Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Василия Прокофьевича Ефанова (10/23.11.1900 – 03.03.1978)

Новости МПГУ

Василий Прокофьевич Ефанов – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, художник-живописец, мастер парадного портрета, график, педагог, академик Академии художеств СССР, Народный художник РСФСР, Народный художник СССР, пятикратный Лауреат Сталинских премий, профессор Художественно-графического факультета Московского государственного педагогического института (МГПИ) имени В.И. Ленина. 

В.П. Ефанов родился 23 ноября 1900 года в Самаре на Шихабаловской (ныне Ленинской) улице в одноэтажном деревянном домике жила крестьянская семья Прокофия Ивановича Ефанова. Мать художника, Анастасия Тимофеевна. Ефановы перебрались в город из деревни Верхне-Заглядино. Детей в семье было десять человек. Годы детства и юности будущий художник провёл на берегах великой русской реки Волги. Мальчик с ранних лет показывал свои способности к рисованию, благодаря чему он смог легко учиться художественному делу в последующие годы.

Окончив единую трудовую школу II ступени (1908-1917), Василий Прокофьевич в 1917 году поступил в Самарский художественно-промышленный техникум. Там он получил первые профессиональные навыки. Одарённость юноши была замечена, и ещё до окончания техникума он получил направление в Государственные свободные художественные мастерские (бывшая Императорская Академия художеств) в Петрограде. Но экзаменов он не выдержал и, вернувшись в Самару, в 1919 году закончил техникум.

Одновременно с занятиями живописью В.П. Ефанов увлёкся театром, участвуя в работе драматической студии при Самарском городском театре, и проявлял при этом незаурядные артистические способности. В его жизнь прочно вошло искусство, вне которого он уже себя не мыслил. Встал вопрос, чему отдать предпочтение – стать актёром или художником? Победила любовь к живописи. Желание стать профессиональным художником привело Василия Прокофьевича в 1920 году в Москву. Он сделал попытку поступить во Высших художественных технических мастерских (ВХУТЕМАС), но и она оказалась безрезультатной. Всё же он стал посещать так называемую Вольную Академию художеств, руководимую старейшим мастером русской реалистической живописи А.Е. Архиповым (1920-1921), а затем, с 1921 по 1926 год, занимался в «Студии на Тверской художника К.П. Чемко» ученика И.Е. Репина и П.П. Чистякова, профессора Д.Н. Кардовского.

Уроки, беседы и личный творческий пример учителя способствовали формированию мировоззрения и художественных интересов В.П. Ефанова, а исключительное трудолюбие помогало ему успешно овладевать профессиональным мастерством. Вспоминая об этих годах, Василий Прокофьевич говорил: «Он учил нас творчески мыслить… самостоятельно думать над образом. Суждение учителя не подавляло, он никогда ничего не навязывал и неутомимо старался научить нас видеть красоту и значимость изображаемого». Учёба у таких мастеров, как Архипов и Кардовский, помогла В.П. Ефанову счастливо избежать модных течений, заложила основы творческого метода и определила реалистический путь развития его искусства.

В 1926 году Василий Прокофьевич начал как художник-график сотрудничать в журналах «Смена», «Пионер», «Красноармеец и краснофлотец», в газете «Красная Звезда». Выполнил ряд политических плакатов. Как актёр, гримёр, декоратор сотрудничал в 4-й Студии МХАТ (1930-1934). Однако его больше влекла живопись. В 1928 году В.П. Ефанов написал первую картину «Подвиг Г.И. Котовского», которую сам считал своей дипломной работой. Она экспонировалась на выставке, организованной к 25-летию художественной и педагогической деятельности Д.Н. Кардовского. К сожалению, картина эта не сохранилась, и в 1932 году художником к выставке «XV лет РККА» был создан её вариант под названием «Ликвидация антоновщины».

В 1934 году Василия Прокофьевича пригласили принять участие в создании панорамы и комплекса диорамы «Штурм Перекопа» вместе с такими выдающимися мастерами советской живописи, как Г.К. Савицкий, Б.В. Иогансон, А.А. Пластов, Г.Н. Горелов, А.В. Моравов и другие. Художникам выделили большое помещение. Здесь же они работали над своими произведениями к выставке «Индустрия социализма». Именно в мастерской «Штурм Перекопа», по его словам, он прошёл настоящую школу как художник и перешёл от ученичества к творчеству. Здесь в 1936-1937 годах В.П. Ефановым было создано одно из наиболее значительных его полотен – картина «Незабываемая встреча», изображающая руководителей Коммунистической партии и Советского государства с женщинами-общественницами на совещании в Кремле. В 1941 году за эту картину Василий Прокофьевич был удостоен Сталинской премии.

