Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Фёдора Павловича Решетникова (28.07.1906 – 13.12.1988)

Новости МПГУ

Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения Ф.П. Решетникова.

Фёдор Павлович Решетников – художник-живописец, график, Народный художник СССР, Лауреат Сталинских премий, действительный член Академии художеств СССР, член Союза художников СССР, преподаватель Московского государственного педагогического института (МГПИ) имени В.И. Ленина.

Ф.П. Решетников родился в многодетной семье 28 июля 1906 года в с. Сурско-Литовском Екатеринославской губернии Российской империи (поселение возникло в конце XVIII века; в начале XIX века за селом закрепилось название фабричной слободы Сурско-Литовской; с декабря 1919 года в составе СССР; в период с 08.1941 по 10.1943 года село было оккупировано фашистами; ныне – Днепровский район Днепропетровской области Украины).

Отец семейства Решетниковых, будучи потомственным иконописцем, успел передать какие-то знания старшему сыну, Василию, поступившему в Киевское художественное училище. Завершить образование ему не довелось. После смерти родителей и трагической гибели сестры, Василий оставил училище, вернулся в село и взял на себя заботы о младших братьях – Иван и Фёдоре. Позже все переехали в Днепропетровск. Василий писал плакаты, рисовал декорации и любительским спектаклям (после революции на это был большой спрос). Заметив у Фёдора способности к рисованию, Василий их поощрял. Фёдор в юные годы стал помогать старшему брату в мастерской. А в подростковом возрасте – зарабатывать самостоятельно тяжёлым физическим трудом. Он берётся за любую работу, лишь бы прокормить себя и своих близких, чтобы заниматься творчеством. В начале 1921 года, взяв свёрток с кистями и красками, узелок с сухарями и новые байковые брюки, Фёдор тайком уехал на Донбасс. За годы скитаний Фёдору пришлось поработать плотником, сапожником, маляром, шахтёром, художником в клубе железнодорожников станции Гришино, откуда Фёдор был послан учиться на рабфак искусств в Москву.

Вскоре Фёдор Павлович поступает в Высший художественно-технический институт, где занимается с 1929 по 1934 год. Его мастером по живописи был Сергей Васильевич Герасимов (14/26.09.1885-20.04.1964, Новодевичье кладбище, участок 6), а графике будущего художника учил Дмитрий Орлов, известный под псевдонимом Моора Дмитрий Стахиевич (22.10/3.11.1883-24.10.1946, Новодевичье кладбище).

В 1932 году ледокол «Сибиряков» готовился впервые в истории мореплавания пройти по Северному Морскому пути. Узнав об этом, Фёдор рванул в Архангельск, за несколько дней нарисовал шаржи на участников экспедиции и устроил в кают-компании весёлую выставку. Он настолько обаял легендарного полярника Отто Юльевича Шмидта (18/30.09.1891-7.09.1956, Новодевичье кладбище), что тот предложил Фёдору поплыть с ними в качестве художника-репортёра. За участие в арктической экспедиции на ледоколе «Сибиряков» Фёдор был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Он стал первым комсомольцем-студентом, удостоенным этой награды. На следующий год по проложенному «Сибиряковым» маршруту следовал ледокол «Челюскин». Отто Шмидт опять взял Фёдора в путешествие. Это путешествие стало легендарным. «Челюскин» был раздавлен льдами Чукотского моря и затонул. Сотня полярников оказалась заперта во льдах. Уже через несколько дней вышел первый номер стенгазеты «Не сдадимся!», затеянный Ф.П. Решетниковым. Он завалил лагерь ждущих помощи полярников рисунками и карикатурами. Придумал журнал «Ледовитый крокодил». Серию графических рисунков перепечатала «Правда». Привезённые зарисовки имели шумный успех, в особенности на фоне триумфального завершения знаменитой «челюскинской эпопеи». Не случайно рисунки, созданные за время экспедиций, были зачтены Ф.П. Решетникову как дипломная работа. За участие в экспедиции на пароходе «Челюскин» Фёдор был удостоен ордена Красной Звезды.

Средний брат Решетниковых Иван был увлечён идеями революции, и следы его затерялись. После того как в газете «Правда» появилась заметка о Фёдоре, написанная Отто Шмидтом, в редакцию пришло письмо из Мариуполя, в котором автор спрашивал: «Не о моём ли брате рассказала газета?». Василий прочитал заметку, и, когда Фёдор был в Днепропетровске, они поехали в Мариуполь, где, демобилизовавшись из Красной Армии, жил Иван. Так три брата встретились.

Большую роль в становлении Ф.П. Решетникова как живописца сыграли живописная система Николая Петровича Крымова (20.04/2.05.1884-6.05.1958, Новодевичье кладбище), а также то общее увлечение наследием русского реалистического искусства XIX века, которое было характерно для 1930-х годов.

