Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Граттаж

 

ГРАТТАЖ

 

Граттаж, или воскография – увлекательный прием графики (от фр. gratter – скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путём процарапывания острым инструментом или пером бумаги или картона, покрытых тушью или гуашью. Произведения, выполненные в технике воскографии (граттажа), отличаются контрастом белых или цветных линий рисунка и чёрного или цветного фона, напоминающих ксилографию или линогравюру.

Воскографию можно выполнить несколькими способами, отличающимися по технологии подготовки основы (фона).

Перед началом рабочего процесса стол следует покрыть клеенкой – она удобна при мытье и уборке частичек воска. И определиться цветная или черно-белая будет творческая работа в данной технике. Для работы необходимо использовать акварельную бумагу с ярко-выраженной ребристой (фактурной) стороной, на которой и выполняется композиция.

I этап. Расцвечивание. Подготовка основы для воскографии, приемлема и очень интересна детям, начиная с 3,5 лет. Для работы необходима масляная пастель сочных ярких цветов. Лист плотной бумаги заполняется произвольными цветными пятнами. Следует отметить, что оттенки могут и варьироваться, и повторяться, главное, нежелательно брать мрачные цвета и каждое пятно нужно тщательно закрашивать (заштриховывать), не оставляя белых просветов. Цветная подложка готова. Затем остается ровно загрунтовать лист вышеописанным приемом.

II этап. Смешивание. Затем берется черная тушь или черная гуашь (можно использовать и другие цвета гуаши, но не светлые по тону). Следует отметить, что для лучшей укрывистости, тушь смешивается с небольшим количеством мыла, а гуашь с 1-3 каплями клея ПВА и воды (консистенция похожа на жидкую сметану), в зависимости от формата листа.

III этап. Колерование. Черный или цветной колер (краска) наносится строго в двух направлениях: по-горизонтали и по-вертикали. Для более качественного коллерования (покрывания) необходима плоская или круглая кисть (желательно «белка»). Кисть обмакивается в подготовленной краске, затем на все ширину кисти, начиная с верхней левой кромки листа, проводится длинный мазок до противоположной кромки формата. Движения кисти должны быть непрерывными, желательно быстрыми и, как уже отмечалось выше, сначала только по – горизонтали (слева-направо, но лист все время заполняется сверху – вниз), а затем по вертикали (сверху-вниз и слева-направо). Необходимо отметить, что сначала колер может «скатываться» – после покрытия только в горизонтальном направлении, но при следующем за ним вертикальном грунтовании верхний слой постепенно выравнивается. В итоге изначально белый или красочный лист получается заполненный выбранным однотонным цветом с ровной поверхностью.

IV этап. Эскиз. Желательно сделать несколько небольших вариантов, а окончательный эскиз – в натуральную величину, таким образом, достигается более точное выполнение задуманной композиции. При этом используются главные выразительные средства графики: точка, линия, штрих, контур, пятно, тон и белый лист бумаги.

Общепринятым цветом фона считается черный, поскольку он объединяет, собирает композицию в единое целое. Если цвет подложки белый, работа получается более строгая и, совсем приближенная к линогравюре или ксилографии. Здесь больше подойдут такие средства графики, как штриховка, штрафировка, пятно и  в данном случае должна решаться задача тонального соотношения и баланса.

Если подложка цветная – возможности расширяются: кроме штриховки, штрафировки, пятен используются различные по характеру линии (волнистые, зигзагообразные, ломаные, прямые) и геометрические формы и орнаментальные мотивы. В данном случае основной задачей является декорирование предметов, объектов, изображений, воплощенных в творческой работе. Графика получается цветной, что привлекает и детскую, и взрослую аудиторию обучающихся.

IV этап. Процарапывание. Существует специальный инструмент для процарапывания, но можно воспользоваться тупым концом швейной иглы, зубочистками, отточенным концом устаревшей кисточки или пером. Приспособление для воскографии во время работы держится в руке аналогично карандашу или ручке. При этом движения руки автора должны быть аккуратными, четкими, уверенными, так как исправить неточности ластиком возможности не представляется, но данная техника позволяет легко варьировать различные средства графики.

Во время выполнения воскографии закрепляются навыки владения карандашом, ручкой, пером, отрабатываются графические средства и приемы, прививается любовь к декоративно-прикладному искусству, графике, созерцанию  прекрасного, воспитывается художественный вкус, развивается мелкая моторика рук, глазомер, аккуратность и усидчивость, познаются законы цветоведения и композиции.

Картина оформляется в соответствии с требованиями:

https://mpgu.su/konkurs-liki-tvorchestva/oformlenie-rabot/

ПРИМЕРЫ РАБОТ: