Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Александра Михайловича Соловьёва (25.07.1886 – 1966)

Новости МПГУ

Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения А.М. Соловьёва.

Александр Михайлович Соловьёв – художник, мемуарист, педагог, заведующий кафедрой рисунка Московского городского педагогического института (МГПИ) имени В.П. Потёмкина, член Ассоциации художников революционной России.

А.М. Соловьёв родился 25 июля 1886 года в Казани. Его отец был дворянином и работал управляющим делами Казанского университета, мать происходила из аристократической семьи с русскими и немецкими корнями, работала при университетской клинике. В юности Соловьёв занимался боксом, французской борьбой и атлетикой, был натурщиком для фотографов. Соловьёв обладал большой силой и даже в старости. У него отмечали ораторский талант. Соловьёв знал два иностранных языка (немецкий, которому его научила мать, и французский).

Первые уроки рисования молодой Александр Соловьёв получил у художника Пиатровского. Юноша окончил гимназию, а затем с 1904 по 1910 год обучался на юридическом факультете Казанского университета и одновременно окончил Казанскую художественную школу у Николая Ивановича Фешина (26.11/8.12.1881-5.10.1955, Арское кладбище в Казани), получил специальность учителя рисования, черчения и чистописания в средних учебных заведениях по 1-му разряду, что давало ему право на поступление в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств без вступительных экзаменов. Соловьёв никогда не работал юристом, но современники отмечали богатство его внутреннего мира и способность к теоретическим обобщениям, которые связывали с обучением в университете.

С 1910 по 1915 годы Александр Соловьёв учился в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств. Его преподавателями в годы обучения были Иван Иванович Творожников (10.10.1848-14.06.1919, Смоленское кладбище Петербурга), Ян Францевич Ционглинский (8/20.02.1858-24.12.1912/6.01.1913), Гуго Робертович Залеман (7/19.06.1859-1919) и Дмитрий Николаевич Кардовский (24.08/5.09.1866-9.02.1943, Переславский Горицкий монастырь).

С 1914 года различные источники по-разному сообщают данные о жизни художника. По одним из них, он попал под мобилизацию и был отправлен на фронт в 1914 году (по свидетельству профессора Г. Смирнова) с пятого курса, так как не сумел сдать экзамен по анатомии (студенты Высшего художественного училища не подлежали призыву). По другой версии, Соловьёв был вынужден на время покинуть Академию из-за туберкулёза лёгких для лечения. В августе 1920 года ему было отправлено извещение из Петроградских Государственных Свободных художественных мастерских (правопреемника Высшего художественного училища) о необходимости явиться на занятия до 15 сентября и исключении в случае неявки. Весной 1916 года Соловьёв находился на службе в регулярной армии, о чём свидетельствует документ, удостоверяющий завершение четырехмесячных курсов при военном училище. После демобилизации армии большевиками, он вернулся не в Петроград, а в родную Казань.

С началом Гражданской войны А.М. Соловьёв вступил в Народную армию Комитета членов Всероссийского учредительного собрания, базировавшуюся на Волге с июня по декабрь 1918 года. По предположению кандидата исторических наук Занфиры Девятьяровой, он мог служить в Отдельной стрелковой бригаде Владимира Оскаровича Каппеля (16/28.04.1883-26.01.1920). После объединения антибольшевистских сил Соловьёв в чине поручика оказался в составе 1-го Волжского армейского корпуса. В Омске он проходил службу в качестве инструктора в отделении по внешкольному образованию войск при Главном штабе. Девятьярова предполагала, что в круг его обязанностей входило воспитание рядового состава и подготовка боевых кадров при Штабе главнокомандующего союзными войсками в Сибири и на Дальнем Востоке Мориса Жанена. Она опознала Соловьёва на фотографии «Генерал Морис Жанен в группе у поезда. Омск, 1919 г.», хранящейся в коллекции Центрального государственного музея современной истории России. Мемуары и уцелевшие документы позволили Девятьяровой предположить, что Соловьёв принимал участие в подавлении кустанайского восстания в апреле 1919 года, осенью того же года – в Тобольской операции, а также в Великом Сибирском Ледяном походе Каппеля. Художник вспоминал, что во время последнего он ехал рядом с лошадью, на которой «замёрзший труп Каппеля отступал с его армией». Сам Александр Соловьёв позже рассказывал, что был в то время глубоко верующим человеком, постоянно возил с собой большой крест и Новый Завет. Некоторых пленных красноармейцев он заставлял дать клятву на них, что они откажутся от борьбы против Белого движения.

