Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Опыт взаимодействия по обучению русскому языку детей-инофонов в поликультурной образовательной среде города Челябинска

Новости МПГУ

В рамках выполнения НИР «Научно-методическая разработка и апробация системы оценки уровня владения русским языком и дополнительной языковой подготовки несовершеннолетних иностранных граждан» состоялась апробация подготовленных в МПГУ диагностических материалов в городе Челябинске. Доля детей мигрантов среди всех несовершеннолетних составляет в Челябинске 30% и имеет тенденцию к росту. Только за последние три года прирост прибывших составил 22%. Многие дети приезжают в город и приходят в школу, когда учебный год уже начался и классы сформированы. По этой причине в разных челябинских школах процент детей-инофонов в классе может достигать 50 и более процентов. Иногда приходится формировать отдельный класс из вновь прибывших детей. Подавляющее большинство из таких детей не говорят к моменту поступления в школу по-русски. Особенностью Челябинска также является большой процент детей, поступающих в 7-9 классы. Этнический состав прибывающих разнообразный – армяне, таджики, узбеки, киргизы, корейцы, цыгане, в последнее время стали также прибывать казахи, белорусы, жители ДНР и ЛНР.

Комплексная работа образовательных организаций города Челябинска по обучению русскому языку, социализации и адаптации детей мигрантов была представлена на круглом столе, прошедшем 14 октября 2022 года в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Челябинска имени Зои Космодемьянской» с участием представителей школ и органов управления образованием. В задачи круглого стола входила презентация системных и инновационных подходов челябинских педагогов в работе с детьми-инофонами и их родителями, определение дальнейших шагов по участию образовательных организаций города в проекте «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в российских образовательных организациях», который при поддержке Фонда президентских грантов реализует Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера» и Кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» Московского педагогического государственного университета. От МПГУ в работе круглого стола приняла очное участие доцент кафедры ЮНЕСКО, директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, к. филол н. М.А. Кривенькая.

Комитет по образованию города Челябинска всецело поддержал школу №6, когда она на конкурсной основе стала в 2017 году федеральным ресурсным центром «Обучение русскому языку как неродному в условиях поликультурной среды г. Челябинска». Присутствовавшая на круглом столе заместитель председателя комитета Л.И. Манекина отметила, что комитет продолжает поддерживать инициативы педагогов, в работу вовлечены центр развития образования, ЦППМСП, общественные организации, местные и городские органы власти.

Опыт своей пятилетней учебно-методической и организационной работы с детьми-инофонами директор школы Г.А. Ахметова – инициатор и главный вдохновитель объединения сил города по эффективной интеграции детей в образовательную и социокультурную среду – уже представляла в онлайн режиме организаторам и участникам проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в российских образовательных организациях» на вебинаре в начале лета. Сейчас у гостей круглого стола была возможность очно увидеть образовательное пространство школы №6, познакомиться с работой других школ из семи районов Челябинска, которые являются опорными в работе с детьми с миграционной историей, привлеченных городских структур, услышать мнение руководства образования города и района.

Так, директор районного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи О.С. Меркасимова отметила, что работе с детьми-инофонами, нуждающимися в помощи, значительно помогла бы разработка требований по работе с билингвами. У центра есть опыт работы по профилактике межэтнических конфликтов в школах – организована работа школьных служб примирения, куда вместе с педагогами-кураторами и тьюторами-медиаторами входят и сами ребята. Все кураторы и медиаторы проходят повышение квалификации (в объеме 72 и 36 часов соответственно), разработаны методические рекомендации и блокноты для тьюторов. Центр готов и дальше работать в тесном взаимодействии со всеми образовательными организациями городского проекта, а также стать полноправным участником проекта на федеральном уровне.

К расширению своего опыта по сопровождению детей с ОВЗ на психолого-педагогическое сопровождение нуждающихся в нем детей-инофонов готова МБОУ «СОШ №68 г. Челябинска». Зам. директора школы по коррекционной работе Т.Г. Козыренко представила соответствующие методические разработки, в которые они при соответствующем решении видят возможность включить работу по социальной инклюзии обучающихся.

Немаловажен для социализации детей с миграционной историей и опыт по профессиональной ориентации, который накоплен в МБОУ «СОШ № 42» г. Челябинска». Куратор профориентации школы Е.В. Фирсова рассказала о системной работе по раннему выявлению профессиональных предпочтений детей, помощи в определении ими своих способностей, индивидуальной маршрутизации обучающихся, работе тьюторов в условиях школы и лагеря, подключении в случае трудностей возможностей специализированной цифровой платформы и др. Дети-инофоны включены в этот процесс наряду со всеми обучающимися – так, в этом году успешным профопределение стало для 21 обучающегося, 4 из которых – дети из семей мигрантов.

Ярким событием стал совместный, силами ЦППМСП и школы №42, выпуск видеоролика, героиня которого – девочка-инофон из киргизской семьи делится своей историей и достижениями. Видеоролик сделан в трех вариантах – для детей, для педагогов, для родителей.

Работе с родителями как одному из самых важных направлений по интеграции детей-инофонов уделила особое внимание директор школы №6 Г.А. Ахметова. Для социализации мам, которые по приезде в Челябинск, зачастую не говорят по-русски, директор привлекла Союз женщин Челябинской области, религиозных лидеров, национально-культурные центры города. С родителями проходят разъяснительные встречи, их возят на экскурсии по городу, привлекают к подготовке праздников и школьных событий этнокультурной направленности. В целом, Г.А. Ахметова уверена, что комплексная работа по включению детей-инофонов в жизнь школы и города является неотъемлемой частью воспитательной работы новых жителей Челябинска и России.

В Москву передан учебно-методический комплект, являющийся главной разработкой коллектива педагогов школы №6: учебное пособие «Изучаем русский язык», методические рекомендации к рабочей тетради для обучающихся-инофонов на уровне начального общего образования, рабочая тетрадь для ученика и пособие для учителя «Русский язык без границ», сборники практико-ориентированных материалов и программ внеурочного/дополнительного образования по обучению русскому как неродному в поликультурной среде города Челябинска.

Уникальным продуктом совместной работы школьников и педагогов школы №6 является большая настольная игра «Южный Урал, край, где мы живем». Знакомясь со сказами Урала, ребята сами выбирали сюжетные линии и главных действующих героев игры, определяли их художественные образы. Многие задания строятся с привлечением не только текстовых, но и аудио-заданий, с их онлайн включением в игру по QR-коду. Игра получила свидетельство о регистрации, используется как в урочной, так и во внеурочной работе, объединяя детей школы и привлекая к участию родителей и целые семьи, служит замечательным поводом для проведения досуга с полезным образовательным и коммуникационным результатом.

Представитель МПГУ М.А. Кривенькая в свою очередь передала школе разработанный педагогами кафедры ЮНЕСКО учебный комплект для четырех классов начальной школы «Русский язык: от ступени к ступени». Дальнейший план работы с образовательными организациями Челябинска в рамках проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в российских образовательных организациях» будет выработан в ходе онлайн встреч, а следующее очное посещение челябинских школ будет организовано с целью проведения диагностики уровня владения русским языком обучающихся образовательных организаций городов Южного Урала.

М.А. Кривенькая

19 / 10 / 2022

Показать обсуждение