Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

«Только через нелёгкий труд и терпение отстаивается золотой фонд преподавания»

Новости МПГУ

Владимир Николаевич Шарапов, старший преподаватель
Кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ
обсудил с нами применение ИКТ в процессе преподавания, вспомнил свои
студенческие годы и рассказал, почему Бетховен лучше Монеточки.

 

– Владимир Николаевич, расскажите, почему Вы выбрали педагогику начального образования? Чем Вас привлекает эта профессия?

– Вы знаете, да как-то само собой получилось. После школьных экзаменов встал выбор между медициной и педагогикой. Из этих двух возможных путей я решил выбрать второй.

– Но ведь этот путь – непростой, в первую очередь это большая ответственность за ребят. Как Вы справляетесь?

Когда мне задают этот вопрос, я сразу вспоминаю слова Нади Шевелевой из культовой отечественной новогодней комедии: «Ошибки учителей менее заметны, но обходятся не менее дорого». (Х/ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром! – прим. авт.). В основном, все эти нормы и правила, по большей части закладываются в семьях. Нужно понимать, что педагогическое воспитание и прививание учащимся эстетики и морали должно подкрепляться семейным воспитанием. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Ну а что касаемо ответственности, тут я как раз гиперответственный, благодаря ещё моим преподавателям. Подбор правильных фраз, действий, особый подход к ученикам – всё это делаю уже на автомате.

– Сразу видно – Вы профессионал своего дела, и наверняка можете с одинаковой легкостью преподавать как студентам, так и школьникам. Ведь это – две совершенно разные аудитории, правда?

Безусловно! Самое первое и главное отличие – умение студента широко мыслить и глубоко познавать то, что мы, преподаватели, пытаемся до него донести. Конечно этого невозможно достичь без собственной заинтересованности предметом. Всё-таки в сознательном возрасте, имея более богатый жизненный опыт, ребята относятся к учёбе намного ответственнее. Делают дополнительные задания, чтобы лучше усвоить пройденный материал. Школьники же чаще выполняют работу по принципу: «Я это делаю, потому что надо, а то мама будет ругать».

– Вы преподаете в институте с романтическим названием «Институт детства» и наверняка подходите к учебному процессу творчески. Используете ли Вы аудио и видеоматериалы во время занятий, а может применяете свою знаменитую методику ИКТ?

– Многие ученые считают, что педагогика – своеобразный вид искусства, который имеет общие законы преподавания. Я склоняюсь к их мнению и считаю, что аудио и видеоматериалы позволяют как школьникам, так и студентам визуализировать и эффективнее усваивать материал. Применение ИКТ – наглядный тому пример. В такой форме обучения студенты быстрее понимают, о чём идёт речь. Сейчас все больше школ используют технологии в процессе обучения: у ребят появляются электронные дневники, журналы. И чтобы не отставать от студентов, нам приходится осваивать всё это новаторство в силу специфики профессии.

Конечно, времена меняются, технологии все активнее вытесняют печатный мир книг и журналов. А как проходили Ваши годы студенческие? Поделитесь воспоминаниями!

– Ну, это надо лет десять отмотать назад. Целых пять лет я трудился старостой, поэтому мои студенческие годы были насыщенными. А что касается знаний и дисциплин, то ещё тогда я понял, что всё зависит от самого педагога. Были предметы, на которых можно было и вздремнуть, а были такие, куда мы бежали сломя голову, боясь опоздать хоть на минуту. Вспоминая такие лекции, хочется самому стать преподавателем, к которому студенты будут спешить на занятие с радостью, а не с подушкой. Поэтому и мы теперь готовим специалистов, которые будут работать с душой. Стараемся во всем помогать и поддерживать студентов.

 У нас в МПГУ есть сборник цитат наших преподавателей. В нём собраны все их шутки, забавные фразы и выражения. Так вот, я в нем и нашла Вашу забавную цитату: «А кто сказал, что Бетховен лучше Монеточки?». Что можете сказать в свое оправдание?

– Что Вы – истинный журналист! Откопали так откопали! (Смеется) На самом деле, эта фраза родилась довольно давно на теории воспитания младших школьников. Тогда мы как раз говорили об эстетическом воспитании – что мы считаем красивым и почему? И тогда я задал студентам вопрос: «А кто сказал, что Бетховен – это хорошо? Кто сказал, что Бетховен лучше Монеточки?». Вот откуда это взялось. Я же меломан. В моем плейлисте музыка на любой вкус: от тяжелого металла до Примадонны. Кроме того, я очень люблю классику в современной обработке. Очень нравится «Сибирский оркестр» и Ванесса Мэй.

Вы очень разносторонний человек. Наверное, это помогает в работе с детьми. Как Вы считаете, есть ли прямая параллель между музыкой и воспитанием?

– Сейчас очень много музыки и песен, и все они – абсолютно разные. От песен с глубоким смыслом до ритмичных мелодий с бессмысленным текстом, но приятным танцевальным битом, так глубоко заседающим в подсознании, что от него потом сложно избавиться. Современному поколению зачастую нравятся именно такие песни, опять же, из-за аранжировок, зажигательной мелодии и незатейливого смысла. Но это вовсе не значит, что, слушая такую музыку, поколение вырастет плохим. Это всего лишь один из компонентов воспитания. Я за разнообразие. Таким образом, у современных школьников и студентов есть альтернатива, и они сами могут выбирать и тем самым вырабатывать свой собственный вкус.

И напоследок, что пожелаете нашим первокурсникам?

– Первокурсникам хочется пожелать не бояться трудностей, уметь достойно с ними сражаться, понимать значимость выбранной ими профессии и постоянно развиваться. Нет предела совершенству!

 

Блиц-опрос:

Какой Ваш любимый поэт?

– Михаил Юрьевич Лермонтов.

Крупская или Макаренко?

Подход Макаренко мне всё-таки ближе.

Больше всего в своей профессии Вам нравится…?

– Делиться с учениками своими знаниями, а потом смотреть, как умело они их применяют.

Вы бы никогда…?

Не предал доверие людей. Я человек слова! Сказано – сделано.

И все-таки, Бетховен или Монеточка?

Как ни странно, всё-таки Бетховен (Смеётся).

 

Наталья Кушнерова

Проект “Образ современного педагога”

Дирекция креативных программ

05 / 11 / 2019

Показать обсуждение