Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

Юлия Олеговна

Филатова

Образование

Докторантура: Московский педагогический государственный университет, 2012, специальность "13.00.03 - коррекционная педагогика (логопедия)".
Аспирантура: Московский педагогический государственный университет, 2002, специальность "13.00.03 коррекционная педагогика (логопедия)".
Образование: Московский педагогический государственный университет, 1998, специальность "Логопедия с дополнительной специальностью филология", диплом с отличием.

Тема кандидатской диссертации

"Психолого-педагогические критерии выявления клаттеринга у школьников" (2002)

Тема докторской диссертации

"Речевые и моторные ритмические процессы и модель их развития у детей с нарушениями речи" (2015)

Курсы текущего учебного года

Диагностика психречевого развития детей раннего возраста - бакалавриат по направлению "Специальное (дефектологическое) образование", профиль "Логопедия" (2 курс).
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ - бакалавриат по направлению "Специальное (дефектологическое) образование", профиль "Логопедия" (3 курс).
Нарушения плавности речи - бакалавриат по направлению "Специальное (дефектологическое) образование", профиль "Логопедия" (3 курс).
Логоритмика - бакалавриат по направлению "Специальное (дефектологическое) образование", профиль "Логопедия" (4 курс).
Методика обучения математике - бакалавриат по направлению "Специальное (дефектологическое) образование", профиль "Логопедия" (4 курс).
Нарушения плавности речи и их преодоление - магистратура по направлению "Специальное (дефектологическое) образование (2 курс).
Научно-исследовательская практика - магистратура по направлению "Специальное (дефектологическое) образование (2 курс).
Мультидисциплинарное изучение речевой деятельности в норме и патологии – аспирантура по направлению "Коррекционная педагогика" (2 курс).



Публикации

 

Более 95 научных и учебно-методических работ. Наиболее важные работы в последние годы:

Филатова Ю.О., Белякова Л.И. Интеграция психомоторных функций в процессе становления речедвигательной стереотипии у ребенка // Материалы XVI Международного междисциплинарного конгресса «Нейронаука для медицины и психологии». Судак, Крым, Россия, 6-16 октября, 2020 г. С. 479-480. https://doi.org/10.29003/m1304.sudak.ns2020-16/479-480

Заикание: руководство для работы с подростками: учебное пособие / Перевод Л.А. Набоковой, И.И. Сарычевой, Ю.О. Филатовой; науч. ред. Ю.О. Филатова. Москва: МПГУ, 2020. 72 с.

Filatova, Yulia O.; Georgieva, Dobrinka Speech disfluencies of preschool-age children who do and do not stutter // Foreign Language Teaching. 2019. Number 4. Volume 46. P. 468-478. (Web of Science)

Филатова, Ю.О. Речь как информационный процесс живой природы / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Вопросы психолингвистики. 2019. № 4 (42). С. 132-143. DOI 10.30982/2077-5911-2019-42-4-134-145.

Filatova, Yulia O. et al. A Decade of Collaboration among International Representatives of the International Cluttering Association (PERS-SIG17-2019-0006) / Reichel, Isabella K.; Ademola-Sokoya, Grace agbonmeire; Aumont-Boucand, Veronique; Bona, Judit; Carmona, Jaqueline ; Cosyns, Marjan; Filatova, Yulia; Haj-Tas, Maisa; Kelkar, Pallavi ; Remman, Reina; Mayomoto, Shoko; Özdemir, Sertan; Sanghi, Maya; Schnell, Alexandra;  Touzet Bian, Beatriz; Yang, Shu-Lan // Perspectives of the ASHA Special Interest Groups,  2019. December. DOI 10.1044/2019_PERS-SIG17-2019-0006.

Филатова, Ю.О. Очерк о научной школе профессора Л.И. Беляковой / А.А. Алмазова, Г.В. Бабина, Ю.О. Филатова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 1. – С. 43-48.

Филатова, Ю.О. Специальная педагогика и психология: традиции и инновации (о Всероссийской научной конференции молодых ученых МПГУ) / Ю.О. Филатова, В.С. Демёхина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. – № 5. – С. 33-37.

Филатова Ю.О., Антипова А.М. Изучение ранних вокализаций в младенчестве (на основе кейс-метода) // Современная онтолингвистика: проблемы, методы, открытия. Материалы ежегодной международной научной конференции. 24–26 июня 2019 г. Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена. – СПб.: Листос, 2019. – С. 580-585.

 

Филатова Ю.О., Кудряшова А.С. Выявление вариантов задержки речевого развития у детей раннего возраста с применением разных диагностических методик // Современная онтолингвистика: проблемы, методы, открытия. Материалы ежегодной международной научной конференции. 24–26 июня 2019 г. Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. – СПб.: Листос, 2019. – С. 610-613.

