Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

В Институте “Высшая школа образования” состоялась III Всероссийская научная конференция с международным участием «Когнитивистика и культура»

28  мая 2019 года в Институте “Высшая школа образования” Московского педагогического государственного университета состоялась III Всероссийская научная конференция с международным участием «Когнитивистика и культура». В конференции приняли участие 104 человека из 5 стран – Россия, США, Молдова, Узбекистан, Республика Корея, 26 Вузов и Институтов, представители  двух Академий (ИФ РАН, ПИ РАО, СО РАН), а также трех школ г. Москвы № 1576, №12, №246.

Пленарное заседание открыл д. филос. н., директор УНЦ «Междисциплинарных проблем образования и когнитивистики»  Института «Высшая школа образования» МПГУ проф. Валерий Сергеевич Меськов с приветственным посланием от ректора МПГУ, директор Института «Высшая школа образования», д. пед. н., профессор Михаил Анатольевич Гончаров поблагодарил собравшихся за активный интерес к работе Института и выразил пожелания дальнейшего сотрудничества. С докладом «Одарённость и топология творчества» выступила д. псих. н., профессору ПИ РАО, проф. кафедры психологической антропологии МПГУ Диана Борисовна Богоявленская. С видеообращением, отражающим основные содержательные вопросы конференции,  выступил  научный руководитель УНЦ междисциплинарных проблем образования и когнитивистики, академик РАН и РАО, профессор Владислав  Александрович Лекторский.

В соответствии с пожеланиями участников конференции  были проведены  следующие секционные обсуждения:

Секция 1. Искусственный интеллект: неограниченные возможности и возможные ограничения.

Секция 2.  Цифровизация образования! Удел или предел?

Секция 3. Когнитивистика, творчество, культура. Трансдисциплинарная интеграция.

  • Творчество: средство или цель?
  • Межкультурные коммуникации: прошлое, настоящее, будущее.
  • Логос, Онтос и Пафос текста в трансдисциплинарном прочтении.
  • Когнитивные аспекты правопознания и правосознания.
  • Когнитивные и цивилизационные основы этнопедагогики.

Секция 4. «Особенности образования  человеческого и социального капиталов поколения «Z»»

В  работе молодёжной секции приняли участие  75 студентов МПГУ: 61 из Института иностранных языков и 14 человек из Института Истории и Политики, а также философского факультета МГУ им. Ломоносова. Секция 4 «Особенности образования  человеческого и социального капиталов поколения «Z»» проходила в 2 этапа: сессионные обсуждения по группам и  симпозиум по итогам обсуждений. Особенность заключается в том, что их участие в конференции фактически было предусмотрено учебными планами.

Около 85% от общего количества участников составили студенты, магистранты и аспиранты МПГУ, МГУ им. Ломоносова, ПИ РАО и других организаций. Они принимали активное участие в работе конференции, выступали с докладами на различных секциях.

 Особую благодарность за  сотрудничество и участие хочется выразить  директору Института Иностранных языков МПГУ – к. ист. н., доц. Засорину С.А., директору института  Истории и Политики  –   к. ист. н., доц. А.Б. Ананченко, д. псих. н., профессору Богоявленской Д.Б., заведующему кафедрой философии и методологии науки философского факультета МГУ, д. филос. н., профессору – Кузнецову В.Г., д. философских наук, профессору, рук.  сектора  философских проблем творчества ИФ РАН, гл. научн. сотр. – Смирновой Н.М., к. физ.-мат. н., д. филос. н., проф. каф. педагогики Института «Высшая школа образования» МПГУ – Бычкову С.Н., д. филол. н., проф. каф.  компьютерной лингвистики и формальных моделей языка Института «Высшая школа образования» МПГУ –  Козеренко Е.Б.  

По итогам работы секции запланирована коллективная публикация «Образовательные среды для поколения Z».

Для участников конференции Ростовской А.Е.  магистром пед. наук, ст. преподавателем каф. психологической антропологии Института Детства МПГУ был подготовлен мастер-класс: «Практика органичного действия в педагогическом образовании».

Конференция завершилась проведением круглого стола: «Роль и значение когнитивистики и культуры в создании современной телесно-когнитивно-ценностной образовательной парадигмы». Особое значение участники конференции придают внутри вузовскому, содержательному  сотрудничеству: так на круглом столе собрались  руководители подразделений МПГУ непосредственно занимающиеся темой междисциплинарности.  Заведующая лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании (МФПО), д. пед. н.,  доцент кафедры методики преподавания русского языка Института филологии  О. Е. Дроздова выступила с докладом «Метапредметный подход к обучению русскому языку». Профессор, д. филос. н., рук. лаборатории конвергентных исследований в социальных практиках Института перспективных исследований МПГУ О.Е. Баксанский представил доклад об НБИКС технологиях как ресурсе социально-экономического развития, а также рассказал о перспективах работы лаборатории.

В ходе продуктивных обсуждений были определены и рассмотрены: итоги предшествующих конференций,  том числе  коллективная монография «Когнитивистика, матетика в образовании. Философские проблемы и практические приложения», изданная по итогам предыдущей II Всероссийской научной конференции с международным участием «Когнитивистика и Образование».

Были подведены итоги работы секций:  с заключительным словом выступили организаторы –  Козеренко Е.Б., Бычков С.Н., Кузнецов В.Г., Шульга Е.Н., Сабанина Н.Р., Зискин К.Е., обозначены достижения в области когнитивистики;  вопросы создания общедоступной и пополняемой базы знаний, представляющей результаты современных исследований в релевантных областях когнитивистики; результаты междисциплинарных  и  трансдисциплинарных исследований в современном образовании; риски и позитивные перспективы развития образования в общекультурном контексте.

Также проведена работа по формированию содержания  следующей коллективной монографии. Достигнута договорённость о создании рабочей группы, в которую войдут  члены программного и организационного комитетов, руководители секций, по формированию межведомственной коллаборации для создания и реализации Исследовательской программы «Когнитивистика, образование и культура».

Важное значение в развитии партнёрских отношений участники конференции придают взаимодействию с Российским профессорским собранием, которое на конференции представил  руководитель Аппарата Российского профессорского собрания, д. эконом. н., профессор РУДН – А.А. Панарина.

Особенностью подготовки конференции стали регулярные семинары, посвящённые тематике будущих секций, созданию общей среды трансдисциплинарного взаимодействия. Так, в 2018 -2019 гг. были проведены восемь обсуждений:  «Теология: богословское образование в странах Америки, Африки и Европы», «Ценности православной культуры», «Философия трансдисциплинарности и культура», «Образование и информатика в трансдисциплинарном научном контексте»,  «Лингвистические основания матетико-дидактического подхода в образовании», «Идея целостного постнеклассического текста в образовании и культуре», «Многоликая мягкая сила»,  «Научная мифология».

Отличительным организационным моментом конференции стало проведение веб-трансляции.  Благодаря слаженной работе технического отдела и ответственного за конференцию сотрудника  Шаталова В.В. Запись веб-трансляции доступна для просмотра по ссылкам:   https://mpgu.adobeconnect.com/p0k3xn9732rb/ – читальный зал;   https://mpgu.adobeconnect.com/pnk79scz82fa/ – ауд. 200.

Фотолентаhttps://mpgu.su/fotolenta/28-maja-2019-g-iii-vserossijskaja-nauchnaja-konferencija-s-mezhdunarodnym-uchastiem-kognitivistika-i-kultura-vsho/

03 / 06 / 2019

Показать обсуждение