Навигация по сайту

Елена Леонидовна

Черкасова

Образование

Аспирантура: Институт коррекционной педагогики РАО, специальность 13. 00. 03 – коррекционная педагогика (логопедия), 2001 год окончания.
Высшее: Киевский государственный педагогический институт им. А.М. Горького (совр. - Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова), дефектологический факультет; специальность «Дефектология», 1986 год окончания.

Тема кандидатской диссертации

«Специфика логопедического воздействия при нарушениях речи, осложненных минимальными расстройствами слуховой функции», 2001 год

Курсы текущего учебного года

Дифференциальная диагностика речевых нарушений.
Фундаментальный базис речи.
Логопедия (Алалия).
Логопедическая работа с лицами, имеющими нарушения слуха.
Особенности коррекции дизартрии у детей с минимальной слуховой депривацией.
Технологии обследования моторных функций и речи.

Публикации

Всего опубликовано 85 работ,  среди которых:  монография,  учебное пособие для ВУЗов,   14 учебно-методических пособия,  программа по развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида,  3 программно-методических пособия, 64 научных статьи, электронные книги, используемые в  педагогической практике. Ряд работ опубликован на английском, польском, украинском языках. Является соавтором фундаментального учебника «Логопедия».

Избранные публикации:

Черкасова Е.Л. Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: Методический сборник по материалам Международного симпозиума, 23-26 августа 2018 г. / Под общ. ред. А.А. Алмазовой, А.В. Лагутиной, Л.А Набоковой, Е.Л. Черкасовой — М., 2018. – 360 с.

Черкасова Е.Л. Центральные слуховые расстройства у детей с нарушениями речи и минимальной слуховой депривацией  // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: Методический сборник по материалам Международного симпозиума, 23-26 августа 2018 г. / Под общ. ред. А.А. Алмазовой, А.В. Лагутиной, Л.А Набоковой, Е.Л. Черкасовой — М., 2018. – С. 330-333.

Черкасова Е.Л. Логопедическая работа с детьми при снижении слуха // Логопедия. Теория и практика: Глава 16 / Под ред. д.п.н. проф. Т.Б. Филичевой – М. : Эксмо, 2017.

Шаховская С.Н., Черкасова Е.Л. Алалия // Логопедия. Теория и практика: Глава 8 / Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. – М. : Эксмо, 2017.

Черкасова Е.Л. Речь детей с заболеваниями лор-органов.- М.: Национальный книжный центр,  2017.

[Электронная книга] ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.- 2-е изд.- М.: Национальный книжный центр, – 2016.

[Электронная книга] Черкасова Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: изучение, диагностика, развитие: Учебно-методическое пособие.- М.: НКЦ, 2015.

Работаем по ФГОС основного общего образования: Программа коррекционной работы: Программно-методические материалы / Под ред. Черкасовой Е.Л. – М.: УЦ Перспектива, 2015.

Работаем по ФГОС среднего общего образования: Программа коррекционной работы: Программно-методические материалы / Под ред. Е.Л. Черкасовой, А.В. Лагутиной. – М.: УЦ Перспектива, 2015.

Черкасова Е.Л., Сапожников Я.М., Минасян В.С.,  Мхитарян А.С.   Нарушения речи у детей раннего возраста со снижением слуха после перенесенного ОСО // Вестник РГМУ.- 2015.- № 1.

Федеральный государственный образовательный стандарт: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.– М.: Национальный книжный центр, 2014.

Черкасова Е.Л., Сапожников Я.М., Минасян В.С., Мхитарян А.С. Речевые нарушения у детей // Педиатрия: Журнал им. Г.Н. Сперанского.- 2013.- Т. 92.- № 4.

Черкасова Е.Л., Сапожников Я.М., Минасян В.С., Мхитарян А.С. Речевые нарушения у детей с недостатками слуха // Педиатрия: Журнал им. Г.Н. Сперанского.- 2013.- Т. 92.- № 5.

Черкасова Е.Л. Коррекционно-педагогические технологии в дошкольном образовании: традиции и инновации: Сборник научно-практических материалов Ассоциации педагогов дошкольного образования / Под ред. О.Г. Приходько, Е.Л. Черкасовой, А.В. Лагутиной.- М.: Изд-во НКЦ, 2012.

Черкасова Е.Л. Проблемы речи детей с лор-заболеваниями: Энциклопедия для родителей.- М.: Национальный книжный центр, 2012.

Черкасова Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: изучение, диагностика, развитие: Учебно-методическое пособие.- М.: НКЦ, 2011.

Черкасова Е.Л. Методы обследования минимальных нарушений слуховой функции у детей с недоразвитием речи // Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной.- 5-е изд.- М.: Аркти, 2010.

Черкасова Е.Л. Диагностика и коррекция нарушений речи, осложненных минимальным снижением слуха, в детском возрасте // Forum Logopedyczne .- Katowice, 2010.- Nr. 18.

Черкасова Е.Л. Формирование вербально-коммуникативных умений у младших школьников с нарушением речевого развития // Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: Монография / Под ред. Г.В. Чиркиной, Л.Г. Соловьевой.- Архангельск: Поморский университет, 2009.

