Навигация по сайту

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Остаёмся дома

В сетевом издании «Царьград» опубликована статья «”The гадят”: Из нашей науки вытравливают русский язык»

Новости образования

Практикуемая уже не первый год жёсткая установка ведомств, руководящих нашей наукой, на рост количества научных публикаций в англоязычных международных рецензируемых журналах приводит к печальным результатам. Одним из них является постепенное вытеснение русского языка из научной сферы. Другим — имитация научного процесса. Третьим — угроза национальной безопасности.

На днях Учёный совет Института философии РАН опубликовал открытое письмо президенту РФ Владимиру Путину (копии — премьер-министру Михаилу Мишустину, спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко, председателю Госдумы Вячеславу Володину, президенту РАН Александру Сергееву, министру высшего образования и науки Валерию Фалькову) с просьбой вмешаться и остановить принятие новой “Методики расчёта комплексного балла публикационной результативности”, разработанной Минобрнауки и разосланной научным институтам в качестве директивы к исполнению.

Для начала просто приведём развёрнутые цитаты из открытого письма Института философии РАН:

Национальная ориентированность общественных и гуманитарных наук в России поставлена под удар (…) Речь отнюдь не о деталях техники подсчёта результативности научных организаций и даже не только о том, что она игнорирует закономерности развития общественных и гуманитарных наук.

Речь о сохранении целостности, связности и единства духовно-культурного пространства и преемственности исторического развития России (…).

Не слишком ли громкое заявление?

Авторы письма разъясняют: “Смысл предложенной “Методики” в том, что критерии оценки социогуманитарной сферы выносятся за пределы страны и отдаются на откуп двум коммерческим иностранным компаниям — Web of Science (WoS) и Scopus. Такого нет ни в одной из развитых стран мира. В результате вектор научной деятельности в социогуманитарной сфере будет определяться политикой этих организаций, а не собственной логикой и потребностями российской науки и не отечественным научным сообществом”.

В разосланной директиве Минобрнауки сказано, что “положения методики неоднократно обсуждались с представителями ведущих научных и образовательных организаций, РАН и профсоюза РАН”. Однако многие учёные, оказалось, “ни сном ни духом”…

Учёный секретарь Института философии РАН, кандидат философских наук Полина Гаджикурбанова сообщила “Царьграду”, что они в институте ничего не слышали о каком-то предварительном обсуждении этой методики:

“Всё это было для нас как снег на голову. Вместо уже запланированного в соответствии с государственным заданием на 2020 год количества публикаций, которые мы уже обсудили с сотрудниками, приходит совершенно новое задание — достичь определённого показателя “комплексного балла публикационной результативности”. Для каждой публикации определяется её “стоимость” в баллах. Причём наибольшее количество баллов начисляется за статьи в журналах, занимающих высокие позиции в Web of Science, а за монографии начисляют всего 1 балл. На разъяснительном вебинаре, который министерство провело для представителей научных организаций, нас заверили, что если институт не достигнет предложенного показателя, то это не повлечёт сокращения его финансирования. Но в это верится слабо: невыполнение госзадания влечёт возврат бюджетных средств.

Вообще, количество публикаций не может бесконечно расти год от года — это абсурд. Нам предлагают не заниматься наукой, а выпускать, образно говоря, некую продукцию: столько-то белых кирпичей, столько-то — красных. Одни “дешевле”, другие “дороже”. При этом не принимается в расчёт, что основная наша продукция — это вовсе не журнальные статьи, а книги, монографии. Только в таком объёме можно основательно поставить философский вопрос, сформулировать проблему и показать, к чему вы пришли. Кроме того, для коллекции гуманитарных журналов в Web of Science вообще не подсчитываются импакт-факторы и не присваиваются квартили (численные показатели цитируемости статей, опубликованных в данном научном журнале. — Прим. Царьград). Но от нас требуют публикации именно в журналах с высоким квартилем в WoSe, что, в принципе, невыполнимо”.

Нужны ли России гуманитарные науки?

С одной стороны, у нас много пишут и говорят — в последнее время даже с высоких трибун — о важности развития того, что называют англоязычным термином “Хай-хьюм” (High-hume) — высоких гуманитарных технологий, определяющих сегодня наравне с военно-технологическим уровнем и успехами в точных науках суверенное и устойчивое развитие стран. А с другой стороны — прямо гробят это развитие, перенаправляя учёных в англосаксонские наукометрические центры, переформатируя их сознание и даже сам язык исследований.

Обострившийся сегодня вопрос оценки результативности и эффективности различных научных дисциплин в России был поставлен более десятилетия назад. Когда на науку, голодавшую и разбегавшуюся в 1990-х — в начале 2000-х, резко увеличились бюджетные ассигнования. А созидательного результата, немного подождав, не увидели. А какие, собственно, могут быть быстрые результаты у фундаментальной науки? Это же не выпечка пирожков: сегодня вложил рубль, а завтра получил три. Тогда решили поставить во главу угла наукометрический метод в западном изводе: когда успех научной работы измеряется в количестве статей и ссылок в так называемых “рецензируемых” журналах по списку международных наукометрических баз данных, основные из которых — WoS и Scopus.

Абсолютное большинство таких изданий — англоязычные, издающиеся в Америке и Великобритании. Есть ещё рецензируемые отечественные научные журналы, входящие в список ВАК, а также в специально разработанный Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Нюанс в том, что по принятой Минобрнауки системе оценки публикации в наших журналах “весят” гораздо меньше зарубежных. А в новой методике РИНЦ и вовсе игнорируется! К тому же западные наукометрические системы слабо учитывают монографии, книги, учебники — то есть наиболее адекватную форму научных достижений в гуманитарной сфере. При этом в технических науках “за бортом” оценки качества работы института или отдельного учёного остаются, например, патенты на изобретения.

