мёд огней вечерних / и пахнет сладкою хал-вою, / ночной пирог несёт сочельник / над головою».
В содержательном плане «Рождественский романс» воспринимается очень неоднозначно. Как утверждает трижды обращавшийся к анализу это-го стихотворения О.А. Лекманов , с первой же строфы «читателю задается загадка: о каком таком «кораблике» и одновременно «фонарике» идет речь?» и тут же предлагает «напрашивающийся ответ – о луне», который, по его мнению, несколько раз подтверждается при чтении полного текста «Рождественского романса» . Однако, аналитический разбор всех состав-ляющих этой поразительно неоднозначной метафоры провоцирует некото-рые уточнения, исключающие излишний ригоризм при ее осмыслении. Да и сам исследователь, отметив в тексте «Романса» очевидное совмещение признаков обеих столиц («Сквозь облик нынешней столицы отчетли-во проступают черты бывшей»), вынужден признать, «…что “кораблик негасимый”, плывущий в стихотворении Бродского над кремлевской сте-ной Москвы, – это еще и позолоченный флюгер-«кораблик» на здании Главного Адмиралтейства (один из наиболее распространенных символов Петербурга/ Ленинграда – эмблема Ленфильма)» .
Образные метаморфозы, разворачивающиеся перед нами на протяже-нии шести восьмистиший, и в самом деле, напоминают взаимопревраще-ния кавалькады действующих лиц и природных явлений, как в некогда по-пулярной «пластилиновой» мультипликации:
«Ночной кораблик негасимый» = «ночной фонарик нелюдимый» = «желтая роза», с которой они оба схожи, = «пчелиный рой сомнамбул, пьяниц» (лунатиков?) = некий печальный «иностранец» = «такси с больны-ми седоками», выезжающее «на Ордынку», = жутковатые «мертвецы», сто-ящие «в обнимку / с особняками», = «певец печальный» (сам поэт, испол-няющий романс?) = «печальный» же «дворник круглолицый» , картинно застывший «у лавки керосинной» = по контрасту с ним и с «улицей невзрачной» куда-то поспешающий импозантный «любовник старый и кра-сивый» = «полночный поезд новобрачный» (но вряд ли это экспресс «Крас-ная стрела», курсирующий между столицами, скорее все же невесть откуда взявшийся свадебный кортеж, = «пловец случайный», единственный кому и положено «плыть», но и тот метафорический, потому что плывет «в несчастие», или возможно он всего лишь предикат сравнения к «еврейско-му выговору» «на желтой лестнице печальной» = также пребывающая в тоске «красотка записная» = сопредельные им природные стихии, в частно-сти «холодный вечер», «снежинки», дрожащие «на вагоне», «морозный ве-тер», «мед огней вечерних», сладкий запах халвы, распространяемый со-чельником, который (как лакей?) несет «над головою» «ночной пирог», – пожалуй, единственный достоверно узнаваемый двойник луны…
Выстроить четкий, логически непротиворечивый лирический сюжет на основе представшего перед читателем тотального перевоплощения всего и вся довольно трудно. Но в последнем своем приступе к анализу любимо-го стихотворения, «вооружившись некоторой, возможно, излишней, долей фантазии», О. Лекманов все же попытался его реконструировать:

Ленинградский поэт встречает праздник в Москве, на Ордынке, может быть, у друзей — Ардовых. Выпив, он отправляется на улицу, чтобы протрезвиться и бредет к Александровскому саду через Большой Москворецкий мост . В глазах у него все плывет и двоится, сквозь новую старую столицу проступают черты старой новой, сквозь луну у стен кремля — адмиралтейский кораблик, он вспоминает, что сейчас в путь отправилась «Красная стрела», московские дома-«мертвецы» в его сознании со-седствуют с петербургскими «особняками», современное «такси» пролетает мимо со старорежимными «седоками» .

Убедительно? Пожалуй, не слишком. Да и, наверное, сам текст для такой реконструкции не предназначен. Поэту совсем не важно было вы-держать модус определенности, наоборот, он настаивает на зыбкости и рас-плывчатости образного дискурса, отдавая предпочтение мелодике звучания перед смыслом. Главное было выразить настроение «тоски необъяснимой» в предчувствии этого самого «Нового года», предвещающего начало нового жизненного цикла, нового года конкретного человека почти совпавшего с Новым годом всего человечества – днем рождения Богочеловека. Заключи-тельная строфа открывается прямым обращением то ли к тому, то ли к Дру-гому, имея в виду заголовок, то ли к обоим вместе:

Твой Новый год по темно-синей
волне средь шума городского
плывет в тоске необъяснимой,
как будто жизнь начнется снова,
как будто будут свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево. (1, 116)

