Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Дети внешних и внутренних мигрантов в школах Стрежевого – родины Томской нефти

Новости МПГУ

11 мая 2023 года специалисты Московского педагогического государственного университета провели выездную консультацию для педагогов и администрации школ в СОШ № 2 г. Стрежевой (Томская область). Командировка состоялась в рамках проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов, и научно-исследовательской работы по разработке диагностических материалов по оценке уровня языковой подготовки детей мигрантов в основной школе, выполняемой Московским педагогическим государственным университетом по поручению Министерства просвещения России. В состав делегации вошли декан Факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО Елена Александровна Омельченко и научный сотрудник МПГУ Татьяна Васильевна Криворучко.

Со Второй школой городского округа Стрежевой Томской области специалисты МПГУ и АНО Центр «Этносфера» сотрудничают с апреля 2022 года. Дети из семей мигрантов стали приходить сюда учиться в последние четыре года, и педагоги школы в ежедневной работе уже значительно обогатили методическую копилку, в том числе за счет повышения квалификации на специальных курсах в Томске. В школе учатся ребята-инофоны из Армении, Грузии, Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана, а также целая группа детей трудовых мигрантов (вахтовиков) из регионов России – Северной Осетии, Чеченской Республики, Дагестана, Татарстана, Башкортостана. У детей-инофонов разный статус – есть и граждане РФ, и иностранные граждане с видом на жительство. Неодинаков и уровень владения языком: проведенная диагностика показала, что ребята испытывают проблемы как с устной, так и с письменной речью, не у всех имеется достаточный лексический запас, возникают трудности и с русской грамматикой.

Основные сложности испытывают педагоги начальной школы, именно поэтому в рамках дополнительного образования во второй половине дня для группы учащихся, слабо владеющих русским языком, были организованы интенсивные ежедневные дополнительные занятия. Позже к этой группе «начального звена» добавилось среднее звено для учеников 5–9 классов. Педагоги работают по учебникам по русскому языку для общеобразовательных школ, самостоятельно пишут учебные программы, подбирают упражнения и тексты, стараясь заинтересовать своих подопечных. Особых проблем ни с детьми, ни с родителями не возникает – даже те родители, которые сами слабо владеют русским языком и почти не участвуют в школьной жизни, одобряют желание учителей помочь их детям как можно скорее адаптироваться к учебному процессу. Педагоги представляют свой опыт работы с детьми-инофонами на городских семинарах, областных и всероссийских педагогических конференциях, публикуются.

Во время пребывания специалистов МПГУ на базе школы №2 был организован городской методический семинар «Языковая и социально-культурная адаптация детей с миграционной историей в российских образовательных организациях». Участие в семинаре приняли более 60 человек из разных школ, детских садов и колледжей города Стрежевой. Слушатели получили подробные консультации по работе с детьми-инофонами, познакомились с учебными и методическими пособиями, переданными в дар школе №2, разобрались в некоторых принципах методики преподавания русского языка как иностранного и приемах социализации детей в условиях полиэтничной образовательной среды.

Мы благодарим за теплый прием и плодотворное сотрудничество директора школы №2 города Стрежевой Ольгу Владимировну Жигалину и заместителя директора по УВР Екатерину Игнатьевну Черкасову.

Подробнее о проекте можете узнать на сайте МПГУ www.mpgu.su/integration и сайте Центра «Этносфера» https://etnosfera.ru/projects/integracija-detej-iz-semej-inojetnichnyh-migrantov-sredstvami-obrazovanija-metodicheskaja-i-konsultativnaja-podderzhka-shkol-i-detskih-sadov-v-regionah-rossii/

Елена Омельченко

17 / 05 / 2023

Показать обсуждение