Навигация по сайту

150-ЛЕТИЕ МПГУ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Антифейк-2022

Меры против коронавируса

Юлия Олеговна

Филатова

Образование

Докторантура: Московский педагогический государственный университет, 2012, специальность "13.00.03 - коррекционная педагогика (логопедия)".
Аспирантура: Московский педагогический государственный университет, 2002, специальность "13.00.03 коррекционная педагогика (логопедия)".
Образование: Московский педагогический государственный университет, 1998, специальность "Логопедия с дополнительной специальностью филология", диплом с отличием.

Тема кандидатской диссертации

"Психолого-педагогические критерии выявления клаттеринга у школьников" (2002)

Тема докторской диссертации

"Речевые и моторные ритмические процессы и модель их развития у детей с нарушениями речи" (2015)

Курсы текущего учебного года

Заикание - бакалавриат по направлению "Специальное (дефектологическое) образование", профиль "Логопедия" (3 курс ОФО, 3 курс ОЗФО, 3 курс ЗФО).
Логопедические технологии развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи - бакалавриат по направлению "Специальное (дефектологическое) образование", профиль "Логопедия" (5 курс ЗФО).
Нарушения плавности речи и их преодоление - магистратура по направлению "Специальное (дефектологическое) образование» («Теоретическая и прикладная логопедия», 2 курс).
Инструментальные методы исследования в дефектологии – магистратура по направлению "Специальное (дефектологическое) образование» («Нейродефектология и комплексная реабилитация лиц с нарушениями коммуникации», 1 курс; «Теоретическая и прикладная логопедия», 1 курс).
Мультидисциплинарное изучение речевой деятельности в норме и патологии – аспирантура по направлению «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)» (1 курс, ОФО, ЗФО).

Публикации

Более 100 научных и учебно-методических работ.

Монографии и главы в монографиях

Филатова Ю.О. Дискуссионные вопросы классификации нарушений речи // Современные тенденции в логопедической диагностике коррекции: монография. (Współczesne tendencje w diagnozie i terapii logopedycznej / edited by prof. Danuta Pluta-Wojciechowska & Barbara Sambor. – Poland: Harmonia Universalis, 2017. – P. 83-91 (на польском языке).

Филатова Ю.О. Дезорганизация ритмических процессов при заикании и клаттеринге: психолого-педагогический аспект // Заикание: проблемы теории и практики. Коллективная монография / Под ред. Л. И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – С. 61–72.

 

 

Статьи в рецензируемых научных изданиях

 

Filatova Yulia O., Georgieva D. Speech disfluencies of preschool-age children who do and do not stutter // Foreign Language Teaching. – 2019. – Number 4. – Volume 46. –  P. 468-478 (Web of Science)

Филатова Ю.О., Аксенова А.О. Отечественные и зарубежные подходы к изучению плавности речи и ее нарушений у детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. –  2021. – № 5. – С. 62–69. 10.24412/1997-9657-2021-5107-62-69

Филатова Ю.О., Лулу Шаза Али Изучение дыхательной функции у лиц с нарушениями речи: обзор зарубежных исследований // Наука и школа. – 2021. – №5. – С. 66–76. 10.31862/1819-463X-2021-5-66-76

Филатова Ю.О., Аксенова А.О.Дыхание как компонент функциональной системы речи: онтогенез и речевой дизонтогенез // Дефектология. – 2020. – № 6. – С. 72-78. 10.47639/0130-3074_2020_6_72

Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Ретроспективный анализ результатов психофизиологических исследований становления речедвигательной функции // Дефектология. – 2020. – № 5. – С. 3–10. 10.47639/0130-3074_2020_5_3

Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Речь как информационный процесс живой природы // Вопросы психолингвистики. – 2019. – № 4 (42). – С. 132–143. DOI 10.30982/2077-5911-2019-42-4-134-145

Алмазова А.А., Бабина Г.В., Филатова Ю.О.  Очерк о научной школе профессора Л.И. Беляковой // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 1. – С. 43–48.

Филатова Ю.О., Демехина В.С. Специальная педагогика и психология: традиции и инновации (о Всероссийской научной конференции молодых ученых МПГУ) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. – № 5. – С. 33–37.

Филатова Ю.О.  Один мир, много голосов: наука и сообщество // Дефектология. – 2018. – № 6. – С. 70–74.

Филатова Ю.О. Информация о тематическом выпуске журнала «Дефектология» // Дефектология. – 2018. – № 4. – С. 76–78.

Филатова Ю.О. Онтогенез и дизонтогенез плавности речи у детей // Дефектология. – 2018. – № 5. – С. 31–40.

Филатова Ю.О., Реймер К.В. Объективные характеристики голоса при дизартрии у младших школьников // Специальное образование. – 2018. – № 2(50). – С. 100–111.