В 1936 году героическая Испания сражалась с фашизмом. Сотни детей остались без крова и хлеба, многие потеряли родителей. И тогда Страна Советов, верная своему интернациональному долгу, приняла детей испанских патриотов, чтобы дать им возможность спокойно жить и учиться. В.П. Ефанов, необыкновенно чуткий ко всему, что происходило в мире, откликнулся на эти события своей картиной, С большой теплотой художник воплотил в картине очарование детской непосредственности, жизнерадостности. Это состояние усиливается ярким солнечным освещением и буйством зелени, на фоне которой изображена маленькая испанка. Умелая передача световоздушной среды, игра рефлексов, контрастность сильных и звучных цветов свидетельствуют о большом живописном мастерстве художника.

1939 год был для Василия Прокофьевича годом напряжённого творческого труда. Он написал картину «В.И. Ленин и А.М. Горький в Горках», несколько живописных и графических портретов, а также работал над большим монументальным панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Над этим панно под его руководством трудились художники А.П. Бубнов, Т.Г. Гапоненко, Д.А. Шмаринов, А.А. Пластов, Г.Г.  Нисский и другие. Для установки панно В.П. Ефанов выезжал в Нью-Йорк, а на обратном пути сделал остановку во Франции. Поездка в США и Францию дала ему возможность познакомиться с творениями великих мастеров прошлого. Современное же искусство Запада не нашло отклика в душе художника. В своих воспоминаниях Василий Прокофьевич писал: «Как на выставке, так и в музеях США и Франции, хранящих произведения современного искусства, меня глубоко поразила полнейшая бессодержательность, бессистемность, бесхребетность произведений современных художников буржуазии. Они бегут от жизни, от реальности, от настоящего живого человека, они измышляют, выдумывают что-то, часто весьма непонятное и маловыразительное».

Началась Великая Отечественная война, определившая иной круг тем и сюжетов, которые завладели художником. С конца 1941 года В.П. Ефанов жил в доме родителей на родине, в Куйбышеве. Но он вовсе не был намерен всё время сидеть в городской мастерской. Несмотря на перенесённую им тяжёлую болезнь, художник не оставлял творческой работы, чтобы получить эскизы для своих картин, он не раз выезжал в районы боевых действий. Он написал ряд картин: «Танковый бой в Севастополе», «У могилы товарища», «Хищники», «Уличный бой», которые экспонировались в 1942 году на его персональной выставке. В 1943 году он сделал множество портретных набросков защитников Сталинграда, которые в дальнейшем послужили материалом для большой картины «Сталинград, 1943». В эти годы им написаны портреты Героя Советского Союза Воинова (1942), генерал-лейтенанта А.А. Игнатьева (1942), санинструктора X.Г. Шамян (1943), старшего лейтенанта Казаченко (1943), народного художника Грузинской ССР Я.И. Николадзе (1944). Но, пожалуй, самым проникновенным является «Портрет матери» (1942). В нём художник поднимается до философского обобщения, воссоздав образ простой русской женщины, на плечи которой легли все тяготы военного лихолетья.

В 1944 году Василий Прокофьевич заканчивает начатую им ещё в 1940 году картину «У постели больного А.М. Горького». Она стала определённым этапом в его творчестве. Ясное композиционное решение, глубина и выразительность характеристик, эмоциональный живописно-пластический язык слились, здесь в единый законченный художественный образ. Картина была высоко оценена советской общественностью и стала событием советского искусства 1940-х годов. В 1946 году она была удостоена Сталинской премии. За годы войны в Куйбышеве прошли восемь художественных выставок, на которых неизменно присутствовали полотна В.П. Ефанова.

В послевоенные годы портрет остался ведущим жанром в творчестве Василия Прокофьевича. Именно здесь наиболее полно раскрылось дарование художника. Стремление понять главное в характере своего современника, раскрыть богатство его духовного мира типично для большинства произведений В.П. Ефанова. Созданная художником в конце 1940-х годов галерея образов прославленных мастеров советской сцены, народных артистов СССР П.М. Садовского и Е.Д. Турчаниновой, А.А. Остужева и А.А. Яблочкиной, М.С. Нарокова и Е.Н. Гоголевой отмечена приподнятостью и творческой одухотворённостью. В начале 1950-х годов Василий Прокофьевич вновь обратился к созданию многофигурных портретных композиций. В 1947 году столица отмечала свое 800-летие и была награждена орденом Ленина. Это событие нашло отражение в большом монументальном полотне «Передовые люди Москвы в Кремле», выполненном В.П. Ефановым с группой молодых художников (С.И. Дудник, Ю.П. Кугач, К.М. Максимов, В.Г. Цыплаков). В картине предстает целая портретная галерея известных всей стране людей – учёных и артистов, передовых рабочих и общественных деятелей, генералов и офицеров Советской Армии. 1950-е годы были исключительно плодотворными в творчестве Василия Прокофьевича. К этому времени относится целый ряд живых, правдивых художественных образов – заслуженного артиста РСФСР А.А. Михайлова, Героя Социалистического Труда академика П.Л. Капицы, Героя Советского Союза лётчика-испытателя Ю.А. Добровольского, художницы А.П. Суворовой.

