Навигация по сайту

150-ЛЕТИЕ МПГУ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Антифейк-2022

Меры против коронавируса

«Вожатый – это не про деньги, вожатый – про мотивацию»: интервью с заместителем директора по образованию Всероссийского детского центра «Смена» Алексеем Петровичем Резником

Новости МПГУ
Совсем скоро стартует летняя кампания детского отдыха и оздоровления 2022, и студенты МПГУ вот-вот отправятся на практику в детские оздоровительные лагеря. Участие во всероссийских конкурсах, вожатских форумах и съездах, ежегодной Ярмарке вакансий организаций отдыха детей и их оздоровления «Я выбираю лето!», выездном инструктиве для вожатых и многие другие активности – это хорошее пополнение профессиональной копилки знаний, которая поможет вожатым стать лучшими в своей профессии. Однако, без теории нет практики, поэтому наши студенты дополнительно прокачивают свои знания в ходе обучения вожатскому делу в МПГУ. В конце апреля 2022 года состоялась итоговая аттестация по программе профессионального обучения «Вожатый», на которой около 1000 студентов МПГУ представили свои проекты, а члены аттестационной комиссии смогли по достоинству оценить навыки и потенциал учащихся. Своими впечатлениями поделился заместитель директора по образованию Всероссийского детского центра «Смена» – председатель итоговой аттестационной комиссии Института педагогики и психологии –  Алексей Петрович Резник. Во время беседы с заместителем Директора Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров, ассистентом кафедры медиаобразования ИЖКМ МПГУ Дарьей Михайловной Марусяк, он оценил уровень подготовки наших студентов, рассказал о принципах работы с вожатыми в ВДЦ «Смена» и поделился планами совместных с МПГУ проектов.

 

– Алексей Петрович, мы благодарны Вам за участие в итоговой аттестационной комиссии по профессиональному обучению «Вожатый»! Забегая вперед, хочу сказать, что почти 1000 наших студентов уже закончили обучение и сейчас получают свидетельства о присвоении квалификации «Вожатый». Скажите, пожалуйста, как Вы ощутили себя в роли председателя и какие у Вас впечатления от защиты в целом?

 

– Прежде всего, я хочу поблагодарить руководство МПГУ за возможность участия в этом замечательном мероприятии. Для меня это – большая честь и серьезная ответственность. Понятно, что быть членом любой комиссии – это почетно и статусно, но когда мы говорим о вожатых и педагогах, то это двойная ответственность, потому что каждого нужно отследить на защите. Студенты всегда ждут обратной связи, и очень расстраиваются, когда не получают ее в должной мере. Кроме того, это крайне негативно сказывается на формировании дальнейших карьерных мотиваций. Для меня, как представителя ВДЦ «Смена», очень важно, что защита проходила в форме представления проектов. Проектная форма обучения – это то, что нас очень сближает с вузом. Московский педагогический государственный университет и Всероссийский детский центр «Смена» очень похожи именно своей проектной деятельностью. Было много занятных идей, некоторые я даже отмечал себе, чтобы потом обсудить с нашими ребятами в лагере и тем самым пополнить нашу методическую копилку, которой пользуются все лагеря России. Конечно, были и те проекты, которые нуждаются в доработке. Но это нормально — ребята молодые, у них нет еще богатого педагогического опыта, им кажется, что все их идеи интересны и актуальны.  Тем не менее, не всегда то, что в тренде для молодежи, бывает приемлемо для детей в вопросах воспитания. Если же найти баланс, соединив два мнения – опытных педагогов-специалистов и креативных студентов – получается тот уникальный продукт, который мы увидели на итоговой аттестации.

