25 октября и 22 ноября 2022 года состоялись очередные открытые заседания киноклуба «ПсиСинема».
25 октября профессор кафедры психологии образования Института педагогики и психологии Морозюк Светлана Николаевна, предложила участникам встречи, студентам и преподавателям, дискуссию на тему: «Обижаться или не обижаться» после просмотра короткометражного фильма «Обида».
Разговор состоялся в контексте решения проблемы взросления в подростковом возрасте.
Обида – это инфантильный (детский) способ управления людьми. С помощью обиды слабые управляют сильными, вызывая у них чувство вины.
Участники встречи отметили вред, который обида наносит здоровью, так как это причина эмоционального стресса, который может продолжаться часами и днями, неделями и годами, благодаря эмоциональной памяти и привычке постоянно возвращаться в травмирующую ситуацию. Обида приносит вред психике, так как активизирует защитное поведение человека (бегство от проблем, нападение, гнев, слезы). Трудно взрослеть и ориентироваться на успех, если ощущаешь себя жертвой. Однако мы не можем не обижаться, так как у обиды есть и полезные функции: сигнальная, адаптационная и управления. Способность переживать обиду делает нас чувствительными к чужой боли, менять свое поведение в соответствии с этическими, нравственными нормами. Как это не странно звучит, но обида делает нас человечнее. Поэтому участники встречи ответили на вопрос: «Обижаться или не обижаться?» утвердительно «Обижаться», только необходимо сделать переживание обиды не сильным и не продолжительным. Для этого необходимо научиться управлять своими эмоциями с помощью технологии саногенной рефлексии.
22 ноября участникам был предложен рефлексивный дискурс на тему: «Атрибуты взрослости в зеркале взросления подростков» после просмотра фильма режиссера Татьяны Пименовой по мотивам произведений Г. Пряхина «Спасите наши души».
Участниками встречи активно обсуждались вопросы:
- Каковы социальные проблемы взросления?
- Какие атрибуты взросления вы увидели в фильме?
- Надо ли торопиться взрослеть?
- Что вы почувствовали после просмотра фильма?
- Отрефлексируйте собственное отношение к просмотренному?
- Что Вы, как будущие педагоги, можете предложить в качестве конструктивных актуализаторов взросления?
В ходе групповой рефлексии шел активный поиск вариантов решения проблемы не только в дальнем действии по отношению к героям фильма и абстрактным прототипам героев), но и в близкодействии (по отношению к конкретным людям, живущим рядом).
Участниками встречи были студенты Института истории и политики, Художественно графического и Математического факультетов, а также юные психологи Дома творчества «Истоки».