Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

В лагерь, вооружившись знаниями: интервью с научным руководителем коллектива разработчиков модуля «Основы вожатской деятельности», доктором педагогических наук, профессором Еленой Александровной Левановой

Новости МПГУ

Стартовало вожатское лето! Тысячи студентов из разных вузов страны готовятся отправиться в лагеря для прохождения летней педагогической (вожатской) практики. Для многих ребят это будет первый вожатский и педагогический опыт. Как сделать так, чтобы он был результативным и успешным? К чему нужно быть готовым и как избежать ошибок?

Своими советами с будущими педагогами поделилась научный руководитель коллектива разработчиков модуля «Основы вожатской деятельности», заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии Факультета педагогики и психологии МПГУ, доктор педагогических наук, профессор Елена Александровна ЛЕВАНОВА.

— Елена Александровна, я хочу задать Вам вопрос, как одному из ведущих специалистов в области педагогики и психологии: насколько летняя педагогическая (вожатская) практика важна для будущего педагога? И есть ли у вожатского движения в нашей стране исторические корни?

— Безусловно, исторические корни есть, и преемственность поколений в воспитательной работе очень важна.  Исторически сложилось так, что в лагерях было много вожатых-студентов, быть вожатым считалось почетно и престижно. Если говорить о традициях и истоках, можно вспомнить произведения Аркадия Гайдара («Тимур и его команда», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика»), которые, возможно, и не были напрямую связаны с лагерем, но они приводили к осмыслению жизни ребенка, осознанию им своего места в социуме. Эти книги формировали у детей активную жизненную позицию, желание жить общественно полезной и творчески наполненной жизнью. Если мы вспомним законы скаутов, в них было одно из главных правил – необходимость каждый день делать добрые дела. Об этом говорил и Гайдар в своей знаменитой повести, которая, по сути, была неким пособием по организации тимуровских отрядов. Это те истоки, которые во многом питают сегодняшнее вожатское движение и желание молодых людей, прежде всего студентов, в нем участвовать.

Сегодня практически во всех государственных вузах, в которых готовят педагогов, принято решение о подготовке студентов к работе в детских оздоровительных лагерях. На мой взгляд, это очень правильно и очень важно, потому что летняя педагогическая практика в лагере для студентов – это единственная практика, которая не делает скидку на неопытность будущего педагога, на его «не умею, не знаю».

В лагере студент проходит практику без поддержки мощного института методистов, которые окружают его в вузе, со всех сторон оказывая помощь. Во время лагерной практики ты остаешься один на один с сорока парами глаз, которые на тебя смотрят и им все равно, какое у тебя замечательное образование и какой багаж знаний. А вот какой ты человек и с чем ты к ним пришел – это для них крайне значимо и важно. И только когда студент проработает в лагере одну, две, три смены, он начинает формироваться, как педагог. Потому что ежесекундно в условиях лагеря он решает миллион педагогических задач – там ребята поссорились, здесь подрались, а этот ребенок расплакался в уголке — скучает по родным. Как себя вести? Как найти подход и ключик к каждому? Как сделать так, чтобы ребята не страдали в родительский день, когда к половине отряда приехали родные и привезли гостинцы, а к другой половине по каким-то обстоятельствам никто не приехал? Это серьезная педагогическая задача, которую каждому вожатому предстоит решать самостоятельно. Нужно найти способ сделать так, чтобы одни не плакали в одиночестве, а другие могли щедро поделиться тем теплом и эмоциями, с которыми к ним приехали их родители. Вот таких, казалось бы, мелких задач – великое множество, и когда человек самостоятельно проходит через все эти испытания, он, осмысливает свою будущую педагогическую деятельность и, возвращаясь на студенческую скамью, совершенно по-другому изучает те предметы, которые ему преподают в вузе. Может быть, в этом и есть «золотая жила» нашей вожатской практики – когда будущий педагог на деле познает свою будущую работу.

 

— Сегодня вожатское движение активно развивается в России, и наш университет является лидером в этом процессе. Почему именно педвузы оказались в фарватере движения? Насколько это перспективно и важно для современного общества?

— Мне приятно, что именно МПГУ является лидером в деле формирования педагогических отрядов, успешно аккумулируя опыт коммунарского движения, а также идеи наших ведущих ученых.

Почему именно педвузы так активно включились в развитие вожатства? Потому что это волонтерское движение, основанное на добровольной общественно полезной деятельности, и кому как не будущим педагогам задавать тон и показывать пример в этом деле?

