Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Зоя Ивановна

Курцева

Образование

1979 год. Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени В.И.Ленина по специальности русский язык и литература. Квалификация - учитель русского языка и литературы, учитель

Тема кандидатской диссертации

1986 г. Обучение реферированию как интеллектуально-речевому умению на уроках русского языка в 7 классе

Тема докторской диссертации

«Коммуникативно-нравственный аспект риторического образования» (2011)

Курсы текущего учебного года

Речевые практики, Чтение в цифровую эпоху

Публикации

    1. Курцева, З.И. Речевой поступок в педагогическом общении / З.И. Курцева. – М.: Баласс, 2010
    2. Курцева, З.И. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования / З.И. Курцева. – М.: МИОО, 2007
    3. Курцева, З.И. Ты – словечко, я – словечко… Пособие по риторике для дошкольников 5-6 лет / Под ред. Т.А. Ладыженской / З.И. Курцева. – М.: Баласс, 2015 и др. издания
    4. Курцева, З.И. Ты – словечко, я – словечко… (Варианты занятий по дошкольной риторике с теоретическим комментарием) / З.И. Курцева. – М.: Баласс, 2014 и др. издания
    5. Курцева, З.И. Речевой поступок в педагогическом общении: Раздел учебника / З.С. Смелкова, Т.А. Ладыженская, З.И. Курцева и др. // Риторика: учеб. / Под ред. Н.А. Ипполитовой – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017. – С. 230-247
    6. Курцева, З.И. Речевой акт. Речевое действие. Речевой поступок. Речевые жанры. Жанры общения. Требования к поведению оратора: Разделы учебного пособия / Н.А. Ипполитова, Е.Л.Ерохина, З.И. Курцева и др. // Общая риторика: учебное пособие / Под ред. Н.А.Ипполитовой. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
    7. Курцева, З.И. Риторическое образование в эпоху Античности. Риторическое образование в Европе: Средние века, Возрождение, Новое время. Риторическое образование в России: Древняя Русь, основы методики риторики в XVIII-XIX вв. Современная система риторического образования в России. Нравственно-риторические идеи в курсе риторики и методика их реализации// Методика преподавания риторики: учебное пособие / под ред. докт. пед. наук, проф. Н.А.Ипполитовой. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
    8. Курцева, З.И. Как избежать коммуникативных неудач на устном экзамене. Подготовка, написание и защита реферата. Учебно-научное общение в устной и письменной форме. Подготовка доклада или сообщения: Разделы учебника / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, З.И. Курцева и др. // Русский язык. 11 класс. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней. – 2-е изд, перераб., М.: Баласс, 2011.
    9. Курцева, З.И. Как конспектировать сообщение. Как вести беседу. Как готовиться к публичному выступлению и оценивать его. Учимся «говорить литературно»: Разделы учебника / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, З.И. Курцева и др. // Русский язык. 10 класс. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней. – Изд. 2-е, доп., М.: Баласс, 2012.
    10. Курцева З.И. Здоровьесберегающая сила слова // Школа будущего – 2017. – № 1. – С. 223-229 (ВАК)
    11. Курцева, З.И. Электронный речевой поступок личности в современном социуме / Русский язык в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сборник статей I Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН. 8-9 февраля 2017 г. / под общ.ред. А.В. Должиковой, В.В. Барабаша; ред.кол. Г.Н. Трофимова, С.С. Микова, С.А. Дерябина. – Москва: РУДН, 2017. – С. 257-262
    12. Курцева, З.И. Дошкольное образование в системе общего образования как первый уровень освоения родного языка / Динамика языковых и культурных процессов в современной России [Электронный ресурс]. — Вып. 5. Материалы V Конгресса РОПРЯЛ (г. Казань, 4–8 октября 2016 года). — СПб.: РОПРЯЛ, 2016. — С. 1257- 1263 http://ropryal.ru/wp-content/uploads/2016/10/5ROPRYAL.pdf
    13. Курцева, З.И. Культурное ядро: трансформация в сфере современной коммуникации // Преподаватель XXI век – 2015. – № 1. – С. 171-178 (ВАК)
    14. Курцева, З.И. Социально-коммуникативное развитие личности ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. – 2014. – № 3. – С. 11-17 (ВАК) http://school2100.com/upload/iblock/c4f/Jurnal_3_2014_p.11-16.pdf
    15. Курцева, З.И. Речевой поступок и речевой этикет // Проблемы современного образования. – 2013. – № 1. – С. 6-15 (ВАК) http://www.pmedu.ru/index.php Курцева, З.И. Подходы к оцениванию личностного результата обучаемого Начальная школа плюс До и После – 2012, № 5. – С. 3-7 (ВАК) http://school2100.com/upload/iblock/244/244dbc4033960c7088f0352ed125d6d0.pdf
    16. Курцева, З.И. Преемственность в обучении риторике: исторический аспект / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 11. – С. 61-64 (ВАК) http://school2100.com/upload/iblock/927/927a2e4002d4cc2683208fe96f933cc8.pdf
    17. Курцева, З.И. Духовно-нравственное развитие учащихся в свете Стандартов второго поколения / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 9. – С. 6-9 (ВАК) http://school2100.com/upload/iblock/b2a/b2a1ab087dcc102242208dbd7ddf2660.pdf
    18. Курцева, З.И. Статус современной школы и стандарты второго поколения / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 8. – С. 3-6 (ВАК) http://school2100.com/upload/iblock/1dc/1dc5f565a7184e0a10b3f522a00b646c.pdf
    19. Курцева, З.И. Этическая направленность риторической подготовки магистрантов / З.И. Курцева // Наука и школа. – 2009. – № 5. – С.25-28 (ВАК)
    20. Курцева, З.И. Роль педагога ДОУ и школы в развитии коммуникативных умений учащихся / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 4. – С. 13-18. (ВАК) http://school2100.com/upload/iblock/ede/ede6ea7ec96ed1cbc11ddf1d54cc4391.pdf
    21. Курцева, З.И. Роль непрерывного курса риторики в воспитании и развитии личности / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 1. – С. 18-20. (ВАК) http://school2100.com/upload/iblock/1f4/1f4fc4dab34697ee4143164b41145285.pdf
    22. Курцева, З.И. Профессиональное развитие личности в системе риторического образования / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 6. – С. 37-42. (ВАК)
    23. Курцева, З.И. Непрерывное риторическое образование / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. –2007. – № 4. – С. 15-19. (ВАК)
    24. Курцева, З.И. Наставления учащим и учащимся риторике: взгляд Квинтилиана / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – № 2. – С. 6-10. (ВАК)
    25. Курцева, З.И. Сила слова / З.И. Курцева // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 12. – С. 102-106. (ВАК)
    26. Курцева, З.И. Нормативность как главный показатель культуры речи / З.И. Курцева // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 9. – С. 100-103. (ВАК)
    27. Курцева, З.И. «Что такое хорошо и что такое плохо» с точки зрения современных дошкольников / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. –2002. – № 12. – С. 7-10. (ВАК) http://school2100.com/upload/iblock/e25/e25365193b765b6179f23241425f7874.pdf
    28. Курцева, З.И. Речевой поступок – привилегия личности / М.Р. Савова, О.Ю. Князева, З.И. Курцева и др. // Школа профессора Т.А. Ладыженской. Коллективная монография. Выпуск II / Под ред. Н.А. Ипполитовой, З.И. Курцевой. – М.: Баласс, 2010. – С.19-25.
    29. Курцева, З.И. Эвфемия в речи современных студентов – иллюзия или реальность? / Г.В. Александрова, Л.Г. Антонова, З.И. Курцева и др. // Современная риторика: в круге идей. Коллективная монография / Под ред. Ю.В. Щербининой. – М.: АВК-Групп, 2010. – С. 85-90.
    30. Курцева, З.И. Голос совести и ментальный речевой поступок / П.Ф. Ивченков, А.С. Киселёва, З.И. Курцева // Школа профессора Т.А. Ладыженской. Коллективная монография / Под ред. Н.А. Ипполитовой, З.И. Курцевой, Ю.В. Щербининой – М.: «Прометей», МПГУ, 2005. – С. 39-47.
    31. Курцева, З.И. Ментальный речевой поступок / З.И. Курцева // Русский язык, литература, культура в школе и вузе. – 2009. – № 5 (29). – Киев: УАПРЯЛ, 2009. – С. 37-40.
    32. Курцева, З.И. Речевой поступок учителя как фактор эффективного педагогического общения / З.И. Курцева // Русская словесность в школах Украины. – Киев: «Педагогiчна преса», 2009. – № 3. – С. 10-14.
    33. Статья “К вопросу о преемственности учебных предметов «Школьная риторика» и «Русский родной язык» ” – 2020; Речевые практики [Электронный ресурс] / Под ред. Е. Л. Ерохиной. – Электронные текстовые данные (1Mb). – М.: МПГУ – 2019; Статья “Ерохина Е.Л. Актуальные идеи методической системы Т.А. Ладыженской в аспекте подготовки школьников к итоговому сочинению” – 2018; Статья “Определение понятия «коммуникативная культура»: риторический подход” – 2017

