Монографии и главы в монографиях
Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методические основы и эффективные практики / А. А. Алмазова, Е. И. Адамян, Л. И. Адамян [и др.]. – 2-е издание, дополненное. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. – 228 с.
Алмазова, А. А. Семантизация контекстуально-опосредованных языковых единиц школьниками с нарушениями чтения / А. А. Алмазова, Е. Д. Бабина // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция : Научная монография / Под общей редакцией О.А. Величенковой. – Москва : ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ “ЛОГОМАГ”, 2018. – С. 96-109.
Алмазова, А. А. Лингвистические аспекты изучения речевых нарушений / А. А. Алмазова, О. С. Орлова // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. – Москва : ООО “Издательство “Спутник+”, 2014. – С. 4-15.
Алмазова, А. А. Развитие профессиональной языковой личности студентов-логопедов в процессе лингвистической подготовки / А. А. Алмазова. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2014. – 204 с.
Алмазова, А. А. Специальное (дефектологическое) образование в России: концептуально-методологические основы / А. А. Алмазова, Ю. А. Костенкова ; Алмазова А.А., Костенкова Ю.А.. – Москва : ПАРАДИГМА, 2014. – 160 с.
Алмазова, А. А. Обучение построению текста учащихся специальной (коррекционной) школы V вида / А. А. Алмазова. – Москва : Прометей, 2004. – 109 с.
Статьи в рецензируемых научных изданиях
Алмазова, А. А. Включение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в воспитательные практики современной школы / А. А. Алмазова, Е. Б. Колосова, Е. И. Кричевцова // Наука и школа. – 2023. – № 1. – С. 92-102.
Алмазова, А. А. Нейроонторефлекторный подход к преодолению задержки речевого развития в системе логопедического воздействия / А. А. Алмазова, И. И. Панченко-Миль // Специальное образование. – 2023. – № 2(70). – С. 5-15.
Almazova, A. A. The Current State, Problems and Prospects of Master’s Degree Programs in Speech-Language Pathology in Russia / A. A. Almazova, Yu. O. Filatova, I. V. Novitskaia // Strategies for Policy in Science and Education. – 2022. – Vol. 30, No. 1. – P. 59-69.
Алмазова, А. А. Разработка новых программ подготовки педагогов-дефектологов: опыт, проблемы, поиск решений / А. А. Алмазова, Е. В. Кулакова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 5. – С. 24-33.
Алмазова, А. А. Чтение и метаязыковая деятельность / А. А. Алмазова, М. И. Саввиди // Наука и школа. – 2022. – № 3. – С. 121-130.
Алмазова, А. А. Проектирование новых образовательных программ по направлению “Специальное (дефектологическое) образование” / А. А. Алмазова, А. В. Кроткова // Образование и саморазвитие. – 2022. – Т. 17, № 2. – С. 256-269.
Алмазова, А. А. Формирование метаязыковой деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи / А. А. Алмазова, М. И. Саввиди // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2022. – Т. 6, № 4(24). – С. 292-296.
Ключевые аспекты формирования “мягких навыков” у будущих педагогов / А. А. Алмазова, Е. Л. Ерохина, В. Ф. Чертов, О. В. Шаронова // Наука и школа. – 2022. – № 6. – С. 259-268.
Практики воспитательной работы в образовательных организациях, реализующих АООП НОО: предварительные результаты мониторинга / А. А. Алмазова, Е. И. Адамян, Л. И. Адамян, Е. Б. Колосова // Дефектология. – 2022. – № 4. – С. 60-68.
Алмазова, А. А. Формирование дискурсивного компонента иноязычной коммуникативной компетенции у магистрантов, обучающихся по направлению подготовки “Специальное (дефектологическое) образование” / А. А. Алмазова, И. В. Новицкая // Наука и школа. – 2021. – № 1. – С. 92-103.
Концептуальные подходы к разработке проекта основной образовательной программы подготовки кадров в области обучения, воспитания и сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра / А. А. Алмазова, Т. С. Никандрова, Е. С. Тушева, А. В. Хаустов // Клиническая и специальная психология. – 2021. – Т. 10, № 4. – С. 1-23. Алмазова, А. А.
Концепция подготовки кадров к управлению ресурсами дошкольной группы как основа межотраслевой двухпрофильной программы бакалавриата / А. А. Алмазова, Н. В. Микляева // Наука и школа. – 2021. – № 5. – С. 131-137.
Алмазова, А. А. Стратегии заполнения лакун в клоуз-тесте учащимися с тяжелыми нарушениями речи / О. Е. Грибова, А. А. Алмазова // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 2(103). – С. 340-358.
Алмазова, А. А. Методические аспекты включения дисциплины “Развитие речи” в адаптированную образовательную программу основной ступени обучения (вариант 5.2) / А. А. Алмазова, О. Е. Грибова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 8. – С. 9-16.
Алмазова, А. А. Сетевые информационные технологии как способ продвижения идей, знаний и результатов научной деятельности в области логопедии / А. А. Алмазова, М. М. Любимова, А. В. Лагутина // Наука и школа. – 2020. – № 1. – С. 62-67.
