Русская словесность в дореволюционной школе. Монография. М.: Прометей, 1994 (2-е изд., доп. М.: Прометей, 2013).
Методическое наследие А. Д. Галахова // Поэтика художественного текста на уроках литературы. М., 1997.
Становление курса литературы в российской школе // Педагогика. 1997. № 3.
Методика преподавания литературы. Учебник. В 2 ч. М.: Владос, 1995 (в соавт. с О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцманом).
Методика преподавания литературы. Учебник. М.: Академия, 1999 (в соавт. с. О. Ю. Богдановой, С. А. Леоновым). М.: Академия, 1999 (5-е изд. М.: Академия, 2008).
Практикум по методике преподавания литературы. М.: Академия, 1999 (в соавт. с О. Ю. Богдановой, С. А. Зининым, С. А. Леоновым).
История литературного образования в российской школе. Хрестоматия. М.: Академия, 1999.
Тесты, вопросы, задания по русской литературе XIX века. 10 класс. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1999 (4-е изд. М.: Просвещение, 2004).
Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2002 (2-е изд. М.: Просвещение, 2001).
Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э. Л. Безносов, Е. Л. Ерохина, Н. Л. Карнаух и др. / Сост. В. Ф. Чертов. М.: Дрофа, 2004.
От «литературы вопросов» к «литературе ответов»? О некоторых тревожных тенденциях в преподавании литературы // Литература в школе. 2004. № 4.
Слово – образ – смысл. Филологический анализ литературного произведения. Учебное пособие. М.: Дрофа, 2006 (в соавт. с Е. М. Виноградовой, Е. А. Яблоковым, А. М. Антиповой; отв. редактор; 2-е изд. М.: Дрофа, 2008).
Слово – образ – смысл. Филологический анализ литературного произведения. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2007 (в соавт. с Е. М. Виноградовой, Е. А. Яблоковым, А. М. Антиповой; отв. редактор).
Литература как метафора мира. О новой программе общеобразовательной школы // Литература в школе. 2007. № 4.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11 классы (базовый и профильный уровни). М.: Просвещение, 2007 (в соавт. с Л. А. Трубиной, Н. А. Ипполитовой, И. В. Мамоновой; отв. редактор).
Научная школа В. В. Голубкова: теоретические основы преподавания литературы в средней школе // Научные школы Московского педагогического государственного университета. Вып. 1. М.: Прометей, 2008.
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2008 (в соавт. с Л. А. Трубиной, Н. А. Ипполитовой, И. В. Мамоновой; отв. редактор; 13-е изд. М.: Просвещение, 2021).
Уроки литературы. 5 класс. Методическое пособие к учебнику. М.: Просвещение, 2008 (в соавт. с Л. А. Трубиной, Н. А. Ипполитовой, И. В. Мамоновой; отв. редактор, 2-е из. М.: Просвещение, 2014).
Л. Н. Толстой в школе // Л. Н. Толстой: энциклопедия / сост. и науч. ред. Н. И. Бурнашёва. М.: Просвещение, 2009.
Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2009 (в соавт. с Л. А. Трубиной, Н. А. Ипполитовой, И. В. Мамоновой; отв. редактор, 11-е изд. М. Просвещение, 2021).
Уроки литературы. 6 класс: пособие для учителей общеобраз. учреждений. М.: Просвещение, 2009 (в соавт. с Л. А. Трубиной, Н. А. Ипполитовой, И. В. Мамоновой; отв. редактор, 2-е изд. М.: Просвещение, 2013).
Уроки М. О. Гершензона (1869-1925): К 150-летию со дня рождения // Литературное образование и духовно-нравственное развитие личности. XVII Голубковские чтения. Материалы международной научно-практической конференции, 27-28 марта 2009 г. М.: МПГУ, 2010.
Русский учитель-словесник как культурный феномен: сравнительно-исторический аспект // Учитель-словесник и современный образовательный процесс. XVIII Голубковские чтения. Материалы международной научно-практической конференции, 17-18 марта 2010 г. М.: МПГУ, 2011.
Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010 (в соавт. с Л. А. Трубиной, Н. А. Ипполитовой, И. В. Мамоновой; отв. редактор; 10-е изд. М.: Просвещение, 2021).
Уроки литературы. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010 (в соавт. с Л. А. Трубиной, Н. А. Ипполитовой, И. В. Мамоновой; отв. редактор; 2-е изд. М.: Просвещение, 2014).
Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011 (в соавт. с Л. А. Трубиной, А. М. Антиповой, А. А. Маныкиной; отв. редактор; 10-е изд. М.: Просвещение, 2021).
Уроки литературы. 8 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011 (в соавт. с Л. А. Трубиной, А. М. Антиповой, А. А. Маныкиной; отв. редактор).
Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5–9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011 (в соавт. с Л. А. Трубиной, Н. А. Ипполитовой, И. В. Мамоновой; отв. редактор).
Школьное изучение русской литературной классики в сравнительно-историческом освещении // Изучение русской литературной классики в школе: вчера, сегодня, завтра. XIX Голубковские чтения. Материалы международной научно-практической конференции, 24-25 марта 2011 г. М.: МПГУ, 2012.
Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012 (в соавт. с Л. А. Трубиной, А. М. Антиповой, А. А. Маныкиной; отв. редактор; 8-е изд. М.: Просвещение, 2021).
Школьное изучение литературы в современной социокультурной ситуации // Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы. МГУ имени М. В. Ломоносова. 4–6 июля 2012 г. Труды и материалы / Под ред. М. Н. Ремнёвой. М.: МГУ, 2012.
Русская классика как основа школьного литературного образования // Преподаватель XXI век. 2012. № 4 (в соавт. с Л. А. Трубиной).