 

– Большое спасибо Вам за такую оценку. Хочу от себя лично и от коллег, которые занимались обучением, отметить, что мы были приятно удивлены Вашим активным участием в работе итоговой аттестационной комиссии. Мы реализуем эту программу третий год. Нам было очень приятно видеть Вашу заинтересованность и внимание к ответам студентов. Кроме того, для студентов действительно важна обратная связь и возможность узнать мнение председателя комиссии, тем более, что в этом году был очень солидный состав: ВДЦ «Смена», Министерство науки и высшего образования, МОСГОРТУР, подведомственные Министерству социального развития Московской области учреждения, Межрегиональная общественная организация «Содействие детскому отдыху». Я знаю, что наши студенты это оценили. А какую оценку Вы дали бы им?

 

– Ну, во-первых, у каждого есть индивидуальность и субъектная позиция. Это видно по тому, как они слушали и реагировали на то, что мы им говорили. Было видно, что информация не просто доходит до адресата и покорно поглощается им, а проходит фазу осмысления, обработки и применения на конкретной ситуации. Если вспомнить, как учились мы и как сейчас учатся они, можно сделать однозначный вывод – у нас не было такой мощной субъектной позиции, как у современной молодежи. Курс, который ребята прослушали, дает им возможность размышлять, формировать, творить, создавать новые проекты. Для нас вожатый – это активный участник программы, не исполнитель, а созидатель. Мы находимся с ними в постоянном диалоге, они могут обратиться ко мне лично в любой момент, и я с радостью их выслушаю и помогу. Мы не строим за них дорогу, а подсказываем направление. И вот здесь возникает такой профессиональный баланс молодой энергии и нашего опыта.
Еще меня приятно удивила речь студентов. Мы с вами знаем о проблеме русского языка в молодежной среде, где он засоряется современным сленгом. Я отметил грамотное произношение, понимание сути написанного и сказанного. Пусть они в самом начале пути, но этот путь уже начат. И это очень важно, в том числе для их самооценки. Любая деятельность становится интереснее, когда у человека всё получается. А если за это еще и поощряют, человек готов горы свернуть, чтобы стать профессионалом в своем деле.   Очень важна практика и осмысленная работа над собой. Одно дело – прочитать студенту 100 часов лекций и непонятно выйдет он специалистом или нет, хотя у него будет мощная теоретическая база. А когда ты сам придумал это, поиграл в игру с детьми, пропустил через себя, получил рекомендации, советы от наставников, от педагогов, от профессорско-преподавательского состава, ты сделал очень важный шаг в профессию. Для нас это тоже важно, поскольку все программы нашего центра имеют профориентационную направленность.

 

– Алексей Петрович, какие Вы видите перспективы сотрудничества с МПГУ?

 

– Ну, они большие (смеется). Мы уже много лет сотрудничаем с вашим университетом. Хотелось бы принимать как можно больше студентов к нам на практику, ведь у нас есть все условия для профессионального роста вожатых.  Кроме того, мы готовы предложить вашим выпускникам постоянную работу, поскольку нуждаемся в воспитателях и педагогах дополнительного образования. Для нас очень важен этот аспект. Ну а таким богатым педагогическим наследием, как у МПГУ, мало какой университет может похвастаться — дать квалифицированного специалиста практически со студенческой скамьи! Мы готовы говорить о различных образовательных проектах. Кстати, можете нас поздравить – мы получили еще одну лицензию на дополнительное профессиональное образование.

 

– Здорово! Поздравляем, конечно!

 

– Спасибо. В этом году мы запустили федеральный проект «Профессионалитет» и начинаем готовить кураторов групп системы СПО по воспитательной работе. Планируем подготовить 3500 студентов-заочников и около 200 очных. Это очень большое поле деятельности – например, необходимо сформировать программы для специалистов системы детского отдыха и оздоровления – от начальника лагеря до воспитателя. Мы готовы стать площадкой для практической отработки этих программ и создавать их совместно с вузами.  Об этом мы говорили в ноябре на форуме организаторов детского отдыха «Большие смыслы», который прошел в «Смене» (МПГУ там тоже участвовал). В этом году по поручению Министерства просвещения мы разработали приметную программу воспитания для детского пришкольного лагеря. Она прошла экспертизу, целый ряд вузов дали ей положительную оценку. Очень скоро эта программа будет в открытом доступе и ее можно будет использовать. Думаю, что этим мы могли бы заняться вместе с МПГУ — создать совместный проект и разработать его вместе со студентами. Это могло бы стать их выпускной квалификационной работой.
С учетом того, что дистанционные форматы сейчас доступны, мы бы с удовольствием приняли участие в различных совместных семинарах, коллоквиумах, экскурсиях, телемостах, связанных с педагогикой, с общением профессионального сообщества. То есть, мы открыты к созданию новых форм сотрудничества.

