Навигация по сайту

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Остаёмся дома

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

Научная школа методики преподавания биологии

Научная школа методистов-биологов сложилась в университете с приходом на кафедру методики преподавания биологии в 1974 г. кандидата педагогических наук, профессора Александра Ивановича Никишова (заведующий кафедрой с 1984 г. по 2014 гг). Возглавляемый им коллектив кафедры стал работать над научной темой: «Совершенствование содержания биологического образования в школе и методики профессиональной подготовки учителей биологии в педвузе».

В 1985 г. А.И.Никишов (в соавторстве с Инессой Христиановной Шаровой) написал учебник «Зоология» для 7-8 классов (издательство «Просвещение»), который получил широкое распространение в нашей стране и неоднократно переиздавался большими тиражами. В 1991 г. усилиями сотрудников кафедры под руководством А.И. Никишова была создана общественная организация «Российская ассоциация учителей биологии» (А.И. Никишов стал ее президентом). Она в течение ряда лет выпускала печатные издания для учителей биологии, которые способствовали совершенствованию содержания школьного биологического образования в условиях постперестроечного периода развития страны. Авторами учебно-методических пособий стали Александр Иванович Никишов, Людмила Алексеевна Косорукова, Александр Валентинович Теремов, Валерий Сергеевич Рохлов, Рената Арменаковна Петросова, Нелли Николаевна Пилипенко. Особой популярностью пользовался издаваемой ассоциацией «Дидактический материал по биологии», серия учебных изданий для обучающихся 5-11 классов. Одновременно с этим сотрудники кафедры (А.В. Теремов, В.С. Рохлов) под руководством А.И. Никишова включились в работу по проведению первых всероссийских олимпиад школьников по биологии. Полученный педагогический опыт обеспечил поступательное развитие олимпиадного движения школьников в нашей стране.

На рубеже ХХ-ХХI вв. сотрудники кафедры под научным руководством А.И. Никишова (Александр Валентинович Теремов, Рената Арменаковна Петросова, Николай Александрович Богданов) в соавторстве с преподавателями других кафедр университета (Инессой Христиановной Шаровой, Владимиром Павловичем Викторовым, Заремой Владимировной Любимовой) подготовили серию учебных изданий, которые вошли в УМК «Биология. 5-9 классы» (гуманитар. издат. центр «ВЛАДОС»). Двухуровневая подача учебного материала, доходчивость и лаконичность текста, большое количество красочных иллюстраций, продуманная система практических и проверочных заданий сделали УМК под руководством А.И.Никишова одним из лучших в нашей стране. В настоящее время он входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Под научным руководством А.И. Никишова сотрудники кафедры А.В.Теремов, В.С. Рохлов, Н.А. Богданов, Н.В. Перелович защитили кандидатские диссертации по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (биология)» и стали известными учеными-методистами. В 2003 г. А.В.Теремов поступил в докторантуру на кафедру педагогики высшей школы нашего университета и в 2007 г. защитил докторскую диссертацию по специальности 13.00.01 «Общая педагогика. История педагогики и образования» на тему: «Интегративные тенденции в естественнонаучном и гуманитарном образовании школьников». Это позволило вывести научно-исследовательскую работу кафедры за рамки одной предметной области, обеспечило взаимодействие с методистами других кафедр университета, учителями школ г. Москвы, которые стали активно сотрудничать с кафедрой.

В 2003 г. под научным руководством А.В. Теремова начала свою работу инновационная научно-образовательная площадка МПГУ «Интеграция содержания общего образования как способ достижения обучающимися метапредметных результатов освоения основной образовательной программы» (приказ ректора МПГУ №1078 от 11.09.2017). В рамках ее деятельности А.В. Теремов, Р.А. Петросова опубликовали ряд научных статей и учебных пособий, в том числе совместные с РОСНАНО два учебника «Естествознание» (издательство «Национальный книжный центр») для обучающихся 10-11 классов (в соавторстве с Ириной Васильевной Разумовской, Наталией Сергеевной Пурышевой, Светланой Камильевной Пятуниной и др.).

Одновременно с междисциплинарной научной деятельностью на кафедре, сменившей после объединения с химическим факультетом университета и МГГУ им. М.А.Шолохова свое название на другое – кафедру естественнонаучного образования и коммуникативных технологий, проводится научно-исследовательская работа по обеспечению углубленного изучения биологии в школе. В рамках этой деятельности А.В. Теремов, Р.А. Петросова стали авторами УМК для обучающихся 10-11 классов «Биология. Биологические системы и процессы» (издательство «Мнемозина»), который получил широкое признание среди учителей биологии нашей страны, обучающихся профильных классов, студентов-биологов педагогических ВУЗов. Помогает в исследовании проблемы углубленного изучения биологии также подготовка магистрантов по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование». Выпускники магистратуры работают в медицинских классах школ г. Москвы, участвуют во внедрении результатов научно-исследовательской работы кафедры в практику образования.

Научно-исследовательская работа кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий ведется и на федеральном уровне. На протяжении 15 лет Р.А. Петросова работает в составе предметной комиссии по биологии в ФИПИ, разрабатывает контрольно-измерительные материала для проведения ЕГЭ по биологии. А.В.Теремов является экспертом этого федерального института, осуществляет экспертизу КИМов по биологии, обеспечивающих оценку качества биологического образования выпускников школ.

В 2017 г. А.В. Теремов, Р.А. Петросова приняли участие в выполнении государственного задания МПГУ №27.9476.2017/НМ от 24.03.2017 «Разработка обязательной части основной образовательной программы для уровней начального общего, основного общего и среднего общего образования» в части учебных предметов «Окружающий мир», «Естествознание» и «Биология». Данная работа инициировала подготовку нового УМК по биологии для обучающихся 5-11 классов. В 2018 г. в издательстве «БИНОМ. Лаборатория знаний» были выпущены учебные издания для обучающихся 5-9 классов, в написании которых приняли участие сотрудники кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий А.В. Теремов, Н.В. Перелович. В настоящее время проводится работа по их апробации в школах разных регионов России.

В рамках научной работы сотрудники кафедры являются постоянные авторами журналов: «Биология в школе», «Наука и школа», «Преподаватель ХХI век», «Педагогическое образование и наука» (входят в перечень ВАК РФ), а А.В.Теремов – член редколлегии журнала «Биология в школе».

Сотрудники кафедры обеспечивают научное руководство выполнением магистерских диссертаций и диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. В институте Биологии и химии работает диссертационный совет Д212.154.23, председателем которого является доктор педагогических наук, профессор Александр Валентинович Теремов. За время существования научной школы методистов-биологов на кафедре подготовлены и успешно защищены 9 кандидатских диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (биология)». В настоящее время в аспирантуре по кафедре естественнонаучного образования и коммуникативных технологий обучаются 7 аспирантов, в том числе 3 иностранца (КНР, Вьетнам, Эстония). Подготовлена к защите одна кандидатская диссертация, кандидат педагогических наук, доцент Николай Александрович Богданов приступил к работе над докторской диссертацией по специальности 13.00.02 на тему: «Аксиологический компонент современного школьного биологического образования».

Научная школа методистов-биологов поддерживает международные связи с Вейнаньским педагогическим университетом (КНР) и Казахским национальным педагогическим университетом им. Абая (РК). Проводимые онлайн конференции, поездки сотрудников кафедры, учеба иностранных аспирантов, статьи на конференции и в журналы вносят вклад в совершенствование школьного биологического образования в нашей стране и за рубежом.