Черкасова Е.Л. Логопедическая работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи и минимальное снижение остроты слуха // Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост. И.Ю. Кондратенко.- М.: Айрис-пресс, 2005.

Czerkasowa E.L. Problem minimalnych zaburzeń słuchu u dzieci z zaburzeniami mowy // Międzynarodowa konferencja logopedyczna Wrocław 24-27 kwietnia: Streszczenia referatów.- Wrocław, 2003.

Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции: диагностика и коррекция: Учебное пособие для педагогических ВУЗов.- М.: Аркти,  2003.

 

Повышение квалификации

Всероссийские курсы повышения квалификации педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования в ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А. Шолохова (72 часа, Москва, 2013г.);
V Международный теоретико-методологический семинар «Сециальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии» (2013 г., Москва);
«Инклюзивное образование: практика, исследования, методология» (2013 г., Москва);
«Ребенок с дислексией в реалиях ХХI века: обсуждение и перспективы» (2013 г., Москва);
Первая коуч-сессия «Урок в Москве» (2013г., Москва);
VI Международный теоретико-методологический семинар «Сециальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии» (2014 г., Москва);
«Современные технологии логопедической помощи в условиях специального и инклюзивного образования» (2014 г., Москва);
курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог)» (72 часа, апрель 2015г., Москва);
VII Международная конференция Российской ассоциации дислексии (2015 г., Москва);
Всероссийские курсы повышения квалификации «Теоретические и методические проблемы современной логопедии» (72 часа, 2015г., Москва);
курсы профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы» в ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» (506 часов, 2015 г., Москва);
курсы повышения квалификации по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) (72 часа, июнь 2015г., Москва).
I Всероссийский съезд дефектологов (2015 г., Москва).
Всероссийская студенческая олимпиада «Развитие научного наследия Л.С. Выготского в современной логопедии» (2016 г., Москва).
Научно-практическая конференция «Заикание глазами специалистов и заикающихся» (2016 г., Москва).
III Международная научно-практическая конференция «Логопедия вчера, сегодня, завтра: традиции и инновации» ( 2017 г., г. Москва).
Научно-практическая конференция, посвященной 145-летию МПГУ и презентации учебника «Логопедия: Теория и практика» (2017 г., Москва).
Всероссийский межведомственный Конгресс с международным участием «Слух 2017» и III Всероссийский форум оториноларингологов России (2017 г., Москва).
МПГУ «Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог», 2017 г., 78 час,
удостоверение № 772406317034.


Государственные и ведомственные награды

Медаль «В память 850-летия Москвы», 1997 г.
Звание «Ветеран труда», 5 июня 2017 г.

Достижения и поощрения

Сертификат «Лучший преподаватель МГГУ им. Шолохова» (ректор МГГУ им. М.А. Шолохова В.Д. Нечаев, 2012 г.);
Почетная грамота за многолетний плодотворный труд в системе образования (ректор МГПУ И.М. Реморенко, 2014 г.);
Благодарственное письмо за высокий профессионализм, преданность и личный вклад в развитие университета (ректор МГГУ им. М.А. Шолохова В.Д. Нечаев, 2015 г.).
Благодарность ректора за добросовестный труд, высокие профессиональные качества и безупречную работу на благо университета (ректор А.В. Лубков, ноябрь 2017 г.).

Участие в конференциях

Всероссийская конференция «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», Москва, 18 октября 2017 г .

II Всероссийский съезд дефектологов ,  Москва, 2-3 ноября 2017 г .

IV Международная научно-практическая конференция «Логопедия вчера, сегодня, завтра: традиции и инновации», 2 марта 2018 г., доклад «Слуховое восприятие детей с дизартрией».

Международный симпозиум «Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия» , 23-26 августа 2018г., Москва, доклад «Центральные слуховые расстройства у детей с речевым недоразвитием и минимальной слуховой депривацией».

Дополнительная информация

С 2010 по 2012 г.г. являлась научным руководителем Секции «Учителя-логопеды, учителя-дефектологи» Ассоциации педагогов дошкольного образования г.Москвы.

Является членом редакционного совета научно-методического журнала «Логопедия» и членом редакционного комитета журнала «Forum logopedyczne» Польского логопедического сообщества.

 


Доцент

Доцент

Кандидат педагогических наук


Профессиональные интересы

Проблематика дошкольной и школьной логопедии.
Исследования в области комплексных речевых нарушений, дифференциальной диагностики и осуществления логокоррекционной работы с учетом индивидуальной структуры речевого дефекта.
Особенности речевого развития и диагностики детей, имеющих минимальное снижение остроты слуха (на 15-25 дБ).
Вербально-коммуникативная деятельность, речевое поведение школьников с системным недоразвитием всех языковых подсистем, вербально-коммуникативное взаимодействие педагога и учащихся.
Проекты в области специальных коррекционных и инклюзивных практик, программ специального образования, учебно-методического обеспечения общего (специального) и высшего образования.


Контактная информация

город Москва, улица Ташкентская, дом18, корпус 4, аудитория 214
+7 (495) 372-59-26
el.cherkasova@mpgu.edu

Портал Мой МПГУ (Moodle)

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)