Образ маятника, отмеряющего своим качанием циклическое движе-ние, может быть истолкован не только как возвращение к юности, свету и славе, но и как своего рода творческое воскресение.
О.А. Лекманов полагает, что трижды повторяющееся в этой строфе «как будто», столь же иллюзорно, «как иллюзорны в “Рождественском ро-мансе” река и луна, как иллюзорным для значительной части населения Со-ветского Союза был сам праздник Рождества, который подменялся встречей очередного Нового года» . Молодой Бродский, как большинство его сооте-чественников, воспитанных в атеизме, воспринимал Новый год ситуатив-ным аналогом Рождества. Однако после того, как, оказавшись на даче в Комарове, он вырезал из польского журнала репродукцию картины «По-клонение волхвов» и, прикрепив ее к печке, написал свое первое стихотво-рение на этот сюжет, поэт осознал существенную разницу двух, действи-тельно, сопредельных праздников, в трактовке Востока и Запада, правосла-вия и католичества.








МПГУ – участник видеоконференции «Взаимодействие кафедр ЮНЕСКО с целью стратегического планирования и устойчивого развития»
Новости МПГУ
МПГУ – участник видеоконференции «Взаимодействие кафедр ЮНЕСКО с целью стратегического планирования и устойчивого развития»
06 / 06 / 2020

5 июня 2020 года в формате видеоконференции состоялась ежегодная встреча кафедр ЮНЕСКО РФ, на которой представители глобальных сетей ЮНЕСКО обсуждают вопросы координации действий в достижении целей устойчивого развития. В этом году встреча, приуроченная к 75-летию ЮНЕСКО, собрала 60 кафедр из 40 российских вузов.

МПГУ открывает для сети университетов ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности (MILID UNESCO) новое направление деятельности
Новости МПГУ
МПГУ открывает для сети университетов ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности (MILID UNESCO) новое направление деятельности
03 / 06 / 2020

Открытие новой темы – медийно-информационная грамотность в сфере бизнеса – состоялось 28 апреля на международном стриме в Facebook.

Вебинар Пучковой Е.Б. «Как правильно написать резюме выпускнику магистратуры»
Факультет педагогики и психологии (новости)
Вебинар Пучковой Е.Б. «Как правильно написать резюме выпускнику магистратуры»
02 / 06 / 2020

1 июня 2020 г. заведующим кафедрой психологии труда и психологического консультирования Пучковой Еленой Борисовной был проведен вебинар по теме «Как правильно написать резюме выпускнику магистратуры». На вебинар были приглашены выпускники магистратур факультета педагогики и психологии. Рассматривались вопросы цели и содержания...

Новинки Электронной библиотеки МПГУ. Периодические издания-2020
Новости библиотеки
Новинки Электронной библиотеки МПГУ. Периодические издания-2020
01 / 06 / 2020

Дорогие читатели, в период дистанционного обучения вам доступны новые периодические издания, размещенные в Электронной библиотеке МПГУ. Представляем вам обзор изданий за 2020 год: Музыкальное искусство и образование.- 2020.- Т. 8, № 1 [Электронный ресурс] . – Электронные текстовые данные (4Mb)...

Всероссийская конференция по проблемам педагогического дискурса
Наука
Всероссийская конференция по проблемам педагогического дискурса
31 / 05 / 2020

27 – 29 мая 2020 года в Московском городском педагогическом университете в дистанционном формате прошла Всероссийская конференция «Педагогический дискурс: качество речи учителя». В ходе пленарного заседания, секционного общения и заключительной дискуссии были рассмотрены актуальные теоретические и практические вопросы профессионального педагогического...

Международная научно-практическая онлайн-конференция «Кузинские чтения»
Художественно-графический факультет (новости)
Международная научно-практическая онлайн-конференция «Кузинские чтения»
28 / 05 / 2020

27 мая 2020 года на художественно-графическом факультете Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета состоялась Международная научно-практическая онлайн-конференция, посвященная памяти академика РАО Кузина В.С. «Кузинские чтения». Тема конференции: «Новые вызовы художественного образования в условиях цифрового социума. Горизонты и риски». В...

Профессор кафедры социальной педагогики и психологии В.А. Плешаков стал соорганизатором международного онлайн – круглого стола «КИБЕРПЕДАГОГИКА в условиях цифровизации образования»
Факультет педагогики и психологии (новости)
Профессор кафедры социальной педагогики и психологии В.А. Плешаков стал соорганизатором международного онлайн – круглого стола «КИБЕРПЕДАГОГИКА в условиях цифровизации образования»
28 / 05 / 2020

    27 мая 2020 года Совет по науке при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы и информационно-просветительский интернет-портал «Homo Cyberus» провели круглый стол «Киберпедагогика в условиях цифровизации образования». В международной дискуссии, состоявшейся в формате онлайн, приняли участие представители Министерства...

