Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

АКТУАЛЬНО. ПРИЁМНАЯ КАМПАНИЯ 2020

Анна Алексеевна

Алмазова

Образование

Докторантура: МПГУ, 2012, специальность 13.00.08 – коррекционная педагогика.
Аспирантура: МПГУ, 2007, специальность 13.00.08 – коррекционная педагогика (логопедия).
Высшее: МПГУ имени В.И. Ленина, 1992, (диплом с отличием), специальность «дефектология», квалификация «учитель-логопед; учитель русского языка и литературы школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи».

Тема кандидатской диссертации

"Обучение построению письменного текста школьников с тяжелыми нарушениями речи (на материале 5-6 классов)" (1998)

Тема докторской диссертации

"Профессиональная лингвистическая подготовка учителей-логопедов в системе высшего образования" (2019)

Курсы текущего учебного года

Лингвистические основы изучения коммуникации.
Теория и методика преподавания в высшей школе.
Моделирование образовательных программ для детей с ОВЗ.
Методика обучения русскому языку детей с нарушениями речи.
Логопедия.

Публикации

Монографии и  статьи в монографических сборниках

  1. Алмазова А.А. Обучение построению текста учащихся специальной (коррекционной) школы V вида. – М.: Прометей, 2004. – 112 с.
  2. Алмазова А.А. Особенности речевого развития учащихся 5-10 классов специальной (коррекционной) школы V вида / Онтогенез речевой деятельности: норма и патология: монографический сборник– М: Прометей, 2005. – С. 176 – 182
  3. Алмазова А.А., Костенкова Ю.А. Специальное (дефектологическое) образование в России: концептуально-методологические основы. – М.: ПАРАДИГМА, 2014.- 159 с.
  4. Алмазова А.А., Орлова О.С. и др. Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: Монография.  (Глава: Лингвистические аспекты изучения речевых нарушений) – М. : Издательство  «Спутник+», 2014. – с. 4-15.
  5. Алмазова А.А. Развитие профессиональной языковой личности студентов-логопедов в процессе лингвистической подготовки .- М : МПГУ, 2014 – 204 с.

 

