Основные публикации А.М. Антиповой
1. Авторская позиция в прозе А.П. Чехова // Русская словесность. – 2004. – № 5. – С. 31 – 38
2. Актуальные проблемы изучения литературы в современной российской школе // Мiжнародныя Шамяiнскiя чытаннi «Пiсьменнiк – Асоба – Час»: Матэрыялы III Мiжнароднай навукова-практычнай канферэнцыi. Мазырь, 2013. С. 164 – 167.
3. Анализ лирического произведения на уроках-обзорах в 9 классе (на примере изучения темы «Поэты пушкинской поры») // Современные проблемы изучения и преподавания литературы / Отв. ред. И.В. Сосновская. Иркутск, 2012. С. 50-64.
4. Античная литература в отечественной школе: традиции и современный опыт изучения // Методическая наука: истоки и современность, традиции и инновации (К 100-летию со дня рождения профессора Л.П. Федоренко. М.: изд-во МГОУ, 2012. – С. 190-196.
5. «Весенняя сказка» А.Н. Островского «Снегурочка» в школьном изучении // Современные проблемы изучения и преподавания литературы: Сборник научных и методических работ. Вып. 11. – Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2011. С. 112-129.
6. Взаимосвязь теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы: Монография. М.: Флинта: Наука, 2004. – 272 с.
7. Внеклассная работа по литературе в современной школе: Учебное пособие. М.: Изд-во МПГУ «Прометей», 2007. – 182 с. (Гриф УМО по специальностям педагогического образования)
8. Вопросы теории и методики обучения литературе: Учебное пособие – М.: Изд-во МПГУ «Прометей», 2009. – 15 п.л. (Гриф УМО по специальностям педагогического образования).
9. Воспитание компетентного читателя в современной российской школе // Літературний процес: мова мистецтв і мистецтво мови: Матеріали У щорічної Міжнародної наукової конференції. 4-5 квітня 2014 року. – Київ, 2014. – С. 15-25.
10. Время // Л.Н. Толстой: Энциклопедия / Сост. Н.И. Бурнашева. – М.: Просвещение, 2009. – С. 588.
11. Знакомство с художественным миром комедии Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве». VIII класс. Литература в школе. 2013. № 7. С. 25 – 30.
12. Изучение драматургии А. С. Пушкина в современной школе // Четвёртые Измайловские чтения, посвящённые 180-летию поездки А. С. Пушкина в Оренбург: Сборник статей. – Оренбург, 2013. – С. 20- 24.
13. Изучение произведений У. Шекспира в отечественной школе: традиции и современные подходы // Наука и школа. 2014. № 6. С. 149-160.
14. Изучение русской литературы и предметный учебник в современном информационно-образовательном пространстве // Славянскія літаратуры ў кантэксце сусветнай: да 900-годдзя Кірыла Тураўскага, 200-годдзю Тараса Шаўчэнкі Мінск, 2013. – С. 364 – 369.
15. Изучение трагедии У. Шекспира «Гамлет» на уроках литературы в 9 классе // Литература в школе. 2014. № 11. 0,5 п.л.
16. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / Под ред. В. Ф. Чертова. В 2 ч. Изд. 3-е, перераб. М.: Просвещение, 2015. 351, 335 с. 20,53, 19,16 п. л. (в соавт. с В. Ф. Чертовым, Л. А. Трубиной, А. А. Маныкиной). Гриф Минобрнауки РФ.
17. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / Под ред. В. Ф. Чертова. В 2 ч. Изд. 2-е, перераб. М.: Просвещение, 2014. (в соавт. с В. Ф. Чертовым, Л. А. Трубиной, А. А. Маныкиной). Гриф Минобрнауки РФ.
18. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В. Ф. Чертова. М.: Просвещение, 2011 (в соавторстве с Л. А. Трубиной, А. М. Антиповой, А. А. Маныкиной). Гриф Минобрнауки РФ.
19. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Ф. Чертова (в соавт. с В.Ф. Чертовым, Л.А. Трубиной, А.А. Маныкиной). М.: Просвещение, 2012. Гриф Минобрнауки РФ РФ.
20. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В. Ф. Чертова. М.: Просвещение, 2015. – Изд. 2-е. – 399 и 384 с. 21,36 и 23,03 п. л. (в соавт. с В. Ф. Чертовым, Л. А. Трубиной, А. А. Маныкиной). Гриф Минобрнауки РФ.