Преподаватели МПГУ, специалисты Центра русского языка и культуры имени А.Ф.Лосева А.В. Григорьев и А.В. Орлова на XXIV Международных Кирилло-мефодиевских научных чтениях (г. Калининград).
Наука
Преподаватели МПГУ, специалисты Центра русского языка и культуры имени А.Ф.Лосева А.В. Григорьев и А.В. Орлова на XXIV Международных Кирилло-мефодиевских научных чтениях (г. Калининград).
27 / 05 / 2020

25 мая 2020 года в Калининграде состоялись ежегодные Международные Кирилло-Мефодиевские научные чтения, в этом году проводившиеся в онлайн-формате на платформах Zoom и WeBex. У истоков Чтений стояли калининградские и московские филологи, среди которых д.ф.н., проф. А.М. Камчатнов, С.В. Сапожков (МПГУ),...

Заседание Словарного сектора Центра русского языка и культуры имени А.Ф. Лосева в дистанционном формате
Наука
Заседание Словарного сектора Центра русского языка и культуры имени А.Ф. Лосева в дистанционном формате
27 / 05 / 2020

24 мая 2020 года, в День славянской письменности и культуры, прошло заседание Словарного сектора Центра русского языка и культуры имени А.Ф.Лосева. В заседании приняли участие заведующий сектором доктор филологических наук, профессор А.М. Камчатнов, специалист сектора доктор филологических наук, профессор А.В....

Итоги конференции «Молодежь России: вызовы, перспективы, возможности».
Факультет педагогики и психологии (новости)
Итоги конференции «Молодежь России: вызовы, перспективы, возможности».
23 / 05 / 2020

  21 мая состоялась онлайн-конференция «Молодежь России: вызовы, перспективы, возможности». Ее организаторами выступили специалисты и студенты учебного направления «организация работы с молодежью» МПГУ. Команду организаторов составила группа 308 ФПП.   Конференция объединила 110 очных участников из 25 организаций и 10...

Научно-практическая блог-конференция «Стихопоэтика Иосифа Бродского»
Наука
Научно-практическая блог-конференция «Стихопоэтика Иосифа Бродского»
23 / 05 / 2020

В субботу, 23 мая 2020 г. в Институте филологии МПГУ кафедрой русской классической литературы и кафедрой русской литературы XIX-XXI веков была организована научно-практическая блог-конференция «Стихопоэтика Иосифа Бродского», посвященная 80-летию со дня рождения великого русского поэта Иосифа Александровича Бродского и проводимая по инициативе участников научно-творческого объединения ОПОЯЗ-2.

Научная сессия кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ Подсекция «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ» «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты»
Факультет педагогики и психологии (новости)
Научная сессия кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ Подсекция «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ» «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты»
22 / 05 / 2020

  Научная сессия на кафедре психологии развития личности прошла в формате видео-конференции BigBlueButton 21 мая 2020 года, что стало новым и не менее продуктивным форматом проведения ежегодного мероприятия. Основными идеями для организации содержания научной сессии МПГУ на кафедре психологии развития...

Заседание Словарного сектора Центра русского языка и культуры имени А.Ф. Лосева в дистанционном формате
Наука
Заседание Словарного сектора Центра русского языка и культуры имени А.Ф. Лосева в дистанционном формате
21 / 05 / 2020

17 мая 2020 года прошло очередное заседания Словарного сектора Центра русского языка и культуры имени А.Ф.Лосева. В заседании приняли участие заведующий сектором доктор филологических наук, профессор А.М. Камчатнов, специалист сектора доктор филологических наук, профессор А.В. Григорьев, специалист сектора А.В. Орлова,...

Медийные процессы в современном гуманитарном пространстве – 2020
Наука
Медийные процессы в современном гуманитарном пространстве – 2020
19 / 05 / 2020

16 мая 2020 года на базе Институте филологии МПГУ кафедрой русской литературы XX-XXI веков при участии кафедры журналистики и медиакоммуникаций Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования была проведена уже ставшая традиционной VI научно-практическая конференция молодых ученых-исследователей «Медийные процессы в современном гуманитарном пространстве: подходы к изучению, эволюция, перспективы».

