Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

В Высшей школе экономики три дня обсуждали проблемы медиаграмотности, медиаэкологии и медиаобразования

Институт журналистики, коммуникации и медиаобразования (новости)

С докладом на тему «Медиаобразование и демократия» выступила на пленарном заседании Третьей международной научно-практической конференции «Медиаграмотность, медиаэкология, медиаобразование: цифровые медиа для будущего», которая проходила с 20 по 22 апреля в НИУ ВШЭ, зав. кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Ирина Жилавская.

Медиаобразование, медиаэкология и медиаграмотность — важнейшая часть жизни современного общества, в котором медиа понимается как «общественное благо» и институт для развития граждан. Медиаграмотность становится частью экосистемы медиа и образования, помогает развитию «критического мышления» и «критической автономии» аудитории.

2014 – 2016 гг. — время локального военного и глобального медиапротивостояний, политических референдумов и знаковых выборов, которое сопровождалось возрастающим кризисом профессиональной журналистики, искажением медиапространства (пропаганда,  фейковая информация, пранкинг, цифровой агрессии, троллинг и т.д.), нарастающей на этом фоне «информационной неопределенностью» и «информационной перегрузкой», удручающим состоянием некритичности по отношению к медиа во всем мире, манипулированием и принципиальным изменением медиапотребления людей во многих странах мира, все менее отличающих новость от рекламы, факт от вымысла, не видящих необходимости в проверке источников. Расширение, продвижение темы медийно-информационной грамотности (МИГ) и критической автономии граждан по отношению к медиа стало задачей  очередной Международной конференции, которая уже в третий раз прошла в Москве на базе НИУ Высшей школы экономики.

Поле медиаэкологии и медиаграмотности находится на перекрестке многих академических дисциплин и обладает междисциплинарным характером. Конференция  собрала вместе ученых и педагогов, занимающихся исследованиями в разных областях медиа и образования, а также медиапрофессионалов, работающих с просветительским контентом. В конференции приняли участие медиаисследователи из Норвегии, Финляндии, Швеции, Канады, Испании, Италии, Польши, США, Гонконга, Германии, Вьетнама, Украины, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдовы, специалисты международных и национальных Ассоциаций медиаэкологии и медиаграмотности. Активное участие в конференции приняли магистранты ИЖКМ МПГУ программы «Медиаобразование».

На конференции с докладами выступили: профессор университета Макмастерa,  экс-президент «The Media Ecology Association» Фил Роуз; профессор университета Тампере Тапио Варис; профессор Болонского университета Елена Ламберти; профессор университета Стони Брук Джонатан Сандерс; лектор университета Социальных и Гуманитарных Наук в Хошимине Хуыен Нгуыен и другие. В день открытия конференции с докладом «Fake News in Real Context» выступил профессор Фордемского университета, ведущий исследователь в области медиаэкологии Пол Левинсон.

Оживленную дискуссию вызвал пленарный доклад доцента МПГУ И.В. Жилавской, которая обострила проблему целеполагания в области медиаобразования, его демократических основ и того диссонанса, который возникает между провозглашаемыми декларациями о свободе слова, самовыражения, доступа к информации и реальностью, с которой мы ежедневно сталкиваемся в обычной жизни. Завершая свое выступление Ирина Владимировна подчеркнула, что в подлинном смысле медиаобразование может развиваться только в демократическом государстве, там, где есть свобода доступа к информации, налажен контроль общества за властью и происходящими политическими процессами, где развиты гражданские институты и люди имеют высокий уровень медийно-информационной грамотности.

Важно отметить, что конференция служит продолжением сотрудничества между университетами разных стран мира, которые занимаются вопросами медиаэкологии, медиаграмотности, медиаобразования, медиакультуры и медиакритики.

24 / 04 / 2017

Показать обсуждение