Навигация по сайту

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Остаёмся дома

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

Юлия Олеговна

Филатова

Образование

Докторантура: Московский педагогический государственный университет, 2012, специальность "13.00.03 - коррекционная педагогика (логопедия)".
Аспирантура: Московский педагогический государственный университет, 2002, специальность "13.00.03 коррекционная педагогика (логопедия)".
Образование: Московский педагогический государственный университет, 1998, специальность "Логопедия с дополнительной специальностью филология", диплом с отличием.

Тема кандидатской диссертации

"Психолого-педагогические критерии выявления клаттеринга у школьников" (2002)

Тема докторской диссертации

"Речевые и моторные ритмические процессы и модель их развития у детей с нарушениями речи" (2015)

Курсы текущего учебного года

Диагностика психречевого развития детей раннего возраста - бакалавриат по направлению "Специальное (дефектологическое) образование", профиль "Логопедия" (2 курс).
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ - бакалавриат по направлению "Специальное (дефектологическое) образование", профиль "Логопедия" (3 курс).
Нарушения плавности речи - бакалавриат по направлению "Специальное (дефектологическое) образование", профиль "Логопедия" (3 курс).
Логоритмика - бакалавриат по направлению "Специальное (дефектологическое) образование", профиль "Логопедия" (4 курс).
Методика обучения математике - бакалавриат по направлению "Специальное (дефектологическое) образование", профиль "Логопедия" (4 курс).
Нарушения плавности речи и их преодоление - магистратура по направлению "Специальное (дефектологическое) образование (2 курс).
Научно-исследовательская практика - магистратура по направлению "Специальное (дефектологическое) образование (2 курс).
Мультидисциплинарное изучение речевой деятельности в норме и патологии – аспирантура по направлению "Коррекционная педагогика" (2 курс).



Публикации

Более 85 научных и учебно-методических работ. Наиболее важные работы в последние годы:

Filatova, Yulia O.; Georgieva, Dobrinka Speech disfluencies of preschool-age children who do and do not stutter // Foreign Language Teaching. 2019. Number 4. Volume 46. P. 468-478. (Web of Science)

Филатова, Ю.О. Речь как информационный процесс живой природы / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Вопросы психолингвистики. 2019. № 4 (42). С. 132-143. DOI 10.30982/2077-5911-2019-42-4-134-145.

Filatova, Yulia O. et al. A Decade of Collaboration among International Representatives of the International Cluttering Association (PERS-SIG17-2019-0006) / Reichel, Isabella K.; Ademola-Sokoya, Grace agbonmeire; Aumont-Boucand, Veronique; Bona, Judit; Carmona, Jaqueline ; Cosyns, Marjan; Filatova, Yulia; Haj-Tas, Maisa; Kelkar, Pallavi ; Remman, Reina; Mayomoto, Shoko; Özdemir, Sertan; Sanghi, Maya; Schnell, Alexandra;  Touzet Bian, Beatriz; Yang, Shu-Lan // Perspectives of the ASHA Special Interest Groups,  2019. December. DOI 10.1044/2019_PERS-SIG17-2019-0006.

Заикание: руководство для работы с подростками: учебное пособие / Перевод Л.А. Набоковой, И.И. Сарычевой, Ю.О. Филатовой; науч. ред. Ю.О. Филатова. Москва: МПГУ, 2020. 72 с.

Филатова, Ю.О. Очерк о научной школе профессора Л.И. Беляковой / А.А. Алмазова, Г.В. Бабина, Ю.О. Филатова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 1. – С. 43-48.

Филатова, Ю.О. Психофизиологические индикаторы становления речевой функции ребенка как показатель его когнитивного развития / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Когнитивные исследования на современном этапе [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнитивной науке (Архангельск, 19-22 ноября 2018 г.) – Электронные текстовые данные. Архангельск: САФУ, 2018. – С. 32-35. 

Филатова, Ю.О. Специальная педагогика и психология: традиции и инновации (о Всероссийской научной конференции молодых ученых МПГУ) / Ю.О. Филатова, В.С. Демёхина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. – № 5. – С. 33-37.

Ваш ребёнок заикается? Руководство для работы с родителями / Пер. Л.А. Набоковой, Ю.А. Робиновой, Ю.О. Филатовой; науч. ред. Ю.О. Филатова. – М.: МПГУ, 2018.  – 60 с. (Серия «Говорить легко»).

Filatova, Yulia Theoretical views on mechanisms of formation of speech act / Lidia Belyakova, Yulia Filatova // Fifth International Luria Memorial Congress (Lurian Approach in International Psychological Science). – KnE Life Science, pages 86-94 (статья на английском языке).

