28-29 мая 2021 г. состоялась VIII Международная конференция по психолингвистике и теории коммуникации «Жизнь языка в культуре и социуме» в онлайн-формате. Организаторами конференции выступили Институт языкознания Российской академии наук и Российский университет дружбы народов.
Цель конференции – обмен информацией и опытом между ведущими учеными нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья по актуальным проблемам психолингвистики и теории коммуникации, конфликтологии, теории и практики межкультурной коммуникации и прикладной русистики.
Основная проблематика конференции была посвящена таким вопросам, как онтологические и гносеологические аспекты формирования профессионального образа мира, языковое и неязыковое сознание современных носителей русского языка и культуры, проблемы анализа речевого общения, теория и практика би-, поли- и транслингвизма, психолингвистический анализ медиаконтента и др.
Формат мероприятия предполагал пленарное заседание, секции, круглые столы, постерные доклады. На пленарном заседании выступили ведущие ученые Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, В.В. Красных, И.А. Стернин, Т.Д. Марцинковская, И.В. Шапошникова и др. Тематика круглых столов касалась междисциплинарных исследований лингвистической идентичности, особенностей языкового сознания жителей Крыма и др.
Учебно-научным центром междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства (УНЦ МИСиИО) был организован круглый стол «Междисциплинарная парадигма в изучении детской речи: норма и отклонения» с участием преподавателей и аспирантов Московского педагогического государственного университета. Руководили круглым столом д.м.н., профессор кафедры логопедии Л.И. Белякова и д.п.н., профессор кафедры логопедии, директор УНЦ МИСиИО Ю.О. Филатова, которые в своем совместном выступлении обозначили психобиологические основы системной организации речевой функции. В работе круглого стола приняли участие: к.п.н., профессор кафедры теории и методики дошкольного образования факультета дошкольной педагогики и психологии В.И. Яшина с докладом «Детская речь в педагогических исследованиях периода Великой Отечественной войны»; д.п.н., директор Института детства, профессор кафедры логопедии А.А. Алмазова с выступлением «Формирование языковой личности в ситуации дизоногенеза»; к.п.н., профессор кафедры логопедии Г.В. Бабина с докладом «Реконструкция текстовой информации учащимися с нарушением чтения: лингвокогнитивный формат изучения»; к.п.н., доцент кафедры русского языка и методики его преподавания им. М.Р. Львова Е.Д. Бабина с сообщением «Когнитивно-коммуникативный контекст исследования перифраз в речевой деятельности школьников с дислексией». Проблеме научного перевода в логопедии был посвящено выступление старшего преподавателя кафедры иностранных языков в младшей школе, аспиранта кафедры логопедии И.В. Новицкой. В докладе аспиранта кафедры логопедии А.О. Аксеновой были обозначены научные подходы к оценке нарушений плавности речи в отечественной и зарубежной логопедии и представлены результаты апробации зарубежной технологии. Аспирант кафедры логопедии М.И. Саввиди представила результаты изучения уровня сформированности метаязыковой деятельности у младших школьников.
Подводя итоги работы круглого стола, Ю.О. Филатова отметила, что такие мероприятия являются важным побуждением к междисциплинарной научной дискуссии в области изучения речи, языка, мышления и сознания.
Тезисы прозвучавших докладов будут опубликованы в ближайшее время.
Исаева С.А.
специалист
Учебно-научного центра междисциплинарных исследований
в специальном и инклюзивном образовании
Института детства
МПГУ