Всего опубликовано более 100 работ, среди которых: монография, учебное пособие для ВУЗов, учебно-методические пособия, программа по развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида, программно-методические пособия, научные статьи, электронные книги, используемые в педагогической практике. Ряд работ опубликован на английском, польском, украинском языках. Является соавтором фундаментального учебника «Логопедия».
Избранные публикации:
Федеральный государственный образовательный стандарт: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.– М.: Национальный книжный центр, 2014.
Черкасова Е.Л., Сапожников Я.М., Минасян В.С., Мхитарян А.С. Речевые нарушения у детей // Педиатрия: Журнал им. Г.Н. Сперанского.- 2013.- Т. 92.- № 4.
Черкасова Е.Л., Сапожников Я.М., Минасян В.С., Мхитарян А.С. Речевые нарушения у детей с недостатками слуха // Педиатрия: Журнал им. Г.Н. Сперанского.- 2013.- Т. 92.- №5.
Черкасова Е.Л. Коррекционно-педагогические технологии в дошкольном образовании: традиции и инновации: Сборник научно-практических материалов Ассоциации педагогов дошкольного образования / Под ред. О.Г. Приходько, Е.Л. Черкасовой, А.В. Лагутиной.- М.: Изд-во НКЦ, 2012.
Черкасова Е.Л. Проблемы речи детей с лор-заболеваниями: Энциклопедия для родителей.- М.: Национальный книжный центр, 2012.
Черкасова Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: изучение, диагностика, развитие: Учебно-методическое пособие.- М.: НКЦ, 2011.
Черкасова Е.Л. Методы обследования минимальных нарушений слуховой функции у детей с недоразвитием речи // Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной.- 5-е изд.- М.: Аркти, 2010.
Черкасова Е.Л. Диагностика и коррекция нарушений речи, осложненных минимальным снижением слуха, в детском возрасте // Forum Logopedyczne .- Katowice, 2010.- Nr. 18.
Черкасова Е.Л. Формирование вербально-коммуникативных умений у младших школьников с нарушением речевого развития // Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: Монография / Под ред. Г.В. Чиркиной, Л.Г. Соловьевой.- Архангельск: Поморский университет, 2009.
Черкасова Е.Л. Логопедическая работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи и минимальное снижение остроты слуха // Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост. И.Ю. Кондратенко.- М.: Айрис-пресс, 2005.
Czerkasowa E.L. Problem minimalnych zaburzeń słuchu u dzieci z zaburzeniami mowy // Międzynarodowa konferencja logopedyczna Wrocław 24-27 kwietnia: Streszczenia referatów.- Wrocław, 2003.
Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции: диагностика и коррекция: Учебное пособие для педагогических ВУЗов.- М.: Аркти, 2003.
Публикации за последние 5 лет
Работаем по ФГОС основного общего образования: Программа коррекционной работы / Под ред. Черкасовой Е.Л. – М.: УЦ Перспектива, 2015. – 88 с.
Работаем по ФГОС среднего общего образования: Программа коррекционной работы / Под ред. Е.Л. Черкасовой, А.В. Лагутиной. – М.: УЦ Перспектива, 2015. – 120 с. .
Черкасова Е.Л. Построение образовательной траектории для особого ребенка // Работа с родителями обучающихся в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Метод. Рекомендации / Конобеева Т.А., Мошнина Р.Ш. и др. – М.: УЦ Перспектива, 2015.- 44 с.
Черкасова Е.Л. Нарушения речи у детей раннего возраста со снижением слуха после перенесенного острого среднего отита // Вестник РГМУ.- 2015.- № 1.- С.16-20 (в соавт. с Я.М. Сапожниковым, В.С.Минасян., А.С.Мхитарян)
Черкасова Е.Л. Из жизни одной научной лаборатории / Логопедия.- М., 2015.- № – 2(8).- С. 26-35. (в соавт. с А.В. Лагутиной)
Черкасова Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: изучение, диагностика, развитие: Учебно-методическое пособие.- М.: НКЦ, 2015.- 192 с. [Электронная книга]
Черкасова Е.Л. Формирование коммуникативной компетенции как особой образовательной потребности детей с нарушениями речи: Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 4. – М.: АСОУ, 2015. – С. 576-581.