Филатова Ю.О., Шишова Т.С. Консультативная помощь родителям дошкольников с заиканием в процессе логопедической коррекции // Дефектология. – 2017. – № 5. – С. 36–44.

 

Учебные пособия

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Филатова Ю.О., Хатнюкова-Шишкова Т.Г.  Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей [Электронный ресурс]: Формирование речевого дыхания. – Москва: НКЦ Образование, 2020. – 74 с. – Режим доступа: http://elib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=29390.

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Филатова Ю.О., Хатнюкова-Шишкова Т.Г.  Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей: формирование речевого дыхания. Учебно-методическое пособие. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 80 с.

Ваш ребенок заикается? Руководство для работы с родителями / Пер. Л.А. Набоковой, Ю.А. Робиновой, Ю.О. Филатовой; науч. ред. Ю.О. Филатова. – М.: МПГУ, 2018. – 60 с.

Заикание: руководство для работы с подростками: учебное пособие / перевод Л.А. Набоковой, И.И. Сарычевой, Ю.О. Филатовой; науч. ред. Ю.О. Филатова. – Москва: МПГУ, 2020. – 72 с.

Просто иногда я заикаюсь: Книга для детей от 7 до 12 лет. Методическое пособие / Пер. Л.А. Набоковой, В.М. Заруцковой; науч. ред. Ю.О. Филатова. – М.: МПГУ, 2016. – 54 с.

Филатова Ю.О., Гончарова, Прокопенко Е.В. Логоритмика [Электронный ресурс]: Технология развития моторного Н.Н. и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. И. Беляковой. – Москва: НКЦ Образование, 2020. – 208 с. – Режим доступа: http://elib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=29374.

Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В.  Логоритмика: технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. Учебно-методическое пособие. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 208 с.

Повышение квалификации

ФГБОУ ВО «МПГУ», «Технологии использования цифровой среды обучения научно-педагогическими работниками образовательных организаций», 2021, 72 ч., удостоверение о повышении квалификации 772413982290, регистрационный номер 01115-ПК-2021
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», «Проектирование интеграционной платформы и сервисов непрерывного образования как инструмента сопровождения и поддержки системы непрерывного образования граждан», 2020, удостоверение о повышении квалификации КФУ УПК 19402, регистрационный номер УПК-20-068075/2020
ФГБОУ ВО «МПГУ», «Дистанционное сопровождение образовательного процесса в учреждении высшего образования с использованием LMS Moodle», 2020, 72 ч., удостоверение о повышении квалификации 772412284504, регистрационный номер 03535-ПК-2020
Университет Томаса Мора (Бельгия) – Stuttering Modification for Young Children: Mini-KIDS – 2020 – 24 ч.
ФГБОУ ВПО «МПГУ» – Цифровая компетентность преподавателя высшей школы – 2019 – 72 ч. –удостоверение № 772409673280 о повышении квалификации рег. номер 02643-ПК-2019
ФГБОУ ВО «МПГУ» – Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования – 2018 – 36 ч. –удостоверение№772407594904 о повышении квалификации рег. номер 04178-ПК-2018
ФГБОУ ВО «МПГУ» – Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья 2017 – 16 ч. – удостоверение №772406321439 о повышении квалификации рег. номер 20368-ПК-2017
Университет Эрасмуса (Нидерланды) – RESTART Demands & Capacities Model for Treatment of Preschool Children Who Stutter – 2016 – 48 ч.
Университет Айовы (США) – Designing Coursework in the Nature and Treatment of Stuttering – 2016 – 30 ч.
ФГБОУ ВО «МПГУ» – Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) – 2015г. – 72 ч. – удостоверение №772402032759 о повышении квалификации рег. номер 2549-ПК-2015
ФГАОУ АПК и ППРО – Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ – 2013 – 144 ч. – свидетельство о повышении квалификации рег. номер С-23/б.
Университет Айовы (США) – Stuttering Therapy: Workshop for Specialists – 2005 – 55 ч.
Ньюман колледж (Великобритания) – Стипендиальная программа Президента РФ – 2000-2001 – 86,25 E.C.T.S.

