Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Учитель учителей Леонид Наумович Боголюбов

Новости образования

С педагогами мне по жизни везло. Начиная с мамы – учительницы русского языка и литературы. А затем посчастливилось встречать настоящих мастеров своего дела на всех этапах школьной жизни. Некоторые из них оставили неизгладимый след в душе и на всю жизнь привили вкус к творчеству. Не скажу, чтобы все они были в одинаковой степени креативны. Так не может быть в массовой профессии. Но все без исключения относились к добротным профессионалам. А это, поверьте, дорогого стоит.

Из сказанного очевидно, что выбор профессии не был для меня проблемой. А дальше был МГПИ – как расшифровывали тогда: государственный поющий институт. Но прежде чем говорить о судьбоносной встрече с Леонидом Наумовичем Боголюбовым, забегу несколько вперед, для того чтобы определить его место в созвездии ярких Учителей, с которыми сводила меня судьба.

А она была ко мне благосклонна. На разных этапах существования в профессии мне были подарены волшебные встречи с философом и культурологом Григорием Соломоновичем Померанцем, Булатом Окуджавой, Аркадием Стругацким, Натаном Эйдельманом, священником о. Александром Менем.  Эти люди оставили неизгладимый след в отечественной культуре. Во время таких встреч постоянно хотелось привстать на цыпочки, стараясь  дотянуться до их недосягаемого уровня. Сегодня, когда идут нескончаемые споры о том, каковы должны быть профессиональные компетенции педагога, я убежден в том, что главной профессиональной компетенцией учителя является постоянная потребность учиться самому. А для этого педагогу, как никому, необходимо иметь в поле зрения людей, обладающих неоспоримым моральным и интеллектуальным авторитетом (таких сегодня днем с огнем не сыщешь), с которыми можно соотнести себя. Более мощного стимула к саморазвитию я не знаю.

Так вот, в этом ярком созвездии нисколько не затерялся учитель учителей, методист по призванию Леонид Наумович Боголюбов. Все самое важное для меня, как для будущего профессионала,  произошло на педагогической практике.

Для прохождения активной практики Учитель отобрал всего пять студентов: Ольгу Вольнову, Григория Гаражу, Анну Лазебникову, Леонида Ляшенко и вашего покорного слугу – Евгения Ямбурга.  Всего пять! В дальнейшем за годы директорства мне много раз приходилось взаимодействовать с различными педвузами по организации практики студентов. Типичная картина: группа  25 – 30 человек, залетный методист из вуза появляется в школе в лучшем случае раз в неделю, свалив всю ответственность на школьного учителя. А учителя бывают разные, не все из них продвинутые. Одним словом, педагогическая халтура налицо. А в нашем случае доктор педагогических наук отобрал себе компактную группу. Разумеется, он учел приличную академическую успеваемость отобранных практикантов, но не только. Теперь  я понимаю, что он наблюдал за нами на традиционных капустниках, на семинарах, на которых разгорались жаркие дискуссии. Словом, он выбрал себе студентов с горящими глазами. Знания знаньями, но как верно заметил Гетте: “Где нет нутра, там не поможешь потом. / Цена таким усильям медный грош./ Лишь проповеди искренним полетом/ Наставник в вере может быть хорош”.  Леонид Наумович призвал себе в подмастерья, как сказали бы сегодня, молодых людей с педагогической харизмой.

Но и харизма может сыграть с педагогом злую шутку при отсутствии добросовестного овладения профессиональными навыками. Относили ли до встречи с Леонидом Наумовичем серьезно к дисциплине “методика обучения истории” Конечно же,  нет.  Снобы и воображалы, мы поклонялись богине истории Клио, а методику считали  третьестепенной дисциплиной. Чем-то вроде “овладения техническими средствами обучения”, где нас учили заправлять пленку в кинопроектор “Украина” и пользоваться эпидиаскопом.

Чтобы мы, молодые, красивые краснобаи не смогли удержать внимание какого-то пятого класса в течении 45 минут? Да быть этого не может…  ((Замечу в скобках, что жизнь опрокинула эти иллюзии у большинства педагогов, не прошедших выучки Боголюбова, в первый же год самостоятельной работы в школе после выпуска из вуза. Они просто не справлялись с дисциплиной. Не помогали ни крик, ни вызовы администрации на усмирение разбушевавшегося класса.) Увы, даже профессиональный актер держит на монологе внимание зрителей не более десяти минут.

С каждым из нас Леонид Наумович прорабатывал детально конспект будущего урока. Для него в равной степени важна была и форма конспекта, и его содержание. И сейчас слышу его глуховатый голос: “Делим страницу на три колонки. В первой колонке – задачи, которые мы ставим перед учениками на каждом этапе урока. Во второй – отобранное содержание исторического материала, адекватное этим задачам. И наконец, третья колонка, она самая главная: чем на каждом этапе урока будут заниматься ваши ученики!” Он был тысячу раз прав, ибо урок без обратной связи – это не урок.

После того, как “таможня давала добро”, что выражалось в подписи методиста на твоем конспекте, наступал самый ответственный момент: открытый урок, на котором присутствие всех практикантов было обязательным. И я до сих пор в деталях помню уроки всех моих товарищей, ибо они были настоящими методическими спектаклями.

После каждого такого урока проходил его коллективный разбор, во время которого, не взирая на лица и дружеские отношения, как под увеличительным стеклом рассматривалось все: начиная с выполнения учителем поставленных методических задач, кончая интонациями, жестами – всего того, что относится к исполнительскому мастерству.  Ведь учитель, помимо прочего, должен быть хорошим актером. Разумеется, хохотали над ляпами, допущенными от волнения. Так один из нас, повествуя о событиях первой русской революции, поведал ученикам,  что события происходили в городе Горьком, который раньше назывался городом Пешковым…

С тех пор прошлого более полувека. Но я до сих пор благодарен Леониду Наумовичу за то, что он сыграл важнейшую роль в моей профессиональной судьбе. Образно говоря, он, как пианистам в консерватории, правильно поставил нам руку. А это, пожалуй, самое главное. И пусть в школе из той группу практикантов на всю жизнь остался я один, но это не беда. У всех жизнь сложилась по-разному. Один из нас стал крупным специалистом в музейном деле, другие профессорами высшей школы, или признанными учеными методистами. Но уверен, отпечаток личности Учителя учителей Боголюбова каждый из нас несет в своей деятельности. Вечная ему память.

Е. Ямбург
Академик РАО,
доктор педагогических наук,
Заслуженный учитель РФ,
Лауреат Государственной премии РФ в области образования,
Директор школы 109 г. Москвы.

01 / 12 / 2020

Показать обсуждение