Статьи

  1. Алмазова А.А. Пути совершенствования лингвистической подготовки студентов-логопедов в свете стандартизации высшего дефектологического образования / Преподаватель XXI век – № 1, 2010 – с. 19-26
  2. Алмазова А.А. Лингвистический анализ специфических ошибок письма / Когнитивное и коммуникативное развитие школьников с дислексией: интегративный подход. Материалы V Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии 25-26 мая 2011 г. – М.: Национальный книжный центр, 2011 – с. 13-18
  3. Алмазова А.А. Тенденции развития лингвистической подготовки логопедов в процессе стандартизации высшего профессионального образования / Наука и школа – № 4, 2011 – с. 8-14
  4. Алмазова А.А. Оценка грамотности письма студентов-логопедов / Преподаватель XXI век – № 2, 2012 – с. 136-144
  5. Алмазова А.А. Проблемы совершенствования устной речи будущих логопедов в системе высшего профессионального образования / Голос и речь. Мультидисциплинарный научно-практический журнал. – № 1 (6), 2012 – с. 75-82
  6. Алмазова А.А., Орлова О.С. Модульная структура подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (на примере блока лингвистических дисциплин) // Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; Ин-т спец. Образования. – Екатеринбург, 2013. – № 1. – с. 114- 120
  7. Алмазова А.А. Актуальные проблемы обучения русскому языку школьников с речевыми нарушениями и возможные пути их решения// Проблемы современного образования, № 2, 2013 114-122 http://www.pmedu.ru/index.php
  8. Алмазова А.А.   Шибанова А.А.  Проблемы развития устных видов речевой деятельности у школьников с нарушениями речи// Проблемы современного образования, № 2, 2013 123-131 http://www.pmedu.ru/index.php
  9. Алмазова А.А., Костенкова Ю.А., Яхнина Е.З. Совершенствование компетентностной модели бакалавра по направлению “Специальное (дефектологическое) образование” // Человек и образование. – 2014 . – № 1 (38). -С. 103-110.
  10. Алмазова А.А. Проблемы формирования профессиональной лингвистической компетенции студентов-логопедов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. Научно-практический журнал. – М.: НОУ ВПО «МПСУ», – № 2 (34). – С. 44-53.
  11. Алмазова А.А. Понимание и использование паралингвистических средств коммуникации школьниками с общим недоразвитием речи //Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможноятми здоровья: Материалы IVМеждународной научно-практической конференции (26-27 июня 2014 г.) / Под ред. И.В.Евтушенко, В.В.Ткачевой – М: Издательство «Спутник+», 2014 – с. 21-24
  12. Алмазова А.А. Структурно-содержательные аспекты разработки программ учебных дисциплин бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (на примере дисциплин лингвистического цикла) // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики / Под общ.ред. канд.пед.наук, доцента Ж.В. Антиповой – М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014 – с. 23-33.
  13. Соловьева Т.А., Алмазова А.А., Кулакова Е.В. К проблеме усиления практико-ориентированной подготовки учителей-дефектологов по программам прикладного бакалавриата // Наука и школа.– № 4, 2014 – с. 145-153.
  14. Алмазова А.А., Грибова О.Е. Методы обучения русскому языку школьников с тяжелыми нарушениями речи и специфика их применения // Мир специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. Выпуск 2. / Гл.ред. С.Н. Шаховская. – М.: ЛОГОМАГ, 2015. – с. 7-15
  15. Алмазова А.А., Филатьева М.С. Опыт дистанционного сопровождения курса «Лингвистические основы профессиональной деятельности» в системе подготовки логопедов в МПГУ // Наука и школа.– № 4, 2016 – с. 153 – 159
  16. Алмазова А.А., Мерзлякова В.П. Актуальные проблемы организации деятельности учителя-логопеда в современной образовательной организации // Дефектология как базис инклюзии: международная научно-практическая конференция 14-15 сентября 2016 года: сб. материалов конф. / Под общей редакцией Г.М. Иманова и М.Ю. Данилкиной. – СПб.: Смольный инсттут РАО, 2016 – с. 10-15 – http://ru.calameo.com/books/005019622f53dcc2b1c82
  17. Алмазова А.А., Орлова О.С. Из опыта проектирования и реализации курса лингвистической подготовки логопедов в магистратуре // Дефектология. – 2017, № 4. – с. 57-66.
  18. Шаховская С.Н., Алмазова А.А. К проблеме подготовки логопедических кадров в условиях модернизации системы педагогического образования // Специальное образование: методология, теория, практика: Сборник научно-мтеодичеких трудов с междунарожным участием. – СПб.: Изд-вр РГПУ им. А.И.Герцена, 2017. – с. 9-12
  19. Алмазова А.А., Бабина Г.В., Любимова М.М., Соловьёва Т.А. Состояние готовности детей к обучению письму и чтению: концепции и результаты исследования // Проблемы современного образования. 2017. № 4. С. 94-113. https://elibrary.ru/download/elibrary_29909818_49176919.pdf
  20. Алмазова А.А., Бабина Г.В., Любимова М.М., Соловьёва Т.А. Содержательно-организационные аспекты пропедевтики трудностей усвоения письма и чтения у детей с нарушениями речи // Специальное образование. 2017. №4 С. 6-21
  21. Алмазова А.А., Бабина Г.В., Любимова М.М., Соловьева Т.А., Рябова Н.В., Бабина Е.Д. Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологический и прогностический аспекты // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1 (90). С. 151-165.
  22. Алмазова А.А., Бабина Е.Д. Семантизация контекстуально опосредованных языковых единиц школьниками с нарушениями чтения // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция: научная монография / Под общ.ред. О.А.. Величенковой – Статья – М.: Логомаг, 2018. – с. 96-110
  23. Алмазова А.А., Собина Е.С. Дистанционная поддержка преподавания дисциплин медико-биологического цикла в системе подготовки студентов-логопедов / Наука и школа. – 2018. № 3. С. 58-64.

Учебно-методические работы

  1. Алмазова А.А., Богачев Ю.П., Никульцева В.В. и др. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов. – М., Владос, 2008 – 176 с.
  2. Алмазова А.А., Богачев Ю.П., Михалькова О.В. Современный русский язык. Пособие для самостоятельной работы студентов дефектологического факультета. – М., Прометей, 2009 – 134 с.
  3. Алмазова А.А., Селиверстов В.И. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Учебное пособие для студентов средних специальных и высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Логопедия» – М., ГИЦ «Владос», 2010 – 374 с.
  4. Ишимова О.А., Алмазова А.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница для учащихся начальных классов. ФГОС. – М., Просвещение, 2014. – 128 с.
  5. Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. ФГОС. – М., Просвещение, 2014. – 126 с.
  6. Давидович Л.Р., Алмазова А.А., Антипова Ж.В. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. / Главный редактор: Э.В. Сайко. – Москва, Московский психолого-социальный университет, 2016. – 204 с.
  7. Алмазова А.А., Сосинская И.Н. Текст в системе обучения русскому языку детей с недоразвитием речи. – М., МПГУ, 2016 – 76 с.