“Лирикам” практически нереально добиться таких же, как у “физиков”, количественных показателей, вершиной которых является пресловутый интегральный индекс Хирша, многократно обыгранный учёными в нецензурных шутках. Но ведь и представители точных наук, чтобы выполнить министерский план, вынуждены часто вместо передовых и рискованных (в смысле немедленного признания) исследований браться за “мейнстримные” темы, маленькие достижения в которых скорее опубликуют в зарубежных журналах и скорее процитируют.

Некоторые спросят: а почему, собственно, учёные обязаны выполнять эти установки министерства? Ответ прост, как мычание: потому что от этого напрямую зависят категория финансирования их институтов и их собственная зарплата.

Вам науку или Хирша?

Народ у нас сообразительный и находчивый. Вам нужна не наука, а журнальные публикации? Не открытия, а индекс Хирша? Окей! За эти годы и младшие научные сотрудники, и директора с профессорами наловчились написанию “проходимых” статей, “перекрёстному опылению” авторских коллективов таких публикаций. Спрос родил предложение: оплата — за нужную публикацию, негласную продажу ссылок, “накручивание” индекса цитирования, аферы с аффилиацией — принадлежность автора определённому научному учреждению или коллективу. Возник целый рынок фабрикации и продвижения “научных” статей. А что в итоге? Имитация научной деятельности, очковтирательство, “туфта” — на лагерном жаргоне. Что признал недавно президент РАН Александр Сергеев, заявив, что две трети нашей продукции (научных публикаций. — Прим. Царьград) является “мусором”. А по оценкам многих учёных, даже не две трети, а девять десятых!

И опять пришлось чиновникам думать, как с этим справиться: с одной стороны, продолжать опираться на “журнальный фактор” в оценке эффективности учёных, но при этом как-то обуздать расплодившихся имитаторов и прямых мошенников.

И вот надумали новую интегральную систему подсчёта, вроде бы сопрягающую количество и качество научных публикаций в коэффициентах с жуткими аббревиатурами. КБПР (комплексный балл публикационной результативности) предназначен для планировании госзадания институтам, а ПРНД (показатель результативности научной деятельности) создан для оценки работы научных сотрудников.

Эта страшно сложная и запутанная система была предложена как универсальный инструмент абсолютно всем учреждениям, подведомственным Минобрнауки. А в их число входят, напомним, и академические институты гуманитарного профиля, и медицинские и сельскохозяйственные НИИ. При этом, согласно новой системе, чтобы сохранить прошлую категорию финансирования, всем нужно за год резко поднять число и “качество” статей в рецензируемых журналах — с прежним абсолютным приоритетом “забугорных” изданий.

Размеры бедствия осознали не все сразу. Первыми забили тревогу философы. В своём открытом письме они разъясняют чиновникам:

Наиболее важные и актуальные темы российских общественных наук и отечественной гуманитаристики могут и должны обсуждаться прежде всего на русском языке, в российском научном сообществе и публичном пространстве, а не в западных журналах, часто обходящих эти проблемы по соображениям как тематической, так и идейно-политической ориентации.

Мы, рашен учёные

В Институте философии РАН подчёркивают: “Гипертрофированный акцент на Web of Science и Scopus ведёт к вытеснению русского языка из сферы социогуманитарных наук, а в перспективе — и из сферы интеллектуальной культуры”.

Нет, ну в самом деле: если твоё физическое выживание зависит от англоязычных публикаций, не эффективней ли научиться сразу write in English? А следом — и думать!

В этом смысле многочисленные англицизмы, которыми иногда вынужденно, а чаще моды ради уснащён язык научных публикаций, — это лишь “начало болезней”. Концом будет, очевидно, переход на латиницу, как того хотели особо ярые большевики-интернационалисты после революции.

Некогда наш великий учёный Михайло Ломоносов, преодолевая засилье немецкой и французской научной терминологии, ввёл в обиход слова: “опыт”, “предмет”, “явление”, “рудник”, “маятник”, “чертёж” и многие другие. А нас хотят ныне заставить “спикать” даже в державных областях — русского Слова, русской Мысли, русской Истории.

Следом за философами протест против новой директивы Минобрнауки выразил Учёный совет Института мировой литературы им. А. М. Горького (ИМЛИ РАН). В открытом письме литературоведов, в частности, говорится: “За пределами учёта эффективности и результативности оказываются исследования (…) которые формируют национальное и культурное достояние нашей страны”. И далее уточняется: “Для литературоведов и фольклористов внедрение данной практики означает “выведение за скобки” основной, наиболее фундаментальной и научно значимой деятельности — работ над академическими собраниями сочинений и памятниками мировой словесности, фундаментальными историями литератур, серийными изданиями типа “Литературного наследства” и “Литературных памятников””.

Резюме их оценки министерской “Методики” звучит весьма жёстко:

Принять её — фактически означает согласиться на “самоликвидацию” гуманитарных наук и искусств.

Схожую критическую оценку документа высказал в своём письме в президиум РАН также академик-секретарь отделения Историко-филологических наук академии Валерий Тишков. А следом к протестам присоединился и Учёный совет Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Можно предположить, что число “протестантов” будет ещё расти.