21. Методическая школа анализа литературного произведения В.Г. Маранцмана как средство воспитания талантливого читателя // Филологическое образование в современных социокультурных условиях: методическая школа В. Г. Маранцмана: учебно-метод. пособие. – СПб., 2013. С. 95-104.
22. Методическое наследие Н.М. Кудряшёва (1904-1981): К 110-летию со дня рождения // Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве XXII Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, 21-22 марта 2014 г. / Отв. ред. В.Ф. Чертов. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2015. С. 133-144.
23. Миссия учёного-методиста: К 80-летию со дня рождения В.Г. Маранцмана (1932-2007) // Литературное образование в современном мире: проблемы и решения. ХХ Голубковские чтения. / Отв. ред. В.Ф. Чертов. М., 2013.
24. Мотивы чтения и читательские интересы современного подростка // Поддержка и развитие чтения: современные технологии и актуальные практики. Коллективная монография / Научн. ред. Е.С. Романичева М.: МГПИ, 2012. С. 72 – 78.
25. О подготовке современного педагога к формированию читателя-школьника // Читательская культура в информационном обществе: формирование и социально-педагогическая поддержка: Сборник статей по материалам конференции: В 2 ч. Ч. 1. / Под ред. Е.С. Романичевой, Г.В. Пранцовой. М., 2013. С. 64-70.
26. О приобщении современных школьников к русской классической литературе («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова в 9 классе) // Изучение русской литературной классики в школе: вчера, сегодня, завтра. XIX Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. В.Ф. Чертов. М.: МПГУ, 2012. С. 25-38.
27. О развитии читательской компетентности будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки // Чтение и грамотность в образовании и культуре: новые имена в новом веке. М., 2015. С. 45-48.
28. О систематизации основных понятий теории литературы // Современные проблемы изучения и преподавания литературы: Сборник научных и методических трудов. Вып. 10. – Иркутск, 2009. – С. 75 -88.
29. О формировании читателя-школьника в процессе литературного образования (на примере реализации УМК по литературе под редакцией В.Ф. Чертова) // Чтение и грамотность в образовании и культуре (По итогам десятилетия грамотности ООН «Грамотность для всех»): Доклады и тезисы Второй Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. М.В. Белоколенко. М.: Канон+, 2012. С. 55-58.
30. Об организации читательской деятельности современных школьников // Чтение и литературное образование в информационном обществе: Коллективная монография / Научн. ред. Е.С. Романичева. М.: МГПИ, 2011. С. 112-121.
31. Опыт систематизации теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы // Наука и школа. – 2004. – № 5. – С. 19 – 23.
32. Отечественные записки // Л.Н. Толстой: Энциклопедия / Сост. Н.И. Бурнашева. – М.: Просвещение, 2009. – С. 627 -628.
33. Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море». 8 класс // Литература в школе. 2012. № 11. С. 26-30.
34. Подготовка учащихся к самостоятельной читательской практике на основе формирования литературоведческой компетенции // Літературний процес: Методлогiя. Iмена. Тенденцii. – Київ, 2015. – С. 149-153.
35. Постижение художественного мира литературного произведения на уроках внеклассного чтения в 8 классе // Проблемы славянской культуры и цивилизации: Материалы XIII международной научно-методической конференции. / Отв. ред. А. М. Антипова. – Уссурийск, 2011. – С. 214-218.
36. Программа элективного курса «От теории литературы – к практике филологического анализа литературного произведения» / Под ред. В.Ф. Чертова // Программы элективных курсов. Литература. 10 – 11 классы. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2004. – С. 5 – 30.
37. Программа элективного курса «Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения» / Под ред. В.Ф. Чертова // Программы элективных курсов. Литература. 10 – 11 классы. Профильное обучение. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2005. – С. 2 – 28. Гриф Минобрнауки РФ.
38. Русская мысль // Л.Н. Толстой: Энциклопедия / Сост. Н.И. Бурнашева. – М.: Просвещение, 2009. – С. 637 -638.
39. Русский классический текст на уроках литературы // Проблемы славянской культуры и цивилизации: Материалы XI международной научно-методической конференции. / Отв. ред. А. М. Антипова. – Уссурийск, 2009. – С. 246 – 248.