Российский учитель-словесник в условиях модернизации образования // Преподаватель XXI век. 2012. № 3.
Русская литература XVIII века в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект // Наука и школа. 2012. № 6.
La literature dans l’enseignement scolaire en Russie. Au servise des valeurs nationales et humanistes // Revue international d’education Sèvres, nº 61, décembre 2012 (Литература в российской школе. На службе национальных и гуманистических ценностей // Севрский международный журнал образования. 2012. № 61 (в соавт. с Л. А. Трубиной, на франц. языке).
Уроки литературы. 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013 (в соавт. с Л. А. Трубиной, А. М. Антиповой, А. А. Маныкиной; отв. редактор).
«Прекрасно, что есть любимая работа, которая приносит удовлетворение…». Ответы В. Ф. Чертова на вопросы журнала «Литература в школе» // Литература в школе. 2014. №8.
Idee szkoly formalnej w prachach W. M. Fiszera (Идеи формальной школы в трудах В. М. Фишера) // Konspekt. Pismo Universytetu Pedagogicznego w Krakowie. Краков, 2014. №1 (50) (на польск. языке).
Russian literature lesson in the modern information and educational space // SHS Web of Conferences Volume 29 (2016) 2016 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2016) Moscow, Russia, June 6-7, 2016 Режим доступа: http://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2016/07/contents/contents.html (в соавт.: Аlla M. Antipova. Published online: 03 August 2016. OI: http://dx.doi.org/10.1051/shsconf/20162901016 (Web of Science)
The Russian Language Arts Teacher As A Socio-Cultural Phenomenon // 2017 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2017), Moscow, Russia, June 7-8, 2017. doi: dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.11 (в соавторстве Аlla M. Antipova, Anna A. Manykina). Режим доступа: http://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/InstituteforStrategyofEducationDevelopmentoftheRussianAcademyofEducationEEIA2017 (Web of Science)
Урок литературы в современном информационно-образовательном пространстве // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016): Сборник научных трудов международной практической конференции. / Под ред. С.В. Ивановой. М., 2016. С. 678–687 (в соавт. с А. М. Антиповой).
Исследовательская деятельность по литературе и уроки-практикумы в старших классах // Литература в школе. 2017. № 11 (в соавт. с А.М. Антиповой).
Русский фольклор в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект // Наука и школа. 2018. №3. С. 41-51.
Научная школа В. В. Голубкова: история и направления исследований: монография / В. Ф. Чертов, С. А. Зинин, И. А. Подругина и др.; под ред. В. Ф. Чертова. М.: Экон-Информ, 2018.
Методика преподавания литературы. Персоналии: биобиблиографический словарь / В. Ф. Чертов, А. М. Антипова, Е. И. Белоусова, В. П. Журавлев и др.; сост. и науч. ред. В. Ф. Чертов. М.: МПГУ, 2018.
Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый и углублённый уровни: в 2 ч. / В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, А. М. Антипова, А. А. Маныкина; под редакцией В. Ф. Чертова. М.: Просвещение, 2019 (3-е изд. М.: Просвещение, 2021).
Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровни: в 2 ч. / В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, А. М. Антипова, А. А. Маныкина; под редакцией В. Ф. Чертова. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 2019 (3-е изд. М.: Просвещение, 2021).
Творчество Н. В. Гоголя в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект // Литература в школе. 2019. №3. С. 33-36.
Расширение диапазона навигационных функций современного учебника литературы // Наука и школа. 2019. №4. С. 36-42. 0,5 п. л. (в соавт. с В. П. Журавлевым).
V.F. Chertov, A. M. Antipova, V. P. Zhuravlev (2019). The History of Literary Education as an Object of Scientific Research // The European Proceedings of So-cial & Behavioural Sciences. Vol. LXIX: EEIA 2019 – International Conference «Education Environment for the Information Age». Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia, June 4–5, 2019) (ed.Sing Kai Lo), published by the Future Academy. pp. 227-234.
История литературного образования как объект научного исследования в педагогическом университете // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age-2019”) (EEIA–2019) / под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. С. 789-800 (в соавт. c А. М. Антиповой, В. П. Журавлевым).
Журнал «Литература в школе»: история, традиции, перспективы // Литература в школе. 2020. №1. С. 9-22 (в соавт. с В. П. Журавлевым).
Гармония теории и практики в трудах В. В. Голубкова // Литература в школе. 2020. №1. С. 108-120 (в соавт. с И. В. Сосновской).
Современные подходы к обучению в методическом наследии О. Ю. Богдановой // Литература в школе. 2020. №5. С. 120-128 (в соавт. с С. А. Зининым, И. В. Сосновской).
Литература. Методические рекомендации. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни / В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, А. А. Маныкина; под ред. В. Ф. Чертова. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 2020. URL: https://catalog.prosv.ru/attachment/9daa74cd082868b3eb1c1528bc356ade8a235d52.pdf
Литература. Методические рекомендации. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни / В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, А. А. Маныкина; под ред. В. Ф. Чертова. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 2020. URL: https://catalog.prosv.ru/attachment/1b4caaf1e88b9346c6aa034f9ea33b659d68ae45.pdf
Чтение и литературное образование в цифровую эпоху: приглашение к дискуссии и поиску // Литература в школе. 2021. № 1. С. 9–21.
Заведующий кафедрой
Профессор
Доктор педагогических наук
История литературного образования и методики преподавания литературы. Филологический анализ литературного произведения в средней школе. Сравнительно-исторический подход к исследованию проблем теории и методики обучения литературе. Читатель-школьник и внеклассное чтение в системе литературного образования.