Филатова, Ю.О. Объективные характеристики голоса при дизартрии у младших школьников // Ю.О. Филатова, К.В. Реймер // Специальное образование. – 2018. – № 2 (50). – C. 100-111.

Филатова, Ю.О. Онтогенез и дизонтогенез плавности речи у детей / Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2018. – № 5. – С. 31-40.

Филатова, Ю.О. Консультативная помощь родителям дошкольников с заиканием в процессе логопедической коррекции / Ю.О. Филатова, Е.С. Шишова // Дефектология. – 2017. – № 5. – С. 36-44.

Филатова, Ю.О. Дискуссионные вопросы классификации нарушений речи / Ю.О. Филатова // Современные тенденции в логопедической диагностике коррекции: монография. (Współczesne tendencje w diagnozie i terapii logopedycznej / edited by prof. Danuta Pluta-Wojciechowska & Barbara Sambor. – Poland: Harmonia Universalis, 2017. – P. 83-91 (глава на польском языке).

Филатова, Ю.О. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / Ю.О. Филатова, Н.Н. Гончарова, Е.В. Прокопенко. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 208 с.

Филатова, Ю.О. Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей: формирование речевого дыхания: Учебно-методическое пособие / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Ю.О. Филатова, Т.Г. Хатнюкова-Шишкова. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 80 c.

Просто иногда я заикаюсь: Книга для детей от 7 до 12 лет / Пер. Л.А. Набоковой, В.М. Заруцковой; Науч. ред. Ю.О. Филатова. – Москва: МПГУ, 2016. – 40 с.

Филатова, Ю.О. Психофизиологический инструментарий в пространстве изучения речи ребенка / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Вопросы психолингвистики. – 2016. – № 4 (30). – С. 30-38.

Филатова, Ю.О. Коррекция заикания у дошкольников: дифференцированный подход / Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2016. – № 5. – С. 31-37.

Филатова, Ю.О. Современные тенденции в логопедической диагностике и коррекции – тематика Международной конференции по логопедии / Д. Плюта-Войцеховска, Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2016. – № 1. – С. 88-91.

Филатова, Ю.О. Заикание и клаттеринг как сходные явления в дезорганизации ритмических процессов, обеспечивающих речь / Ю. О. Филатова // Заикание: проблемы теории и практики. Коллективная монография / Под ред. Л. И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – С. 61-72.

Филатова, Ю.О. Педагогическая модель коррекции речевого и моторного ритмов у детей с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Наука и школа. – 2015. – № 3. – С. 114-123.
Филатова, Ю.О. Идентификация нарушений плавности речи непрофессиональным сообществом в разных странах / Ю. О. Филатова // Дефектология. – 2015. – № 5. – С. 29-36.
Филатова, Ю.О. Традиции и инновации в диагностике и коррекции заикания у детей в русской логопедии / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Forum Logopedyczne. – 2015. – № 23. – С. 17-25.

Филатова, Ю.О. Трансдисциплинарный подход в современной логопедии / Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2013. – № 4. – С. 19–28.
Филатова, Ю.О. Ритм речевых и неречевых процессов у детей в норме и при речевой патологии / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Вопросы психолингвистики. – 2012. – № 2 (16). – С. 84–91.
Филатова, Ю.О. Расширение методологического поля психолого-педагогических исследований в логопедии / Ю.О. Филатова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. – 2012. – № 2 (26). – С. 205–211.