РАН: бой с головой

На состоявшемся 11 февраля заседании президиума РАН, куда новый глава Минобрнауки Валерий Фальков приехал вместе с тремя своими замами, было “жарко”. Подробный доклад о новых нормативах публикационной результативности сделали заминистра Сергей Кузьмин и учёный секретарь Физического института им. П. Н. Лебедева РАН Андрей Колобов. Ведущий заседание президент РАН Александр Сергеев выдвинул тезис о том, что предложенный “Метод” разумен, хоть и нуждается в доработке, поскольку принят был в спешке из-за дедлайна “финансового года”. Однако, несмотря на эту примирительную “артподготовку”, резко против высказались некоторые академики. Причём критика прозвучала отнюдь не только со стороны гуманитариев.

С недоумением и гневом о “наукометрическом маразме” говорили представители сельскохозяйственных наук. Один из них, напомнив об утверждённой Путиным “Доктрине продовольственной безопасности РФ”, задал вопрос: “Как мы это сделаем, если будем не восстанавливать утраченный семенной фонд, выращивать новые сорта, разрабатывать методы повышения урожайности, а искать зарубежные журналы, где мы могли бы хоть что-то напечатать, поскольку всё вышеперечисленное эти издания не интересует?” В заключение он выразил пожелание, чтобы все НИИ агронауки были наконец переведены, “следуя нормальной логике”, в ведение Минсельхоза.

Впрочем, резкая критика разработанной Минобрнауки “Методики” встречала в ответ категоричный “отлуп” председательствующего: “Предложите свою методику оценки результативности вашего института”. А попытка одного из выступающих “копнуть” в корень проблемы — “Зачем нам вообще оценивать качество научной работы по публикациям?” — вызвала суровую отповедь: “Давайте сейчас не будем говорить о том, как было хорошо науке при СССР и как плохо сейчас”.

Нынешнего президента РАН вполне можно понять: он, как и его предшественник, по факту находится в двусмысленном положении: лишён управления академическими институтами, между молотом Кремля и наковальней своих коллег-учёных. А задача перед ним “тугая”: путём компромиссов спасти то, что ещё осталось от академической науки.

Куда плывём, кэп?

О невозможности “пути вспять” говорил на совместной с Александром Сергеевым пресс-конференции и новый глава Минобрнауки Валерий Фальков. Невозможности ни возврата РАН её институтов, отобранных в результате реформы 2013 года, ни тем более возвращения к советскому благоденствию, когда государство выделяло деньги на фундаментальную науку, не увязывая это с наукометрическими отчётами.

На заданный министру вопрос Царьграда о протесте философов, литературоведов и историков Валерий Николаевич в мягкой дипломатичной форме пообещал встретиться с научными коллективами этих институтов, внести необходимые коррективы, уладить конфликтную ситуацию. Ну а что он мог ещё ответить?

Фалькова тоже можно понять: только что пришёл на место с, мягко говоря, сложным “наследством”, нынешняя “Методика” разрабатывалась не при нём. Он же, напротив, уже успел отменить нелепые “особые правила” взаимодействия российских учёных с зарубежными коллегами, введённые его предшественником на министерском посту. Наверное, и в наукометрии будет происходить какая-то коррекция, удаление наиболее нелепых невыполнимых требований. Может быть, даже “рулевые науки” сообразят, что нельзя стричь под одну гребёнку физиков и биологов с гуманитарями и аграриями.

Понять, в общем, можно всех. Да вот только что в итоге? В ту ли сторону идёт или, вернее, ведут российскую науку? Безусловно, отчётность о потраченных бюджетных средствах важна и в этой сфере. Остроумная формула физика Льва Арцимовича “Наука — лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счёт” сегодня не комильфо. Но, может быть, на пути контроля и учёта стоит всё же попытаться не плестись вагончиками за англосаксонскими локомотивами в чуждых нам системах координат?

Нет, не замыкаться в себе, что в науке глупо и невозможно, а выстроить наконец свою оценочную абсциссу и ординату, вернув и часть советского опыта и то, что было у нас рождено, но не развито. Например, находки и методы выдающегося отечественного математика и философа Василия Налимова, который, собственно, и ввёл в научный оборот термин “наукометрия”.

И Хирши нам тогда ваши Скопусы?

Автор:
Самохин Андрей
https://tsargrad.tv/articles/the-gadjat-iz-nashej-nauki-vytravlivajut-russkij-jazyk_238675

15 / 02 / 2020

Показать обсуждение

Обсуждение

Сергей Пимчев, 03 / 03 / 2020 в 13:04

Статься совершенно правильная. Но её нужно рассматривать как общую рамку, как старт для разговора. Мои реплики.
1. Не вижу никакой сложности разработать методику наукометрии для научной результативности. Надо просто умным и опытным сесть и разработать, чтобы не били по рукам. Но корень не в этом.
2. С помощью иностранных индексов устраняется мировой конкурент – советская наука. А мы пока ещё советская – в смысле уровня и методологии. И очень конкуренты. Не сомневайтесь. Надо назвать фамилии.
3. В последнее время забыли об одном виде власти – концептуальной, идеологической. Перестали говорить. Похоже, умышленно. И тихой сапой ведут работу по идеологическому слому и подчинению нашего общественного сознания, в том числе научного.
А чтобы всё было ясно ещё больше, уточните зарплату президента РАН.








“ПРЕДСТАВЬ, ЧТО ВОЙНА ОКОНЧЕНА…” (онлайн-конкурс на ХГФ)
Институт искусств (новости)
“ПРЕДСТАВЬ, ЧТО ВОЙНА ОКОНЧЕНА…” (онлайн-конкурс на ХГФ)
30 / 03 / 2020

В период с 27 по 30 марта 2020 года в онлайн-пространстве Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ состоялся конкурс сочинений “ПРЕДСТАВЬ, ЧТО ВОЙНА ОКОНЧЕНА…” по картинам выставки “Память поколений”. Предлагаем познакомиться с работами победителей. 1 Картина: Лактионов Александр Иванович, «Письмо...