Федеральный государственный образовательный стандарт: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.– М.: Национальный книжный центр, – 2016. – 136 с.
ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.- 2-е изд.- М.: Национальный книжный центр, – 2016. – 136с. [Электронная книга]
Черкасова Е.Л. Всероссийская студенческая олимпиада «Развитие научного наследия Л.С. Выготского в современной логопедии» // Школьный логопед.- 2016.- № 4 (60).- С. 55-58. ( в соав. с А.А. Алмазовой, Г.В. Бабиной, В.П. Мерзляковой, О.С. Орловой)
Черкасова Е.Л. Особенности развития дошкольников с заболеваниями лор-органов // Медработник дошкольного образовательного учреждения.-М.: Изд-во Сфера, 2017.- № 2.- С. 23-29.
Черкасова Е.Л. Алалия // Логопедия. Теория и практика: Глава 8 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – М. : Эксмо, 2017.- С. 174- 223. (в соавт. с Шаховской С.Н.)
Черкасова Е.Л. Логопедическая работа с детьми при снижении слуха // Логопедия. Теория и практика: Глава 16 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – М. : Эксмо, 2017.- С. 464-488.
Черкасова Е.Л. Речь детей с заболеваниями лор-органов.- М.: Национальный книжный центр, 2017. – 72 с.
Черкасова Е.Л. Особенности становления и коррекции речи дошкольников с ОНР в случаях минимального снижения остроты слуха // III-я Международная научно-практическая конференция “Логопедия вчера, сегодня, завтра: традиции и инновации” 31 марта 2017 года.- Москва: Изд-во Логомаг, 2017.- С.263-266.
Черкасова Е. Л. Современные аспекты формирования коммуникативной компетенции как особой образовательной потребности детей с нарушениями речи // Сб. науч. статей VII Международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М.: ГИРЯ им. А. С. Пушкина, 2017. С.156-161.
Черкасова Е.Л. Слуховое восприятие и коммуникация детей с дизартрией // Социальное развитие личности в педагогической теории и практике А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Челябинск, 3-4 апреля 2018 г.) / Под ред. С.В. Росляковой, Н.А. Соколовой. – Челябинск: Изд-во “Цицеро”, 2018. – С. 357-366.
Черкасова Е.Л. Центральные слуховые расстройства у детей с нарушениями речи и минимальной слуховой депривацией // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: Методический сборник по материалам Международного симпозиума, 23-26 августа 2018 г. / Под общ. ред. А.А. Алмазовой, А.В. Лагутиной, Л.А Набоковой, Е.Л. Черкасовой — М., 2018. – С. 330-333.
Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: Методический сборник по материалам Международного симпозиума, 23-26 августа 2018 г. / Под общ. ред. А.А. Алмазовой, А.В. Лагутиной, Л.А Набоковой, Е.Л. Черкасовой — М., 2018. – 360 с. (РИНЦ, Усл.печ.л 22,5. Тираж 100 экз.)
Черкасова Е.Л. Алалия // Логопедия. Теория и практика: Глава 8 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – 2-е изд. испр., доп. – М. : Эксмо, 2018.- С. 174- 223. (в соавт. с Шаховской С.Н.)
Черкасова Е.Л. Логопедическая работа с детьми при снижении слуха // Логопедия. Теория и практика: Глава 16 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – 2-е изд. испр., доп. – М. : Эксмо, 2018.- С. 464-488.
Черкасова Е. Л. Особенности структуры нарушения при дизартрии в детском возрасте и методы ее коррекции // Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации: сб.науч.ст. по материалам Междунар. науч.-практич. конф.- М: Парадигма, 2019.- С. 297-302.
Черкасова Е.Л., Чеботарь П.С. Формирование диалогической речи дошколников с общим недоразвитием речи на основе образовательного квеста // Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации: сб.науч.ст. по материалам Междунар. науч.-практич. конф.- М: Парадигма, 2019.- С. 302-307.
Черкасова Е.Л. Особенности речевого развития, обусловленные нарушениями слуха различного генеза // IX Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Центральные механизмы речи» посвященная памяти проф. Н.Н. Трауготт, Санкт-Петербург, 11 – 13 ноября 2019: Сб. мат. конф. / Под общ. ред. д.м.н. А.Н. Шеповальникова. – СПб.: ВВМ, 2019.- С. 89.
