Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

В Институте филологии состоялась студенческая просветительская онлайн-конференция «Научно-методическое наследие профессора Т. К. Донской»

Наука

22 октября 2021 года по инициативе кафедры методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ состоялась студенческая просветительская научно-практическая онлайн-конференция «Научно-методическое наследие профессора Тамары Константиновны Донской (1931-2020 гг.) (к 90-летию со дня рождения ученого)».

С приветственными словами выступили заведующий кафедрой методики преподавания русского языка доктор педагогических наук Владислав Дмитриевич Янченко и почетный профессор МПГУ доктор педагогических наук Алевтина Дмитриевна Дейкина.

Пленарное заседание конференции открылось глубоким и содержательным докладом Почетного профессора МПГУ Алевтины Дмитриевны Дейкиной. В докладе на тему «Проблема духовно-нравственного воспитания личности в лингвометодической традиции Т.К. Донской» Алевтина Дмитриевна отметила большие заслуги Т.Н. Донской, подчеркнула ее внимание к проблеме духовно-нравственного воспитания личности, благородной роли учителя-словесника, его высокой миссии.

Ученица Т.Н. Донской, к.п.н. доц. Т.Н. Сокольницкая (г.Санкт-Петербург, Ленинградский областной институт развития образования), выступила с докладом, в котором поделилась личными воспоминаниями о своем наставнике. Тамара Константиновна Донская беззаветно служила делу российского образования, в РГПУ им. А.И. Герцена она создала кафедру – уникальное учебно-методическое подразделение, многие ее ученики связали свою жизнь с педагогикой. Татьяна Николаевна Сокольницкая в докладе напомнила о важности сохранения памяти о Т.К. Донской и о вкладе ученого в развитие российской методической науки.

С докладом на тему «Созидающее слово Учителя и его роль в концепции Т.К. Донской» выступила д.п.н. проф. Л.Н. Горобец (г.Армавир, Армавирский государственный педагогический университет). Она отметила особую роль речи учителя в деле обучения и воспитания. Этому значимому вопросу уделяла внимание и профессор Т.К. Донская, которая отмечала большую роль рассказа в деятельности учителя-словесника как средства воздействия на чувства учащихся.

К.ф.н доцент Л.К. Лыжова (Московская обл., г.Реутов) выступила с докладом «Преданность родному Слову. (Вечная любовь)». Лариса Константиновна рассказала о личном знакомстве с профессором Т.К. Донской, подчеркнула свежесть мысли Тамары Константиновны Донской, ценность ее взгляда на труды и деятельность отечественных ученых с учетом реалий нашего времени, высоко отметила ее работу с текстами о выдающихся просветителях и исторических деятелях.

Профессор кафедры методики преподавания русского языка д.п.н. А.П. Еремеева в докладе представила анализ ряда публикаций Т.К. Донской, отметила богатство языка, использование необычных оборотов речи, яркий гражданский темперамент и патриотизм ученого. Ангелина Павловна обратила внимание аудитории на то, как Т.К. Донская в статьях выявляла недостатки народного образования, указывала на неправильные пути реформирования школы, что подтверждает ее неравнодушное отношение к судьбе методической науки.

К.ф.н. доцент заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания КФУ Зульфия Фирдинатовна Юсупова (г.Казань, Казанский федеральный университет) в докладе «Реализация культурологического подхода в обучении русскому языку в концепции Т.К. Донской» отметила значение этнолингвистики и этнокультурологии в современной социокультурной ситуации, их роль в преподавании русского языка. Важность обращения педагогов к этнолингвистике на конкретных примерах ярко раскрывается в трудах Т.Н. Донской.

Далее выступили с докладами к.п.н. доц. В.И. Ковалев (г.Луганск, Луганский государственный университет имени В.И. Даля, ЛНР) «Реализация концепции разноуровневого обучения учащихся с различными учебными возможностями (автор – Т.К. Донская) в современном вузе» и к.п.н. доц. Ю.А. Белкина (г.Самара, Самарский социально-педагогический университет) «Формирование творческих способностей школьника на уроке русского языка: из опыта работы студентов на педагогический практике в школе».

Ассистент кафедры методики преподавания русского языка МПГУ С.С.Фролкова, рассказала о реализации идей развивающего обучения в трудах Т.К. Донской. Особое внимание Светлана Сергеевна уделила историко-семантическому подходу в обучении школьников русскому языку, его основам, принципам и приемам.

Далее прозвучали доклады асс.И.И. Языкова (Москва, МПГУ), ст.преп.Г.А. Асоновой (Москва, РЭУ им. Г.В. Плеханова), аспирантов, магистрантов и бакалавров МПГУ и АГПУ.

Конференция завершилась выступлением заведующего кафедрой методики преподавания русского языка доктора педагогических наук В.Д. Янченко «Тамара Константиновна Донская как историк методической науки», в котором он подчеркнул увлеченность профессора Т.К. Донской историей методики преподавания русского языка, опору в ее работах на принцип историзма, эрудицию ученого, готовность поддержать молодых исследователей в области Методики преподавания русского языка. Тамара Константиновна Донская преемственно продолжила развитие историко-семантической научной школы профессора Е.Н. Петровой. Последняя прижизненная публикация Т.К. Донской в сборнике материалов конференции «Современные технологии в преподавании русского языка: к 60-летию кафедры методики преподавания русского языка МПГУ» была посвящена Е.Н. Петровой – «Евгения Николаевна Петрова – создатель Ленинградской методической школы».

В ходе конференции, собравшей единомышленников, выступили более 20 докладчиков, а также присутствовало большое количество слушателей из разных учебных заведений и научных организаций.

Кафедра методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ

22 / 10 / 2021

Показать обсуждение