Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Жизнь и учёба перед линией фронта

Немногим легче была жизнь в тылу. Значительно уменьшилась численность профессорско-преподавательского состава: к 1 марта 1942 года в МГПИ им. В.И. Ленина работали 28 профессоров, 46 доцентов и преподавателей. На многих кафедрах осталось так мало преподавателей, что некоторые из них пришлось объединить. Сокращение штатов в первом военном учебном году соответствовало уменьшению числа студентов. Студенты и преподаватели совмещали учебные занятия с другими обязанностями. Например, с ночными дежурствами по охране зданий института. Многие студенты не получали стипендий и вынуждены были работать. Много было и других трудностей, несмотря на которые результаты первой зимней сессии были ненамного хуже, чем в довоенное время, что говорило об исключительно высоких моральных и политических качествах и преподавателей, и студентов.

Бытовые условия для обучения стали очень суровыми: частые выключения электрического света, отсутствие пособий и оборудования для кабинетов и лабораторий. Недостаток топлива приводил к тому, что зимой температура в аудиториях в редких случаях достигала 7-8 °. Вода и чернила замерзали, на семинарах и лекциях не снимали верхнюю одежду. Столовая, куда ходили обедать студенты, находилась за Тихомировским корпусом. Обедали по талонам в счет карточной системы. В столовую привозили с мясокомбината бульон в бидонах и сладкую мутную водичку под названием «суфле». Кому доставалось это лакомство военной поры, тот мазал его на кусочек черного хлеба из своего скудного пайка, чуть подсаливал и с удовольствием ел. Белый хлеб, получаемый по карточке, как правило не ели – тут же меняли на килограмм картошки. В переводе на деньги килограмм картошки в военные годы был равнозначен студенческой стипендии – 270 рублей.

Все студенты недоедали и, голодные, ослабевшие, часто не могли преодолеть сна, сидя в библиотеке над книгой. На лекции в большие аудитории спускались, захватывая с собой одеяло, в которое закутывали ноги. Во время дневных воздушных тревог спускались в подвал и там, сидя на каких-то сваленных бревнах и досках, слушали лекции.

Но благодаря работе вузкома комсомола в МГПИ даже в труднейших условиях действовали организованные комитетами ВЛКСМ школы и кружки медсестер, радистов, автоматчиков, военных переводчиков. Продолжали работать гимнастическая и волейбольная секции. В январе 1942 года состоялся розыгрыш первенства института по волейболу.

МГПИ им. В.И. Ленина был одним из тех московских вузов, которые не только не прекратили свою работу в военные годы, но и укрепили свой учебно-научный потенциал. В годы войны в состав нашего вуза вошли Московский дефектологический институт, МГПИ им. К. Либкнехта, Московский художественный учительский институт и Московский учительский институт иностранных языков. МГПИ также был временным местом учёбы для части студентов из МГУ, МИФЛИ, МОПИ им. Н.К. Крупской. С осени 1942 года в составе Института начал свою работу новый факультет – дефектологический.