Во время Великой Отечественной войны Ф.П. Решетников работает в качестве военного корреспондента в Севастополе, выступает в газете «Красный черноморец» как карикатурист-сатирик. Он создаёт несколько политических плакатов, в 1942-1943-х годах на основе военных впечатлений и зарисовок пишет ряд больших картин «Керченский десант», «Возвращение на Родину» и др. Работа, которую Фёдор Павлович проделал во время войны, принесла ему две Сталинские премии.

Женой Фёдора Павловича была его коллега – Лидия Исааковна Бродская (13.03.1910-11.03.1991, Ваганьковское кладбище), дочь известного художника-портретиста Исаака Израилевича Бродского (25.12/6.01.1883-14.08.1939, Волковское кладбище Санкт-Петербурга). Лидия Исааковна была очень красивой, работала танцовщицей в цирке, но Фёдор Павлович усадил её за мольберт. И не ошибся: Лидия Исааковна стала известным живописцем, была удостоена звания «Народный художник СССР» (1980). В 1926 году в одном из писем Илья Репин писал об её отце: «И. Бродский это наш, да не только наш – всего света – нашего времени РАФАЭЛЬ, в самом великом смысле этого признания. Та же цельность, простота и убедительность творчества! Ах, как он мне нравится!!! – и чем больше смотрю на него, т.е. на его последние творения, строгость рисунка, выдержка, тем выше растут достоинства – этого художника Божией милостию». В семье был только один ребёнок, дочь Люба. Родилась она в 1943 году, в разгар войны. Она, как и её родители, посвятила свою жизнь изобразительному искусству. Его племянником был Василий Васильевич Решетников (23.12.1919) – лётчик, командующий дальней авиацией СССР, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны совершил 307 боевых вылетов. Василий Васильевич вспоминал о бытовой жизни Фёдора Павловича: «После получения одной из премий он купил престижную на то время машину «Победа». В 1948 году я гостил у дяди в Москве, и он предложил мне: «Хочешь, куплю тебе мотоцикл?» Я отказался. …Жил дядя небедно, в трехкомнатной квартире возле стадиона «Динамо», держал домработницу. Мастерская – громадная, с антресолями, заставленными скульптурами и мольбертами, – находилась рядом. У жены была отдельная мастерская».

Вторым племянником Фёдора Павловича Решетникова был Евгений, который служил в авиационном полку Василия Васильевича. После демобилизации он окончил в Днепропетровске металлургический институт, работал в мартеновском цеху «Запорожсталь».

Портрет, пейзаж и натюрморт играют в 1940-е годы в основном роль «учебных» жанров в творчестве Фёдора Павловича. Его всё более привлекает бытовая картина, где в полную меру раскрывается его дар рассказчика о мимолётных, но неповторимых приметах своего времени. Одной из первых и удачных работ в этом жанре стала картина «Прибыл на каникулы» (1948). Это небольшое полотно привлекало зрителей не только тем, что делало их участником маленького семейного праздника, и не только юмористической игровой стороной сценки встречи (вытянувшийся полушутя, полусерьезно по стойке смирно дед, принимающий у внука рапорт). В нём была удивительно точно передана атмосфера тех существенных перемен в жизни страны, которые были вызваны переходом к мирной жизни. Художник любовно и подробно изображает житейские мелочи, элементы праздничного, предновогоднего убранства – эти подробности позволяют создать ощущение прихода новой лучшей жизни, заразить зрителя уверенностью в том, что с войной покончено навсегда, что мир и счастье пришли в каждую советскую семью.

Закрепляя успех, Ф.П. Решетников обратился к станковой живописи. Образцами соцреалистического жанра стали его картины «Генералиссимус Советского Союза И.В. Сталин» (1948), «За мир!» (1950). В 1952 году на Всесоюзной художественной выставке Фёдор Павлович демонстрирует картину «Опять двойка», сразу же полюбившуюся массовому зрителю. Перед нами опять сцена встречи, но уже не очень радостной. Мальчик-школьник, придя, домой, сообщает, что получил двойку, чем создается конкретная конфликтная ситуация, позволяющая художнику в пределах маленького бытового сюжета разыграть достаточно богатую гамму эмоциональных переживаний героев. Интересно, что на левой от дверного проема стене, за отрывным календарем мастер помещает репродукцию своего полотна «Прибыл на каникулы», вводя тем самым дополнительный элемент, помогающий уяснить авторскую точку зрения. Только задумав написать жанровую картину об экзаменах в школе, Фёдор Павлович стал часто бывать на уроках, садился на задней парте и наблюдал за ребятами, хотел передать радость школьника, который получил пятёрку. Как-то учительница вызвала к доске лучшего ученика, а он вдруг стал запинаться, совсем смутился и в итоге получил двойку. Его расстроенное лицо взволновало Фёдора Павловича. Так появилась новая картина. Надо сказать, что дети считали его своим художником, дарили ему школьные сочинения, написанные по его картинам.

