Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

VII конференция ИСГО с международным участием «Современное образование: векторы развития. Социально-гуманитарное знание и общество» Секция «Социально-экономическое знание и его роль в прогрессивном развитии общества»

Наука

21-22 апреля 2022 года состоялась традиционная конференция Института социально-гуманитарного образования «Современное образование: векторы развития. Социально-гуманитарное знание и общество». В этом году конференция проводится уже в седьмой раз.

В рамках программы конференции кафедрой экономической теории и менеджмента была организована работа секции по проблеме: «Социально-экономическое знание и его роль в прогрессивном развитии общества». В работе секции приняли участие преподаватели кафедры, а также преподаватели образовательных организаций из регионов РФ.

В ходе работы секции было заслушано 6 докладов по актуальным проблемам формирования и развития социально-эконмического знания в современных условиях.

Так, в докладе проф. Лихачёва М.О. «Роль базовых концепций экономической теории в развитии современных социальных наук и общественной жизни» были представлены результаты научных исследований, уточняющих содержание, сущность и линии влияния базовых концепций экономической теории на общественную жизнь. Была отмечена неоднозначность проявления действия указанных концепций в современных условиях, обусловленная спецификой трансформации социума и сменой социально-экономических моделей.

Выступление доц. Кирюшиной О.Н. (Таганрогский социально-экономический институт) «Научно-информационный ресурс как основа интеграции научного и образовательного пространства» было посвящено проблеме формирования научно-информационных ресурсов как основы интеграции научного и образовательного пространства. Докладчик отметила, что в условиях активизации научно-исследовательской работы по проблемам формирования современных технологий воспитания и работы с семьёй особую важность приобретает перевод научных результатов в практику образовательного процесса.

В докладе доц. Игумнова О.А. «Управление социальными системами в условиях «текучей» социальной реальности: онтологические аспекты» содержательно были представлены современные подходы к пониманию управления организациями как социальными системами в условиях усиления «текучести» социальной реальности, обусловливающей нелинейность, нестационарность и стохастичность действий социальных акторов. Отмечено, что в современных условиях, в связи с изменением подходов к пониманию природы объекта управления, возрастает уровень его субъектности, что обусловливает и изменение управленческих моделей.

Специфику указанным процессам придаёт и выявленное в результате научных исследований отсутствие исчерпывающего характера воздействия субъекта на объект, что даёт основание для перевода субъект-объектных отношений в субъект-субъектные, что – как следствие – приводит к проявлению эффекта структурной интерференции («наложением» системы неформальных социальных связей между субъектами управления на формальную организационную структуру и отношения субординации). Кроме того, в современных условиях одним из трендов в понимании процессов управления выступает его интерпретация не только как «воздействия» субъекта на объект, но и как «отношения», «поступка» субъектов социального управления. В этом качестве управление представляет не только систему действий, но и систему отношений.

Доклад доц. Заякиной И.А. «Роль социально-экономического знания в современных условиях» содержал результат анализа факторов формирования социально-экономического знания в условиях трансформации системы подготовки кадров высшей квалификации (аспирантуры).  В  рамках  современной  классификации социально-экономическое  знание  отделяется  от гуманитарного,  а  вместе  с  ним – и от естественнонаучного  и  технического  знания, которое  располагает  большим  объёмом специфических  методов  и  технологий, обеспечивающих  его  непрерывный  прирост и применение на практике.

Докладчик, в частности, обобщила данные о количестве исследований и исследователей в РФ по областям науки в 2022 году, выявив диспропорции в показателях (в частности, количество исследователей в области технических наук в 12 раз  превышает количество исследователей в области общественных наук).

В числе проблем была указана и диспропорция в росте числа аспирантов по популярным направлениям подготовки (в том числе по направлению подготовки «Экономика») (27 710 чел.) и долей закончивших аспирантуру без защиты диссертации  (91,1%).

Доклад проф. Фёдорова А.М. «Методика обучения экономике в общеобразовательной школе: миссия, ценностно-смысловые основы, современное состояние и стратегии модернизации» посвящён актуальной проблеме методики формирования основ экономического знания в условиях массовых форм среднего образования. Был представлен подробный анализ исторических этапов внедрения изучения основ экономики в советской и российской школе. Отмечена нелинейность указанного процесса, что обусловливает его недостаточную результативность, отсутствие стержневой идеи и стратегической цели.

Наличие десятка учебных пособий при отсутствии единого похода и принципов  определения содержания экономического образования в образовательных организациях среднего общего образования не способствует повышению уровня экономической грамотности и экономической культуры подрастающего поколения.

Зав. кафедрой экономической теории и менеджмента проф. Платонова Е.Д. представила доклад «О методологических основах современного социально-экономического знания о воспроизводстве человеческого потенциала», обобщающий практику методологического анализа сложных концептов социально-экономического знания, одним из которых выступает «человеческий потенциал». На примере последовательного описания сущности указанного концепта представлена методологическая «рамка», позволяющая освоить алгоритм научной операционализации любой категории социально-экономического знания.

Доклады участников секции вызвали интерес у слушателей, а вопросы по проблемам, затронутым в выступлениях, позволили в рамках научной дискуссии обсудить их содержание и выработать подход к пониманию.

Работа секции прошла организованно и плодотворно, продемонстрировав высокий уровень научного потенциала всех участников.

25 / 04 / 2022

Показать обсуждение