 

– Это отличная идея, думаю, что ее можно подробнее обсудить на нашем совместном выездном инструктиве.  Кстати, его площадку можно рассматривать, как профориентационную, где студенты еще раз услышат о ВДЦ «Смена», познакомятся с его принципами работы и, возможно, уже приедут к Вам летом на практику.  Алексей Петрович, наверняка это очень ответственно – ставить свою подпись на документе, подтверждающим квалификацию «Вожатый»?

 

– Вы не представляете, насколько это ответственно. За свою профессиональную жизнь мне довелось поставить немало подписей на различных документах. И когда подписываешь свидетельство вожатого, ты понимаешь, что, когда этот студент или студентка придет устраиваться на работу вожатым, работодатель посмотрит документ и увидит твою подпись. Если вожатый проявит себя хорошо, работодатель будет говорить «спасибо»: вузу, всей комиссии и тому человеку, который подписал документ. А если вожатый проявит себя не лучшим образом?…  Поэтому, конечно, хочется, чтобы студент, который получает свидетельство о присвоении квалификации «Вожатый», понимал, что это не просто «корочка» с чьим-то автографом – это практически его паспорт, путевка в жизнь. Уверен, что у ваших студентов это получится и они добьются высот.

 

– Кто знает, может, Ваша подпись будет стоять в документах у будущих министров, руководителей регионов или крупных предприятий…    

 

– Все может быть! (Смеется).  В любой работе человек должен смотреть далеко вперед. Тот студент, с которым мы сейчас работаем, вкладываем свои знания, умения и опыт, вполне возможно будет потом руководить очень мощными процессами. Я сейчас вспомнил нашего старшего брата – Международный детский центр «Артек». Через него прошло огромное количество вожатых и детей, которые многого добились в жизни и стали известными людьми. Не случайно, существует целое сообщество артековцев. Так же, как у выпускников «Смены» и выпускников МПГУ…
– Да, у нас в  ФКЦ МПГУ все фанаты ВДЦ «Смена» в прямом смысле слова: многие работали в «Смене», влюблены в этот центр, поэтому мы будем с радостью укреплять сотрудничество.

 

– Да, мы возлагаем очень большие надежды на ребят. Я уверен, что они придут к нам работать, а полученный опыт позволит им дальше развиваться.

 

– Хочу отметить, что удостоверение о повышении квалификации действует всего три года, в то время как свидетельство о присвоении квалификации «Вожатый» и собственно сама квалификация остаются на всю жизнь…

 

– На самом деле, МПГУ сейчас создает очень мощный тренд. Раньше к нам приходили вожатые с сертификатами, которые подтверждали, что они прошли какой-то курс подготовки к вожатской деятельности. Когда мы решили это перепроверить, то нашли очень много липовых документов, которые просто отпечатали на компьютере. Конечно, мы с этими ребятами расстались, и потом стали проверять свидетельства у всех, кто приходил к нам работать.

 

Что касается МПГУ, тут сомнений в подлинности документа быть не может. С помощью ваших специалистов мы формируем свое профессиональное сообщество из хорошо подготовленных, прошедших практику, теоретически подкованных ребят.  В итоге получает пользу наш «заказчик» – ребенок, за летний отдых которого ты спокоен. Тем более, сейчас в тренде умный, то есть содержательный отдых. Есть конечно и такие, кто любит лениво лежать на солнце пузом кверху, но с каждым годом становится все больше заинтересованных и любознательных детей, которые хотят привезти домой не только красивый загар, но знания. Сейчас изменились задачи вожатого: он не поводырь, а полноценный участник организации образовательного процесса.

