Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Научная школа Управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой

Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой

 

Научное направление

Направление 13.00.00 Педагогические науки (13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 Теория и методика профессионального образования).

 

Название научной школы

Научная школа управления образовательными системами Татьяны Ивановны Шамовой.

 

Краткое описание направления исследований

·         Управление образованием как система.

·         Ресурсный, интегративный, подходы к управлению образовательными организациями.

·         Опережающее управление в образовании.

·         Управленческая составляющая профессиональной деятельности педагога.

·         Организационно-управленческие компетенции участников образовательных отношений в современных условиях.

·         Педагогический менеджмент (научно-методическая работа в образовательной организации).

·         Профессионально-личностное развитие руководителей образования.

·         Психология управления в образовании.

·         Проектный менеджмент в образовании.

·         Командный менеджмент в образовании.

·         Управление в системе «учитель – ученик».

 

Основные достижения

Определены теоретические основы управления образовательными организациями (общее образование).

Обоснованы структура и содержание бинарных функций управления в образовательных системах.

Разработаны системный, интегративный, ресурсный, здоровьесберегающий, командный походы в управлении образовательными системами.

Обоснован принцип опережающего управления в образовании.

Впервые в России было обоснована и реализована магистерская подготовка руководителей образования.

Подготовлено более 20 докторов педагогических наук, более 250 кандидатов педагогических наук.

Подготовлены и изданы монографии, учебники и учебные пособия по управлению образовательными системами. В т.ч. (новые):

·         Менеджмент образования в условиях информатизации: монография / Под ред. О.П. Осиповой. М.: МПГУ, 2021, 440 с.

·         Ярулов А.А. Смысловые позиции интегративного управления общеобразовательной организацией: монография. М.: ИД «Народное образование», 2019, 271 с.

·         Осипова О.П. Модель формирования деловой культуры в процессе подготовки менеджеров образования: монография. М.: МПГУ, 2018. 128 с.

·         Шклярова О.А. Тиунова В.В. Проектный менеджмент как ресурс развития образовательной организации: Практико-ориентированная монография. М. 2018 г. 286 с.

·         Командный менеджмент как ресурс управления в образовательных системах: учебное пособие / Под ред. О.А. Шкляровой. М.: МПГУ, 2021 г., 384 с.

·         Шклярова О.А. Савенкова Е.В. Проектный менеджмент в образовательной организации: учебно-методическое пособие – М.: МПГУ, 2019. 204 с.

·         и др. (опубликовано свыше 10 тыс. научных и учебно-методических работ).

 

Основатель научной школы

Т.И. Шамова (1924 – 2010), д-р пед. наук, чл.-корр. РАО

 

Основные представители научной школы

Из числа сотрудников кафедры:

А.А. Ярулов, д-р пед. наук, канд. псих. наук, доцент

Н.Л. Галеева, канд. биол. наук, доцент

О.А. Шклярова, канд. пед. наук, доцент

О.П. Осипова, д-р пед. наук, доцент

Е.В. Савенкова, канд. пед. наук

Из числа сотрудников МПГУ:

Т.И. Березина, д-р. пед. наук

Н.А. Шарай, д-р. пед. наук

В.Е. Цибульникова, канд. пед. наук (бывш.)

Также: Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, О.Ю. Заславская, В.А. Илюхина и др.

 

Перспективы развития научной школы:

Открыта аспирантура по направлению «Теория и методика профессионального образования». Разработки и исследования по основным тенденциям развития подготовки управленческих кадров в системе образования, исследование, описание и обоснование эффективных подходов в управлении образовательными системами в современных условиях. Разработка моделей управления образованием в условиях дистанционного и смешанного обучения. Реализация ресурсного подхода при оценке качества образования. Концепции и технологии формирования управленческих компетенций в образовании в условиях цифровой трансформации.