Алмазова, А. А. Очерк о научной школе профессора Л.И. Беляковой / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, Ю. О. Филатова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 1. – С. 43-48.
Алмазова, А. А. Возможности реализации антропоцентрического подхода к освоению языка в современной логопедии / А. А. Алмазова // Наука и школа. – 2019. – № 1. – С. 78-83.
Алмазова, А. А. Актуальные вопросы разработки адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на этапе основного общего образования / А. А. Алмазова, О. Е. Грибова, Г. П. Матюхова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 8. – С. 18-25.
Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологический и прогностический аспекты / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, М. М. Любимова [и др.] // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 1(90). – С. 151-165.
Учебные и методические пособия
Логопедия: теория и практика : Под редакцией д.п.н., профессора Т.Б. Филичевой, Издание учебника посвящено 145-летию Московского педагогического государственного университет / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, С. Н. Сорокоумова [и др.]. – Издание 3-е, исправленное и дополненное. – Москва : Эксмо, 2022. – 608 с.
Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога : сборник научно-методических материалов / Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2022. – 114 с.
Методические рекомендации по реализации новых образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» : сборник методических материалов / А. А. Алмазова, Л. И. Адамян, К. Б. Вовненко [и др.] ; отв. ред. А. А. Алмазова, А. В. Лагутина. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2022. – 132 с.
Примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 “Образование и педагогические науки” (бакалавриат) : Методическое пособие / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, Е. Л. Болотова [и др.] ; Под общей редакцией Л.А. Трубиной. Том 7. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. – 420 с.
Примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 “Образование и педагогические науки” (бакалавриат) : Методическое пособие / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, Е. Л. Болотова [и др.] ; Под общей редакцией Л.А. Трубиной. Том 6. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. – 454 с.
Алмазова, А. А. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация / Л. Р. Давидович, А. А. Алмазова, Ж. В. Антипова ; Главный редактор: Э.В. Сайко. – Москва : Московский психолого-социальный университет, 2016. – 204 с.
Алмазова, А. А. Текст в системе обучения русскому языку детей с недоразвитием речи : для студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» / А. А. Алмазова, И. Н. Сосинская. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2016. – 76 с.
Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : Учебное пособие для студентов средних специальных и высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Логопедия» / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. – Москва : ВЛАДОС, 2010. – 374 с.
Алмазова, А. А. Современный русский язык : Пособие для самостоятельной работы студентов дефектологического факультета / А. А. Алмазова, Ю. П. Богачев, О. В. Михалькова. – Москва : Прометей, 2009. – 134 с.
Алмазова, А. А. Русский язык и культура речи : учебное пособие для студентов / А. А. Алмазова, Ю. П. Богачев, В. В. Никульцева. – Москва : ВЛАДОС, 2008. – 176 с.
II Всероссийская научно-практическая конференция «Инклюзия XXI века: теория и практика российского образования детей с особыми образовательными потребностями», 22-23 июня 2023 г., Москва, Российская академия образования. Доклад «Векторы и задачи развития системы подготовки кадров для инклюзивного образования»
XV Международный конгресс НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИЯ, 1-2 июня 2023г., Москва. Доклад «Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог» и его значение в подготовке логопедов для системы здравоохранения»
II профессорский педагогический форум «Университет в эпоху педагогических новаций, 1-4 июня 2023г., Санкт-Петербург. Доклад «Модернизация системы подготовки дефектологов: векторы непрерывной подготовки»; участие в работе Круглого стола «Перспективы развития системы высшего педагогического образования в современной России»
Научно-практическая конференция «Современный взгляд на обучение РКИ: нейроаспекты», 2 июня 2023г., Москва, МПГУ. Доклад «Билингвальный ребенок с нарушениями речи и его образовательные потребности» (совм. с А.В. Лагутиной, М.М. Любимовой)
Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», 18-19 апреля 2023 г., Грозный. Модератор брифинг-площадки, участник панельных дискуссий
X Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии», 30 марта – 1 апреля 2023г., Орел, ОГУ имени И.С. Тургенева. Доклад «Стратегии декодирования скрытого смысла у младших школьников с общим недоразвитием речи» (совм. с Т.В. Петровой)
Областной образовательный форум «ПРО.Образование 64. Векторы развития», 26 августа 2023 г., Саратов. Доклад «Актуальные тенденции развития системы подготовки кадров для инклюзивного образования»
Региональное совещание педагогов Ямало-Ненецкого автономного округа, 5 сентября 2023г., Салехард. Доклад «Пути повышения качества подготовки педагогических кадров для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья»
Круглый стол «Ресурсы и перспективы модернизации программ подготовки кадров для системы образования детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья», 13 марта 2023 г., МПГУ. Доклад «Подготовка кадров для работы с детьми с ОВЗ в МПГУ»
Научно-практическая конференция «Инклюзия в XXI веке: теория и практика российского образования детей с особыми образовательными потребностями». 20 октября 2022 г., Российская академия образования
Международная научно-практическая конференция «Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога»
Международный конгресс «Л.С. Выготский и А. Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках», 16 ноября 2022 г.