Исследовательская группа по изучению наследия А. Ф. Лосева продолжает проведение семинаров
Наука
Исследовательская группа по изучению наследия А. Ф. Лосева продолжает проведение семинаров
18 / 05 / 2020

Встречи прошли 2 и 16 мая. Семинары провели сотрудники мемориального кабинета им. А. Ф. Лосева О. В. Дефье, профессор кафедры русской литературы XX-XXI вв., научный сотрудник Лосевского кабинета и Е. А. Кислицына, методист Лосевского кабинета. 2 мая было завершено изучение...

Новые поступления в ЭБ МПГУ
Новости библиотеки
Новые поступления в ЭБ МПГУ
14 / 05 / 2020

Уважаемые читатели, в ЭБС МПГУ вам доступен для чтения сборник статей авторов МПГУ – участников Всероссийской научной конференции памяти профессоров А. Г. Кузьмина, В. Г. Тюкавкина и Э. М. Щагина. Редактором сборника является ректор МПГУ, профессор, доктор исторических наук А. В....

Заседания Словарного сектора Центра русского языка и культуры имени А.Ф.Лосева в дистанционном формате
Наука
Заседания Словарного сектора Центра русского языка и культуры имени А.Ф.Лосева в дистанционном формате
12 / 05 / 2020

В связи со сложившейся в мире эпидемиологической ситуацией заседания Словарного сектора Центра русского языка и культуры имени А.Ф.Лосева заведующим сектором доктором филологических наук, профессором А.М. Камчатновым было принято решение проводить в дистанционном формате. 25 апреля на платформе Zoom прошло «пробное»...

Виктор Утриков, студент ИИЯ МПГУ
Новости МПГУ
Виктор Утриков, студент ИИЯ МПГУ
11 / 05 / 2020

Мне хотелось бы представить одного из студентов Института иностранных языков. Виктор Утриков – студент 4-го курса немецкого отделения профиля “Перевод и переводоведение”. Виктор не только отлично учится, но и увлеченно занимается научной работой. В марте этого года он принимал участие в студенческой научной...

Дистанционная научно-практическая конференция кафедры рисунка ХГФ ИИИ МПГУ
Художественно-графический факультет (новости)
Дистанционная научно-практическая конференция кафедры рисунка ХГФ ИИИ МПГУ
02 / 05 / 2020

В рамках научной темы кафедры: «Академический рисунок и художественная графика в образовании»  27 апреля 2020 года кафедра рисунка художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета провела  плановую  научно-практическую конференцию,  посвященную  «Апрельским чтениям». На конференции состоялись  обмен научными мнениями...

Дистанционное  заседание кафедры рисунка ХГФ ИИИ МПГУ
Художественно-графический факультет (новости)
Дистанционное заседание кафедры рисунка ХГФ ИИИ МПГУ
02 / 05 / 2020

Главной задачей коллектива кафедры рисунка является  научить студентов свободному владению изобразительными свойствами формы и пространства через формирование у учащихся теоретических знаний, практических  умений и навыков в области академического рисования, книжной и печатной графики.  Изучение рисунка предполагает приобретение   основных  развивающих задач,...

Заседание секции декоративно-прикладного искусства в рамках научно-практической конференции ХГФ
Художественно-графический факультет (новости)
Заседание секции декоративно-прикладного искусства в рамках научно-практической конференции ХГФ
02 / 05 / 2020

    27 апреля 2020 г. прошло Заседание Секции декоративно-прикладного искусства в рамках Научно-практической конференции художественно-графического факультета Института изящных искусств. Заседание секции по кафедре Декоративного искусства и художественных ремесел проходит ежегодно. Заседание секции было проведено впервые с помощью программы для...

Научная сессия кафедры живописи художественно-графического факультета Института изящных искусств в онлайн формате
Художественно-графический факультет (новости)
Научная сессия кафедры живописи художественно-графического факультета Института изящных искусств в онлайн формате
02 / 05 / 2020

30 апреля 2020 года в 12.00 часов состоялся расширенный вебинар научной сессии кафедры живописи ХГФ ИИИ МПГУ по итогам научно-исследовательской работы за 2019 год. Тема научной сессии – Современные методы преподавания академической живописи. Заседание секции открыл заведующий кафедрой живописи, кандидат...

МПГУ совместно с сетью кафедр ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности GAPMIL создаёт новый проект, тема которого – образование будущего
Новости МПГУ
МПГУ совместно с сетью кафедр ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности GAPMIL создаёт новый проект, тема которого – образование будущего
30 / 04 / 2020

Научно-образовательный центр МПГУ «Кафедра ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности и медиаобразованию граждан», студенты и преподаватели Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ присоединились к инициативе ЮНЕСКО по непрерывному дистанционному обучению в период COVID-19.