Заседание рабочей группы Минобрнауки по коронавирусу
Новости образования
Заседание рабочей группы Минобрнауки по коронавирусу
25 / 03 / 2020

Трансляция 6-го заседания рабочей группы Минобрнауки России по организации образовательной деятельности в условиях предупреждения распространения инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации.

“Гоголевский март в Москве и Риме” (онлайн-викторина на ХГФ)
Культура
“Гоголевский март в Москве и Риме” (онлайн-викторина на ХГФ)
22 / 03 / 2020

  20 марта 2020 года в онлайн-пространстве Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ состоялась викторина “Гоголевский март в Москве”. Если бы не карантин, мы прошлись бы по Гоголевскому бульвару, услышали бы историю о перемещении памятников Н.В.Гоголю, посетили бы Гоголевскую библиотеку...

О выставке проектов направления подготовки Дизайн
Новости образования
О выставке проектов направления подготовки Дизайн
18 / 03 / 2020

  В марте 2020 года на Художественно-графическом факультете Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета была организована выставка творческих курсовых и дипломных проектов студентов направления подготовки 54.03.01 Дизайн. На выставке представлены проекты дизайна презентационных материалов, дизайна среды, коммуникативный дизайн, полиграфический...

ХГФ: Профориентационная выставка в ДШИ “Центр”
Новости образования
ХГФ: Профориентационная выставка в ДШИ “Центр”
18 / 03 / 2020

  В марте 2020 года в рамках профориентационных мероприятий «Выпускники Художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета – художественным школам Москвы» в ДШИ «Центр» (Волгоградский пр-т, д.109, корп.6) была организована выставка творческих курсовых и дипломных работ студентов ХГФ...

Хочешь стать успешным управленцем? Пройди обучение по программе профессиональной переподготовки  «Менеджмент в образовании»
Институт социально-гуманитарного образования (новости)
Хочешь стать успешным управленцем? Пройди обучение по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании»
11 / 03 / 2020

Видеоролик программы: https://yadi.sk/d/n2qahuubEQUwcg Ближайшее зачисление на обучение запланировано на апрель 2020 года. Программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» предназначена для формирования и расширения знаний и компетенций в области теории и практики управления образовательными системами, организациями и их подразделениями в условиях модернизации...

Наши выпускники. Наша школа. Наши будущие студенты.
Новости МПГУ
Наши выпускники. Наша школа. Наши будущие студенты.
10 / 03 / 2020

28 февраля 2020 года Юлия Владимировна Курбакова, доцент кафедры фонетики и лексики английского языка была приглашена быть членом жюри на  I Фестивале лингвистических школьных театров «Открытое пространство», который проводил Культурный центр им. Погодина при поддержке и на территории библиотеки им....

Студентка Института иностранных языков прошла годичный курс обучения в университете имени Иоганна Гуттенберга (г. Майнц, Германия)
Новости образования
Студентка Института иностранных языков прошла годичный курс обучения в университете имени Иоганна Гуттенберга (г. Майнц, Германия)
10 / 03 / 2020

Меня зовут Ева Стаскевич, я студентка 4 курса Института иностранных языков по направлению «Лингвистика», профиль «перевод и переводоведение» (немецкий и английский языки). В 2015 году преподаватель кафедры немецкого языка Мария Геннадьевна Петеленкова рассказала мне о стипендии клуба «Ротари» на обучение...

Вебинар для преподавателей и учащихся Нукусского государственного педагогического института имени Ажинияза
Новости образования
Вебинар для преподавателей и учащихся Нукусского государственного педагогического института имени Ажинияза
09 / 03 / 2020

6 марта 2020 года состоялся вебинар, посвященный актуальным вопросам преподавания русского языка в поликультурной среде. Вебинар, организованный по инициативе кафедры русского языка и литературы (зав.кафедрой А.А.Ходжаниязова) Нукусского государственного педагогического института имени Ажинияза (Узбекистан), провел заведующий кафедрой методики преподавания русского языка...

Магистранты и бакалавры Института филологии побывали в Музее русского зарубежья
Новости образования
Магистранты и бакалавры Института филологии побывали в Музее русского зарубежья
06 / 03 / 2020

5 марта 2020 года магистранты и бакалавры Института филологии Московского педагогического государственного университета вместе с профессором кафедры русской литературы XX – XXI веков Д. В. Полем побывали в Музее русского зарубежья (Дом русского зарубежья имени А. И. Солженицына). Увлекательную экскурсию...

В МПГУ обсудили школьные учебники
Новости МПГУ
В МПГУ обсудили школьные учебники
05 / 03 / 2020

3 марта в рамках VI Международной научно-методической конференции «Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития» состоялась панельная дискуссия «Какой учебник сделает учителя и учеников единой образовательной командой?».

В странах СНГ поддержали инициативу ректора МПГУ А.В.Лубкова по подготовке публичных докладов о педагогическом образовании в государствах СНГ
Новости МПГУ
В странах СНГ поддержали инициативу ректора МПГУ А.В.Лубкова по подготовке публичных докладов о педагогическом образовании в государствах СНГ
03 / 03 / 2020

Продолжают поступать письма в поддержку инициативы ректора МПГУ А.В.Лубкова о создании рабочих групп для подготовки публичных докладов о педагогическом образовании в государствах СНГ.

Новая лингвистическая игра профессора Андрей Владимировича Григорьева на радио «Маяк»
Новости образования
Новая лингвистическая игра профессора Андрей Владимировича Григорьева на радио «Маяк»
02 / 03 / 2020

1 марта 2020 года в эфире радио «Маяк» доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания Института филологии МПГУ, специалист Центра русского языка и культуры имени А. Ф. Лосева Андрей Владимирович Григорьев провёл лингвистическую игру на материале «Историко-словообразовательного словаря русского языка»...