Достижения и поощрения

Лауреат I степени конкурса Л.С. Выготского за научно-методический журнал «Дефектология» (2019)
Лауреат I степени в конкурсе на лучшую научную работу в области социально-экономических и общественных наук за монографию «Теоретические проблемы нарушений плавности речи» (2012)
Лауреат I степени в конкурсе учебно-методических работ по номинации «Лучший учебник/учебно-методическое пособие для вуза» за учебно-методическое пособие «Логоритмика. Развитие ритма движений и речи у детей с заиканием» (2012)

Архив учебных курсов

Диагностика психречевого развития детей раннего возраста - бакалавриат по направлению "Специальное (дефектологическое) образование", профиль "Логопедия" (2 курс).
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ - бакалавриат по направлению "Специальное (дефектологическое) образование", профиль "Логопедия" (3 курс).
Нарушения плавности речи - бакалавриат по направлению "Специальное (дефектологическое) образование", профиль "Логопедия" (3 курс).
Логоритмика - бакалавриат по направлению "Специальное (дефектологическое) образование", профиль "Логопедия" (4 курс).
Методика обучения математике - бакалавриат по направлению "Специальное (дефектологическое) образование", профиль "Логопедия" (4 курс).
Нарушения плавности речи и их преодоление - магистратура по направлению "Специальное (дефектологическое) образование (2 курс).
Научно-исследовательская практика - магистратура по направлению "Специальное (дефектологическое) образование (2 курс).
Мультидисциплинарное изучение речевой деятельности в норме и патологии – аспирантура по направлению "Коррекционная педагогика" (2 курс).

Исследовательские проекты и гранты

2020–2022 гг. – руководитель - «Разработка научных основ дифференциальной диагностики речи, моторики и дыхания у детей с тяжёлыми нарушениями речи» - 2020 – 20-013-00613А
2021 г. – руководитель – Проект МПГУ-ИИТО ЮНЕСКО «Разработка и внедрение инклюзивных решений в области
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
в инклюзивных, специальных школах и ресурсных центрах»
2021 – участник – «Научно-методическое обоснование и разработка новых профильных программ подготовки по направление «Специальное (дефектологическое) образование»
2014-2016. – исполнитель – Именование как центральная операция вербальной деятельности человека: происхождение, развитие, сфера действия" – 14-06-00174
2014-2015 – Региональная инновационная площадка СОУО г. Москвы "Инновационные логопедические технологии в дошкольном и общем образовании" (совместно с Л.И. Беляковой).
2010-2013 – Городская экспериментальная площадка "Разработка и апробация логопедических технологий в целях их использования в ”Программе обучения и воспитания заикающихся дошкольников"(совместно с Беляковой Л.И.).

Участие в конференциях

I Международная конференция «Образование детей с особыми потребностями в современном мире: ценности, смыслы, технологии» – Институт коррекционной педагогики РАО, Москва – 15 декабря 2021 г. – «Речевой динамический стереотип в контексте рассмотрения базовых психофизиологических механизмов речи» (устный доклад соавторстве).

I Всероссийская конференция «Научные основы здоровьесбережения детей с особыми образовательными потребностями» – Институт коррекционной педагогики РАО, Москва – 18 ноября 2021 г. – «Возможности биотехнологий в изучении и коррекции нарушений у детей» (устный доклад в соавторстве).

II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Логопедия: современный облик и контуры будущего» – Московский педагогический государственный университет, Москва – 1-2 ноября 2021 г. – «Дифференциальная диагностика нарушений плавности речи» (пленарный доклад), модерирование секции «Диагностика, коррекция и профилактика нарушений плавности речи» (модератор секции).

XVII Междисциплинарный конгресс «Нейронаука для медицины и психологии» – Судак – 30 мая-10 июня 2021 г. – «Психофизиологические показатели неречевого и речевого дыхания у младших школьников в норме и при заикании» (устный доклад); «Нейрофизиология двигательной системы» (модератор секции).

VIII Международная конференция по психолингвистике и теории коммуникации «Жизнь языка в культуре и социуме» – Институт языкознания РАН, Москва – 28–29 мая 2021 – круглый стол «Междисциплинарная парадигма в изучении детской речи: норма и отклонения» (организация и проведение), «Психобиологические основы системной организации речевой функции» (устный доклад в соавторстве).

 

Седьмой Европейский симпозиум по нарушениям плавности речи – Университет Томаса Мора, г. Антверпен, Бельгия – 12-15 февраля 2020 г, – «Состояние проблемы коррекции заикания в России / Stuttering Treatment in Russia: State of the Problem» (устный доклад).

XIX Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Теория речевой деятельности: вызовы современности» – Институт языкознания РАН, Российский университет дружбы народов, г. Москва – 6-8 июня 2019 г. – «Психосенсомотрный речевой стереотип как концепт ноосферы» (пленарный доклад в соавторстве).

Международная научная конференция «Современная онтолингвистика: проблемы, методы, открытия» – Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург – 24-26 июня 2019 г. – «Изучение ранних акустических вокализаций в младенчестве (на основе кейс-метода)» (устный доклад в соавторстве); «Выявление вариантов задержки речевого развития у детей раннего возраста с применением разных диагностических методик» (в устный доклад соавторстве).

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Логопедия: современный облик и контуры будущего» – Московский педагогический государственный университет, г. Москва – 24-25 октября 2019 г. – «Классификации нарушений речи в разных странах: прошлое и настоящее» (пленарный доклад).