Повышение квалификации

Педагогика и психология профессионального образования, модуль
«Маркетинг, технологии и формы привлечения обучающихся в вузы. Изменения в порядке приёма на обучение по программам высшего образования. Особенности приёма иностранных граждан. (13.02.2015); Русский язык и образование на русском в системе международного
позиционирования России (28.10.2016); Основы противодействия коррупции в сфере образования (25.12.2018); Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования (25.12.2018); Современные технологии преподавания дисциплины "Речевые практики"(24.04.2019); Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса (24.12.2019); Цифровые образовательные инструменты на занятиях в высшей школе (17.06.2020); Программа переподготовки "Менеджмент высшего образования", квалификация: Руководитель образовательной организации высшего образования (06.02.2020); Управленеи комплексными проектами. Управление инновациями (28.01.2020); Психология управления персоналом организации (27.01.2020)

Государственные и ведомственные награды

звание Ветеран труда, грамота Министерства высшего образования и науки

Достижения и поощрения

грамота Ученого совета МПГУ, благодарности ректора МПГУ

Профессор

Доцент

Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

Вопросы непрерывного риторического образования (предшкольное образование – начальная школа – основная школа – старшая школа – высшая школа – последипломное образование).
П едагогическая риторика.
Методика преподавания риторики.
История риторики.
Речевая культура личности. Культура общения.
Речевой поступок. Риторика и этика.


Контактная информация

119991, город Москва, улица Малая Пироговская, дом 1а, кабинет 309
8 (499) 246-57-12
zi.kurtseva@mpgu.su