Студенты ХГФ на конкурсе «Профстажировки 2.0»
Новости образования
Студенты ХГФ на конкурсе «Профстажировки 2.0»
01 / 03 / 2020

  27 февраля 2020 года студентки Художественно-графического факультета Института изящных искусств Анна Ефимова, Ксения Николаева и Наталья Неласова приняли участие в церемонии подведения итогов первой волны Всероссийского конкурса студенческих работ проекта «Профстажировки 2.0». «Профстажировки» – проект президентской платформы «Россия —...

Научно-практический семинар «Декоративно-прикладное искусство в контексте современных художественных образовательных процессов», ХГФ ИИИ МПГУ 2020
Новости образования
Научно-практический семинар «Декоративно-прикладное искусство в контексте современных художественных образовательных процессов», ХГФ ИИИ МПГУ 2020
01 / 03 / 2020

  Большим культурным образовательным проектом на Художественно-графическом факультете Института изящных искусств стало проведение научно-практического семинара на тему: «Декоративно-прикладное искусство в контексте современных художественных образовательных процессов». Семинар состоялся 26.02.2020 г. на ХГФ по адресу: Рязанский пр-т, 9. На пленарном заседании выступил...

Старостат в Институте филологии
Новости образования
Старостат в Институте филологии
26 / 02 / 2020

21 февраля 2020 года в 304 аудитории Главного корпуса состоялось расширенное собрание старост всех студенческих групп бакалавриата очного отделения Института филологии. Представители Дирекции Института, учебного отдела, Лаборатории студенческих инициатив смогли обсудить со студентами актуальные вопросы, связанные с учебным процессом. Всех...

Студенты магистерских программ «Менеджмент в образовании» и «Ме-неджмент проектов и программ» готовятся к успешной защите диссертаций на основе взаимосотрудничества
Новости
Студенты магистерских программ «Менеджмент в образовании» и «Ме-неджмент проектов и программ» готовятся к успешной защите диссертаций на основе взаимосотрудничества
26 / 02 / 2020

22 февраля стартовал курс «Презентация актуальных исследований в сфере управления образованием» для студентов магистерских программ «Менеджмент в образовании» и «Менеджмент проектов и программ». В рамках дисциплины предполагается рассматривать вопросы методологии подготовки к защите выпускных квалификационных работ. Проблематика семинарских занятий будет...

Учимся играючи!
Новости МПГУ
Учимся играючи!
26 / 02 / 2020

14 февраля МПГУ открыл двери для старшеклассников школ Москвы, чтобы рассказать и показать им об их профессиональных горизонтах. А что может объединить и обучить лучше, чем игра? 5 команд соверновались, выполняя задания институтов и факультетов МПГУ, чтобы расшифровать кодовое слово...

«Синеманы» ХГФ приняли участие в работе дискуссионной площадки «Киновоспитание в формировании семейных ценностей»
Новости образования
«Синеманы» ХГФ приняли участие в работе дискуссионной площадки «Киновоспитание в формировании семейных ценностей»
26 / 02 / 2020

  21 февраля 2020 года «Синеманы» Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ приняли участие в работе дискуссионной площадки «Киновоспитание в формировании семейных ценностей» в ТД «Библио-Глобус». Образовательно-просветительский проект «Семейное древо» ТД «Библио-глобус» и «Семейный медиа-университет» МПГУ оказался интересным начинанием, о...

На волне экологического творчества
Институт биологии и химии (новости)
На волне экологического творчества
18 / 02 / 2020

15 и 16 февраля в ГБОУДО города Москвы Московском детско-юношеском центре экологии, краеведения и туризма состоялся IX Московский городской конкурс социально-значимых экологических проектов для школьников. Студент 2 курса, обучающийся по профилю Биоэкология Эмиль Имамеев принял участие в этом конкурсе в качестве студенческой экспертной комиссии....

ИИЯ принял участие в Московском дне профориентации и карьеры 2020
Новости образования
ИИЯ принял участие в Московском дне профориентации и карьеры 2020
18 / 02 / 2020

15 февраля в Историческом парке «Россия — Моя история» на ВДНХ прошел Московский день профориентации и карьеры. Профессионалы, мастера своего дела и эксперты из разных областей рассказали, какие профессии будут востребованы в будущем, какие навыки важно развивать молодым людям и...

МПГУ поддерживает разработку федерального закона «О статусе педагога»
Новости МПГУ
МПГУ поддерживает разработку федерального закона «О статусе педагога»
17 / 02 / 2020

13 февраля в редакции Учительской газеты прошел круглый стол на тему «Защита учителя: от дискуссий к действиям». Эксперты обсудили важность повышения социальной значимости педагогического труда в свете разработки федерального закона «О статусе педагога». МПГУ представляла начальник управления непрерывного образования МПГУ Елена Комарницкая.

Образование для развития, учителя для России: наше участие
Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой
Образование для развития, учителя для России: наше участие
17 / 02 / 2020

Сотрудники кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ приняли участие в XVII Международной конференции «Тенденции развития образования». Основная тема дискуссий этого года: как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы. 13 и 14 февраля пленумы, круглые столы и мастер-классы...