В годы Гражданской войны А.М. Соловьёв несколько раз обращался к навыкам живописца. К этому периоду относится рисунок, изображающий полковника Владимира Каппеля. В салон-вагоне адмирала Колчака он написал его портрет. Этот портрет затем был скопирован и разослан для государственных учреждений на территории, контролируемой войсками адмирала. Художник в то время входил в число близких друзей Анны Васильевны Тимирёвой (18.07.1893-31.01.1975, Ваганьковское кладбище) – возлюбленной адмирала Колчака – и давал ей уроки живописи. Из заметки в газете «Сибирская речь» за 1919 год известно, что он создавал плакаты в стиле русского народного лубка. Он дал мастер-класс рисунка в студии художника Алексея Клементьева в кадетском корпусе.

После поражения Белого движения на Дальнем Востоке Александр Соловьёв по фальшивым документам, изменив внешность, стал пробираться в столицу. К 1922 году Александр Соловьёв жил в Москве. В 1920-е годы поддерживал тесные деловые отношения с художником Василием Николаевичем Яковлевым (2/14.01.1893-29.06.1953, Новодевичье кладбище) в изготовлении копий старых мастеров. Соловьёв возобновил занятия в Студии живописи и рисования («Студия на Тверской») Ксаверия Павловича Чемко (1.04.1896-10.04.1942, Ваганьковское кладбище, 21 участок), где господствовал реалистический метод. Он считался обеспеченным человеком, ходил в дорогом английском костюме и галстуке-бабочке, резко выделяясь среди одетых в потрёпанные свитера студентов, имел деньги для оплаты занятий. Соловьев зарабатывал портретами прохожих на московских улицах. Художник иногда увлекался и начинал разговаривать с интеллигентными клиентами на немецком и французском языках. Это привлекло внимание ГПУ. Так как художник согласился на сотрудничество на постоянной основе, Соловьеву простили службу в Белой армии и вручили паспорт с его настоящим именем и фамилией, предоставили комнату на Трубной площади, разрешили пригласить из Омска супругу.

Дмитрий Николаевич Кардовский после случайной встречи с бывшим учеником помог Соловьеву устроиться преподавателем рисунка в художественную школу при Первой Образцовой типографии, пригласил его вести занятия в Студии живописи и рисования Ксаверия Чемко, а в 1934 году – преподавать рисунок в Московском архитектурном институте. В основном Соловьёв писал портреты передовиков производства и командиров Красной Армии. В это время Соловьёв сотрудничал в газете «Рабочая Москва». Некоторое время он работал в газете «Гудок». В это время художник познакомился с известными литераторами Михаилом Афанасьевичем Булгаковым (3/15.05.1891-10.03.1940, Новодевичье кладбище), Юрием Карловичем Олешей (19.02/3.03.1899-10.05.1960, Новодевичье кладбище), Валентином Петровичем Катаевым (16/28.01.1897-12.04.1986, Новодевичье кладбище). Из-за различия жизненных позиций Соловьёв не стремился к дружеским отношениям с ними и наладил близкие отношения только с Ильёй Арнольдовичем Ильфом (3/15.10.1897-13.04.1937), в котором ценил юмористический взгляд на мир.

