Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Алексея Николаевича Кочетова (21.07.1910 – 25.05.2014)

Новости МПГУ

Алексей Николаевич Кочетов – ветеран-участник Великой Отечественной войны, религиовед и буддолог, специалист в области истории и теории религии, доктор философских наук, профессор кафедры марксистско-ленинской философии Московского государственного педагогического института (МГПИ) имени В.И. Ленина, член Союза журналистов СССР и Всероссийского театрального общества, член Центрального правления Советского общества дружбы с ГДР и Исполнительного комитета Общества советско-индийской дружбы.

А.Н. Кочетов родился в семье врача 21 июля 1910 года в Успенском острове Новоладожского уезда Петербургской губернии (ныне – остров Октября в Волховском районе Ленинградской области).

В середине XIX века Успенский (прежнее название Прусынский) остров на реке Волхов был необитаем. Благодаря богатому пожертвованию знатной прихожанки Анны Ивановной Скворцовой (урожденной Шабельской), отец Алексий Колоколов (20.02.1836-29.01.1902) выкупил у государства этот островок. И здесь появились богадельня, сиротский приют, больница; позднее была отстроена каменная церковь Успения с приделом во имя Тихона Задонского. Сбылась мечта отца Алексия о таком месте на земле, куда, как он говорил: «придёт и страждущий телом, и страждущий духом, и неимущий, и обиженный судьбою, и старики, и дети, все жаждущие света для ума, тепла для сердца, помощи в бедствии, труда в безработице». По сведениям за 1899 год на Успенском острове в богадельне жили более 100 человек; в детском приюте – 25 человек; работала церковно-приходская школа и больница. Задуманное отцом Алексием благородное дело все больше претворялось в жизнь. И после его смерти труды не пропали даром. В 1903 году на основании высочайшего повеления было создано «Алексеевское общество дел милосердия на Успенском острове» – одно из крупнейших благотворительных обществ Санкт-Петербургской епархии в конце XIX и начале XX веков. Алексеевскому обществу по распоряжению императора Николая II передавались все богоугодные заведения Успенского острова и лежащий ниже по течению Волхова Вындин Остров. Устав общества был утвержден 28 февраля 1903 года министром внутренних дел России статс-секретарем Плеве.

Благотворителями Алексеевского общества были: император Николай II (19.05.1868-17.07.1918), который «повелеть соизволил отпустить Обществу …единовременное пособие в размере 6000 рублей»; сделала свой взнос (500 рублей) императрица Мария Федоровна (14/26.11.1847-13.10.1928); «Его Императорское Высочество Великий князь Сергей Александрович (29.04/11.05.1857-4/17.02.1905) изволил принять на себя звание члена Алексеевского общества». Денежные средства ежегодно поступали и от других членов императорского Дома. Среди учредителей, членов Алексеевского общества были представители знатных дворянских родов: княгини Оболенская и Юсупова, князь и княгиня Мещерские, графини О.Д. Апраксина, Е.Н. Адленберг, В.В. Бельгард, А.А. Толстая. Попечителем Алексеевского общества состоял митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (3/15.08.1846-2/15.11.1912), председателем Совета – сенатор В.К. Саблер. В Совет Алексеевского общества входил академик архитектуры Н.А. Мельников, который спроектировал многие постройки на Успенском острове. С 1907 года почётным членом Алексеевского общества состоял известный хирург-ортопед, профессор Г.Н. Турнер. В ревизионную комиссию Алексеевского общества входил камергер Двора его Величества, Новоладожский предводитель дворянства Е.Г. Шварц. Непосредственное руководство деятельностью благотворительных учреждений на Успенском острове осуществляла Вице-Председательница Совета общества М.В. Бельгард (3.05.1867-16.02.1941), графиня, дочь генерала от инфантерии В.А. Бельгарда. Отец Алексий, духовный пастырь графини, завещал ей управление всем, что находилось на острове.

После 1917 года Успенский остров был переименован в остров Октября. Все благотворительные заведения, кроме больницы, прекратили своё существование. С 1935 по 1939 год здесь работала колония для малолетних преступников, позднее был устроен Дом инвалидов (существовал до 1964 года). Главой Успенского острова был врач Н.И. Кочетов (расстрелян во время репрессий). После войны на острове Октября какое-то время содержались немецкие военнопленные. Затем на острове вновь был открыт Дом инвалидов (после 1964 года инвалидов перевели в город Волхов). В настоящее время на Успенском острове почти все постройки разрушены до основания, от церкви остались только стены. Большую работу по восстановлению памяти о делах благотворительности на Успенском острове проделал исполнительный директор благотворительного фонда «Благовест» Н.Ф. Шверикас. В 2001 году состоялось перезахоронение на Прусыногорское сельское кладбище останков А.П. Колоколова и А.И. Скворцовой.

Алексей Николаевич Кочетов научную, журналистскую и лекционную работу в области атеизма и вопросов культуры начал в 1930 году. В 1932 году окончил музееведо-краеведческое отделение Ленинградского историко-филологического института по монгольскому циклу. С 1932 по 1940 год – научный сотрудник Института культуры в г. Улан-Удэ Бурятской АССР, заведующий отделом в НИИ культуры и заместитель директора по науке областного Бурятского антирелигиозного музея.

