Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Владимира Ароновича Дунаевского (6.12.1919 – 5.08.1998)

Новости МПГУ

Владимир Аронович Дунаевский – ветеран-участник Великой Отечественной войны; советский и российский историк, специалист в области отечественной историографии нового времени, истории Франции, специальных исторических дисциплин; доктор исторических наук, профессор; работал в Высшей партийной школе при ЦК ВКП(б), Воронежском государственном университете, редактором многотиражной газеты «За научные кадры», Государственной библиотеке СССР имени В.И. Ленина, Институте истории АН СССР, Московском государственном заочном педагогическом институте.

6 декабря 1919 года, в разгар Гражданской войны на юге России, в Екатеринославе (ныне – Днепропетровск) в семье Арона Дунаевского, старшего сына многодетного состоятельного коммерсанта, родился сын Владимир. В эти дни в город ворвались махновцы, оставаться там было опасно, тем более что семья занимала прекрасный особняк со своим огромным садом в самом центре. Старшие Дунаевские с детьми перебрались в Петроград. Семья Владимира в 1922 году переехала в Москву. Отец Владимира должен был довершить высшее архитектурное образование в России (до этого он учился в Льеже и в Париже, но эти дипломы не были признаны в советское время).

Вся жизнь мальчика Владимира прошла в центре, близ Храма Христа Спасителя, в Нащокинском переулке – одно время, с 30-х по 80-е годы, он назывался улица Фурманова. Школьные годы Владимир провел в 59-й средней школе Киевского района Москвы в Староконюшенном переулке, бывшей 9-й московской «медведниковской гимназии», известной своими традициями. Мальчик рос здоровым и крепким. Мать не работала, и всё её внимание было обращено на сына. Некоторое время она занималась росписью по тканям по заказам ткацких фабрик.

В 1937 году окончив школу, Владимир, вняв чьему-то совету, поступил в Московской институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии, но вскоре, в 1938 году, поняв свою ошибку (у него было плохое зрение и равнодушие к математике), перешёл на первый курс исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

24 сентября 1939 года истфаковцы провожали в военные училища всех годных к службе мальчиков, только что поступивших на первый курс. В 1940 году часть студентов добровольно ушла на советско-финскую войну. Позже вернувшихся с неё отличали по следам обморожений на лицах с синеватым оттенком. Отдалённо надвигалось военное лихолетье.

И вот грянуло 22 июня 1941 года. Весь истфак МГУ собрался в Комаудитории на Моховой улице. В доме № 5 по улице Герцена, в стареньком особнячке, где помещались кафедры, стали записываться добровольцы в народное ополчение. Владимир Дунаевский был там одним из первых, хотя был освобождён от призыва из-за плохого зрения. Формирование шло по школам Краснопресненского района. 4 июля 1941 года добровольцем Владимир попал в 975 артиллерийский полк. Потом все добровольцы вошли в 8-ю стрелковую Краснопресненскую дивизию Московского народного ополчения, которая начала формироваться 2 июля 1941 года. В состав дивизии вошли от Москвы: рабочие «Трёхгорной мануфактуры», фабрики «Пролетарский труд» и Завода лаков и красок, металлисты завода «Красная Пресня», трамвайщики, рабочие и служащие Пролетарского района, артисты Театра Революции, «Писательская рота», но главным образом – студенты и преподаватели МГУ, МГРИ и консерватории имени П.И. Чайковского. Кроме москвичей, дивизию пополнили добровольцы Коломенского, Загорского, Солнечногорского, Воскресенского, Ногинского и Подольского районов Московской области. К 6 июля 1941 года было призвано 6 тысяч человек, которых распределили по трём стрелковым полкам, артиллерийским дивизионам и спецподразделениям. Штаб дивизии и рота связи находились в зданиях областного суда и юридического факультета МГУ. Первый стрелковый полк разместился в школах № 86 и 93; Второй – в школах № 83 (Стрельбищенский переулок, дом 14) и 101; Третий – в школе № 105. Артиллерийские дивизионы и другие спецподразделения были расквартированы в школах № 89 и 95 (улица Заморенова, 37) и клубах района. С 9 по 10 июля полки дивизии покинули Москву и разместились в районе Николо-Урюпина и Бузланова (Красногорский район Московской области). 30 июля приказом командующего 32-й армии, генерал-майора Николая Кузьмича Клыкова, дивизия отправляется на Ржевско-Вяземскую линию обороны. 4 августа части дивизии прибыли в Семлево. Отряд дивизии совместно с подразделением 6-й Дзержинской дивизии народного ополчения окружил и уничтожил несколько групп вражеских десантников, в том числе – в районе деревни Дуденки. С 24 августа 1941 года дивизия народного ополчения именуется 8-я стрелковая дивизия. Владимир Аронович участвовал в боях под Москвой, в конце 1941 года был демобилизован по состоянию здоровья и отправлен в Ашхабад, куда был эвакуирован МГУ.

После возвращения, в 1942 году под руководством Алексея Леонтьевича Нарочницкого на специализированном совете в МГПИ имени В.И. Ленина, защитил дипломную работу по колониальному разделу Африки и сдал вступительные экзамены в аспирантуру по кафедре новой истории. В августе 1942 года был отправлен в Свердловск, куда был переправлен МГУ. В январе 1943 года после медицинского переосвидетельствования был вновь призван в армию. С февраля по август 1943 года обучался в Тюменском Первом военно-пехотном училище. В августе 1943 года был направлен на Юго-Западный фронт, зачислен на должность командира взвода и комсорга батальона. Участвовал в боях. В сентябре 1943 года получил несколько тяжёлых ранений под Запорожьем и до сентября 1944 года находился на излечении, перенёс несколько операций и был направлен в стационар в Тбилиси, где провёл всю зиму. В феврале 1944 года получил 2 группу инвалидности. Весной 1944 года переправился в Москву, где перенёс ещё одну операцию. В октябре 1944 года восстановился в аспирантуре МГУ.