 

– А еще он наставник, который делится своими духовными ценностями, жизненными смыслами.

 

– Верно. То, что вожатый сумеет передать ребенку, останется с ним на всю жизнь. Это важный элемент социализации и личностного развития ребенка.  Вожатый сегодня стал специалистом, с него совсем другой спрос. Мы отлично знаем: всё, что касается детей, должно иметь специальную профильную подготовку. Конечно, вожатому нужно много практики, но и без теории тоже никуда: он должен знать нормативно-правовые и юридические аспекты своей деятельности, основы государственной политики воспитания, нормы этики, не говоря уже об основах психологии, в том числе возрастной. Поэтому конечно хорошо, что есть профстандарт вожатого, и что появляются такие программы, как ваша. Кстати, мы наверняка слышали, что World skills ввел в свою базу такую компетенцию, как «вожатская деятельность», а это очень мощный показатель того, что профессия вожатого выходит на новый уровень.

 

– Расскажите еще немного о том, как проходит обучение вожатых в ВДЦ «Смена». 

 

– У нас большой многоплановый блок. Первое и самое важное – это инструктивный сбор — наша базовая «елка», на которую мы вешаем шарики. Накануне летней кампании проходит усиленный инструктив, в нем различные направления: от основ психологии и взаимодействия до конфликтологии. Второе важное: мы разработали дистанционную программу подготовки вожатых. Когда мы ее запустим, ею смогут воспользоваться не только наши вожатые, но и любые другие, желающие пополнить свои знания. Ну и третье, что отличает нас от других и является  главным принципом работы – это постоянная система коммуникации и наставничества. Я и мои коллеги всегда спрашиваем наших будущих работников, намерены ли они учиться дальше? Если да, это еще один плюс в копилку вожатого и его портфолио .

 

– Здорово, что есть такая возможность – посмотреть портфолио: сразу видно активность человека и его заслуги.
– Активность или, как сейчас модно говорить, «цифровой след» остается за человеком. Мы ведь отвечаем за безопасность детей, и очень важно отфильтровать на входе тот негативный потенциал, который может появиться. У нас часто бывают дискуссии на эту тему «Какая зарплата у вожатого?», «а если ему повысить?». Да можно хоть 200 тысяч платить вожатому, была бы возможность. Но для настоящего вожатого это не принципиальный вопрос. Вожатый – это не про деньги. Вожатый – это про мотивацию. Понятно, что вечно ты не будешь вожатым, это определенная ступень, которая позволит идти дальше. Многие у нас становятся педагогами, воспитателями, уезжают на работу в Санкт-Петербург, в Москву, растут. Но только те, кто действительно этого хочет, кто энергичен и мотивирован.

 

– Что Вы пожелаете нашим студентам – будущим вожатым?

 

– Никогда не останавливаться на достигнутом. Нужно всегда стремиться к росту, к совершенствованию своих знаний. Я не зря сказал, что всю свою жизнь нахожусь в формате обучения — это уже перманентное состояние. И это действительно важно, потому что, если ты остановился, значит, тебе больше не интересно, ты начал профессионально выгорать. Либо это не твое. Поэтому я желаю им не останавливаться, развивать смежные компетенции, как сейчас модно говорить «мягкие навыки» (soft skills). И тогда у них всё получится. В любой профессии, если дело по душе и все получается – заказчик остается доволен. А наш самый главный заказчик – это ребенок. Мы живем и трудимся ради него.

 

– Спасибо Вам огромное, Алексей Петрович! Очень приятно было с Вами побеседовать. До встречи на инструктиве!

 

 

Дарья Марусяк, Кристина Романова

Федеральный координационный центр
по подготовке и сопровождению вожатских кадров

 

23 / 05 / 2022

Показать обсуждение