Навигация по сайту

Анна Алексеевна

Алмазова

Образование

Докторантура: МПГУ, 2012, специальность 13.00.08 – коррекционная педагогика.
Аспирантура: МПГУ, 2007, специальность 13.00.08 – коррекционная педагогика (логопедия).
Высшее: МПГУ имени В.И. Ленина, 1992, (диплом с отличием), специальность «дефектология», квалификация «учитель-логопед; учитель русского языка и литературы школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи».

Тема кандидатской диссертации

"Обучение построению письменного текста школьников с тяжелыми нарушениями речи (на материале 5-6 классов)" (1998)

Курсы текущего учебного года

Лингвистические основы изучения коммуникации.
Теория и методика преподавания в высшей школе.
Моделирование образовательных программ для детей с ОВЗ.
Методика обучения русскому языку детей с нарушениями речи.
Логопедия.

Публикации

Монографии и  статьи в монографических сборниках

  1. Алмазова А.А. Обучение построению текста учащихся специальной (коррекционной) школы V вида. – М.: Прометей, 2004. – 112 с.
  2. Алмазова А.А. Особенности речевого развития учащихся 5-10 классов специальной (коррекционной) школы V вида / Онтогенез речевой деятельности: норма и патология: монографический сборник– М: Прометей, 2005. – С. 176 – 182
  3. Алмазова А.А., Костенкова Ю.А. Специальное (дефектологическое) образование в России: концептуально-методологические основы. – М.: ПАРАДИГМА, 2014.- 159 с.
  4. Алмазова А.А., Орлова О.С. и др. Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: Монография.  (Глава: Лингвистические аспекты изучения речевых нарушений) – М. : Издательство  «Спутник+», 2014. – с. 4-15.
  5. Алмазова А.А. Развитие профессиональной языковой личности студентов-логопедов в процессе лингвистической подготовки .- М : МПГУ, 2014 – 204 с.

 