40. Русское слово // Л.Н. Толстой: Энциклопедия / Сост. Н.И. Бурнашева. – М.: Просвещение, 2009. – С. 639 -640.
41. Слово – образ – смысл. Филологический анализ литературного произведения. Учебное пособие. / Под ред. В. Ф. Чертова. М.: Дрофа, 2006 (в соавторстве с В. Ф. Чертовым, Е. М. Виноградовой, Е. А. Яблоковым; 2-е изд. М.: Дрофа, 2008).
42. Слово – образ – смысл. Филологический анализ литературного произведения. Методическое пособие. / Под ред. В. Ф. Чертова. М.: Дрофа, 2007 (в соавторстве с В.Ф. Чертовым, Е. М. Виноградовой, Е. А. Яблоковым).
43. Современник // Л.Н. Толстой: Энциклопедия / Сост. Н.И. Бурнашева. – М.: Просвещение, 2009. – С. 644 -645. – 0,5 п.л.
44. Современные подходы к изучению литературы в российской школе //Актуальные вопросы русской филологии в поликультурном пространстве: Сборник статей. – Эрзурум, 2013. С. 333 – 335.
45. Современные подходы к профессиональной подготовке учителя-словесника// Проблемы славянской культуры и цивилизации: Материалы Х Международной научно-методической конференции. / Отв. ред. А.М. Антипова. – Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2008. – С. 392 – 400.
46. Современный учитель-словесник как читатель (о путях совершенствования профессиональной подготовки учителя) // Наука и школа. 2012. № 4. С. 44 – 47.
47. Сонет в русской поэзии (к уроку-обзору в 8 классе) // Проблемы славянской культуры и цивилизации: Материалы XIV международной научно-методической конференции «Проблемы славянской культуры и цивилизации» / Отв. ред. А.М. Антипова. – Уссурийск, 2012.
48. Творческий портрет учёного (К 60-летию Виктора Фёдоровича Чертова) // Литература в школе. 2014. № 8. 0,4 п. л. (в соавторстве с С. А. Зининым).
49. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 328 с. Гриф УМО по специальностям педагогического образования
50. Традиции изучения творчества Л.Н. Толстого в школе // «Толстой – это целый мир»: Статьи и исследования. / Отв. ред. Н.И. Бурнашева. – М.: Изд-во «Пашков дом», 2004. – С. 178 – 199.
51. Труды Ю.М. Лотмана и методология современного литературного образования: К 90-летию со дня рождения // Преподаватель XXI век. 2012. № 3. Ч. 1. С. 7 – 15.
52. Уроки литературы. 8 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Под ред. В. Ф. Чертова. М.: Просвещение, 2011 (в соавторстве с В. Ф. Чертовым, Л. А. Трубиной, А. А. Маныкиной).
53. Уроки литературы. 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Под ред. В. Ф. Чертова. М.: Просвещение, 2013 (в соавторстве с В. Ф. Чертовым, Л. А. Трубиной, А. А. Маныкиной).
54. Учебно-методические комплекты по литературе под редакцией В. Г. Маранцмана: оригинальность авторской методической концепции // Диалог традиций и инноваций в условиях трансформации общества и культуры. СПБ., 2014. – С. 46-52.
55. Факультативные занятия по литературе в современной школе: теория и практика: Учебное пособие. Москва: Изд-во МПГУ, 2007. – 188 с.
Литературное образование и духовно-нравственное воспитание современных школьников //Русская литература и искусство: формирование духовной культуры у школьников: Международный научно-практический семинар. Республика Болгария, СОК «Камчия» (04-08 сентября 2014 г.): Сборник материалов. София: Фонд «Устойчивое развитие Болгарии», 2014. С. 102-126.
Методические идеи Н. И. Кудряшёва, их значение для современного литературного образования // Литература в школе. 2015. № 8. С. 23-26.
Русская классическая литература в отечественной школе: опыт постижения и современные проблемы // Чтение классики сегодня: Доклады научного совета по проблемам чтения РАО. Выпуск 12. По материалам Постоянного семинара по проблемам чтения РАО. М.: «Канон+», 2015. С. 89-101.