Абай и Пушкин – созвучие культур
Наука
Абай и Пушкин – созвучие культур
29 / 04 / 2020

На прошлой неделе апреля в МПГУ состоялась международная онлайн видеоконференция, посвященная двум гениям мировой литературы – Абаю и Пушкину, –значимый международный форум, объединяющий ученых и педагогов многих стран, пытающихся сохранить и донести в век цифровизации непреходящие ценности культуры.

Научная сессия кафедры живописи
Художественно-графический факультет (анонсы)
Научная сессия кафедры живописи
27 / 04 / 2020

30 апреля 2020 года в 12:00 часов состоится вебинар на тему «Научная сессия кафедры живописи». Чтобы открыть вебинар необходимо пройти по ссылке: https://nbb.mpgu.su/b/2hf-jvq-uqc Далее необходимо ввести свою “Фамилию Имя Отчество” и нажать на кнопку «Присоединиться». Презентации участников вебинара принимаются на адрес эл. почты:...

XVIII Международная конференция «Пасхальные чтения. Гуманитарные науки и православная культура»
Наука
XVIII Международная конференция «Пасхальные чтения. Гуманитарные науки и православная культура»
25 / 04 / 2020

Христос Воскресе! Тропарем Пасхи открылась XVIII Международная конференция «Пасхальные чтения. Гуманитарные науки и православная культура», которая проходила в Московском педагогическом государственном университете в формате онлайн. В работе конференции, организованной Институтом филологии и Институтом истории и политики, приняли участие более 50...

Новые поступления в ЭБ МПГУ
Новости библиотеки
Новые поступления в ЭБ МПГУ
23 / 04 / 2020

Уважаемые читатели, в ЭБС МПГУ вам доступно для чтения учебное пособие С. В. Викжанович, доцента кафедры дефектологического образования ОГПУ (Омский государственный педагогический университет): Викжанович, Светлана Николаевна. Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи предикативной лексики с использованием пиктограмм [Электронный ресурс]...

Мартовские чтения в Институте иностранных языков
Наука
Мартовские чтения в Институте иностранных языков
23 / 04 / 2020

Недавно  в Институте иностранных языков прошла научная сессия по итогам выполнения научно-исследовательской работы студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей ИИЯ. Традиционно Мартовские чтения начались с Пленарного заседания. С приветственным словом выступил директор ИИЯ Сергей Алексеевич Засорин, который тепло поприветствовал участников научной...

Производственная практика у магистрантов ХГФ ИИИ МПГУ в дистанционном формате
Новости образования
Производственная практика у магистрантов ХГФ ИИИ МПГУ в дистанционном формате
15 / 04 / 2020

13 апреля 2020 г. в 15:00 у магистрантов первого курса ХГФ ИИИ МПГУ группы МОР34-ИХО1902 по направлению обучения 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа: “Изобразительное искусство в художественном образовании” в рамках прохождения производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности...

К 140-летию со дня рождения академика В.В. Голубкова
Наука
К 140-летию со дня рождения академика В.В. Голубкова
14 / 04 / 2020

  В начале 2020 года исполнилось 140 лет со дня рождения Василия Васильевича Голубкова (1880–1968), профессора, первого доктора педагогических наук по методике преподавания литературы (1938), действительного члена Академии педагогических наук РСФСР (1950), основателя и заведующего кафедрой методики преподавания литературы МПГУ....

Новые поступления в ЭБ МПГУ
Новости библиотеки
Новые поступления в ЭБ МПГУ
13 / 04 / 2020

Уважаемые читатели, в ЭБС МПГУ вам доступно для чтения учебное пособие автора МПГУ Т. В. Карадже, профессора, заведующего Кафедрой политологии, и А. Г. Глинчиковой, профессора Кафедры политологии Института истории и политологии: Введение в политическую теорию [Электронный ресурс] :учебное пособие /...

5 лет интернет-порталу “Homo Cyberus”!
Факультет педагогики и психологии (новости)
5 лет интернет-порталу “Homo Cyberus”!
09 / 04 / 2020

7 апреля 2020 года исполнилось 5 лет с момента официального запуска интернет-портала “Homo Cyberus”, посвященного продвижению современной теории и практики исследований феномена киберсоциализации человека! Главным редактором информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus» и электронного научно-публицистического журнала «Homo Cyberus» является профессор кафедры социальной педагогики и психологии...

Кафедра всемирной литературы 10 апреля проводит в заочной форме международную научную конференцию XXXII Пуришевские чтения
Наука
Кафедра всемирной литературы 10 апреля проводит в заочной форме международную научную конференцию XXXII Пуришевские чтения
09 / 04 / 2020

Кафедра всемирной литературы 10 апреля проводит в заочной форме международную научную конференцию XXXII Пуришевские чтения на тему «Поэтика комического в мировой литературе. К 550-летию со дня рождения Эразма Роттердамского». Девяносто четыре участника конференции прислали свои сообщения и тезисы докладов. На...

