Навигация по сайту

О кафедре истории художественной культуры и методики преподавания изобразительного искусства

Положение о кафедре Истории худ. культуры

Кафедра истории искусств была основана в 1941 году. В разные годы на ней работали выдающиеся ученые, специалисты по истории искусства – Н.Н. Соболев, Н.Г. Машковцев, П.К. Суздалев, В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов, В.Д. Черный, В.Д. Дажина и др. Разнообразная деятельность кафедры постоянно совершенствовалась. Со временем была проведена принципиальная перегруппировка разделов учебной программы с целью более раннего изучения русского искусства, что важно и для педпрактики студентов в школе. В этой связи изучение общего курса истории искусства начинается на 1-м курсе (1 семестр) с «Введения в искусствознание».

Со второй половины 70-х годов кафедра вышла на межфакультетскую арену. Возрастала потребность в изучении истории искусства на других факультетах. Факультативный курс истории искусств читался на историческом, музыкально-педагогическом, факультете дошкольного воспитания, факультете общественных профессий и др.

В 1992 году решением Ученого совета МПГУ на базе кафедры истории художественной культуры было создано отделение искусствоведения.

Учитывая отсутствие на факультете такой дисциплины, как история литературы, более расширенно читается курс истории искусств. Эта закономерность была зафиксирована в новом названии кафедры с 1990 г. – «Кафедра истории художественной культуры».

На кафедре была открыта аспирантура, приоритетными направлениями обучения в которой являются классическое искусство, русское искусство, искусство эпохи Возрождения, современное искусство.

В феврале 2018 года в связи с развитием Московского педагогического государственного университета кафедра истории художественной культуры органично вошла в состав кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства, что позволило расширить научную базу художественно-графического факультета и обновить содержание подготовки художников-педагогов. В связи с объединением двух кафедр новое структурное подразделение стало называться «Кафедра истории художественной культуры и методики преподавания изобразительного искусства».

Вместе с тем, методика преподавания изобразительного искусства осуществлялась на художественно-графическом факультете со дня его открытия (1941 г.). В 1948 году было основано самостоятельное учебно-методическое и научно-исследовательское подразделение факультета – кафедра методики преподавания рисования и черчения. Научным руководителем кафедры стал Николай Николаевич Ростовцев, под руководством которого преподаватели работали над исследованиями по проблемам изобразительного искусства в средней школе и педагогическом институте. С 1958 года под редакцией Н.Н. Ростовцева периодически издавались сборники ученых записок преподавателей всех кафедр, а позднее и аспирантов факультета. До этого с 1915 г. никаких книг и учебников по изобразительному искусству в России практически не было. Знаменательным событием этого периода стал выпуск первых пробных учебников по рисованию для четырех классов начальной школы и методического пособия для учителей, автором которых являлся Н.Н. Ростовцев. В 1974 году вышло в свет учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов «Методика преподавания изобразительного искусства в школе». Деятельность Н.Н. Ростовцева по организации научно-исследовательской и научно-методической работы была высоко оценена: он награжден медалью К.Д. Ушинского, удостоен звания Заслуженного работника культуры РСФСР. С 1967 г. кафедру возглавил заслуженный учитель РСФСР, отличник просвещения СССР Станислав Иосифович Дембинский. Он является автором более 50 научно-методических трудов, соавтором учебника по черчению для средней общеобразовательной школы.

Сегодня фундаментальные образовательные программы кафедры по методике преподавания ИЗО обеспечивают качественную теоретическую и практическую подготовку студентов к будущей педагогической деятельности. Их основы заложили известные ученые и педагоги: Н.И. Ткаченко, Н.Г. Пашков, С.И. Дембинский, Е.И. Игнатьев, С.Е. Игнатьев, Н.Н. Анисимов, А.В. Триселев, Н.Н. Ростовцев, Е.П. Титов, С.П. Ломов, Л.Б. Ермолаева-Томина, Г.П. Пучкова, А.И. Васильев. Преподаватели кафедры методики обобщили опыт подготовки учителей рисования в нашей стране и за рубежом, раскрывая положительные и прогрессивные взгляды учителей-методистов, художников-педагогов на процесс образования. Студенты имеют возможность применять полученные знания при проведении уроков рисования во время педагогической практики в школе.

Особое внимание в научно-исследовательской деятельности преподаватели кафедры, аспиранты и докторанты уделяют проблемам совершенствования методики преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования; развитию художественно-творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности; повышению качества профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства.

Большая часть аспирантов и докторантов, защитивших диссертации на кафедре теории и методики преподавания изобразительного искусства, являются выпускниками художественно-графического факультета. Профессорско-преподавательский состав кафедры планомерно решает задачу развития творческих и исследовательских качеств личности у будущих педагогов-художников, учителей изобразительного искусства.

В 1957 году силами профессора Ростовцева Н.Н. на кафедре был создан диссертационный совет, который обеспечивал подготовку научных кадров для всей системы художественно-графических факультетов.

В настоящее время кафедру возглавляет доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования и Российской академии художеств Ломов Станислав Петрович, который также является председателем диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций.