Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Вселенная Южного Урала: Лучшие практики языковой и социокультурной адаптации детей с миграцией в истории семьи

Новости МПГУ

1 июня 2022 г. в рамках серии онлайн-консультаций со школами – участниками проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России» специалисты Московского педагогического государственного университета и Центра «Этносфера» и встретились с администрацией и педагогами МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Челябинска имени Зои Космодемьянской». Именно эту школу рекомендовали в Министерстве образования Челябинской области для участия в межрегиональном проекте «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России». Проект поддержан Фондом президентских грантов по развитию гражданского общества и осуществляется АНО «Центр содействия межнациональному образованию «ЭТНОСФЕРА» и Московским педагогическим государственным университетом в лице кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» Института социально-гуманитарного образования.

Эта серьезная рекомендация далеко не случайна, в школе очень активно и системно развернута организационно-практическая и научно-методическая деятельность по учебной и социокультурной адаптации «новых жителей Южного Урала» – детей из семей с миграционной историей и членов их семей.

Директор школы Галина Анатольевна Ахметова рассказала о том, что в школе № 6, где учится немало детей-инофонов, было решено преодолевать языковой барьер не только через учебную деятельность по учебному плану через предметную область «Русский язык и литература», но и через метапредметные знания, умения, навыки. История, биология, обществознание, география, другие предметы – все они могут помочь в деле адаптации детей мигрантов.

При этом системно подобная работа в школе ведется не так давно – с 2017 г., когда в школах города появилось немало ребят-инофонов, поступающих в 7–9 классы, очень слабо владеющих или почти не владеющих языком обучения.

Занятая администрацией СОШ № 6 активная и конструктивная позиция по этим вопросам определила выбор именно этой школы Комитетом по делам образования администрации г. Челябинска как базового ресурсно-методического центра по социокультурной и языковой адаптации детей из семей мигрантов средствами образования. С этого времени администрация СОШ № 6 ежегодно проводит мониторинг образовательных организаций города, собирает данные о количестве детей-инофонов и детей из семей с миграционной историей, уровне их языковой подготовки, образовательных результатах, показывающих, усваивают ли они образовательную программу российской школы. Данные мониторинга ежегодно представляются в ноябре в Комитете по делам образования. По данным статистики, в Челябинске проживает 2000 детей-инофонов, нуждающихся в дополнительном сопровождении.

Во взаимодействии с Комитетом по делам образования и Администрацией Челябинска в каждом из семи районов города была определена базовая школа, в которой администрация и команда педагогов изучали социальный запрос семей мигрантов, их условия жизни, расселение, возможности получать дополнительные образовательные услуги, уровень языковой компетенции родителей. В итоге на базе этих образовательных организаций были созданы три опорные площадки, еще четыре школы выступили соисполнителями проекта, развивая собственные направления социокультурной адаптации. В 2020 г. СОШ № 6 прошла конкурсный отбор на создание ресурсного центра совместно с Южно-Уральским государственным гуманитарно-педагогическим университетом, теперь накопленный опыт учебной и внеурочной адаптации детей мигрантов средствами образования можно было транслировать в другие образовательные организации города.

Организационно школы Челябинска решают вопрос с языковой и социокультурной адаптацией по-разному. Где-то были созданы специализированные языковые классы, объединяющие всех детей-инофонов, хотя не каждый родитель согласится отдать ребенка в специальный класс с адаптированной программой и своим учебным планом, логопедом и дефектологом, а не в общеобразовательный. Например, в школе № 68 г. Челябинска работает много талантливых специалистов по инклюзивной педагогике, там было разработано даже специальное пособие по работе с детьми-инофонами с ОВЗ, которое используется и в других школах. В школе № 6 пошли своим путем: включили в штатное расписание должность тьютора, задача которого – курировать обучение детей из семей мигрантов, а сами дети учатся в общеобразовательных классах при сопровождении специалистов. Очень активно и творчески, новаторски используются возможности дополнительного образования, внеурочной деятельности.