Письмо Минобрнауки России о работе диссертационных советов от 27 марта 2020 MН-6-2505
Новости МПГУ
Письмо Минобрнауки России о работе диссертационных советов от 27 марта 2020 MН-6-2505
02 / 04 / 2020

Опубликовано Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о работе диссертационных советов от 27 марта 2020 года MН-6/2505.

Новые поступления в ЭБ МПГУ
Новости библиотеки
Новые поступления в ЭБ МПГУ
31 / 03 / 2020

Уважаемые читатели, в ЭБС МПГУ вам доступно для чтения учебное пособие автора МПГУ Татьяны Борисовны Кукобы, доцента Кафедры теоретических основ физической культуры и спорта. Кукоба, Татьяна Борисовна. Фитнес-технологии [Электронный ресурс] : курс лекций : учебное пособие / Т. Б. Кукоба;...

Вышел в свет очередной выпуск сборника научных трудов «Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики»
Наука
Вышел в свет очередной выпуск сборника научных трудов «Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики»
31 / 03 / 2020

В марте 2020 года вышел в свет 18 выпуск сборника научных трудов аспирантов, докторантов, магистрантов  и преподавателей английского языка и методики преподавания английского языка «Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики». Данный выпуск является продолжением серии сборников научных трудов, которая была...

Студенческая онлайн-конференция в Институте иностранных языков
Наука
Студенческая онлайн-конференция в Институте иностранных языков
30 / 03 / 2020

27 марта на платформе Zoom проходила студенческая онлайн-конференция в рамках ежегодных мартовских чтений – важное событие в научной жизни университета. Мероприятие было организовано кафедрой немецкого языка ИИЯ. Со словами приветствия и поддержки к молодым исследователям обратились: ректор Нижегородского государственного университета...

Ушел из жизни академик Виталий Григорьевич Костомаров
Наука
Ушел из жизни академик Виталий Григорьевич Костомаров
28 / 03 / 2020

  26 марта 2020 года на 91-м году жизни ушел из жизни Виталий Григорьевич Костомаров, основатель, директор, первый ректор и президент Института русского языка имени А.С. Пушкина, выдающийся русист, доктор филологических наук, профессор, академик РАО. Трудно переоценить вклад Виталия Григорьевича...

Новые поступления в ЭБ МПГУ
Новости библиотеки
Новые поступления в ЭБ МПГУ
24 / 03 / 2020

Уважаемые читатели, в ЭБС МПГУ вам доступно для чтения новое учебное пособие, написанное автором МПГУ С. Ю. Ивановым, профессором Кафедры теоретической и специальной социологии: Иванов, Сергей Юрьевич. Социальное управление человеческими ресурсами [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. Ю. Иванов;...

Архив журналов в Электронной библиотеке МПГУ
Новости библиотеки
Архив журналов в Электронной библиотеке МПГУ
24 / 03 / 2020

Уважаемые читатели, студенты МПГУ на период дистанционного обучения могут воспользоваться Электронными ресурсами Библиотеки МПГУ. В Электронной библиотеке МПГУ вам доступен архив журналов МПГУ: Локус: люди, общество, культуры, смыслы.- 2019.- № 4 [Электронный ресурс] . – Электронные текстовые данные (3Mb) . –...

Новые поступления в ЭБ МПГУ
Новости библиотеки
Новые поступления в ЭБ МПГУ
23 / 03 / 2020

Уважаемые читатели, в ЭБС МПГУ вам доступно для чтения учебное пособие автора МПГУ В. Е. Цибульниковой, доцента Кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В. А. Сластенина: Цибульникова, Виктория Евгеньевна. Двигательная активность и соматическое здоровье учителя: нормирование, оценка,...

Новые поступления в ЭБ МПГУ
Новости библиотеки
Новые поступления в ЭБ МПГУ
17 / 03 / 2020

Уважаемые читатели, в ЭБС МПГУ вам доступно для чтения новое учебное пособие, написанное автором  МПГУ Ю. И. Родиным,  профессором Кафедры теории и методики дошкольного образования. Родин, Юрий Иванович. Научные основы здоровьесбережения детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : учебное пособие /...

VII Совещание руководителей студенческих научных обществ вузов города Москвы и Московской области
Наука
VII Совещание руководителей студенческих научных обществ вузов города Москвы и Московской области
13 / 03 / 2020

12 марта 2020 года в НИЯУ МИФИ состоялось VII Совещание руководителей студенческих научных обществ вузов города Москвы и Московской области. На совещании руководители студенческих научных обществ обсудили задачи и проблемы функционирования СНО, исторические этапы становления СНО и успешные проекты российских...