МПГУ подтвердил позиции в международном рейтинге uniRank™
Новости МПГУ
МПГУ подтвердил позиции в международном рейтинге uniRank™
15 / 02 / 2020

Московский педагогический государственный университет (Moscow Pedagogical State University) подтвердил высокие позиции в международном рейтинге университетов uniRank University Ranking™ 2020 года (зима)

Образовательное путешествие в пространство мифа
Новости МПГУ
Образовательное путешествие в пространство мифа
13 / 02 / 2020

Греция – удивительная страна, со времен античности являющаяся центром европейского образования. Каждый город овеян своей красивой этиологической легендой. На вершинах высоких гор обитают всемогущие древнегреческие боги. Кажется, что сам воздух в Афинах пронизан мифами и легендами, известными нам с детства...

Среда просвещения для оценки качества образования
Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой
Среда просвещения для оценки качества образования
13 / 02 / 2020

12 февраля в рамках повышения квалификации МПГУ под руководством профессора Натальи Львовны Галеевой  директора школ Томска, Екатеринбурга и Надыма со своими командами изучали образовательно-исследовательское пространство «Среда Просвещения» в издательстве “Просвещение”. Мы познакомились с высокотехнологичным оборудованием, специализированными программами и передовыми технологиями....

Доцент ИБХ МПГУ Т.В. Мазяркина приняла участие в работе конференции “Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения”
Новости образования
Доцент ИБХ МПГУ Т.В. Мазяркина приняла участие в работе конференции “Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения”
12 / 02 / 2020

Доцент кафедры биохимии, молекулярной биологии и генетики Института биологии и химии МПГУ Татьяна Вячеславовна Мазяркина приняла участие в работе V международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора В.М. Астафьева “Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы...

Установочная конференция по производственной (педагогической) практике на 4 курсе в Институте филологии
Новости образования
Установочная конференция по производственной (педагогической) практике на 4 курсе в Институте филологии
11 / 02 / 2020

10 февраля 2020 г. состоялась Установочная конференция по производственной (педагогической) практике на 4 курсе в Институте филологии, на которой были обозначены основные направления работы в ходе практики:  выполнение заданий по психологии, медицине, педагогике;  посещение образовательных или учебных площадок...

Лаборатория профессора Н.Л. Галеевой: двери открыты!
Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой
Лаборатория профессора Н.Л. Галеевой: двери открыты!
11 / 02 / 2020

 10 февраля 2020 года в ИСГО кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой приняла гостей, приехавших на курсы повышения квалификации «Внутришкольная система оценки качества образования как ресурс реализации требований ФГОС и профстандарта педагога». Среди тридцати слушателей – директора и завучи школ...

Новая радиоигра профессора Института филологии Андрея Владимировича Григорьева на радио “Маяк”
Новости образования
Новая радиоигра профессора Института филологии Андрея Владимировича Григорьева на радио “Маяк”
09 / 02 / 2020

2 февраля 2020 года в эфире радио «Маяк» доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания Института филологии МПГУ, специалист Центра русского языка и культуры имени А. Ф. Лосева Андрей Владимирович Григорьев провёл лингвистическую игру на материале «Историко-словообразовательного словаря русского языка»...

В Министерстве науки и высшего образования РФ состоялась торжественная церемония награждения лауреатов VI Всероссийской премии «За верность науке»
Новости образования
В Министерстве науки и высшего образования РФ состоялась торжественная церемония награждения лауреатов VI Всероссийской премии «За верность науке»
07 / 02 / 2020

Победителями премии стали 11 научно-популярных и просветительских проектов России. Участие в церемонии приняли более 400 человек, среди которых – выдающиеся ученые, популяризаторы науки, журналисты, представители деловых кругов и медийного сообщества.

Представители МПГУ на IV Общероссийском методическом совещании «Структура и содержание подготовки переводчиков»
Новости образования
Представители МПГУ на IV Общероссийском методическом совещании «Структура и содержание подготовки переводчиков»
06 / 02 / 2020

31 января – 1 февраля 2020 года в Москве, на базе Российского нового университета прошло ежегодное Всероссийское совещание с международным участием «Структура и содержание подготовки переводчиков». Совещание организуется ежегодно на базе различных образовательных организаций Союзом переводчиков России (СПР) в партнерстве...

Вместе от школьных исследований и проектов к новым научным открытиям
Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой
Вместе от школьных исследований и проектов к новым научным открытиям
06 / 02 / 2020

5 февраля 2020 года доцент кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования МПГУ Лидия Васильевна Козилова выступила экспертом II Межрегиональной научно-практической конференции  «ВМЕСТЕ исследуем и проектируем». Конференция организована партнером кафедры – Школой № 2097 г. Москвы и...

Церемония вручения премии Президента для молодых учёных
Новости МПГУ
Церемония вручения премии Президента для молодых учёных
06 / 02 / 2020

В Кремле состоялась церемония вручения премии Президента в области науки и инноваций для молодых учёных за 2019 год.

“Давно мечтала увидеть Корею” – Анна Кондрашова о заграничной стажировке
Новости МПГУ
“Давно мечтала увидеть Корею” – Анна Кондрашова о заграничной стажировке
06 / 02 / 2020

МПГУ предоставляет множество возможностей для самореализации студентов. Одной из этих возможностей является стажировка. Студентка Института биологии и химии, обучающаяся на 3 курсе по профилям биология и иностранный язык – Анна Кондрашова выбрала Южную Корею. Спустя полгода с начала стажировки, мы...

Эксперт: в нацпроекте “Образование” нужен раздел о подготовке педагогических кадров
Новости МПГУ
Эксперт: в нацпроекте “Образование” нужен раздел о подготовке педагогических кадров
Журнал ректора
30 / 01 / 2020

Советник президента России Александра Левицкая считает целесообразным создание в нацпроекте "Образование" раздела о подготовке педагогических кадров.