III Всероссийский съезд дефектологов – Министерство просвещения РФ, Институт коррекционной педагогики РАО, г. Москва – 14-15 ноября 2019 г. – «Возможности расширения тематики межотраслевых научных исследований в дефектологии» (пленарный доклад).

Научно-практическая конференция «Логопедические технологии в системе дошкольного и начального общего образования детей с тяжёлыми нарушениями речи» – ГБОУ Школа № 158/3 – Интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи, г. Москва – 20 февраля 2018 г. –– «Почему логопедические технологии являются здоровьесберегающими?» (устный доклад)

Международная научная конференция «Проблемы онтолингвистики – 2018» – Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург –20-23 марта 2018 г.  – «Варианты психоречевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития» (устный доклад в соавторстве)

Международная конференция по нарушениям плавности речи – г. Хиросима, Япония – 13-16 июля 2018 г. – «Образовательные результаты преподавания курса «Клаттеринг» в Московском педагогическом государственном университете / Educational Outcomes of Teaching Cluttering Course at Moscow Pedagogical State University” (устный доклад на английском языке) “Stuttering and Cluttering Attitudes of Beginning SLP Students, Education Students and Public in Russia” (стендовый доклад в соавторстве), “Attitudes Toward Stuttering and Cluttering by the Chinese Public” (стендовый доклад в соавторстве).

Международный симпозиум «Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия» – Московский педагогический государственный университет, г. Москва – 23-26 августа 2018 г. – «К вопросу систематизации нарушений речи у детей» (устный доклад)

Всероссийская конференция с международным участием по когнитивной науке «Когнитивные исследования на современном этапе» – Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск – 19-21 ноября 2018 г. – Психофизиологические индикаторы становления речевой функции у ребенка как показатель его когнитивного развития (устный доклад)

III Международная научно-практическая конференция «Логопедия вчера, сегодня, завтра: традиции и инновации» – Москва – 31 марта 2017 г. – «Дискуссионные вопросы классификации нарушений речи у детей» (устный доклад)

Международная конференция «Логопедия в теории и практике» – Силезский университет, г. Хожув, Польша – 16-17 сентября 2017 г. – «Речевые ритмические процессы в структуре нарушений речи у детей / Speech Rhythmic Processes in Structure of Speech & Language Disorders of Children» (лекция на английском языке)

V Международный Конгресс памяти А.Р. Лурия «Луриевский подход в мировой психологической науке» – Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург – 13–16 октября 2017 г. – «Теоретические представления о механизмах формирования речедвигательного акта» (устный доклад, в соавторстве).

Международная конференция «Проблемы онтолингвистики – 2016» – Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург –  23-26 марта 2016 г. – «Характеристика номинативной лексики у детей с недоразвитием речи» (устный доклад, в соавторстве).

Международный конгресс «Деятельностный ум: от гуманитарной методологии и гуманитарным практикам», посвященный 80-летию со дня рождения А.А. Леонтьева, Институт языкознания РАН, Российский университет дружбы народов, г. Москва – 23-26 мая 2016 г. – «Биологическое и психологическое пространство изучения речи ребенка» (устный доклад, в соавторстве).

Научная конференция «Актуальные методологические проблемы специальной педагогики и специальной психологии», Московский педагогический государственный университет, г. Москва – 23 октября 2014 г. – «Методологические проблемы логопедии» (устный доклад)

Весенняя научная сессия, подсекция «Специальная педагогика и психология», Московский педагогический государственный университет, Москва – 18 марта 2015 г. – «Профессиональное осознание и непрофессиональная идентификация нарушений ритмической организации речи» (устный доклад)

Международная конференция «Современные тенденции в диагностике и коррекции нарушений речи» – Силезский университет, г. Катовице, Польша – 10 октября 2015 г. – «Дискуссионные вопросы классификации нарушений речи / Discussions on Classification of Speech & Language Disorders» (лекция на английском языке)

 

Дополнительная информация

Член Диссертационных советов Д 212.154.26 на базе ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; Д 008.005.01 на базе ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».

Член научно-исследовательского комитета Международной Ассоциации по Клаттерингу (International Cluttering Association).

Член редакционной коллегии журналов «Дефектология», «Наука и школа». Член международного консультативного комитета научно-методических журналов “Forum Logopedyczne”, «Bulgarian Journal of Communication Disorders”, “Logopaedica Lodziensia”.


Заместитель директора по научной работе и международной деятельности, профессор кафедры логопедии, Директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании

Профессор

Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

Ритм речевых и неречевых процессов в норме и при разных видах речевых нарушений.
Нарушения плавности речи. Заикание. Клаттеринг.
Дифференциальная диагностика нарушений речи.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 741, кабинет 540
+7(926)757-60-95
yuo.filatova@mpgu.su

Портал Мой МПГУ (Moodle)

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)