Вышел второй сборник статей в электронном варианте конференции «Социальная психология семьи»
Наука
Вышел второй сборник статей в электронном варианте конференции «Социальная психология семьи»
06 / 03 / 2020

На кафедре социальной педагогики и психологии, которой руководит доктор педагогических наук, профессор, Леванова Елена Александровна, вышел второй сборник статей конференции,на тему: «Социальная психология семьи». Конференция проводилась 28-29 марта 2019 г. на факультете Педагогики и психологии МПГУ, организатором была кандидат психологических...

Новые поступления в ЭБ МПГУ
Новости библиотеки
Новые поступления в ЭБ МПГУ
06 / 03 / 2020

Уважаемые читатели, в ЭБС МПГУ вам доступно для чтения новое учебное пособие, написанное автором  МПГУ В. П. Трыковым, профессором Кафедры всемирной литературы Института филологии. Трыков, Валерий Павлович. Россия в литературе Франции [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. П. Трыков;...

Заседание ОПОЯЗ-2, посвященное 80-летию нобелевсего лауреата Иосифа Бродского
Наука
Заседание ОПОЯЗ-2, посвященное 80-летию нобелевсего лауреата Иосифа Бродского
06 / 03 / 2020

2020 год знаменателен двумя рифмующимися друг с другом юбилеями. Это начало чествования Его Величества Сонета, родившегося в 20-е годы XIII века, чуть позже, кстати сказать, «Слова о полку Игореве» (1185-1187), под южным небом Италии на острове Сицилия. Джакомо да Лентини...

Встреча студентов факультета педагогики и психологии с представителями Благотворительного фонда “Арифметика добра”.
Факультет педагогики и психологии (новости)
Встреча студентов факультета педагогики и психологии с представителями Благотворительного фонда “Арифметика добра”.
05 / 03 / 2020

5 марта 2020 на кафедре Социальной педагогики и психологии при участии заведующего кафедры, доктора педагогических наук, профессора Левановой Елены Александровны выступила с лекцией  Коростелёва Надежда Александровна руководитель проектов блока  «Тренинги» Благотворительного фонда «Арифметика добра». Фонд «Арифметика добра» был создан для...

Всероссийская научная конференция «Чехов вчера, сегодня и всегда»
Наука
Всероссийская научная конференция «Чехов вчера, сегодня и всегда»
05 / 03 / 2020

29 февраля в Мемориальном кабинете имени А.Ф. Лосева прошла Всероссийская научная конференция «ЧЕХОВ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ВСЕГДА», посвященная 160-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова. Организаторами конференции выступили директор Института филологии, профессор кафедры русской классической литературы Елена Геннадьевна Чернышева, доцент...

Международная научная конференция «Братья и сёстры в русском доме: творчество Фёдора Абрамова в контексте литературной и общественной жизни ХХ – ХХI веков»
Наука
Международная научная конференция «Братья и сёстры в русском доме: творчество Фёдора Абрамова в контексте литературной и общественной жизни ХХ – ХХI веков»
03 / 03 / 2020

27 – 28 февраля 2020 года в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М. В. Ломоносова (Архангельск) прошла Международная научная конференция «Братья и сёстры в русском доме: творчество Фёдора Абрамова в контексте литературной и общественной жизни ХХ – ХХI веков». В...

Открытая лекция «Между Раем и Вавилоном: христианские образы в русской рок-поэзии»
Наука
Открытая лекция «Между Раем и Вавилоном: христианские образы в русской рок-поэзии»
03 / 03 / 2020

В завершении Масленицы профессор кафедры русской литературы XX-XXI веков Института филологии МПГУ Я.В. Солдаткина выступила с открытой лекцией «Между Раем и Вавилоном: христианские образы в русской рок-поэзии» в православном благотворительном фонде «Предание». Интерес к религиозным темам и мотивам был присущ...

Результаты конкурса на получение надбавки к академической стипендии студентам Института филологии
Наука
Результаты конкурса на получение надбавки к академической стипендии студентам Института филологии
03 / 03 / 2020

В конце февраля 2020 года были объявлены имена студентов Московского педагогического государственного университета, которые получат повышенную государственную стипендию за результаты научно-исследовательской деятельности. Из 18 претендентов от Института филологии 6 студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры, стали стипендиатами. Поздравляем Анну...