Приобщение современных школьников к русской классике // Психология и литература в диалоге о человеке: Материалы Международной научной конференции / Под ред. Н.А.Борисенко, Н.Л. Карповой, А.А. Голзицкой. – М.: ПИ РАО, 2015. С. 59-63. Режим доступа: http://www.pirao.ru/upload/iblock/30e/psi_i_lit_v_dialoge_o_chel.pdf
Технологии приобщения школьников к чтению русской классической литературы // Научно-методические основы преподавания русского языка и иностранного в современном поликультурном пространстве с использованием технологий дистанционного обучения: Сборник материалов научно-практической сессии для педагогов и работников образования (9-11 октября 2015 г., г. Варна, Болгария). М.: МПГУ, 2015. С. 75-79.
Antipova A. Russian Classical and Modern Literature: Experience of schools // 3rd Baltic Sea – 17th Nordic Literacy Conference. 14−16 August 2016 − Turku/Åbo, Finland.
Режим доступа: http://finnishreadingassociationenglish.blogspot.fi/
Antipova A. Russian literature lesson in the modern information and educational space // SHS Web of Conferences Volume 29 (2016) 2016 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2016) Moscow, Russia, June 6-7, 2016 Режим доступа: http://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2016/07/contents/contents.html (в соавторстве:Viktor F. Chertov. Published online: 03 August 2016. OI: http://dx.doi.org/10.1051/shsconf/20162901016 (Web of Science)
Антипова А.М. Приобщение современных школьников к русской классике // Психология и литература в диалоге о человеке / Под ред. Н.А. Борисенко, Н.Л. Карповой, С.Ф. Дмитренко. М.: РШБА, 2016.С. 66-70. 0,4 п.л.
Антипова А. М. Современная русская проза в школе: стратегии изучения // Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное: коллективная монография / Под ред. Е. С. Романичевой, Е. А. Асоновой. — М.: Совпадение, 2016. С. 107–145. 3 п.л.
Антипова А.М. Педагог XXI столетия: стратегии развития читательской компетентности в процессе профессиональной подготовки // Национальная программа поддержки и развития чтения: год девятый. Материалы IX всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» (Москва, 26–27 ноября 2015 г.). М., 2016. С. 206–216. 0,5 п.л.
Произведения В.И. Белова в школе: актуальные практики изучения // Беловский сборник. Вып. 2. Вологда: Легия, 2016. С. 202–209 (0,5 п.л.).
Антипова А.М. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Изд. 4-е, перераб. М.: Просвещение, 2016. (в соавт. с В. Ф. Чертовым, Л. А. Трубиной, А. А. Маныкиной).
Антипова А.М. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2016. – Изд. 3-е. – (в соавт. с В. Ф. Чертовым, Л. А. Трубиной, А. А. Маныкиной).
The Russian Language Arts Teacher As A Socio-Cultural Phenomenon // 2017 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2017), Moscow, Russia, June 7-8, 2017. doi: dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.11 (в соавторстве Viktor F. Chertov, Anna A. Manykina). Режим доступа: http://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/InstituteforStrategyofEducationDevelopmentoftheRussianAcademyofEducationEEIA2017 (Web of Science)
Исследовательская деятельность по литературе и уроки-практикумы в старших классах // Литература в школе. 2017. № 11 (в соавторстве с В.Ф. Чертовым).
«Такая война»: произведения В. И. Белова о Великой Отечественной войне в школьном изучении // Преподаватель XXI век. 2017. № 3 (в соавторстве с О. А. Москвиной).
Урок литературы в современном информационно-образовательном пространстве // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016): Сборник научных трудов международной практической конференции. / Под ред. С.В. Ивановой. М., 2016. С. 678–687 (в соавторстве с В. Ф. Чертовым).
Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Изд. 4-е, перераб. М.: Просвещение, 2016. (в соавт. с В. Ф. Чертовым, Л. А. Трубиной, А. А. Маныкиной).
Антипова А.М. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2016. – Изд. 3-е. – (в соавт. с В. Ф. Чертовым, Л. А. Трубиной, А. А. Маныкиной).
Заместитель заведующего кафедрой
Профессор
Профессор
Доктор педагогических наук
История, теория и практика литературного образования
Филологический анализ литературного произведения в средней школе
Социология чтения
Профессиональная подготовка педагога-словесника