Объявляется набор на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании»
Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой
Объявляется набор на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании»
27 / 01 / 2020

Тем, кто хочет стать эффективным менеджером образования! Объявляется набор на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании». Программа «Менеджмент в образовании» направлена на формирование способов управленческой деятельности на основе современных теорий и практик менеджмента; на формирование, развитие и совершенствование у слушателей профессиональных компетенций,...

Международная научно-практическая конференция „Шамовские педагогические чтения“ – глазами студента. Магистерская программа «Менеджмент в образовании»
Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой
Международная научно-практическая конференция „Шамовские педагогические чтения“ – глазами студента. Магистерская программа «Менеджмент в образовании»
27 / 01 / 2020

Несмотря на большой педагогический опыт и интерес к работе в школе, мы все больше погружаемся в научное пространство университета. Большое влияние на нас оказало участие в 2018 и 2019 году в Неделе Памяти Т.И. Шамовой и затем в „Шамовских педагогических...

Сотрудничество с русской школой в Денвере, штат Колорадо, США
Новости образования
Сотрудничество с русской школой в Денвере, штат Колорадо, США
24 / 01 / 2020

12-16 января 2020 г. по приглашению чартерной школы Global Village Academy (г. Денвер, штат Колорадо, США) зав. лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании, доц. кафедры методики преподавания русского языка, д.пед.н. О.Е. Дроздова проводила мастер-классы для американских коллег – учителей русского...

Кафедра экономической теории и менеджмента развивает новые формы профориентационной работы
Институт социально-гуманитарного образования (новости)
Кафедра экономической теории и менеджмента развивает новые формы профориентационной работы
23 / 01 / 2020

В рамках модернизации профориентационной работы кафедра экономической теории и менеджмента организована систематическая работа с обучающимися ГБОУ СОШ № 1095 (Северо-Восточный административный округ), которую ведёт к.и.н., доцент Шатаева О.В. Работа проводится в учащимися 7-8-х классов, для которых организована «Малая академия экономики...

Реализуем новые формы профориентационной работы в сотрудничестве со школами Москвы
Институт социально-гуманитарного образования (новости)
Реализуем новые формы профориентационной работы в сотрудничестве со школами Москвы
23 / 01 / 2020

  Кафедра экономической теории и менеджмента продолжает развивать сотрудничество со школами г. Москвы. 22 января в школе № 1095 в рамках работы «Малой академии экономики и права» доцентами кафедры Шатаевой О.В. и  Николаевым М.В. был организован урок на тему «Экономика...

Обновлен состав правительства РФ
Новости МПГУ
Обновлен состав правительства РФ
22 / 01 / 2020

Новый премьер-министр России Михаил Мишустин представил Владимиру Путину обновленный состав кабинета министров, который президент одобрил.

Почётному профессору МПГУ Валерии Сергеевне Мухиной 85 лет!
Факультет педагогики и психологии (новости)
Почётному профессору МПГУ Валерии Сергеевне Мухиной 85 лет!
22 / 01 / 2020

Академику РАО, доктору психологических наук, профессору, почётному профессору МПГУ, научному руководителю кафедры психологии развития личности Валерии Сергеевне Мухиной 85 лет. 22 января 2020 г. празднует 85 лет Валерия Сергеевна Мухина – ведущий отечественный психолог с мировым именем; действительный член Российской...

По традиции в день студентов – Шамовские Педагогические чтения
Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой
По традиции в день студентов – Шамовские Педагогические чтения
21 / 01 / 2020

Завершено формирование  программы XII Шамовских чтений Научной школы управления образовательными системами. Тема 2020 года – «Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации». По традиции, 25 января последователи и сторонники научных идей Татьяны Ивановны Шамовой собираются в лучших современных...

Путин поручил усовершенствовать преподавание языков народов России
Новости МПГУ
Путин поручил усовершенствовать преподавание языков народов России
20 / 01 / 2020

Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ и главам регионов подготовить предложения по совершенствованию подготовки преподавателей языков народов РФ и литературного чтения на этих языках.

Чествование профессора Т.М. Пахновой в связи с 60-летием педагогической деятельности
Новости МПГУ
Чествование профессора Т.М. Пахновой в связи с 60-летием педагогической деятельности
19 / 01 / 2020

17 января 2020 года по инициативе кафедры методики преподавания русского языка Института филологии Московского педагогического государственного университета состоялось чествование профессора Татьяны Михайловны Пахновой в связи с 60-летием ее педагогической деятельности.

Преподаватели кафедры довузовского обучения РКИ Института филологии  работают в Московском институте искусств в Китае
Новости образования
Преподаватели кафедры довузовского обучения РКИ Института филологии работают в Московском институте искусств в Китае
17 / 01 / 2020

Уже третий год преподаватели русского языка как иностранного кафедры довузовского обучения РКИ Института Филологии работают в Московском институте искусств в Китае. Вэйнань стал интереснейшей методической площадкой не только для русистов, но и музыкантов, художников, психологов и педагогов нашего университета.

Эксперт эксперту говорит (Профессиональная экспертиза в обучении экспертов)
Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой
Эксперт эксперту говорит (Профессиональная экспертиза в обучении экспертов)
14 / 01 / 2020

Перед началом зимней сессии на кафедре управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой состоялась защита курсовых работ по дисциплине «Технология подготовки экспертных заключений» (Руководитель – доц. Сергей Владимирович Усков). Магистранты подготовили и представили к защите методические разработки, обосновывающие и описывающие процедуры...

