Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Участие МПГУ в вебинаре ИИТО ЮНЕСКО «Обучение для борьбы с изменением климата»

Новости МПГУ

27 июня 2023 года в Москве состоялся вебинар «Обучение для борьбы с изменением климата», организованный Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО). В вебинаре активное участие приняли кафедры ЮНЕСКО РФ, в том числе кафедра МПГУ «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов».

Вебинар проводился с целью содействия реализации цели устойчивого развития 13.3 «Просвещение и распространение информации по ослаблению последствий изменения климата», которая направлена на улучшение образования, повышение осведомленности человеческого и институционального потенциала в области раннего предупреждения и смягчения последствий изменения климата. Практические шаги в реализации данной цели включают предоставление учителям практических инструментов и материалов по обучению учащихся всех возрастных групп тому, как перерабатывать отходы и придерживаться экологичных способов потребления.

Модератором вебинара выступила программный специалист Отдела профессионального развития педагогов и сетевого взаимодействия ИИТО ЮНЕСКО Татьяна Шутова. Руководитель того же отдела Наталья Амелина, открывая вебинар, отметила, что в настоящее время глобальное потепление и драматическое изменение климата является одним из самых актуальных вопросов, обсуждаемых в образовательном сообществе. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш предложил правительствам всех государств предпринять шесть, позитивных для климата, инициатив, среди которых: «зеленый переход», «зеленые» рабочие места, «зеленая» экономика, инвестиции в устойчивые решения, необходимость противостоять всем климатическим рискам и сотрудничество. В заключение Амелина призвала учителей Сети ассоциированных школ ЮНЕСКО делиться цифровыми и другими ИКТ-ресурсами, которые они используют для обучения учащихся разных возрастных групп в рамках различных тем изменения климата.

Затем с презентацией выступил основатель организации «Зеленые наставники» из Индии, создатель признанной ООН глобальной концепции «Зеленого» школьного образования Вирендра Рават. В своей презентации он отразил актуальные темы и направления деятельности системы образования, направленные на борьбу с изменениями климата: необходимость создания сообщества защитников природы по всему миру; важность образования в области изменения климата; обеспечение существенной роли педагогических коллективов в достижении ЦУР 13.3; важность учебной деятельности «зеленых наставников» в победе над изменениями климата; необходимость преподавания в школах пяти элементов природы (Земля, Вода, Воздух, Огонь и Пространство взаимного общения), что способно внести серьезный вклад в решение проблемы изменения климата; продвижение активного взаимодействия образования и обучения с наукой, технологиями, инженерией и математикой (STEM) в целях более глубокого понимания проблем изменений климата; внимание организации и проведению совместных «зеленых» учебных мероприятий, которые могут сыграть решающую роль в повышении осведомленности об экологических проблемах; необходимость разносторонней поддержки методики «Театра климатической ситуации», одной из форм интерактивного обучения, в ходе которого ученики принимают участие в ролевых играх для моделирования и изучения реальных сценариев, связанных с климатом.

Профессор Оклендского общественного колледжа Блумфилд-Хиллз, США, президент Американского партнерства по образованию в интересах устойчивого развития Дебра Роу представила выступление на тему «Высшее образование в области устойчивого развития в сообществе и на основе партнерства», в котором прежде всего подчеркнула, что университетское сообщество призвано сыграть уникальную роль в образовании для устойчивого будущего. По ее мнению, Университетский кампус, Академическое сообщество и Земной шар являются виртуальной лабораторией для решения проблем в области климата и устойчивого развития. Отметила ключевые компетенции для обучения устойчивому развитию, в том числе: системное мышление; мышление о будущем; нормативное/ценностное мышление; стратегическое мышление; комплексное решение проблем и их реализация.

Докладчик подробно представила Инициативу по обеспечению устойчивости высшего образования (HESI, Higher Education Sustainability Initiative), которая представляет собой открытое партнерство между несколькими подразделениями ООН и сообществом высшего образования, а также проинформировала участников, что очередной Глобальный форум HESI, который состоится очно 17 июля 2023 г. в Штаб-квартире ООН, уделит особое внимание пониманию проблем и возможностей для ускорения восстановления после COVID-19 и полной реализации Повестки дня на период до 2030 года. Особое внимание она также обратила на необходимость разработки и содействия в создании учебных материалов по солнечной энергетике и реализации поведенческих инициатив в области энергоэффективности в средних школах.

В завершение д-р Д. Роу сказала, что будет продолжать работу с учебными заведениями по всей стране над внедрением концепции устойчивого развития на всех уровнях формального образования, над продвижением образования и практики устойчивого развития в целях решения глобальных проблем в области климата и устойчивого развития общества.

Научный сотрудник Школы образования Вашингтонского университета Деб Л. Моррисон в своей презентации «Структурная поддержка обучения только в области изменения климата и устойчивого развития» рассказала, как заниматься климатологией и просвещением в области климатической справедливости средствами различных дисциплин и подчеркнула важность интеграции общества, технологий и научного образования в области изменения климата и климатической справедливости, необходимость преподавать даже в очень консервативных районах с помощью обучения на местах, уделяя внимание социально-экологическим системам и взаимоотношению людей друг с другом. В качестве наиболее эффективных способов для преподавания и обучения в школах и вузах назвала STEM-инструменты – естественные науки, технология, инженерия и математика. Познакомила участников Конференции с содержанием сайта climetime.org, на котором содержится информация о проводимых для учащихся американских школ мероприятиях по изменению климата и их влиянии на воду, воздух, растения. В заключение она представила систему взаимосвязанных структур для обучения, куда входят педагогическое, ценностное, гносеологическое и профессиональное обучение.

Последний докладчик Анастасия Мокрушина выступила с презентацией на тему: «Цифровые инструменты для организации в российских школах образования в интересах устойчивого развития и решения проблем изменения климата: передовой опыт». Она представила итоги проведенных ею в 2023 году двух вебинаров для учителей в области использования ИКТ на темы «Цифровые инструменты преподавателя для организации образования в области устойчивого развития и изменения климата» и «ИКТ для преобразования преподавания и обучения в интересах достижения 4-й цели устойчивого развития” Качественное образование”: обзор инновационных практик в российских школах». Докладчик поделилась опытом проведения общероссийских и международных экологических уроков в онлайн формате. А также передовыми практиками по таким направлениям, как: организация веб-квестов по образованию в интересах устойчивого развития; совершенствование экологического образования с помощью цифровых лабораторий; цифровые примечания как инструмент улучшения экологического образования и навыков цифровой грамотности; онлайн-уроки с университетскими учеными по охране окружающей среды.

В заключение выступающая рассказала о проведении общероссийских и международных экологических уроков. По ее мнению, они популярны среди учителей, детей и родителей благодаря своей интерактивности и современности. Познакомиться с этими уроками можно на сайте: https://экокласс.рф/

 

Запись вебинара можно найти здесь:  https://www.youtube.com/watch?v=sA4lFK1xV4k

 

Презентация Дебры Роу: Rowe UNESCO 27 June 23.pptxGoogle Slides

Третий вебинар из этой серии на тему «Технические и образовательные проблемы, возможности и готовность школ использовать потенциал цифровых инноваций и искусственного интеллекта» состоится 19 июля 2023 года. Его цель – обобщить и изучить результаты опроса более 13 000 учителей по всему миру, который был проведен в конце 2021-начале 2022 года.

В.Ф. Захаров

М.А. Кривенькая

01 / 07 / 2023

Показать обсуждение