Новые поступления в ЭБ МПГУ
Новости библиотеки
Новые поступления в ЭБ МПГУ
03 / 03 / 2020

Уважаемые читатели, в ЭБС МПГУ вам доступно для чтения новое учебное пособие, написанное автором МПГУ А. В. Григорьевым, профессором, заместителем заведующего кафедрой общего языкознания по научной работе, специалистом Центра русского языка и культуры имени А. Ф. Лосева. Григорьев, Андрей Владимирович....

XXIV Международная научно-практическая конференция «Языкознание для всех»
Наука
XXIV Международная научно-практическая конференция «Языкознание для всех»
02 / 03 / 2020

27-28 февраля 2020 г. состоялась XXIV Международная научно-практическая конференция «Языкознание для всех» на тему «Язык и профессия: взгляд молодых». Участниками конференции стали более 120 школьников Москвы, регионов Российской Федерации, стран СНГ и Балтии. Зарубежные гости были в этом году из...

Рейтинг популярных книг в ЭБ МПГУ в феврале 2020 года
Новости библиотеки
Рейтинг популярных книг в ЭБ МПГУ в феврале 2020 года
02 / 03 / 2020

Уважаемые пользователи! Представляем Вам наиболее популярные издания в Электронной библиотеке МПГУ в феврале 2020 года. Наибольший интерес читателей вызвали учебно-методические пособия и выпускные квалификационные работы.   Мухина, В. С. Личность: мифы и реальность [Электронный ресурс] : Альтернативный взгляд. Системный подход....

Международная научно-практическая конференция МГИМО «Язык. Культура. Перевод: научные парадигмы и практические аспекты»
Наука
Международная научно-практическая конференция МГИМО «Язык. Культура. Перевод: научные парадигмы и практические аспекты»
28 / 02 / 2020

В Международной научно-практической конференции МГИМО «Язык. Культура. Перевод: научные парадигмы и практические аспекты», которая прошла 20-21 февраля 2020 года, приняли участие преподаватели Московского педагогического государственного университета. Продуктивной была работа пленарных заседаний, секций, круглых столов, мастер-классов. Атмосфера мероприятий, общая организация всемерно...

IX Международная онлайн-конференция
Наука
IX Международная онлайн-конференция
28 / 02 / 2020

25 февраля 2020 года состоялась IX Международная онлайн-конференция, организованная нашим вузом-партнером Национальным Евразийским университетом им. Л.Н. Гумилева (г. Нур-Султан, Республика Казахстан), посвященная памяти академика, выдающегося ученого Казахстана, переводчика Румгали Нургали. В ней приняли ученые-слависты из Польши, Румынии, Турции, наши коллеги...

Новые поступления в ЭБ МПГУ
Новости библиотеки
Новые поступления в ЭБ МПГУ
27 / 02 / 2020

Уважаемые читатели, в ЭБС МПГУ вам доступно для чтения новое учебное пособие, написанное авторами МПГУ Н. П. Шведовой, ассистентом Кафедры тифлопедагогики, и В. З. Денисовой, доцентом Кафедры тифлопедагогики Института детства. Рельефно-точечная система обозначений Л. Брайля [Электронный ресурс] : учебное пособие...

Открытие Юбилейной научно-практической конференции «Русский язык как иностранный: теория и практика обучения в цифровую эпоху»
Наука
Открытие Юбилейной научно-практической конференции «Русский язык как иностранный: теория и практика обучения в цифровую эпоху»
26 / 02 / 2020

В главном корпусе МПГУ 25 февраля состоялось открытие Юбилейной научно-практической конференции «Русский язык как иностранный: теория и практика обучения в цифровую эпоху». Конференцию организовала кафедра довузовского обучения русскому языку как иностранному.

Международная научно-практическая конференция  «Вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного», посвященная 55-летию кафедры РКИ
Наука
Международная научно-практическая конференция «Вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного», посвященная 55-летию кафедры РКИ
25 / 02 / 2020

20–21 февраля 2020 г. в МПГУ состоялась Международная научно-практическая конференция «Вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного», посвященная 55-летию кафедры РКИ, организованная кафедрой русского языка как иностранного в профессиональном обучении Института филологии МПГУ. Мероприятие собрало ведущих специалистов в...

V студенческая научно-практическая конференция «Педагог-словесник XXI столетия»
Наука
V студенческая научно-практическая конференция «Педагог-словесник XXI столетия»
23 / 02 / 2020

20 февраля 2020 года в Институте филологии прошла V студенческая научно-практическая конференция «Педагог-словесник XXI столетия», посвящённая проблемам преподавания литературы в школе. Основные цели конференции − поддержка научно-методических инициатив студентов в области преподавания литературы, обеспечение профессионального общения будущих учителей-словесников, формирование широких...