 

Филатова, Ю.О. Психофизиологические индикаторы становления речевой функции ребенка как показатель его когнитивного развития / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Когнитивные исследования на современном этапе [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнитивной науке (Архангельск, 19-22 ноября 2018 г.) – Электронные текстовые данные. Архангельск: САФУ, 2018. – С. 32-35. 

Ваш ребёнок заикается? Руководство для работы с родителями / Пер. Л.А. Набоковой, Ю.А. Робиновой, Ю.О. Филатовой; науч. ред. Ю.О. Филатова. – М.: МПГУ, 2018.  – 60 с. (Серия «Говорить легко»).

Filatova, Yulia Theoretical views on mechanisms of formation of speech act / Lidia Belyakova, Yulia Filatova // Fifth International Luria Memorial Congress (Lurian Approach in International Psychological Science). – KnE Life Science, 2018. Pages 86-94.

Филатова, Ю.О. Объективные характеристики голоса при дизартрии у младших школьников // Ю.О. Филатова, К.В. Реймер // Специальное образование. – 2018. – № 2 (50). – C. 100-111.

Филатова Ю.О. Один мир, много голосов: наука и сообщество // Дефектология. – 2018. – № 6. – С. 70-74.

 

Филатова, Ю.О. Онтогенез и дизонтогенез плавности речи у детей / Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2018. – № 5. – С. 31-40.

Филатова, Ю.О. Консультативная помощь родителям дошкольников с заиканием в процессе логопедической коррекции / Ю.О. Филатова, Е.С. Шишова // Дефектология. – 2017. – № 5. – С. 36-44.

Филатова, Ю.О. Дискуссионные вопросы классификации нарушений речи / Ю.О. Филатова // Современные тенденции в логопедической диагностике коррекции: монография. (Współczesne tendencje w diagnozie i terapii logopedycznej / edited by prof. Danuta Pluta-Wojciechowska & Barbara Sambor. – Poland: Harmonia Universalis, 2017. – P. 83-91 (глава на польском языке).

Филатова, Ю.О. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / Ю.О. Филатова, Н.Н. Гончарова, Е.В. Прокопенко. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 208 с.

Филатова, Ю.О. Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей: формирование речевого дыхания: Учебно-методическое пособие / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Ю.О. Филатова, Т.Г. Хатнюкова-Шишкова. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 80 c.

Просто иногда я заикаюсь: Книга для детей от 7 до 12 лет / Пер. Л.А. Набоковой, В.М. Заруцковой; Науч. ред. Ю.О. Филатова. – Москва: МПГУ, 2016. – 40 с.

Филатова, Ю.О. Психофизиологический инструментарий в пространстве изучения речи ребенка / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Вопросы психолингвистики. – 2016. – № 4 (30). – С. 30-38.

Филатова, Ю.О. Коррекция заикания у дошкольников: дифференцированный подход / Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2016. – № 5. – С. 31-37.

Филатова, Ю.О. Современные тенденции в логопедической диагностике и коррекции – тематика Международной конференции по логопедии / Д. Плюта-Войцеховска, Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2016. – № 1. – С. 88-91.

Филатова, Ю.О. Заикание и клаттеринг как сходные явления в дезорганизации ритмических процессов, обеспечивающих речь / Ю. О. Филатова // Заикание: проблемы теории и практики. Коллективная монография / Под ред. Л. И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – С. 61-72.

Филатова, Ю.О. Педагогическая модель коррекции речевого и моторного ритмов у детей с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Наука и школа. – 2015. – № 3. – С. 114-123.
Филатова, Ю.О. Идентификация нарушений плавности речи непрофессиональным сообществом в разных странах / Ю. О. Филатова // Дефектология. – 2015. – № 5. – С. 29-36.
Филатова, Ю.О. Традиции и инновации в диагностике и коррекции заикания у детей в русской логопедии / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Forum Logopedyczne. – 2015. – № 23. – С. 17-25.

Филатова, Ю.О. Трансдисциплинарный подход в современной логопедии / Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2013. – № 4. – С. 19–28.
Филатова, Ю.О. Ритм речевых и неречевых процессов у детей в норме и при речевой патологии / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Вопросы психолингвистики. – 2012. – № 2 (16). – С. 84–91.
Филатова, Ю.О. Расширение методологического поля психолого-педагогических исследований в логопедии / Ю.О. Филатова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. – 2012. – № 2 (26). – С. 205–211.