В 1946 – 1947 годах был преподавателем кафедры всеобщей истории Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б). В октябре 1947 года под руководством Фёдора Потёмкина защитил кандидатскую диссертацию на тему «Борьба партий в Национальном собрании и выработка французской конституции 1875 года». Вскоре после этого вместе с семьёй переехал в Воронеж, где в 1947 – 1954 годах был доцентом кафедры всеобщей истории Воронежского государственного университета, в 1947 – 1949 годах – редактором многотиражной газеты «За научные кадры». В 1954 году вернулся в Москву, где в 1954 – 1960 годах был главным библиографом Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина.

В 1960 – 1962 годах снова работал на историко-филологическом факультете Воронежского государственного университета: был доцентом кафедры новой и новейшей истории. В 1962 – 1990 годах работал в Институте истории АН СССР (с 1968 года – в Институте истории СССР): сначала младшим научным сотрудником, затем, после образования Научного совета по проблеме «История исторической науки» и отделения этого совета от сектора, старшим научным сотрудником, учёным секретарем и, наконец, заместителем председателя Научного совета. В 1970 году защитил докторскую диссертацию на тему «Советская историография новой истории стран Запада. 1917 – 1941». В 1989 году получил звание профессора.

Но особенно яркое практическое воплощение все его идеи нашли со времени перехода на постоянную работу в Московский государственный открытый педагогический университет (МГГУ имени М.А. Шолохова). С 1985 по 1998 год он был профессором кафедры всеобщей истории, сначала по совместительству, а с 1990 года – на полной ставке, отказавшись от предложенной ему по возрасту должности консультанта в Институте истории СССР. Кафедра в результате усилий её руководителей – сначала профессора Ирины Сергеевны Свенцицкой, а затем сменившего её профессора Ивана Георгиевича Жирякова, отличалась своим научным уровнем. На ней работали в эти годы шесть докторов и трое кандидатов наук. Это создавало возможности вести разнообразную педагогическую работу на высоком уровне. И именно эти условия позволили Владимиру Ароновичу осуществить свои замыслы о совмещении преподавания с научной деятельностью.

В 1995 году он получил звание профессора Российской академии естественных наук по отделению военной истории и теории. В 1996 году был избран членом-корреспондентом РАЕН по отделению историографии и военных наук, а в 1997 году – её почётным академиком. Был председателем Президиума совета ветеранов 8-й Краснопресненской дивизии Московского народного ополчения, членом Ассоциации европейских исследований. Он являлся автором 10 монографий, 150 статей, 32 рецензий, 12 составительных сборников, 16 статей в Большой советской энциклопедии и Советской исторической энциклопедии. Был членом редколлегий 30 сборников, в том числе таких серий, как «Памятники исторической мысли», «История и историки». Большую исследовательскую и научно-организационную работу В.А. Дунаевский совмещал с активной преподавательской деятельностью, читал спецкурсы по историографии новой истории во многих городах страны (Петропавловск-Камчатский, Волгоград, Кемерово, Коломна) и за рубежом. Общий стаж научно-педагогической работы был более 50 лет.

Владимир Аронович был награждён орденом Отечественной войны I степени; медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «В память 800-летия Москвы», «Ветеран труда», юбилейными медалями.

Скончался Владимир Аронович в Москве 5 августа 1998 года. Покоится в Москве на Кузьминском кладбище.

Чистякова Елена Викторовна (16.11.1921-2.03.2005; жена Владимира Ароновича, доктор исторических наук, профессор), вспоминая о Владимире Ароновиче, писала: «Несмотря на открытость и внешнюю простоту, он не был так прост, как могло иногда казаться. Любимым его писателем с юности был Михаил Юрьевич Лермонтов. Он собирал книги этого писателя и книги о нем, возвращался к ним всю жизнь. С его подачи его пятилетняя внучка выучила и декламировала стихи поэта. А будучи уже пожилым, много испытавшим человеком, он с женой и сотрудниками Исторической библиотеки совершил поездку в пензенские края, посетил Тарханы, прикоснулся к последнему убежищу поэта. …он отдавал себя студентам и аспирантам бескорыстно и полностью. Они всегда чувствовали это и отвечали ему взаимностью. Ему было что дать им, и они у него – брали. А это и есть высшее счастье для ученого и педагога. Так разносторонне он понимал свой личный кодекс ученого, солдата, педагога, организатора науки, и твердо, жестко, до последних дней жизни, придерживался его. Таким энергичным подвижником, целеустремленным и продуктивным тружеником, принципиальным и честным человеком будут помнить Владимира Ароновича Дунаевского его родные, которых он бесконечно любил, близкие, друзья, коллеги и все его ученики, где бы они теперь ни находились. Он был мужественным человеком и был скрытен в одном – не любил говорить о своих страданиях, трудностях и болячках. Но в главном ему повезло. Он был счастлив, когда имел возможность много работать, а он мог работать много. Его всегда тянуло к преподаванию, к студентам, и судьба дала ему возможность и в этом реализовать себя. И он эту возможность использовал в полной мере» // Чистякова Е.В. Владимир Аронович Дунаевский (1919-1998). Историки России: Послевоенное поколение. – М.: АИРО-XX, 2000. – С.143-164.

Добрая память о Владимире Ароновиче сохранится в истории ветеранской организации университета.

Материал подготовили:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ;

О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий;

Фото: С.Л. Савин – главный специалист Отдела технического сопровождения мероприятий.

 

06 / 12 / 2020

Показать обсуждение