Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

В МПГУ прошел Молодежный просветительский форум «Москва многоликая и разноязычная»

Новости МПГУ

21 октября 2021 года на площадках Московского педагогического государственного университета состоялся Молодежный просветительский форум «Москва многоликая и разноязычная» – итоговое мероприятие одноименного проекта, который с февраля по декабрь этого года Московский педагогический государственный университет реализует при поддержке Департамента образования и науки города Москвы.

Всего в очном и дистанционном форматах участниками мероприятия стали более двухсот человек: обучающиеся старших классов московских образовательных организаций, студенты и преподаватели московских колледжей и вузов, в том числе международные студенты и студенты – участники проекта «Учитель на замену». К ним присоединились обучающиеся и педагоги из образовательных организаций еще 12 российских регионов.

Особенно порадовала организаторов возможность пригласить ограниченное количество обучающихся к очному участию в форуме. В Корпус гуманитарных факультетов приехали финалисты проекта – школьники пяти московских школ, которые по итогам участия в проектной мастерской подготовили индивидуальные и групповые работы на этнокультурную тематику – о языках и культурах своей семьи, об улицах и местах Москвы с этнической историей, об известных людях разного этнического происхождения, которые внесли свой вклад в историю и культурный облик столицы (ГБОУ города Москвы «Школа №1400», «Школа №2025», «Школа №2120», «Школа №1583 имени К.А. Керимова», «Школа № 293 имени А.Т. Твардовского»).

В очной части форума также приняла участие группа из 20 обучающихся и педагогов шести школ из Московской, Калужской, Рязанской областей, из городов Казани и Калуги. Помимо участия в форуме организаторы подготовили для гостей большую культурно-экскурсионную программу – в Москве они проводят несколько дней.

Проект «Москва многоликая и разноязычная» реализуется в Москве с 2014 года, Московским педагогическим государственном университете – с 2018 года. Научно-методическое и организационное сопровождение оказывает Факультет регионоведения и этнокультурного образования.

В этом году уже традиционно проект стартовал в МПГУ в Международный день родного языка. С мая по октябрь он переместился в московские школы и колледжи: в дистанционном и очно-дистанционном формате прошли занятия для тридцати двух классов с 5 по 10 параллель пяти московских школ и для трех групп студентов колледжа. Занятия были посвящены книжной иллюстрации, летописцам и книгоиздателям Москвы, этнической топонимике столицы, выдающимся людям разных национальностей, которые внесли свой вклад в историю и культуру города. Состоялись виртуальные прогулки по Новодевичьему монастырю. Некоторые занятия по просьбе классных руководителей педагоги и сотрудники МПГУ проводили для школ повторно.

Одной из задач проекта было развитие проектной деятельности самих обучающихся, поэтому после интерактивных занятий активные школьники вместе с педагогами готовили индивидуальные и групповые проекты по тематике культурно-языкового разнообразия народов, проживающих в Московском регионе. Большинство из них стали финалистами форума и были приглашены к очному участию. Собравшихся на форум приветствовали проректор МПГУ по дополнительному образованию Дарья Александровна Кудрявцева и исполнительный директор проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в РФ Наталья Борисовна Ларионова. А далее школьники и студенты разошлись на две дискуссионные площадки.

Главной темой дискуссионной площадки «Москва современная: трансформация культур» (модераторы: Анна Юрьевна Орлова, к.и.н., доцент кафедры культурологии, и Елена Олеговна Хабенская, к.и.н. главный специалист Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества) стало конструирование новых идентичностей и пространств, и сохранение традиций в новых формах. Ведущие обсудили с участниками, почему современные дизайнеры, художники, режиссеры постоянно обращаются к историческому прошлому, к традиционной форме, орнаменту, почему важно для культуры такое обращение. Участники пришли к выводу, что подобная тенденция связана не только с поиском нового прочтения уже понятного и известного, но и со способностью понять собственную идентичность через узнавание традиций своего народа и приобщение к ним. Москва – это город разнообразный и многообразный – в этом его уникальность: каждый может найти в нем свое пространство, ответы на свои внутренние вопросы. Это – город, который развивается сам и помогает развиваться своим жителям.

Дискуссионная площадка «Этнокультурное разнообразие страны в пространстве музея и улицы» (модераторы: Вадим Иванович Сметанин, магистр педагогики, ведущий специалист Центра развития открытого образования, руководитель молодежного клуба Российского географического общества МПГУ; Вероника Михайловна Власова, магистр педагогики, художник-живописец, специалист по древнерусской живописи) поставила в центр обсуждения культурное разнообразие и единство в мегаполисе, отражение «многоликости» Москвы в музейном и уличном пространствах. Особенный интерес вызвало обсуждение стрит-арта, его объединяющего потенциала и социальной роли в пространстве многонационального мегаполиса. Ребята рассуждали, почему в обществе формируется запрос на монументальные произведения, какова просветительская миссия граффити, и каким образом стрит-арт помогает сохранению культурного наследия.

После дискуссионных площадок ребята стали участниками двух творческих мастерских. Тема уличного искусство, которое всегда привлекает самобытным и ярким исполнением, полетом творческой мысли, была продолжена ведущими на мастерской «Стрит-арт в социокультурном пространстве мегаполиса». Познакомившись с особенностями создания постеров, скульптурных инсталляций, ярнбомбинга, и вдохновившись виртуальной прогулкой по творческим улочкам Москвы, ребята продемонстрировали свои навыки градостроителей. Результатов групповой работы стали проекты арт-городов с уникальной инфраструктурой.

Вторая творческая мастерская «Москва – коллаж» (ведущий: Анна Александровна Шевцова, д.и.н., профессор кафедры культурологии, член Союза художников России) позволила всем разновозрастным участникам творчески проявить себя, используя не только знания о московском историко-культурном наследии, но и свободные ассоциации. Ребята подбирали ассоциации с российской столицей, используя собственное воображение и навыки коммуникации в группе. Визуальное воплощение ассоциаций превратилось в арт-объект «Москва». Каждая буква Москвы – итог творческого и личного общения, а вместе этот арт-объект, несомненно, претендует на то, чтобы стать визитной карточкой форума «Москва многоликая и разноязычная-2021».

Торжественное закрытие форума сопровождалось вручением дипломов финалистам и сертификатов всем его участникам – школьникам, студентам, педагогам. Надеемся на новые встречи в Москве со всеми, кто своими творческими идеями и интересом к тематике этнокультурного облика страны и ее столицы развивает этот замечательный проект, говорит о нем на разных языках, делится своими впечатлениями с друзьями и коллегами в разных уголках страны, делает его по-настоящему многоликим.

 

Куратор проекта от МПГУ
директор Центра регионоведения и этнокультурного сотрудничества,
доцент Кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное)
образование и интеграция мигрантов», к. филол.н.
Марина Александровна Кривенькая

 

24 / 10 / 2021

Показать обсуждение