Эксперты: Васильева возрождает лучшие традиции российского образования
Новости МПГУ
Эксперты: Васильева возрождает лучшие традиции российского образования
13 / 01 / 2020

Министр просвещения Ольга Васильева возрождает лучшие традиции российского образования, заявили опрошенные РИА Новости накануне юбилея главы Минпросвещения эксперты, отметив также важность ее предложения по возвращению в педагогические вузы специалитета и работу, направленную на повышению престижности профессии учителя.

Министр просвещения Российской Федерации отмечает юбилей
Новости МПГУ
Министр просвещения Российской Федерации отмечает юбилей
13 / 01 / 2020

Сегодня профессиональное сообщество, коллеги и близкие российского политика, историка, религиоведа Ольги Васильевой поздравляют главу ведомства с днем рождения.

Журнал «Литература в школе» с 2020 года будет издаваться  в Московском педагогическом государственном университете
Новости образования
Журнал «Литература в школе» с 2020 года будет издаваться в Московском педагогическом государственном университете
10 / 01 / 2020

Один из старейших отечественных педагогических журналов «Литература в школе», ведущий свою историю с 1914 года, с января 2020 года будет издаваться в Московском педагогическом государственном университете.

Изучение английского и немецкого  языков с преподавателями  из Дании
Новости МПГУ
Изучение английского и немецкого языков с преподавателями из Дании
06 / 01 / 2020

Викинги, Ганс Христиан Андерсен и памятник Русалочке, Гамлет, Принц Датский, и его замок Эльсинор (Кронверк), наконец, всеми любимый актер Мадс Миккельсен … Примерно такие ассоциации возникают у нашего среднестатистического соотечественника при упоминании Датского Соединенного Королевства. Но спросите у сотрудников Института...

Поздравление Министра науки и высшего образования Российской Федерации М.М.Котюкова с Новым 2020 годом!
Новости МПГУ
Поздравление Министра науки и высшего образования Российской Федерации М.М.Котюкова с Новым 2020 годом!
31 / 12 / 2019

Поздравление Министра науки и высшего образования Российской Федерации Михаила Михайловича Котюкова с Новым 2020 годом!

В Новый год – в добрый путь, магистры-менеджеры образования!
Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой
В Новый год – в добрый путь, магистры-менеджеры образования!
30 / 12 / 2019

27 декабря 2019г. накануне Нового года на кафедре управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования МПГУ поставлена яркая завершающая точка в обучении заочников по программам магистратуры: – «Менеджмент в образовании» (руководитель Ольга Петровна Осипова), – «Педагогический менеджмент» (руководитель...

Магистранты кафедры всемирной литературы под руководством доцента Кузнецовой А.И. посетили «Дом-музей А.Н. Скрябина»
Новости образования
Магистранты кафедры всемирной литературы под руководством доцента Кузнецовой А.И. посетили «Дом-музей А.Н. Скрябина»
28 / 12 / 2019

21 декабря 2019 года магистранты и присоединившиеся к ним бакалавры Института филологии в рамках курса «Взаимодействие литературы с другими видами искусства» под руководством кандидата филологических наук, доцента кафедры всемирной литературы Кузнецовой Анны Игоревны посетили «Дом-музей А.Н. Скрябина». В уникальном двухэтажном...

Михаил Котюков и Александр Сергеев обсудили итоги реализации национальных проектов «Наука» и «Образование» в 2019 году
Новости МПГУ
Михаил Котюков и Александр Сергеев обсудили итоги реализации национальных проектов «Наука» и «Образование» в 2019 году
27 / 12 / 2019

Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков и президент Российской академии наук Александр Сергеев в пресс-центре ТАСС обсудили с редакторами и представителями федеральных СМИ результаты реализации национальных проектов «Наука» и «Образование» в 2019 году. В ходе встречи Михаил Котюков...

Новые перспективы сотрудничества в сфере образования
Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой
Новые перспективы сотрудничества в сфере образования
26 / 12 / 2019

В декабре 2019 года начались первые курсы повышения квалификации, подготовленные преподавателями Кафедры имени Т.И. Шамовой ИСГО в рамках программы сотрудничества Евразийской ассоциации педагогических университетов. Этому важному старту предшествовала интенсивная подготовительная работа большой университетской команды: -запуск нового электронного образовательного портала, –...

Благородное сердце с Крыльями аиста
Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой
Благородное сердце с Крыльями аиста
24 / 12 / 2019

Институт социально-гуманитарного образования, Кафедра имени Т.И. Шамовой сердечно поздравляет студента 1 курса магистратуры “Управление системами образования” Андрея Анатольевича Артеменко с присуждением Центру содействия семейному воспитанию №1 Департамента труда и социальной защиты населения Москвы престижной городской  премией “Крылья Аиста”. В настоящее...

Межвузовская научно-практическая конференция кафедры рисунка «Академический рисунок и печатная графика в художественном образовании»
Наука
Межвузовская научно-практическая конференция кафедры рисунка «Академический рисунок и печатная графика в художественном образовании»
22 / 12 / 2019

Учебно-творческая деятельность студентов на занятиях по рисунку не всегда предполагает присутствие новизны в результате их деятельности. Однако, характеризуя процесс обучения рисунку студентов, можно определить его как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, с нестандартной точки...

Участие магистрантов и аспирантов ХГФ ИИИ  в Международной конференции «Этнокультурный туризм: современное состояние и перспективы развития в России и в мире»
Наука
Участие магистрантов и аспирантов ХГФ ИИИ в Международной конференции «Этнокультурный туризм: современное состояние и перспективы развития в России и в мире»
21 / 12 / 2019

6 декабря 2019 года состоялась международная научно-практическая конференция «Этнокультурный туризм: современное состояние и перспективы развития в России и в мире». Организатор мероприятия кафедра туризма Факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Цель конференции – рассмотрение и всесторонний анализ современного состояния...