Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Заполярье согревает: дети с миграцией в истории семьи в школах Надымского района

Новости МПГУ

В конце апреля т.г. специалисты Факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ при поддержке Департамента образования Администрации г. Надыма (Ямало-Ненецкий Автономный округ) и руководства надымской СОШ № 5 (директор – Татьяна Усмановна Гаттарова) организовали межрегиональный семинар «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях: лучшие практики». В семинаре приняли участие представители практически всех школ, среди учеников которых есть дети из семей мигрантов, проживающие в Надымском районе.

В ходе семинара московская делегация представила ключевые направления и задачи проектов «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России» (2020–2021 гг.) и «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России» (2022-2023 гг.), реализуемых при научно-методической поддержке МПГУ и осуществляющихся при поддержке Фонда президентских грантов в двадцати российских регионах.

Огромного уважения заслуживает труд педагогов и администрации школы № 5 г. Надыма. Количество детей-инофонов здесь составляет 3% от общего числа обучающихся, родные языки этих детей – аварский, азербайджанский, армянский, киргизский, таджикский. Половина ребят-инофонов учится в начальной школе. Диагностика выявила как значительный творческий и интеллектуальный потенциал ребят, так и то, что усилия, которые затрачивают педагоги на их языковую и социокультурную адаптацию, не пропали втуне – дети успешно справляются с образовательной программой, прекрасно социализированы, открыты, мотивированы к учебе, проектной деятельности, с удовольствием рассуждают о будущей профессии и родном – теперь уже родном для них Заполярье. Более подробные материалы с рекомендациями специалистов по подготовке индивидуальных образовательных маршрутов получат классные руководители ребят.

Заместитель директора по УВР СОШ № 5 г. Надыма Людмила Анатольевна Рябчикова рассказала о той большой системной работе, которую ведет педагогический коллектив для интеграции детей из семей мигрантов, в том числе в рамках проекта, о тех положительных результатах, которые фиксируют учителя начальной школы, педагоги-предметники, классные руководители, качественных изменениях образовательного процесса детей из семей иноэтничных мигрантов. Надежда Николаевна Доценко, представитель Департамента образования Администрации г. Надыма, отметила, что эффективной адаптации детей из семей мигрантов средствами образования в школах Надымского района способствует скоординированная и системная работа службы сопровождения, когда педагоги, психологи, логопеды, дефектологи, администрация образовательных организаций по-настоящему заинтересованы в том, чтобы сделать все возможное для успешности и психологического комфорта каждого ребенка.

Конечно, адаптация детей из семей мигрантов – далеко не единственное проектное направление, к которому школа проявляет интерес. Вот лишь некоторые события последней недели апреля 2022 г. Совсем недавно ученики СОШ № 5 заняли призовые места в региональном чемпионате «Абилимпикс» президентской платформы «Россия — страна возможностей» на базе Надымского профессионального колледжа (наставники – Л.А. Рябчикова, В.А. Рявкин, В.В. Сошников). Также в апреле в школе прошел фестиваль «Открываем двери детского сада и школы» в рамках деятельности по исполнению Федерального инновационного проекта «Механизмы сохранения лидирующих позиций РФ в области качества математического образования (Инновационная методическая сеть «Учусь учиться»), а учитель информатики Ильяс Ахтямович Гибадуллин стал абсолютным победителем ЯНАО на региональном этапе II Всероссийской профессиональной олимпиады учителей и преподавателей информатики «ПРО-IT». Творческие, яркие, знающие педагоги вдохновляют и учеников, и родителей.

Вместе с коллегами и единомышленниками из ЯНАО специалисты МПГУ рассмотрели вопросы адаптации и интеграции детей из семей иноэтничных мигрантов в образовательную среду, ключевые подходы к обеспечению языковой и социокультурной адаптации детей из семей иноэтничных мигрантов, вопросы формирования у многонационального коллектива учащихся и воспитанников уважения к этническому и культурному многообразию, установки на межкультурный диалог. Проведена презентация учебно-методической литературы из серии «Этнокультурное образование», учебников и УМК по русскому как иностранному и социокультурной адаптации, которая передана в библиотеку МОУ СОШ № 5. Надымские педагоги также узнали о возможности повысить свою квалификацию в рамках программы повышения квалификации МПГУ и открытых онлайн-курсов, участия в вебинарах проекта, смогли задать вопросы и получить ответы о преодолении академической неуспешности детей-инофонов, их социализации, работе с родителями, диагностических материалах, творческих конкурсах, таких, как «Билингва», для детей-инофонов.

Выражаем искреннюю признательность директору СОШ № 5 Татьяне Усмановне Гаттаровой, ее заместителям Людмиле Анатольевне Рябчиковой, Ирине Александровне Болтовой, Жаслану Кикпаевичу Омарову, педагогам Жанаре Тлеухановне Разахановой, Елене Юрьевне Сандульской и всему педагогическому коллективу СОШ № 5 за гостеприимство и сотрудничество и надеется на продолжение эффективного взаимодействия в рамках проекта.

Подробнее о проекте можете узнать на сайте МПГУ www.mpgu.su/integration и сайте Центра «Этносфера» https://etnosfera.ru/projects/integracija-detej-iz-semej-inojetnichnyh-migrantov-sredstvami-obrazovanija-metodicheskaja-i-konsultativnaja-podderzhka-shkol-i-detskih-sadov-v-regionah-rossii/

03 / 05 / 2022

Показать обсуждение