С 1948 по 1957 год – Василий Прокофьевич профессор кафедры живописи и руководитель мастерской в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова, а с 1959 года и до конца жизни преподавал живопись на художественно-графическом факультете МГПИ имени В.И. Ленина. С начала 1960-х годов Василий Прокофьевич много работал в жанре пейзажа, как в технике масляной живописи, так и в пастели.

Многократными были творческие путешествия В.П. Ефанова по США (1939), Франции (1939, 1963, 1967), Индии (1952), Монголии (1954), Италии (1958, 1965, 1969, 1975), Голландии (1968), Испании (1970) в результате которых были выполнены циклы работ «Народные типы Индии» (1952), «В Монгольской народной республике» (1954), «По Италии» (1965, 1969, 1975).

С начала 1960-х годов В.П. Ефанов много работал в жанре пейзажа, как в технике масляной живописи, так и в пастели. Его пейзажи, как правило, невелики по размеру, но в каждом из них создан поэтический и одухотворенный образ природы. Лирический склад дарования художника, глубоко чувствующего красоту русской природы, особенно отчётливо проявился в пейзажах средней полосы России. Заметное место в творчестве Василия Прокофьевича занимал рисунок. Художник изучал натуру, рисовал обнажённую модель, делал наброски, но главным для него всегда оставался человек. Для создания портретных рисунков он умел точно выбрать изобразительные средства — сангину или уголь, графитный или итальянский карандаш, акварель или пастель, которые с наибольшей полнотой могли выразить сущность портретируемого. К сожалению, ранних рисунков сохранилось немного, они погибли во время Великой Отечественной войны. Среди графических автопортретов наибольший интерес представляет «Автопортрет» (1942), отличающийся тонкой психологической трактовкой образа. Впервые он использует пастель, к которой станет обращаться особенно часто в последующие годы и достигнет в работе с ней большого совершенства.

Обширную и разнообразную галерею образов наших современников создал в эти годы художник и в живописи. Значительным достижением в области психологического портрета стал портрет И.В. Курчатова. Образы людей труда нашли своё воплощение в портретах Героя Социалистического Труда доярки С.К. Крыловой, машиниста депо Москва-Сортировочная С.С. Шманева, работницы Первого часового завода комсомолки Л. Чернобровой, сержанта А. Татьянина.

В.П. Ефанов воспитал немало талантливых живописцев, многие из которых стали известными мастерами советского изобразительного искусства. Василий Прокофьевич учил молодёжь не только профессиональному мастерству. Его замечательным качеством педагога было умение развивать у молодых художников способность подмечать яркие и характерные проявления нашей действительности, пробуждать интерес к окружающей их жизни, ибо жизнь для него самого была истинным и глубоким источником творчества. Всё творчество художника было проникнуто глубоким чувством гражданственности, патриотизма, ответственности перед обществом, в котором он жил и творил.

В.П. Ефанов – автор статей по вопросам изобразительного искусства в периодической печати: «Художник-боец», «Заметки о мастерстве», «Единство», «Моя задача – запечатлеть характер» и других. Был членом АХРР. Действительный член АХ СССР. Член Оргкомитета, секретарь Оргкомитета (с 1951) Союза советских художников. Член Союза художников СССР.

Василий Прокофьевич провёл персональные выставки в Куйбышеве (1943), Москве (1971, 1975), Нальчике, Баку, Ленинграде (все – 1971); был экспонентом многочисленных выставок: «XV лет РККА» (1933), «ХХ лет РККА и Военно-Морского флота» (1938), Всесоюзная художественная выставка (1939, 1945, 1946, 1947, 1949, 1951, 1952, 1954, 1955, 1957, 1958, 1961, 1965, 1967, 1970, 1972, 1973), «Великая Отечественная война» (1943) в Москве; Международных выставок и выставок советского искусства за рубежом: в Лондоне (1932), Нью-Йорке (1939), Венеции (1956), Брюсселе (1958, бронзовая медаль), Риме, Флоренции (обе – 1974), Бухаресте (1975). В разные годы были проведены ретроспективные выставки художника в Москве (1981, 2001), Берлине (1981). Творчество художника представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.

В.П. Ефанов был удостоен званий действительного члена Академии художеств СССР (1947), «Народный художник РСФСР» (1951), «Народный художник СССР (1965); был пятикратным Лауреатом Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1950, 1952); награждён орденом Трудового Красного Знамени (1970); медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «В память 800-летия Москвы», серебряной медалью Министерства культуры СССР (1957), бронзовой медалью Всемирной выставки в Брюсселе (1958).

Василий Прокофьевич Ефанов скончался в Москве 3 марта 1978 года. Покоится на Кунцевском кладбище.

Источники:

https://историческая-самара.рф

https://sovjiv.ru/articles/77/

https://artinvestment.ru/auctions/14350#more

http://artihaus.narod.ru/EFVP_main.html

https://maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=182

https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo

 

 

Материал подготовил:

 

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.

27 / 11 / 2021

Показать обсуждение