Статьи

  1. Алмазова А.А. Принципы работы по развитию монологической речи школьников с речевым недоразвитием / Научные труды Московского педагогического государственного университета. Психолого-педагогические науки: сборник статей. – М., Прометей, 2007. – С. 327-336
  2. Алмазова А.А. Характеристика диалогической речи детей с речевым недоразвитием / Диагностика и коррекция нарушений речевого развития у детей. Сборник статей. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2008. – с. 44 – 53
  3. Алмазова А.А. Возможности применения электронных обучающих курсов в преподавании лингвистических дисциплин на дефектологическом факультете / Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика» – № 4, 2009 – с. 59-62
  4. Алмазова А.А. Пути совершенствования лингвистической подготовки студентов-логопедов в свете стандартизации высшего дефектологического образования / Преподаватель XXI век – № 1, 2010 – с. 19-26
  5. Алмазова А.А. Лингвистический анализ специфических ошибок письма / Когнитивное и коммуникативное развитие школьников с дислексией: интегративный подход. Материалы V Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии 25-26 мая 2011 г. – М.: Национальный книжный центр, 2011 – с. 13-18
  6. Алмазова А.А. Тенденции развития лингвистической подготовки логопедов в процессе стандартизации высшего профессионального образования / Наука и школа – № 4, 2011 – с. 8-14
  7. Алмазова А.А. Оценка грамотности письма студентов-логопедов / Преподаватель XXI век – № 2, 2012 – с. 136-144
  8. Алмазова А.А. Проблемы совершенствования устной речи будущих логопедов в системе высшего профессионального образования / Голос и речь. Мультидисциплинарный научно-практический журнал. – № 1 (6), 2012 – с. 75-82
  9. Алмазова А.А., Орлова О.С. Модульная структура подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (на примере блока лингвистических дисциплин) // Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; Ин-т спец. Образования. – Екатеринбург, 2013. – № 1. – с. 114- 120
  10. Алмазова А.А. Актуальные проблемы обучения русскому языку школьников с речевыми нарушениями и возможные пути их решения// Проблемы современного образования, № 2, 2013 114-122 http://www.pmedu.ru/index.php
  11. Алмазова А.А.   Шибанова А.А.  Проблемы развития устных видов речевой деятельности у школьников с нарушениями речи// Проблемы современного образования, № 2, 2013 123-131 http://www.pmedu.ru/index.php
  12. Алмазова А.А., Костенкова Ю.А., Яхнина Е.З. Совершенствование компетентностной модели бакалавра по направлению “Специальное (дефектологическое) образование” // Человек и образование. – 2014 . – № 1 (38). -С. 103-110.
  13. Алмазова А.А. Проблемы формирования профессиональной лингвистической компетенции студентов-логопедов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. Научно-практический журнал. – М.: НОУ ВПО «МПСУ», – № 2 (34). – С. 44-53.
  14. Алмазова А.А. Понимание и использование паралингвистических средств коммуникации школьниками с общим недоразвитием речи //Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможноятми здоровья: Материалы IVМеждународной научно-практической конференции (26-27 июня 2014 г.) / Под ред. И.В.Евтушенко, В.В.Ткачевой – М: Издательство «Спутник+», 2014 – с. 21-24
  15. Алмазова А.А. Структурно-содержательные аспекты разработки программ учебных дисциплин бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (на примере дисциплин лингвистического цикла) // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики / Под общ.ред. канд.пед.наук, доцента Ж.В. Антиповой – М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014 – с. 23-33.
  16. Соловьева Т.А., Алмазова А.А., Кулакова Е.В. К проблеме усиления практико-ориентированной подготовки учителей-дефектологов по программам прикладного бакалавриата // Наука и школа.– № 4, 2014 – с. 145-153.
  17. Алмазова А.А., Грибова О.Е. Методы обучения русскому языку школьников с тяжелыми нарушениями речи и специфика их применения // Мир специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. Выпуск 2. / Гл.ред. С.Н. Шаховская. – М.: ЛОГОМАГ, 2015. – с. 7-15
  18. Алмазова А.А., Филатьева М.С. Опыт дистанционного сопровождения курса «Лингвистические основы профессиональной деятельности» в системе подготовки логопедов в МПГУ // Наука и школа.– № 4, 2016 – с. 153 – 159
  19. Алмазова А.А., Мерзлякова В.П. Актуальные проблемы организации деятельности учителя-логопеда в современной образовательной организации // Дефектология как базис инклюзии: международная научно-практическая конференция 14-15 сентября 2016 года: сб. материалов конф. / Под общей редакцией Г.М. Иманова и М.Ю. Данилкиной. – СПб.: Смольный инсттут РАО, 2016 – с. 10-15 – http://ru.calameo.com/books/005019622f53dcc2b1c82
  20. Алмазова А.А., Орлова О.С. Из опыта проектирования и реализации курса лингвистической подготовки логопедов в магистратуре // Дефектология. – 2017, № 4. – с. 57-66.

Учебно-методические работы

  1. Алмазова А.А., Богачев Ю.П., Никульцева В.В. и др. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов. – М., Владос, 2008 – 176 с.
  2. Алмазова А.А., Богачев Ю.П., Михалькова О.В. Современный русский язык. Пособие для самостоятельной работы студентов дефектологического факультета. – М., Прометей, 2009 – 134 с.
  3. Алмазова А.А., Селиверстов В.И. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Учебное пособие для студентов средних специальных и высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Логопедия» – М., ГИЦ «Владос», 2010 – 374 с.
  4. Ишимова О.А., Алмазова А.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница для учащихся начальных классов. ФГОС. – М., Просвещение, 2014. – 128 с.
  5. Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. ФГОС. – М., Просвещение, 2014. – 126 с.
  6. Давидович Л.Р., Алмазова А.А., Антипова Ж.В. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. / Главный редактор: Э.В. Сайко. – Москва, Московский психолого-социальный университет, 2016. – 204 с.
  7. Алмазова А.А., Сосинская И.Н. Текст в системе обучения русскому языку детей с недоразвитием речи. – М., МПГУ, 2016 – 76 с.