IV Всероссийская конференция «Итоги реализации федерального проекта “Современная школа” национального проекта “Образование”»
Научно-практическая конференция «От научных исследований к образовательной политике»
Всероссийский педагогический конгрессе «Подготовка учителя будущего поколения России»
Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки дефектологов в высшей школе»
Круглый стол «У истоков современной логопедии: наследие кафедры логопедии МПГУ»
Круглый стол «Ресурсы и перспективы модернизации программ подготовки кадров для системы образования детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»
Межвузовская научно-практическая конференция «Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее», посвященная 90-летию со дня рождения В.И. Селиверстова
V Международная научно-практическая конференция «Педагогика начального образования: традиции и инновации», посвященная 200-летнему юбилею К.Д. Ушинского
X Международная научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии»
Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка»
Всероссийский образовательный форум «Государственная ценностная политика в системе образования»
Круглый стол «Перспективы развития системы высшего педагогического образования в современной России» в рамках Второго профессорского педагогического форума «Университет в эпоху педагогических новаций»
Второй профессорский педагогический форум «Университет в эпоху педагогических новаций», секция «Непрерывное педагогическое образование в России и современном мире»
Всероссийская научно-практическая конференция «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья и его семья в контексте внутрисемейных и макросоциальных проблем»
Научно-практическая конференция «Современный взгляд на обучение РКИ: нейроаспекты»
XV Международный конгресс «Нейрореабилитация-2023»
IX Международная научно-практическая конференция «PROчтение: дислексия в 21 веке»- Российская ассоциация дислексии, ФГБОУ ВО «Гос ИРЯ им. А.С. Пушкина», ФГБОУ ВО «МПГУ», ГАОУ ВО «МГПУ», 10.09.2020; доклад «Обучение школьников с дислексией: как подготовить компетентного педагога»
Всероссийская конференция с дистанционным участием «Непрерывное образование педагогов-дефектологов: традиции и инновации» – ФГБНУ «ИКП РАО» , 18.12.2019; доклад «Формирование осознанного выбора поля профессиональной деятельности у будущих педагогов-дефектологов»
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» – Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского; 11-12.10.2019; доклад «Приоритетные направления исследований в современной отечественной логопедии»
Международная неделя осведомленности о дислексии. Сессия «Дислексия, дисграфия и другие трудности обучения в современной школе. Проблематика, острые вопросы и пути решения» – Санкт- Петербург, 5-12.10.2019; доклад «Школьники с нарушениями речи на основной ступени обучения: проблемы и решения»
Международная конференция «Региональная межведомственная модель комплексного сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с признаками отклонений в развитии и семей, их воспитывающих. Региональные практики.» – ЛГУ им.А.С. Пушкина, 18.10.2019; доклад «Взаимодействие учителей, специалистов и родителей в процессе обучения школьников с нарушениями чтения и письма»;
III Всероссийский съезд дефектологов, 14-15 ноября 2019 г., г. Москва; спикер
Международная конференция “Чтения Ушинского” (“Логопедические технологии в комплексном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья”) – ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2.03.2018; доклад «Пути модернизации системы подготовки кадров по направлению “Специальное (дефектологическое) образование”»
Международный симпозиум «Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия»- МПГУ, 23-26.08.2018; доклад «Приоритетные направления развития логопедических исследований»
Международная конференция «Чтение в цифровую эпоху» – Российская ассоциация дислексии и ГИРЯ им. А.С. Пушкина, 15.05.2018; доклад «Содержательно-технологические аспекты пропедевтики трудностей усвоения письма и чтения (по материалам научно-, МПГУ исследовательского проекта)»
Международная научно-практическая конференция МО «53-ьи Евсевьевские чтения» – МГПИ им. М.Е. Евсевьева, Саранск, 9-10.02.2017; доклад «Основные стратегии модернизации системы подготовки кадров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»
II Всероссийский съезд дефектологов; 2-3 ноября 2017 г., г. Москва; эксперт дискуссионной площадки
Член Экспертного совета по образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию.
Член Президиума Межрегионального союза дефектологов РФ.
Участник разработки ГОС ВПО по специальности «Дефектология» и ФГОС ВО (ВПО) разных поколений по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
Участник проектов и разработок в области дефектологии, логопедии, международного сотрудничества, реализуемых как МПГУ, так и другими организациями (ЮНЕСКО, ИКП РАО, издательство «Просвещение», Институт русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова и др.).
Член редколлегии журналов:
Член жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России».
Директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии
Доцент
Доктор педагогических наук
Теория и методология логопедии.
Взаимодействие лингвистики и логопедии.
Языковая личность педагога-дефектолога.
Развитие языковой личности в условиях онтогенеза и дизонтогенеза.
Обучение русскому языку школьников с особыми образовательными потребностями.
Развитие систем подготовки и переподготовки в области специальной педагогики