Филатова, Ю.О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии: монография / Ю.О.Филатова. – М.: Прометей, 2012.
Теоретические проблемы нарушений плавности речи: коллективная монография / Под ред. Ю.О. Филатовой. – М.: Национальный книжный центр, 2012.
Филатова, Ю.О. Клаттеринг: монография / Ю.О. Филатова. – М.: Прометей, 2005.
Филатова, Ю.О. Логоритмика. Развитие ритма движений и речи у детей с заиканием / Ю.О. Филатова, Н.Н. Гончарова, Е.Н. Прокопенко. – М.: Национальный книжный центр, 2012.
Filatova, Y. Public attitudes toward cluttering and stuttering in four countries  / K. O. St. Louis, Y. Filatova, M. Cozkun, S. Topbas, et al. // Psychology of Stereotypes; Ed. E. L. Simon.– Nova Science Publishers, Inc., 2011.  – P. 81-114.
Филатова, Ю.О. Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Речь ребенка: Проблемы и решения ; под ред. Т.Н. Ушаковой. – М.: Ин-т психологии РАН, 2008. – С. 40-54.

Повышение квалификации

Университет Томаса Мора (Бельгия) – Stuttering Modification for Young Children: Mini-KIDS – 2020 – 24 ч.
ФГБОУ ВПО «МПГУ» – Цифровая компетентность преподавателя высшей школы – 2019 – 72 ч. –удостоверение № 772409673280 о повышении квалификации рег. номер 02643-ПК-2019
ФГБОУ ВО «МПГУ» – Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования – 2018 – 36 ч. –удостоверение№772407594904 о повышении квалификации рег. номер 04178-ПК-2018
ФГБОУ ВО «МПГУ» – Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья 2017 – 16 ч. – удостоверение №772406321439 о повышении квалификации рег. номер 20368-ПК-2017
Университет Эрасмуса (Нидерланды) – RESTART Demands & Capacities Model for Treatment of Preschool Children Who Stutter – 2016 – 48 ч.
Университет Айовы (США) – Designing Coursework in the Nature and Treatment of Stuttering – 2016 – 30 ч.
ФГБОУ ВО «МПГУ» – Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) – 2015г. – 72 ч. – удостоверение №772402032759 о повышении квалификации рег. номер 2549-ПК-2015
ФГАОУ АПК и ППРО – Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ – 2013 – 144 ч. – свидетельство о повышении квалификации рег. номер С-23/б.
Университет Айовы (США) – Stuttering Therapy: Workshop for Specialists – 2005 – 55 ч.
Ньюман колледж (Великобритания) – Стипендиальная программа Президента РФ – 2000-2001 – 86,25 E.C.T.S.

Достижения и поощрения

Лауреат I степени конкурса Л.С. Выготского за научно-методический журнал «Дефектология» (2019)
Лауреат I степени в конкурсе на лучшую научную работу в области социально-экономических и общественных наук за монографию «Теоретические проблемы нарушений плавности речи» (2012)
Лауреат I степени в конкурсе учебно-методических работ по номинации «Лучший учебник/учебно-методическое пособие для вуза» за учебно-методическое пособие «Логоритмика. Развитие ритма движений и речи у детей с заиканием» (2012)

Исследовательские проекты и гранты

2020-2022 – руководитель - «Разработка научных основ дифференциальной диагностики речи, моторики и дыхания у детей с тяжёлыми нарушениями речи» - 2020 – 20-013-00613
2014-2016. – исполнитель – Именование как центральная операция вербальной деятельности человека: происхождение, развитие, сфера действия" – 14-06-00174
2014-2015 – Региональная инновационная площадка СОУО г. Москвы "Инновационные логопедические технологии в дошкольном и общем образовании" (совместно с Л.И. Беляковой).
2010-2013 – Городская экспериментальная площадка "Разработка и апробация логопедических технологий в целях их использования в ”Программе обучения и воспитания заикающихся дошкольников"(совместно с Беляковой Л.И.).

Участие в конференциях

Седьмой Европейский симпозиум по нарушениям плавности речи – Университет Томаса Мора, г. Антверпен, Бельгия – 12-15 февраля 2020 г, – «Состояние проблемы коррекции заикания в России / Stuttering Treatment in Russia: State of the Problem» (устный доклад).

XIX Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Теория речевой деятельности: вызовы современности» – Институт языкознания РАН, Российский университет дружбы народов, г. Москва – 6-8 июня 2019 г. – «Психосенсомотрный речевой стереотип как концепт ноосферы» (пленарный доклад в соавторстве).

Международная научная конференция «Современная онтолингвистика: проблемы, методы, открытия» – Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург – 24-26 июня 2019 г. – «Изучение ранних акустических вокализаций в младенчестве (на основе кейс-метода)» (устный доклад в соавторстве); «Выявление вариантов задержки речевого развития у детей раннего возраста с применением разных диагностических методик» (в устный доклад соавторстве).

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Логопедия: современный облик и контуры будущего» – Московский педагогический государственный университет, г. Москва – 24-25 октября 2019 г. – «Классификации нарушений речи в разных странах: прошлое и настоящее» (пленарный доклад).

