Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Студенты Института истории и политики о вожатской практике

Новости МПГУ

Работа вожатого – не просто профессия, а настоящее призвание. Он сделает всё, чтобы дети чувствовали себя комфортно и безопасно в лагере. Он поможет им преодолеть любую трудность и создаст яркие и незабываемые воспоминания. Вожатый должен быть готов к работе с детьми разных возрастов и характеров, уметь найти подход к каждому ребенку, понимать потребности и интересы детей. Это очень ответственная и непростая работа.

Об этом и других тонкостях работы вожатого в лагере нам рассказали студенты Института истории и политики МПГУ.

 – Рассказывайте, как вам первая смена? Наверняка сначала было трудно, а потом легко или наоборот, для кого-то всё прошло, как по маслу?

Дмитрий: Ну, самым сложным для меня поначалу было познакомить детей. И познакомиться с ними самому (смеется), запомнить их всех, уладить разногласия, и конечно изучить за короткое время их характеры, предпочтения и интересы. Мне кажется, так у всех. В любом новом месте, незнакомом коллективе, новых условиях нужно сначала укрепиться самому, а потом и детки подтянутся.

Мария: Для хорошей, слаженной работы важно с самого начала задать правильный тон. Мы с коллегой в первую очередь решили вопрос дисциплины, так как это – самое важное, и не имеет значения, какого возраста дети в твоем отряде. Должен быть задан правильный тон и налажен контакт. Эта работа стала для меня очень интересным опытом, сложности, я думаю, есть везде, но я старалась относиться ко всему с улыбкой и позитивом.

Елизавета: Для меня оказалось трудно найти подход к детям со сложным характером, особенно за такой короткий период времени. Хорошо, что я была не одна, и мы с коллегой справились со своей задачей.

 

– Найти подход к детям, пожалуй, одна из главных целей вожатого в лагере. Как всё-таки найти с ними общий язык?

Елизавета: Постараться понять и найти компромисс в общении, учитывать интересы каждого.

Дмитрий: Общий язык с детьми – это то, что позволит ребенку тебе доверять, стремиться к взаимной заботе. Поэтому необходимо найти подходы, которые в первую очередь помогут ребенку почувствовать себя в безопасности рядом с педагогом. Нужно дать ребенку понять, что вместе мы сможем идти рядом и реализовывать идеи, побеждать в конкурсах и болеть за общее дело. Самое главное – быть искренним с детьми, дети очень хорошо чувствуют фальшь.

 

– Какие самые распространенные ошибки совершают вожатые в работе с детьми?

Дмитрий: Главной ошибкой, на мой взгляд, является ставить себя выше ребенка, показывать ему, что он глупый, проявлять свое доминирование над ним в агрессивной форме, общаться угрозами. Необходимо просто быть старшим другом, товарищем, который их отвратит от плохих идей и поступков.

Мария: Мне кажется, что ключ к идеальным отношениям с ребенком – это поддержка. На моей смене была одна очень стеснительная девочка. Она боялась петь на сцене, но благодаря нашей с напарником поддержке, в конце смены она сама с удовольствием показала свой талант и получила не только заслуженное второе место, но и приз зрительских симпатий. Думаю, она этот момент запомнит надолго.

 

– Не сомневаюсь. А какие моменты смены больше всего запомнили вы?

 Елизавета: Организация похода с детьми. Вот уж точно запомню на всю жизнь!

Мария: Событий, конечно, за три недели смены произошло много. Но самым значимым для меня, наверное, стала все-таки победа нашего отряда в спортивной эстафете, которую проводили среди пяти отрядов. Ребята действительно молодцы!

Дмитрий: А для меня самым впечатляющим стало прощание с лагерем и общее собрание в конце смены. Все ребята обменялись самодельными подарками, и объятия были для них чем-то сокровенным, они искренне выразили свое отношение друг другу. Было ощущение, что они не хотят расставаться, потому что эта смена стала для них чем-то особенным, островком счастья в повседневной рутине.

 

– Каждый из вас сделал для себя свой вывод о смене. А какие выводы вы сделали для себя о профессии вожатого? Как вы думаете, удалось ли вам стать тем самым идеальным вожатым для ваших детей?

Дмитрий: Я уже говорил об этом, но повторюсь еще раз: нужно быть другом. Чутким, понятливым, слышать и слушать детей. Не знаю, удалось ли мне стать идеальным вожатым за одну смену, думаю, этот навык достигается годами, но я буду работать над собой и стремиться к лучшему.

Мария: Идеальный вожатый – это, в первую очередь, ответственный, отзывчивый и трудолюбивый человек. Позитивный, активный, внимательный… Я буду стараться изо всех сил стать такой вожатой для своих деток!

Елизавета: Пока рано об этом говорить, этот статус зарабатывается годами. Вожатый должен постараться понять и найти компромисс в общении, учитывать интересы каждого. Это – справедливый, заинтересованный в работе с детьми специалист. Мне есть, к чему стремиться.

 

– Ну и напоследок: какие напутствия дадите будущим вожатым?

Дмитрий: Не заигрывайтесь во взрослого, иногда будьте сами детьми, тогда вам будет проще найти к ним подход.

Елизавета: Распределяйте нагрузку. Не стремитесь сделать всё за один день, иначе быстро выгорите, а детям нельзя видеть вас уставшими и грустными.

Мария: Согласна с Елизаветой. Вожатый, помни: ты – пример для детей. Они равняются на тебя, поэтому будь лидером, будь лучшим!

 

Материал подготовила Ляйсян Байназарова,
студентка Института истории и политики МПГУ в рамках практики

Редактор: Кристина Романова

 Федеральный координационный центр
по подготовке и сопровождению вожатских кадров

16 / 09 / 2023

Показать обсуждение