В 1940 году Алексей Николаевич поступил в аспирантуру Ленинградского филиала Института философии АН СССР (руководители Юрий Павлович Францев (1.10.1903-18.04.1969, Новодевичье кладбище) и Фёдор Ипполитович Щербатской (19.09.1866-18.03.1942), но учёбу прервала Великая Отечественная война. В июле 1941 года А.Н. Кочетов стал добровольцем Ленинградской дивизии народного ополчения. С 1943 года – политработник 63-й Гвардейской стрелковой дивизии Ленинградского Фронта 6-й Гвардейской Армии, старший инструктор по работе среди войск и населения противника. Принимал участие в битве за освобождение Ленинграда. Боевой путь завершил в звании гвардии старшего лейтенанта в Дрездене (Германия). После войны – начальник отделения культуры Советской Военной Администрации земли Саксония (Дрезден) и начальник отдела искусства Дома советской культуры Советской военной администрации в Германии (СВАГ) в Берлине.

После демобилизации в звании гвардии капитана в 1949 году А.Н. Кочетов поступил в аспирантуру Ленинградского театрального института. С 1952 по 1962 год – директор Ленинградского театрального музея. В 1963 году в ЛГУ имени А.А. Жданова Алексей Николаевич защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Проблемы критики идеологии буддизма». С 1963 по 1964 год – директор Музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». С ноября 1964 по 1993 год – преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор кафедры марксистско-ленинской философии МГПИ имени В.И. Ленина.  В 1974 году в МГПИ имени В.И. Ленина защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Философские и социологические аспекты критики ламаизма».

Алексей Николаевич опубликовал в общей сложности около 140 печатных листов, в том числе 11 отдельных книг и брошюр. А.Н. Кочетовым был предложен собственный подход по выявлению причин возникновения в Индии буддизма. Он рассматривал теорию дхарм как сочетание двух разновидностей идеализма – субъективного и объективного. Некоторые его работы посвящены теории культуры, связанной со сферой служебной деятельности.

Среди работ Алексея Николаевича можно выделить следующие: Театры Петербурга-Ленинграда; Общество по распространению политических и научных знаний РСФСР; Занавес не опускается; Буддизм (Научно-популярная серия); Ламаизм (Научно-атеистическая серия); Буддизм-ламаизм; Искусство и религия (Новое в жизни, науке, технике; Критика мировоззренческих основ буддизма; Буддизм (Научно-атеистическая серия); Буддизм (Антология мысли); Атеистический словарь; Настольная книга атеиста.

Главный редактор журнала «Наука и религия» Ольга Тимофеевна Брушлинская оценила А.Н. Кочетова и его коллег так: «В 1969 году вышла повесть Владимира Тендрякова «Апостольская командировка», мы её опубликовали. Её главный герой – учёный, не отвергающий религию. Смысл был в том, что нельзя никому навязывать ни веру, ни неверие. Наш журнал за эту публикацию очень ругали, в «Известиях» появилась разгромная статья Иосифа Крывелева. Это был такой газетный погромщик, который – не будем сейчас все лакировать – тоже прорывался на страницы нашего журнала. Тогда говорили, что в советском атеизме три «К» – Крывелев, Кочетов и Климович, которые основательно громили соответственно христианство, буддизм и ислам. Все они очень стремились на страницы журнала. Но мы старались так редактировать их статьи, чтобы хотя бы не допускать оскорбления чувств верующих. Конечно, мы выполняли поставленную нам задачу – показывать преимущества научного мировоззрения. Но это не было дикое, воинствующее безбожие. Мы всегда отстаивали свободомыслие в высоком смысле этого слова».

Алексей Николаевич был награждён орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, орденом ГДР «За заслуги»; медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «Ветеран труда», юбилейными медалями; нагрудными знаками «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», «Отличник народного просвещения РСФСР».

Алексей Николаевич Кочетов проживал в Москве в доме 10 по улице Удальцова.

Скончался Алексей Николаевич 25 мая 2014 года.

Источники:

https://baza.vgd.ru/1/16182

https://readly.ru/author/17746765/

http://www.islandv.narod.ru/text22.html

https://www.livelib.ru/author/176079-aleksej-kochetov

-Реквизиты: Картотека личных дел ЦАМО. Ящик К-4363

https://pamyat-naroda.su/person/political/994919

https://1418museum.ru/heroes/27629320/

https://www.moypolk.ru/soldier/kochetov-aleksey-nikolaevich

https://www.ng.ru/ng_religii/2009-10-21/2_magazine.html

-http://volhovogni.ru/articles/media/2017/2/9/aleksij-kolokolov-i-ostrov-miloserdiya/

http://volhovogni.ru/articles/media/2016/3/31/ostrov-miloserdiya-aleksiya-kolokolova/

https://alumni.mgimo.ru/page/adaptive/id367530/blog/3106329/?ssoRedirect=true

-Марк Смирнов. В защиту свободомыслия: Из интервью с главным редактором журнала «Наука и религия» О.Т. Брушлинской. – «Новая газета. Религии», 21.10.2009.

 

Материал подготовил: 

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.

21 / 07 / 2021

Показать обсуждение