Я много лет руководила педотрядом в МПГУ, который со временем вырос до уровня общеуниверситетского, и мы проводили ежегодно по 15 инструктивных сборов. В то же время я анализировала опыт работы педотрядов и инструктивных сборов многих других вузов, и пришла к выводу, что в вожатской практике, которую проводит МПГУ, есть неоспоримые преимущества. И главное заключается в том, что педагогический отряд МПГУ вырос на базе факультета педагогики и психологии, и это дало ему соответствующую мощную психолого-педагогическую подготовку. Ведь сегодня не проблема научить вожатых играть с детьми в игры, гораздо важнее научить их диагностировать и корректировать психолого-педагогические процессы. Очень важно сделать работу вожатого осмысленной, чтобы он был не просто организатором, а хорошим педагогом. Вожатый должен почувствовать и понять каждого ребенка, увидеть те процессы, которые происходят внутри его отряда. Только в этом случае вожатская работа будет результативной. Именно такую психолого-педагогическую подготовку вели в нашем педотряде МПГУ, который мне посчастливилось создать и возглавить. И я горжусь результатами нашего коллективного труда.

Насколько актуально и перспективно вожатство? Однозначно могу ответить – это необычайно важная составляющая в воспитании подрастающего поколения. Воспитание – это всегда диалог культур. Так было во все времена, и это очень важно понимать в наше стремительное и сложное время, когда у нас другие дети и другие проблемы. Проще простого без конца ругать наших детей за то, что они круглосуточно сидят в гаджетах. Гораздо сложнее попытаться найти способ, чтобы ребенок отложил телефон и пообщался с тобой. Нельзя ругать нынешнее поколение за то, что оно сегодня более продвинутое, чем предыдущее, надо принимать его таким, какое оно есть, и уметь договариваться, диалогизировать друг с другом. Только в таком случае мы достигнем результата. Это должен понимать каждый, кто решил связать свою жизнь с педагогикой. Если хочешь добиться успеха, запомни непреложное правило: не сравнивай никого ни с кем. Сравнивать можно только результаты своих действий. И еще: умей признать свою ошибку, и сделать все, чтобы больше ее не повторить.

 

— Наступило знойное лето. Тысячи вожатых разъедутся по лагерям. Для многих это будет первая смена и первый вожатский опыт. Что бы Вы пожелали начинающим педагогам, какие дали напутствия, от каких ошибок предостерегли?

 — Есть такая пословица в русском языке «предупрежден – значит, вооружен».  И я хотела бы обратиться ко всем вожатым с таким пожеланием: прежде, чем ехать в лагерь, проанализируйте, с кем вам предстоит работать. Посмотрите, какие возрастные особенности есть у этих детей, чем отличается психология младшего школьника от психологии подростка? Как младший школьник общается с подростком? На каких принципах строится общение у подростков между собой? Проанализировав эти вопросы, вы узнаете, что если младшие школьники довольно легко находят общий язык друг с другом, то подросткам это удается не сразу и не всегда. И эту особенность подростковой психологии обязательно придется учитывать, когда вы будете искать контакт с подростком.

Или другой вопрос, ответ на который придется искать: как относятся к взрослому человеку ребята младшего школьного возраста? Почему для них взрослый является авторитетом, а для подростков, скорее, наоборот? Как заслужить доверие подростка? Это только несколько важных тем, с которыми вы будете сталкиваться в своей вожатской практике, на самом же деле десятки вопросов будут возникать каждый день. И от того, сумеете ли вы найти на них правильный ответ, зависит не только ваше будущее, как педагога, и успех вашей миссии, а будущее детей, которых вам доверили. Пусть даже на короткую лагерную смену.

Прежде чем ехать работать в лагерь, вожатый должен вооружиться знаниями. Необходимо понимать, какие они – сегодняшние дети, чем заняты сегодняшние подростки, что они скрывают от взрослого мира, что такое адреналиновая зависимость, кто такие зацеперы, как бороться с проявлениями буллинга, троллинга, а главное — уметь предотвратить возможные риски. Как можно по первым признакам определить, что у ребенка проблемы в семье или в личных переживаниях? Как не дать ребенку сломаться, научить его находить выход из сложной ситуации? Видите, сколько вопросов, и ни на один из них нет однозначного ответа. Но это все, с чем вам придется в той или иной степени сталкиваться, когда вы отправитесь в лагерь. Поэтому совет один: читайте специальную литературу по возрастной педагогике и психологии, изучайте работы наших выдающихся ученых-педагогов, а когда поедете в лагерь, постарайтесь найти ответы на эти вопросы. Всего вам доброго, мои молодые коллеги, и удачной практики!

Кристина Романова,

Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров

07 / 06 / 2019

Показать обсуждение