В 1953 году художник избирается действительным членом Академии художеств и входит в состав её президиума. С 1953 по 1957 год Фёдор Павлович преподавал в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова, с 1956 по 1962 год – в МГПИ имени В.И. Ленина.

Из работ Ф.П. Решетникова последующего периода можно отметить ряд дружеских графических (1956) и скульптурных (1962) шаржей на членов Академии художеств: Б.В. Иогансона, Н.М. Ромадина, И. Грабаря и Н. Жукова, а также сатирические скульптурные «иллюстрации» к «Ревизору» Н.В. Гоголя. «Свои шаржи, – говорил Решетников, – я делаю только на тех людей, которых очень хорошо знаю. Мне просто хочется весело рассказать о серьезном в них». Подлинным призванием Ф.П. Решетникова, однако, всегда оставалась сатира. Разоблачая «формализм» в искусстве, он изобрёл даже уникальную форму карикатурного триптиха (Тайны абстракционизма, 1960; все работы – Третьяковская галерея), дополнив его одноименной книгой (1963). Удивительно экспрессивны и остры его шаржи на мэтров советского искусства (1950–1970-е годы), графические и скульптурные – в особенности последние (хранятся в основном там же; частично изданы в виде альбома Сатира и дружеские шаржи, 1982).

В 70-е годы художник пишет ряд больших тематических картин «Ленин перед рассветом» (1972), «Гибель «Челюскина» (1973), «Союз – Аполлон» (триптих, 1975), которые свидетельствуют о неувядающей творческой энергии мастера. Совокупный тираж открыток художника составил свыше 13 миллионов экземпляров. Это больше, чем тираж какой-либо другой открытки, выпущенной на тот момент в Советском Союзе. В перечне художественных трудов Ф.П. Решетникова значится более 210 работ.

Фёдор Павлович Решетников был награждён орденами Ленина (1976), Октябрьской Революции (1986), Трудового Красного Знамени (1932), Красной Звезды (1934); медалями «В память 800-летия Москвы», «Ветеран труда», бронзовой медалью Всемирной выставки в Брюсселе (1958), серебряной медалью Академии художеств СССР (1959), юбилейными медалями; нагрудными знаками «Народный художник СССР» (1974), «Народный художник РСФСР» (1956), Лауреата «Сталинских премий» (1949, 1951), «Отличник просвещения СССР».

Скончался Фёдор Павлович 13 декабря 1988 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище, участок 42. Рядом с ним покоится и его супруга, ненадолго пережившая любимого мужа. В память о Ф.П. Решетникове на родине художника, в селе Сурско-Литовском, c 1990 года действует народный мемориальный музей имени Ф.П. Решетникова, созданный стараниями бывшего учителя и директора школы Ольги Ивановой. В своё время Фёдор Павлович передал в дар сельской школе, в которой учился, 20 своих картин, в том числе один из вариантов работы «Опять двойка». 14 декабря 2013 года на территории Санкт-Петербургского суворовского военного училища (улица Садовая, 26) появилась скульптура, изображающая персонажей картины Федора Решетникова «Прибыл на каникулы!». Её автор – скульптор Карен Саркисов. Памятник посвящён выпускникам суворовских и нахимовских училищ. Инициатором создания памятника выступил командующий войсками Западного военного округа генерал-полковник Анатолий Сидоров, который сам окончил суворовское училище. Церемония открытия памятника была приурочена к 70-летию суворовских и нахимовских училищ в России.

Выражаю благодарность Александру Николаевичу Ильину и Василию Дёмину за создание сайта «Масловка – городок художников» и трепетное отношение к памяти об эпохе и творению художников, которое возникло на улице Масловка в 30-е годы прошлого века. Именно в этом городке проживал и творил Ф.П. Решетников.

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki

https://topkartin.ru/hudozhniki/reshetnikov

https://reshetnikov.at.ua/index/biografija_fjodora_pavlovicha/0-9

https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post446067682/

https://maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=72

https://www.art-portrets.ru/art20veka/hudozhnik-reshetnikov.html

http://artcyclopedia.ru/reshetnikov_fedor_pavlovich.htm

https://rus-gal.ru/artists/reshetnikov-fedor-pavlovich/

https://www.pravmir.ru/creative/letchik-vasiliy-reshetnikov-ya-poletel-bombit-skladyi-s-oruzhiem-v-gorod-gde-zhili-moi-roditeli/

https://www.na-vasilieva.ru/khudozhniki_brodskaja_reshetntkov_i_otec_na_khudozhnik_vasilev/

https://www.metronews.ru/novosti/peterbourg/reviews/personazhey-kartiny-reshetnikova-pribyl-na-kanikuly-otlili-iz-bronzy-1136387/

https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/RESHETNIKOV_FEDOR_PAVLOVICH.html

https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/fyodor-reshetnikov-biografiya-tvorchestvo-kartiny-khudozhnika

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.

27 / 07 / 2021

Показать обсуждение