Повышение квалификации



1. Программа повышения квалификации «Основы дистанционной поддержки образовательного процесса с применением системы Мооdle 2» - МПГУ, 2012
2. Программа повышения квалификации «Проектирование и организация интегрированного (инклюзивного) образования для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» - РУДН, 2012
3. Программа повышения квалификации для педагогов, работающими с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного обучения - МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013
4. Программа повышения квалификации по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) - МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014
5. Дополнительная профессиональная программа «Программа повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основной образовательной программы бакалавриата с усилением практической направленности подготовки будущих педагогов» – МГППУ, 2014, 2015
6. Дополнительная профессиональная программа «Проектирование и реализация основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог)» - МПГУ, 2015.
7. Дополнительная профессиональная программа «Использование возможностей LMS Moodle для смешанного обучения» - МПГУ, 2015 –2016
8. Дополнительная профессиональная программа «Программа повышения квалификации руководителей образовательных программ, профессорско-преподавательского состава и специалистов учебно-методических служб, осуществляющих подготовку педагогов дошкольного образования, педагогов начального общего образования, педагогов-дефектологов, педагогов основного общего образования» - МГППУ, 2016
9. Дополнительная профессиональная программа «Основы комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра» - АПК и ППРО, 2016
10. Научная стажировка на кафедре социальной педагогики и психологии МПГУ по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования - 2017
11. Повышение квалификации в ФГАОУ ДПО АПК И ППРО по теме «Основы комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического мпектра». 2017 – 72 час. (Удостоверение № у-11119/б).
12. Повышение квалификации в ФГБОУ ВО «МПГУ» по теме «Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог»». 2017 г. 78 часов (Удостоверение № 772406316914).
13. Повышение квалификации в ФГАОУ ДПО АПК И ППРО по теме «Деятельность тьюторов в условиях модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новыми ФГОС, ПООП и концепциями модернизации учебных предметов (предметных областей), в т.ч., по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ». 2017 – 48 час. (Удостоверение № у-2207/вн).

Достижения и поощрения

Диплом лауреата II степени конкурса МПГУ на лучшую научную работу гуманитарного цикла за учебное пособие для студентов высших учебных заведений - «Русский язык. Пособие для самостоятельной работы студентов дефектологического факультета», 2010
Сертификат лучшего преподавателя МГГУ им. М.А. Шолохова по итогам 2013 г.
Благодарность руководства ПИ РАО за активное участие в подготовке и проведении круглого стола «Речь в общении: норма, отклонения, коррекция» в рамках Международной конференции «Психология общения и доверия: теория и практика», 2014
Благодарственное письмо ректора МГППУ В.В. Рубцова и научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ И.Д. Фрумина за активное участие в реализации проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования» (2014-2015 гг.) в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
Диплом лауреата конкурса учебно-методических работ МПГУ (III место) за учебное пособие «Специальное (дефектологическое) образование в России: концептуально-методологические основы» (в соавт. с Ю.А. Костенковой), 2016
Диплом лауреата конкурса им. Л.С. Выготского (II место) за монографию «Развитие профессиональной языковой личности студентов-логопедов в процессе лингвистической подготовки» (МПГУ, 2016 г.)
Благодарность ректората МГПИ им. М.Е. Евсевьева (Саранск) за участие в проведении и организации Международной научно-практической конференции «53-и Евсевьевские чтения», 2017.

Исследовательские проекты и гранты

1. Инновационная образовательная программа (МОиН; МПГУ, 2009-2010)
2. Реализация приоритетных направлений деятельности Московского департамента образования; создание портала для родителей и специалистов в сфере развития, обучения и воспитания ребенка (ДО г. Москвы; МПГУ, 2012)
3. Разработка учебно-методических материалов и проведение методических семинаров для специалистов, работающих с русскоязычными детьми-билингвами с особыми образовательными потребностями в зарубежных странах» (МОиН РФ; Институт русского языка и культуры МГУ им. М.В. Ломоносова, компания ПРО100 МЕДИА, 2014 г.)
4. «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования» (МОиН РФ; МПГУ; 2015-2016 г.).
5. «Разработка проекта специальных требований в Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» (МОиН РФ; РГПУ им. А.И. Герцена; МГППУ, 2015 г.)
6. «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль «Педагог-дефектолог»)» (МОиН РФ; МПГУ; 2016-2017 гг.)
7. «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 дополнительный, 1 классы)» (МОиН РФ; Издательство «Просвещение», 2016 г.).
8. «Разработка методов пропедевтики трудностей в обучении у детей с нарушениями речи при инклюзивном образовании и ее организации, включая апробацию» (МОиН РФ, Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей; МПГУ, 2017 г.)

Заведующий кафедрой логопедии

Доцент

Кандидат педагогических наук


Профессиональные интересы

Логопедия, лингвистика, педагогика высшей школы, развитие речи детей, обучение русскому языку.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 741
+79672423294
aa.almazova@mpgu.edu

Портал Мой МПГУ (Moodle)

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)