Одной из самых интересных разработок школы № 6 нужно признать использование регионального компонента в социокультурной адаптации. Так, инструменты музейной педагогики и школьного краеведения активно использует программа дополнительного образования «Южный Урал: взгляд из школьного музея». Развитие мелкой моторики, детского творчества в разных техниках, познание общечеловеческого языка культуры, природного и историко-культурного наследия Южного Урала, приобщение к музыкальному творчеству, выставки работ учащихся, посещение детской филармонии и детского лектория – все это дает свои плоды. Челябинские педагоги из школы № 6 уверены в том, что для детей нужно делать все, как для взрослых, только лучше. И дети из семей мигрантов здесь – не исключение.

Администрация и методисты школы № 6 активно взаимодействуют с вузами, участвуя в разработке и организации курсов повышения квалификации по РКИ и социокультурной адаптации. В эту работу включился и МБУ ДПО Центр развития образования (г. Челябинск), и Челябинский государственный университет. Полезными оказываются и такие курсы, как, например, методика преподавания модуля «Основы исламской культуры», учитывая глубокую религиозность многих семей мигрантов из центральной Азии.

Вовлечение детей из семей мигрантов в дополнительное образование эффективно на основе популярного сейчас эдьютейнмента. Так, в проводимую в регионе на протяжении двух десятилетий интеллектуальную игру «Русский мир» было включена особая номинация «Послы языка», в которой принимают участие дети-инофоны. Для них предмет особой гордости – возможность больше узнать и продемонстрировать свои знания не только о России, но и о родных странах. Еще одна интереснейшая реализованная идея школы № 6 – городская научно-практическая платформа «Южный Урал – от истоков к современности», куда привлекаются в том числе одаренные дети-билингвы.

Учитель истории школы №6 Александр Акбаевич Сокулин рассказал о замечательном проекте, который был реализован им в сотрудничестве со своими десятиклассниками в рамках школьной проектной деятельности, – интерактивной настольной краеведческой игре «Южный Урал – край, где мы живем». Игра адресована ученикам средней школы с билингвизмом, «новым жителям Южного Урала». Это погружение в «Южно-Уральскую Вселенную», в уникальное природное, историко-культурное и этническое разнообразие региона, через приключения персонажей южно-уральского фольклора – богатыря Таганая, купца Семигора, Змея-Полоза, Аниски, Сулеи и башкирской красавицы Золотой Волос. Для того, чтобы подготовить обучающие материалы, старшеклассники записали 69 авторских видеороликов, создали 13 интерактивных клеток на карте, придумали 42 игровых клетки, привязали вопросы и видео к QR-кодам. Это игра не на один вечер, ее потенциал в рамках дополнительного образования подтверждается восторгом игроков, которые копят баллы, выполняя специальные домашние задания вместе с членами семьи.

Мы разговаривали с директором школы Галиной Анатольевной Ахметовой, ее заместителями по УВР Ольгой Александровной Бахтина, куратором филологического направления и Ольгой Ильясовной Закировой, куратором проекта по социокультурной и языковой адаптации детей мигрантов, а также учителем истории Александром Акбаевичем Сокулиным. Со стороны организаторов в вебинаре участвовали Елена Омельченко, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ, генеральный директор Центра «Этносфера»; Анна Шевцова, научный руководитель проекта, профессор кафедры культурологии ИСГО МПГУ и Татьяна Криворучко, главный методист проекта, ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ. В ходе вебинара стороны договорились о дальнейшем взаимодействии, подписании рамочного договора о сотрудничестве между СОШ № 6 г. Челябинска и Центром «Этносфера», а также предварительно – об организации на базе СОШ № 6 городского или областного методического семинара по адаптации и интеграции детей из семей мигрантов, где будет широко представлен опыт школы № 6 по усилению стандартного учебного процесса языковой и социокультурной адаптацией для обучающихся иноэтничных мигрантов.

Подробнее о проекте можете узнать на сайте www.mpgu.su/integration и сайте Центра «Этносфера» https://etnosfera.ru/projects/integracija-detej-iz-se..

 

#РКИ #этносфера #поликультурная_школа #ИСГО_МПГУ #школа_талантов #учимся_на_русском #дети-инофоны #умнаяшкола #дети-мигранты #дети_с_миграционной_историей

01 / 06 / 2022

Показать обсуждение