Повышение квалификации

Программа повышения квалификации «Основы дистанционной поддержки образовательного процесса с применением системы Мооdle 2» - МПГУ, 2012
Программа повышения квалификации «Проектирование и организация интегрированного (инклюзивного) образования для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» - РУДН, 2012
Программа повышения квалификации для педагогов, работающими с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного обучения - МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013
Программа повышения квалификации по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) - МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014
ГБОУ ВО «МПГУ», 2015г., повышение квалификации, «Программа повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата с усилением практической направленности подготовки будущих педагогов», 72 часа, Удостоверение о повышении квалификации 772401858099 Регистрационный номер У-15-16035 27.03.2015
ФГБОУ ВО «МПГУ», 2016 г., повышение квалификации, «Программа повышения квалификации руководителей образовательных программ, профессорско-преподавательского состава и специалистов учебно-методических служб, осуществляющих подготовку педагогов дошкольного образования, педагогов начального общего образования, педагогов-дефектологов, педагогов основного общего образования», 72 часа, Удостоверение о повышении квалификации 772403038330 Регистрационный номер У-16-22594 29.08.2016
ФГБОУ ВО «МПГУ», 2016 г., повышение квалификации, «Использование возможностей LMS Moodle для смешанного обучения», 72 часа, Удостоверение о повышении квалификации 77244543136 Рег. Номер 04018-ПК-2016 09.09.2016
ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2016 г., повышение квалификации, «Основы комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра», 72 часа, Регистрационный номер у-11119/б
ФГБОУ ВО «МПГУ», 2017 г., повышение квалификации, «Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог», 78 часов, Удостоверение о повышении квалификации 772406316914 Рег. номер 14449-ПК-2017 25.10.2017
ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017г., повышение квалификации, «Деятельность тьюторов в условиях модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новыми ФГОС, ПООП и концепциями модернизации учебных предметов (предметных областей), в том числе, по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», 104 часа, Регистрационный номер у-2207/вн
ЛГУ им.Пушкина, 2018г., повышение квалификации, «Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям с ранним детским аутизмом», 36 часов, Удостоверение о повышении квалификации 782407894191, Регистрационный номер 3741
ФГБОУ ВО «МПГУ», 2019 г., повышение квалификации, «Цифровая компетентность преподавателя высшей школы», 72 часа, Удостоверение о повышении квалификации 772409673154, Регистрационный номер 02517-ПК-2019
«Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса» 2019 г, 36 часов, ФГБОУ ВО "МПГУ" Удостоверение№772409148537 о повышении квалификации рег.номер 04930-ПК-2019

Достижения и поощрения

Диплом лауреата II степени конкурса МПГУ на лучшую научную работу гуманитарного цикла за учебное пособие для студентов высших учебных заведений - «Русский язык. Пособие для самостоятельной работы студентов дефектологического факультета», 2010
Сертификат лучшего преподавателя МГГУ им. М.А. Шолохова по итогам 2013 г.
Благодарность руководства ПИ РАО за активное участие в подготовке и проведении круглого стола «Речь в общении: норма, отклонения, коррекция» в рамках Международной конференции «Психология общения и доверия: теория и практика», 2014
Благодарственное письмо ректора МГППУ В.В. Рубцова и научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ И.Д. Фрумина за активное участие в реализации проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования» (2014-2015 гг.) в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
Диплом лауреата конкурса учебно-методических работ МПГУ (III место) за учебное пособие «Специальное (дефектологическое) образование в России: концептуально-методологические основы» (в соавт. с Ю.А. Костенковой), 2016
Диплом лауреата конкурса им. Л.С. Выготского (II место) за монографию «Развитие профессиональной языковой личности студентов-логопедов в процессе лингвистической подготовки» (МПГУ, 2016 г.)
Благодарность ректората МГПИ им. М.Е. Евсевьева (Саранск) за участие в проведении и организации Международной научно-практической конференции «53-и Евсевьевские чтения», 2017.

Исследовательские проекты и гранты

1. Инновационная образовательная программа (МОиН; МПГУ, 2009-2010)
2. Реализация приоритетных направлений деятельности Московского департамента образования; создание портала для родителей и специалистов в сфере развития, обучения и воспитания ребенка (ДО г. Москвы; МПГУ, 2012)
3. Разработка учебно-методических материалов и проведение методических семинаров для специалистов, работающих с русскоязычными детьми-билингвами с особыми образовательными потребностями в зарубежных странах» (МОиН РФ; Институт русского языка и культуры МГУ им. М.В. Ломоносова, компания ПРО100 МЕДИА, 2014 г.)
4. «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования» (МОиН РФ; МПГУ; 2015-2016 г.).
5. «Разработка проекта специальных требований в Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» (МОиН РФ; РГПУ им. А.И. Герцена; МГППУ, 2015 г.)
6. «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль «Педагог-дефектолог»)» (МОиН РФ; МПГУ; 2016-2017 гг.)
7. «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 дополнительный, 1 классы)» (МОиН РФ; Издательство «Просвещение», 2016 г.).
8. «Разработка методов пропедевтики трудностей в обучении у детей с нарушениями речи при инклюзивном образовании и ее организации, включая апробацию» (МОиН РФ, Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей; МПГУ, 2017 г.)

Директор Института детства

Доцент

Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

Логопедия, лингвистика, педагогика высшей школы, развитие речи детей, обучение русскому языку.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 719
+7 (495) 438-17-81
aa.almazova@mpgu.su

Портал Мой МПГУ (Moodle)

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)