С 1934 года Александр Михайлович Соловьёв преподавал в Московском архитектурном институте в Московском городском педагогическом институте имени В.П. Потёмкина (работал там в 1942-1944 годах, в 1944-1948 годах – в Московском институте прикладного и декоративного искусства, а с 1948 года – в Московском государственном художественном институте. Также он вёл занятия в Студии повышения квалификации художников РСФСР. Художник регулярно выступал с докладами на сессиях Академии художеств СССР и работал в Экспертной комиссии ВАК по присуждению научных степеней, в комиссиях по составлению учебных программ по рисунку, читал лекции в Институте кинематографии. Александр Соловьёв – участник групповой (совместно с Н.Н. Жуковой и И.Н. Горяиновой) выставки в Москве в 1936 году.

В годы Великой Отечественной войны Соловьёв неоднократно ездил на фронт на этюды и в беседах с друзьями упоминал, что однажды вынужден был вступить в штыковой бой с двумя немецкими мотоциклистами. Во время занятий он отказывался спускаться в бомбоубежище и продолжал работать со студентами. Кисти художника принадлежат парадные портреты маршалов СССР Семёна Тимошенко, Климента Ворошилова, Семёна Будённого. Серия этих портретов, выполненных Соловьёвым, входила в число созданных по заказу Госкультпросветиздата по аналогии с портретами героев Отечественной войны 1812 года и предназначалась для воспроизведения в качестве репродукций и распространения среди населения. Эта серия была передана в 1947 году в фонд изобразительного искусства Музея революции СССР. В настоящее время портреты находятся в фондах Музея современной истории России в Москве.

Среди работ Александра Михайловича Соловьёва: Учебный рисунок (В соавторстве). – М.: Искусство, 1953; Рисунок в высшей художественной школе (В соавторстве). – М.: Искусство, 1957; Учебный натюрморт. – СПб: Искусство, 1955 (Библиотека начинающего художника); Выступление на вечере памяти Н.И. Фешина 7 декабря 1963 года в Казани. – Л.: Художник РСФСР, 1975; Отрывки из дневников //Александр Соловьев. Педагог, художник, человек. – Автор-составитель Руднев В.В. – М.: Изобразительное искусство, 1970; Проблема рисунка и его преподавания в Академии художеств //Александр Соловьев. Педагог, художник, человек. (Автор-составитель Руднев В.В.). – М: Изобразительное искусство, 1970; Реакционная сущность и творческое бесплодие формализма и абстракционизма //Александр Соловьев. Педагог, художник, человек (Автор-составитель Руднев В.В. – М.: Изобразительное искусство, 1970; Школа изобразительного искусства. – В 10-ти томах. – М.: Академия художеств СССР, 1960-1963.

Александр Михайлович Соловьёв умер в 1966 году и был похоронен на Ваганьковском кладбище, на его могиле было установлено скромное надгробие.

После смерти были опубликованы его дневниковые записи и воспоминания. В свою очередь, яркая и противоречивая личность художника и педагога была запечатлена в мемуарах многих его современников. В 1967 году состоялась персональная посмертная выставка работ живописца в Переславле-Залесском. Эту выставку организовал и подготовил художник и педагог Глеб Смирнов. Живописные работы Соловьёва – портреты и пейзажи, они находятся в Переславль-Залесском музее-заповеднике, в Музее Вооружённых Сил Министерства обороны, Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. В 1970 году был подготовлен и издан сборник, посвящённый Александру Соловьёву. В него вошёл доклад Соловьёва «Проблема рисунка и его преподавания в Академии художеств», который был прочитан в 1958 году на Юбилейной сессии Академии художеств, посвященной её двухсотлетию. В нём был дан анализ развития реалистических традиций рисунка в этом учебном заведении с создания Академии до 1950-х годов.

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki

https://artchive.ru/artists/53101~Aleksandr_Mikhajlovich_Solov’ev

https://tramvaiiskusstv.ru/zhivopis/spisok-khudozhnikov/item/1110-solovjov-aleksandr-mikhajlovich-1887-1966.html

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.

25 / 07 / 2021

Показать обсуждение