Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Учитель без диплома. За что ученица оштрафовала школу

Интервью
Оренбургская ученица отсудила у школы 45 тысяч рублей за травму, полученную на уроке физкультуры. Девятиклассница получила травму, когда выполняла упражнения. Позже выяснилось, что учитель, проводивший урок, не имел ни среднего профессионального, ни высшего образования, а значит, не отвечал квалификационным требованиям к данной должности.

Кто и как преподает в российских школах физкультуру? Какие уроки в школе считаются самыми травмоопасными? По карману ли школам бассейны и спортплощадки? Об этом “РГ” рассказывает директор Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического госуниверситета профессор Алексей Коршунов:

– К сожалению, бывают случаи, когда людей берут на работу в обычные или спортивные школы без специального образования. Недавно в Северо-Западном федеральном округе был такой же случай, когда на работу в спортивную школу приняли ее выпускника. Директор решил так: “Парень проучился у меня восемь лет, хороший спортсмен, мастер спорта, чемпион региона, значит, и работать сможет”. А на занятии у этого “тренера” ученик получил травму. Хороший спортсмен – не всегда хороший учитель физкультуры.

Может, дело в том, что некому вести занятия Сколько учителей физкультуры сегодня нужно в России?

Алексей Коршунов: Открытых вакансий в школах, может быть, и нет. Но это не значит, что учителя физкультуры не нужны. У меня сейчас лежат четыре заявки от московских школ, которые хотели бы принять на работу наших выпускников. Но места там пока заняты теми педагогами, с которыми директора хотят расстаться. В России преподавателей физкультуры выпускают примерно 25 педвузов, плюс спортивные вузы и частные, которые предлагают в числе прочего и программы профессиональной переподготовки. Все выпускники востребованы и находят работу. Заработки – очень высокие. В Москве учитель может рассчитывать на 70 тысяч рублей в месяц. В прошлом году у меня был студент, который вел уроки и был в этой же школе тренером секции. Он зарабатывал 117 тысяч в месяц чистыми! В регионах заработки, конечно, поменьше. В Саратове, например, зарплаты начинаются от 17-20 тысяч, в Новосибирске – от 20-25 тысяч. Но это гарантированный и стабильный доход, что сейчас очень важно.

Сколько абитуриентов вы примете в этом году? Какой конкурс ожидаете?

Алексей Коршунов: 130 человек на бюджет. Думаю, еще столько же – на внебюджетное отделение. С каждым годом растут и конкурс, и проходной балл. В прошлом году на специальность, после которой можно работать и тренером, и учителем, конкурс был 15 человек на место. На направление подготовки, где готовят только учителей физкультуры, – 8 человек на место. Средний балл ЕГЭ у наших абитуриентов – 206-210. В этом году у нас открывается новая специальность – адаптивное физическое воспитание, где будут готовить учителей физической культуры для школ с инклюзивными формами обучения, тренеров, педагогов для специальных адаптационных спортивных школ. В таких спортивных школах занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Пока набираем одну группу, 25 человек, и будем учить их пять лет. С каждым годом спрос на выпускников именно этого направления будет расти, потому что все большему количеству учеников нужны именно программы адаптивного физического воспитания.

Современные спортзалы, бассейны, оборудованные спортплощадки есть не у всех школ. Сколько стоит сегодня, к примеру, построить бассейн или спортплощадку?

Алексей Коршунов: Для школы это огромные расходы. Бассейн – десятки миллионов рублей, мультиспортивная площадка – не менее 6 млн рублей. Наш вуз хотел построить бассейн, выяснилось, что это может обойтись чуть не в 300 млн рублей. Пришлось отказаться.

По данным НИИ травматологии, 55 процентов травм, полученных учениками, приходятся на занятия по спортивной гимнастике, 23 процента – по легкой атлетике, лыжной подготовке и на коньках. Кто виноват в том, что дети калечатся? Учитель?

Алексей Коршунов: Уроки физкультуры действительно самые травмоопасные в школе. Причин несколько: невысокая квалификация учителей, изношенное оборудование и инвентарь, состояние здоровья самих детей. Только 20 процентов первоклассников можно включать в первую группу здоровья. К средним и старшим классам таких становится еще меньше.

А кто отвечает, если на ребенка падают футбольные ворота, которые не были закреплены?

Алексей Коршунов: Почти всегда ответственность за это лежит на директоре школы или его заместителе, который подписывал акт приемки работ, когда эти ворота закрепляли, или должен следить за технической безопасностью на школьном стадионе.

Информация с сайта Российская газета

21 / 06 / 2016

Показать обсуждение