Черкасова Е. Л., Второва А.А. Нейропсихологические методы в диагностике моторной афазии // Альманах педагога.- Электронный журнал [https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/prevu.php?razdel=dopolnitelnoe&p=1;Опубликовано: 10.06.2019].
Черкасова Е.Л. Алалия // Логопедия. Теория и практика: Глава 8 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – 3-е изд. испр., доп. – М. : Эксмо, 2019.- С. 174- 223. (в соавт. с Шаховской С.Н.)
Черкасова Е.Л. Логопедическая работа с детьми при снижении слуха // Логопедия. Теория и практика: Глава 16 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – 3-е изд. испр., доп. – М. : Эксмо, 2019.- С. 464-488.
Черкасова Е.Л. Особенности двигательной сферы неговорящих детей // Современные тенденции развития адаптивной физической культуры и спортивной медицины: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Московская государственная академия физической культуры. –М: Ярославль: Канцлер, 2019.- с. 373-377.
Всероссийская конференция «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», Москва, 18 октября 2017 г .
II Всероссийский съезд дефектологов, Москва, 2-3 ноября 2017 г .
IV Международная научно-практическая конференция «Логопедия вчера, сегодня, завтра: традиции и инновации», 2 марта 2018 г., доклад «Слуховое восприятие детей с дизартрией».
Международный симпозиум «Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия» , 23-26 августа 2018г., Москва, доклад «Центральные слуховые расстройства у детей с речевым недоразвитием и минимальной слуховой депривацией».
Международная научно-практическая конференция «Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации», 21.03. 2019 г., Москва, доклад «Особенности структуры нарушения при дизартрии в детском возрасте и методы ее коррекции».
Весенняя научная сессия МПГУ, Секция логопедии, 22 марта 2019 г., Москва, доклад «Механизмы возникновения нарушения слуха у детей с дизартрией и влияние слуховой депривации на развитие их речи».
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием « Логопедия: современный облик и контуры будущего», 25 октября 2019 г., Москва, доклад « Формирование речи дошкольников в условиях минимальной слуховой депривации».
IX Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Центральные механизмы речи», посвященная памяти проф. Н.Н. Трауготт, 12 ноября 2019, Санкт-Петербург, доклад «Особенности речевого развития, обусловленные нарушениями слуха различного генеза».
Фестиваль KIDS FEST, Семинар для родителей , 28 августа 2020 г., Москва, доклад «Актуальные родительские вопросы по логопедической помощи детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста» .
IX Международная научно-практическая конференция Российской ассоциации дислексии «PROчтение: дислексия в 21 веке», 10 сентября 2020 г., Москва, доклад « Речевые стратегии и тактики младших школьников с недоразвитием речи в учебном процессе».
2010 – 2012 гг. – научный руководитель Секции «Учителя-логопеды, учителя-дефектологи» Ассоциации педагогов дошкольного образования г. Москвы.
2012 – 2015 гг. – заведующий Лаборатории специального и инклюзивного образования Научно-исследовательского Института столичного образования ГАОУ ВО МГПУ .
Член жюри Московского городского конкурса профессионального мастерства и общественного признания «Сердце, отданное детям», 2012 г.
2005-2016 гг. – член редакционного совета научно-методического журнала «Логопедия» .
Является членом редакционного комитета журнала «Forum logopedyczne» Польского логопедического сообщества.
Доцент
Доцент
Кандидат педагогических наук
Проблематика дошкольной и школьной логопедии.
Междисциплинарные исследования в области комплексных речевых нарушений, дифференциальной диагностики и осуществления логопедической работы с учетом индивидуальной структуры речевого дефекта.
Особенности речевого развития и диагностики детей, имеющих минимальное (пограничное) снижение остроты слуха (на 15-25 дБ).
Вербально-коммуникативная деятельность, речевое поведение младших школьников и подростков с недоразвитием языковых подсистем, вербально-коммуникативное взаимодействие педагога и детей.
Проекты в области специальных коррекционных и инклюзивных практик, программ специального образования, учебно-методического обеспечения общего (специального) и высшего образования.