III Всероссийский съезд дефектологов – Министерство просвещения РФ, Институт коррекционной педагогики РАО, г. Москва – 14-15 ноября 2019 г. – «Возможности расширения тематики межотраслевых научных исследований в дефектологии» (пленарный доклад).

Научно-практическая конференция «Логопедические технологии в системе дошкольного и начального общего образования детей с тяжёлыми нарушениями речи» – ГБОУ Школа № 158/3 – Интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи, г. Москва – 20 февраля 2018 г. –– «Почему логопедические технологии являются здоровьесберегающими?» (устный доклад)

Международная научная конференция «Проблемы онтолингвистики – 2018» – Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург –20-23 марта 2018 г.  – «Варианты психоречевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития» (устный доклад в соавторстве)

Международная конференция по нарушениям плавности речи – г. Хиросима, Япония – 13-16 июля 2018 г. – «Образовательные результаты преподавания курса «Клаттеринг» в Московском педагогическом государственном университете / Educational Outcomes of Teaching Cluttering Course at Moscow Pedagogical State University” (устный доклад на английском языке) “Stuttering and Cluttering Attitudes of Beginning SLP Students, Education Students and Public in Russia” (стендовый доклад в соавторстве), “Attitudes Toward Stuttering and Cluttering by the Chinese Public” (стендовый доклад в соавторстве).

Международный симпозиум «Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия» – Московский педагогический государственный университет, г. Москва – 23-26 августа 2018 г. – «К вопросу систематизации нарушений речи у детей» (устный доклад)

Всероссийская конференция с международным участием по когнитивной науке «Когнитивные исследования на современном этапе» – Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск – 19-21 ноября 2018 г. – Психофизиологические индикаторы становления речевой функции у ребенка как показатель его когнитивного развития (устный доклад)

III Международная научно-практическая конференция «Логопедия вчера, сегодня, завтра: традиции и инновации» – Москва – 31 марта 2017 г. – «Дискуссионные вопросы классификации нарушений речи у детей» (устный доклад)

Международная конференция «Логопедия в теории и практике» – Силезский университет, г. Хожув, Польша – 16-17 сентября 2017 г. – «Речевые ритмические процессы в структуре нарушений речи у детей / Speech Rhythmic Processes in Structure of Speech & Language Disorders of Children» (лекция на английском языке)

V Международный Конгресс памяти А.Р. Лурия «Луриевский подход в мировой психологической науке» – Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург – 13–16 октября 2017 г. – «Теоретические представления о механизмах формирования речедвигательного акта» (устный доклад, в соавторстве).

Международная конференция «Проблемы онтолингвистики – 2016» – Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург –  23-26 марта 2016 г. – «Характеристика номинативной лексики у детей с недоразвитием речи» (устный доклад, в соавторстве).

Международный конгресс «Деятельностный ум: от гуманитарной методологии и гуманитарным практикам», посвященный 80-летию со дня рождения А.А. Леонтьева, Институт языкознания РАН, Российский университет дружбы народов, г. Москва – 23-26 мая 2016 г. – «Биологическое и психологическое пространство изучения речи ребенка» (устный доклад, в соавторстве).

Научная конференция «Актуальные методологические проблемы специальной педагогики и специальной психологии», Московский педагогический государственный университет, г. Москва – 23 октября 2014 г. – «Методологические проблемы логопедии» (устный доклад)

Весенняя научная сессия, подсекция «Специальная педагогика и психология», Московский педагогический государственный университет, Москва – 18 марта 2015 г. – «Профессиональное осознание и непрофессиональная идентификация нарушений ритмической организации речи» (устный доклад)

Международная конференция «Современные тенденции в диагностике и коррекции нарушений речи» – Силезский университет, г. Катовице, Польша – 10 октября 2015 г. – «Дискуссионные вопросы классификации нарушений речи / Discussions on Classification of Speech & Language Disorders» (лекция на английском языке)

 

Дополнительная информация

Член Диссертационных советов Д 212.154.26 на базе ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; Д 008.005.01 на базе ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».

Член научно-исследовательского комитета Международной Ассоциации по Клаттерингу (International Cluttering Association).

Член редакционной коллегии журналов «Дефектология», «Наука и школа». Член международного консультативного комитета научно-методических журналов “Forum Logopedyczne”, «Bulgarian Journal of Communication Disorders”, “Logopaedica Lodziensia”.


Профессор, Директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании

Профессор

Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

Ритм речевых и неречевых процессов в норме и при разных видах речевых нарушений.
Нарушения плавности речи. Заикание. Клаттеринг.
Дифференциальная диагностика нарушений речи.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 741, кабинет 540
8 967 242-32-94
yuo.filatova@mpgu.su

Портал Мой МПГУ (Moodle)

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)