Навигация по сайту

Научные направления

Научно-исследовательская деятельность коллектива Факультета регионоведения и этнокультурного образования носит интегрированный междисциплинарный характер и направлена на всестороннее изучение и продвижение принципов поликультурного и духовно-нравственного образования, межкультурного диалога и межцивилизационных отношений, поддержку этнокультурного многообразия, межнационального (межэтнического) и межрелигиозного согласия; социально-культурной адаптации и интеграции международных мигрантов; изучение истории и культуры мировых религий, научно-методической поддержки «русских школ» за рубежом.

Основная научная тема, разрабатываемая коллективом (Центр историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений), предполагает изучение процессов формирования гражданской идентичности через преподавание основ духовно-нравственной культуры народов России. Цель исследования – научный анализ, практическое осмысление и апробация подходов, методик и технологий формирования у обучающихся и педагогов российской гражданской идентичности, чувства патриотизма и гражданской ответственности, изучение истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты Отечества.

В последние годы внимание властей и общества все больше обращается к тематике духовно-нравственных ценностей и историко-культурных традиций российских народов. Постепенно приходит осознание прямого влияния этих факторов на укрепление культурного и человеческого потенциала России. Эта тенденция проявляется в сфере государственного строительства и общественно-политической жизни, отражается на законотворческой деятельности. Особая роль отводится решению задач государственной национальной политики и формированию общероссийской гражданской идентичности. Перед системой образования поставлена государственная задача воспитания у современной молодежи гражданской ответственности и патриотизма. Именно на реализацию задачи формирования общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственной культуры народов России и направлена реализация предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в начальной школе и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в средней школе.

Основная цель научно-исследовательской работы: развитие педагогических условий приобщения обучающихся к традиционным российским ценностям в образовательном процессе (в контексте задач Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года). В рамках НИР разрабатываются методические рекомендации по реализации урочной и внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственного воспитания через преподавание учебных курсов по выбору родителей (законных представителей) обучающихся в рамках предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР общеобразовательных организаций. Особое внимание уделяется изучению путей формирования гражданской идентичности на основе изучения ценностей студенческой молодежи, в том числе будущих педагогов.

Научные исследования, предпринимаемые коллективом Факультета регионоведения и этнокультурного образования, также ставят своей задачей создание условий для гармонизации межэтнических отношений в российской системе образования, а также разработку новых подходов к повышению профессиональной компетенции педагогических кадров в контексте решения новых задач государственной национальной и миграционной политики, программных документов, целей и задач ЮНЕСКО на данном направлении.

Предметом исследования являются отечественные и международные психолого-педагогические технологии и методики, применяемые на разных уровнях образования и нацеленные на формирование бесконфликтной образовательной среды, культуры межэтнического и межконфессионального диалога; методы, способы и модели языковой, социокультурной и психологической адаптации и интеграции обучающихся из семей мигрантов средствами образования.

Продукты исследовательской деятельности на данном направлении:

1) анализ международной и российской нормативной базы, деятельности ЮНЕСКО, лучших отечественных и зарубежных практик по теме НИР;

2) разработка учебных программ повышения квалификации в формате модульного цикла семинаров-тренингов для педагогических и административных кадров системы образования по теме национальной политики и межнациональных отношений, укрепления гражданского согласия и единства российских народов в контексте новых законодательных требований РФ и деятельности ЮНЕСКО по продвижению стратегии «нового гуманизма» с учетом контингента обучающихся; разработка концепций и программ модульных открытых образовательных онлайн-курсов по вопросам межэтнических отношений в контексте образовательной политики Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

3) разработка научно-методических рекомендаций для руководителей образовательных организаций и управленцев по интеграции лучших практик межкультурного образовательного контента в систему российского образования; педагогическим и административным кадрам для создания бесконфликтной образовательной среды в условиях полиэтнической образовательной организации с учетом психолого-педагогических характеристик обучающихся и инструментов оценивания межкультурной компетентности всех участников образовательного процесса.

Еще одним важным направлением научно-исследовательской работы Факультета является изучение тематики языковой, культурной, социальной и психологической адаптации и интеграции обучающихся из числа международных мигрантов в российское общество средствами образования. В сферу решаемых задач входят, например:

  • исследование перспектив развития инклюзивных подходов в образовании для достижения целей адаптации международных мигрантов и интеграции многонационального российского общества, формирования общероссийской идентичности и гармонизации межнациональных отношений, разработка рекомендаций для руководителей образовательных учреждений всех ступеней образования, с учетом передового российского и международного опыта;
  • разработка пакета учебных программ и методик языковой и социально-культурной адаптации международных мигрантов, рассчитанных на детей разного возраста и уровня владения русским языком;
  • исследование особенностей адаптации и интеграции в российскую образовательную среду учащихся – представителей семей международных мигрантов и этнических меньшинств, разработка практических рекомендаций для руководителей и педагогов образовательных учреждений, выявляющих оптимальные организационные и методические подходы в обучении и воспитании, в зависимости от страны происхождения и этнокультурной принадлежности учащихся.

Данная тема научно-исследовательской работы нацелена на решение задачи повышения глобальной конкурентоспособности российского образования через обеспечение равных возможностей доступа к качественным услугам дошкольного, общего и дополнительного образования для всех детей, успешную социализацию всех обучающихся, включая детей из семей мигрантов, для их дальнейшего успешного функционирования в инновационной экономике, формирование условий для интеграции многонационального российского общества путем формирования у подрастающего поколения нравственных ценностей, российской гражданской и культурной идентичности.

 

Открытие на Факультете нового направления подготовки по профилю «Этнокультурное регионоведение» актуализировало разработку новых научных направлений, связанных с проблемами пограничья, культурных трансформаций, этнокультурной идентичности, социальной нормы, лингво-когнитивных и фронтирных исследований.

Индивидуальные научные интересы сотрудников факультета затрагивают также области антропологии образования, культуры повседневности, музейной педагогики, социолингвистики, лингвокультурологии, переводоведения.