Филатова, Ю.О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии: монография / Ю.О.Филатова. – М.: Прометей, 2012.
Теоретические проблемы нарушений плавности речи: коллективная монография / Под ред. Ю.О. Филатовой. – М.: Национальный книжный центр, 2012.
Филатова, Ю.О. Клаттеринг: монография / Ю.О. Филатова. – М.: Прометей, 2005.
Филатова, Ю.О. Логоритмика. Развитие ритма движений и речи у детей с заиканием / Ю.О. Филатова, Н.Н. Гончарова, Е.Н. Прокопенко. – М.: Национальный книжный центр, 2012.
Filatova, Y. Public attitudes toward cluttering and stuttering in four countries  / K. O. St. Louis, Y. Filatova, M. Co?kun, S. Topbas, et al. // Psychology of Stereotypes; Ed. E. L. Simon.– Nova Science Publishers, Inc., 2011.  – P. 81-114.
Филатова, Ю.О. Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Речь ребенка: Проблемы и решения ; под ред. Т.Н. Ушаковой. – М.: Ин-т психологии РАН, 2008. – С. 40-54.
Филатова, Ю. О. Информационные технологии в специальном образовании / Ю. О. Филатова // Сборник рабочих программ учебных дисциплин по направлению 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование». – М.: МПГУ; Прометей, 2013. – Ч. 7. – С. 4-18.
Филатова, Ю. О. Логопедия: Заикание / Л. И. Белякова, Е. Ю. Рау, Ю. О. Филатова // Сборник рабочих программ учебных дисциплин по направлению 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование». – М.: МПГУ; Прометей, , 2013. – Ч. 7. – С. 117-121, 131-132, 167-173, 176-177, 208-215, 218, 232-237, 251-252, 271-279.
Инновационное содержание высшего профессионального образования в логопедии / Под ред. Г.В. Бабиной, Л.И. Беляковой, Ю.О. Филатовой. – М.: Прометей, 2008.
Филатова, Ю.О. Клаттеринг / Ю.О. Филатова // Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов отделения логопедии дефектологического факультета по специальности 031800 – логопедия; под ред. Л.И. Беляковой. – Часть 2. – М.: Прометей, 2004. – С. 141-146.
Филатова, Ю.О. Практикум по логопедии: Заикание / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова. – М.: Прометей, 2007
Filatova, Y. Identification of cluttering and stuttering by the public in four countries / K.O. St. Louis, Y. Filatova et al. // International Journal of Speech-Language Pathology. – 2010. – Vol. 12. – No. 6. – Pp. 508-519.
Филатова, Ю.О. Классификация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2007. – № 4. – С. 3-9.

Повышение квалификации

Stuttering Modification for Young Children: Mini-KIDS, 2020г., 24 ч., Бельгия, Университет Томаса Мора
Цифровая компетентность преподавателя высшей школы, 2019г., 72 часа, ФГБОУ ВПО "МПГУ" Удостоверение№772409673280 о повышении квалификации рег. номер 02643-ПК-2019
Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования, 2018г., 36 часов ФГБОУ ВО МПГУ" Удостоверение№772407594904 о повышении квалификации рег.номер 04178-ПК-2018
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, 2017г., 16 часов, ФГБОУ ВО «МПГУ» Удостоверение №772406321439 о повышении квалификации рег. номер 20368-ПК-2017
RESTART Demands & Capacities Model for Treatment of Preschool Children Who Stutter, 2016 г., 48 часов, Нидерланды, Университет Эрасмуса
Designing Coursework in the Nature and Treatment of Stuttering, 2016 г., 30 часов, США, Университет Айовы
Listening to and Talking with Parents of Young Children Who Stutter, 2015 г., 10 часов США, Университет Вандербилдта
Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог), 2015г., 72 часа, ФГБОУ ВО «МПГУ» Удостоверение №772402032759 о повышении квалификации рег. номер 2549-ПК-2015
Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, 2013г., 144 ч., ФГАОУ АПК и ППРО, свидетельство о повышении квалификации рег. номер С-23/б.
Stuttering Therapy: Workshop for Specialists , 2005 г., 55 часов, США, Университет Айовы
Стипендиальная программа Президента РФ, 2000-2001г., 86,25 E.C.T.S., Великобритания, Ньюман колледж

Достижения и поощрения

Лауреат I степени в конкурсе на лучшую научную работу в области социально-экономических и общественных наук за монографию «Теоретические проблемы нарушений плавности речи» (2012).
Лауреат I степени в конкурсе учебно-методических работ по номинации «Лучший учебник/учебно-методическое пособие для вуза» за учебно-методическое пособие «Логоритмика. Развитие ритма движений и речи у детей с заиканием» (2012).

Исследовательские проекты и гранты

Грант РГНФ «Разработка научных основ дифференциальной диагностики речи, моторики и дыхания у детей с тяжёлыми нарушениями речи», 2020-2022 гг.
Грант РГНФ "Именование как центральная операция вербальной деятельности человека: происхождение, развитие, сфера действия", 2014-2016 гг.
Региональная инновационная площадка СОУО г. Москвы "Инновационные логопедические технологии в дошкольном и общем образовании", 2014-2015 гг. (совместно с Л.И. Беляковой).
Городская экспериментальная площадка "Разработка и апробация логопедических технологий в целях их использования в ”Программе обучения и воспитания заикающихся дошкольников", 2010-2013 гг. (совместно с Беляковой Л.И.).

Профессор, Директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании

Профессор

Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

Ритм речевых и неречевых процессов в норме и при разных видах речевых нарушений.
Нарушения плавности речи.
Заикание.
Клаттеринг.
Дифференциальная диагностика нарушений речи.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 741, кабинет 540
+7 (495) 438-17-81
yuo.filatova@mpgu.su

Портал Мой МПГУ (Moodle)

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)