Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Ушел из жизни Андрей Александрович Вербицкий

Институт педагогики и психологии (новости)

Утром 22 декабря 2020 года ушел из жизни Андрей Александрович Вербицкий, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования Института педагогики и психологии МПГУ, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук по двум специальностям: «Теория и история педагогики» и «Теория и методика профессионального образования»; кандидат психологических наук по общей психологии, профессор по специальности «Педагогическая и возрастная психология».

А.А. Вербицкий – автор широко известной в России и за рубежом психолого-педагогической теории контекстного образования, основатель и бессменный руководитель одноименной научно-педагогической школы, исследования и разработки в которой ведутся более 35 лет. Под его научным руководством защищено 26  канди­датских, а при научном консультировании – 12 докторских диссертаций по педагогике и психологии.

Развиваемая А.А. Вербицким, его учениками и последователями психолого-педагогическая теория контекстного образования позиционируется как концептуальная основа современного практикоориентированного образования, опирающегося на фундаментальное научное содержание. Педагогические технологии контекстного образования находят все более широкое применение на всех уровнях системы непрерывного образования. Кроме того А.А. Вербицкий научно обосновал необходимость введения в категориальный строй психологической и педагогической науки смыслоообразующей категории «контекст». Одним из первых писал о необходимости развития психологии образования как новой ветви психологической науки, более адекватно, чем психология обучения, объясняющей закономерности современного обучения и воспитания.

Первоначально теория контекстного образования развивалась А.А. Вербицким применительно, в основном, к проблемам высшей школы и называлась теорией контекстного обучения. В последние годы получены данные, свидетельствующие о том, что теория контекстного образования и соответствующие педагогические технологии активно проникают в общеобразовательную школу и могут рассматриваться в качестве концептуальной основы реализации компетентностного подхода, достижения при этом единства обучения и воспитания на всех уровнях образования.

Первое системное изложение психолого-педагогических основ контекстного образования (тогда еще обучения) было представлено в книге А.А. Вербицкого «Активное обучение в высшей школе: контекстный подход» (1991 год), затем – в небольшой  монографии «Новая образовательная парадигма и контекстное обучение» (1999). В числе монографий, подготовленных А.А. Вербицким совместно со своими учениками: «Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции» (2009, 2017), «Категория «контекст» в психологии и педагогике» (2010), «Инварианты профессионализма: проблемы формирования» (2011), «Новое направление лингводидактики: контекстное обучение иностранному языку специальности» (2015), «Конфликтологическая культура личности: технологии формирования» (2016). Особо значимой является коллективная монография «Психология и педагогика контекстного образования», изданная в 2018 г. по гранту Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). В 2017 г. в издательстве МПГУ опубликовано научно-учебное пособие А.А. Вербицкого «Теория и технологии контекстного образования», обобщающее психолого-педагогические основы такого образования, содержащее методические рекомендации по разработке и использованию некоторых педагогических технологий и включающее глоссарий более 70 терминов и понятий, введенных в педагогику и психологию или по-новому осмысленных автором с позиций психолого-педагогической теории контекстного образования.

А.А. Вербицкий выступал в качестве руководителя и участника подготовки целого ряда государственных документов:

  • Концепция непрерывного образования (принята в 1989 г. в качестве государственной);
  • Концепции непрерывного последипломного образования (принята в 1991 г. в качестве государственной);
  • Концепция поддержки интеграционных процессов в области образования стран-участниц СНГ;
  • концепция, стратегия и программы непрерывного экологического образования в России и отдельно – некоторых ее регионов и др.

А.А. Вербицкий подготовил и был участником разработки типовых учебных программ по психологии и педагогике для аспирантов педагогического и психологического профиля,  для студентов и интернов медицинских вузов,  студентов вузов непсихологического и непедагогического профиля, был автором программ для магистрантов, вступительных и кандидатских экзаменов для аспирантов.

Академик РАО А.А. Вербицкий активно участвовал, преимущественно с пленарными докладами по проблемам контекстного образования, во многих международных конференциях, проводимых в России и за рубежом (Великобритания, Германия, Дания, Ирак, Канада, Китай, Португалия, Финляндия и др.). Провел много выездных школ-семинаров по проблемам практической  реализации теории и технологий контекстного образования для преподавателей вузов, колледжей и учителей школ в Москве и региональ­ных образовательных центрах во всех регионах России: Дальнем Востоке, Сибири, Урале, Поволжье и т.д. Его действительно знали и уважали в Абакане, Волгограде, Екатеринбурге, Ижевске, Нижнем Новгороде, Казани, Нижнем Тагиле, Омске, Перми, Санкт-Петербурге, Улан-Уде, Хабаровске, Якутске и других.

 

Андрей Александрович Вербицкий был главным редактором журнала «Педагогика и психология образования». Благодаря его руководству издание приобрело большой авторитет в научном сообществе, публикация в этом журнале высоко ценится специалистами.

 

Андрей Александрович был уважаем и любим как членами кафедры психологии труда и психологического консультирования, так и студентами, магистрантами, аспирантами, докторантами, его доброжелательность, открытость, контактность вызывали ответные чувства у всех людей, которые его знали. Коллектив кафедры и Института педагогики и психологии МПГУ скорбит о скоропостижной кончине выдающегося ученого, прекрасного человека и выражает соболезнования его родным и близким.

22 / 12 / 2020

Показать обсуждение

Обсуждение

Балабаева Екатерина Александровна, 24 / 12 / 2020 в 10:27

Это невероятная потеря. Потеря настоящего Человека, Ученого, Учителя… Мне посчастливилось учиться у него, его занятия останутся в моей памяти навсегда. От всего сердца соболезную близким и родным.