Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Ольга Николаевна

Левушкина

Образование

Ульяновский государственный педагогический институт им. И.Н. Ульянова, аспирантура Ульяновского государственного педагогического института им. И.Н. Ульянова.
Докторантура Московского педагогического государственного университета.
Научная специальность по дипломам кандидата и доктора наук: 13.00.02 – теория и методика обучения русскому языку.

Тема кандидатской диссертации

«Этимологический анализ на уроках в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся» (2000 г.)

Тема докторской диссертации

«Лингвокультурологические характеристики текста в школьном обучении русскому языку: теория и практика» (2014 г.)

Публикации

Общий список опубликованных научных и научно-методических работ к настоящему моменту составляет 280 наименований, из них 9 монографий, 88 статей в журналах из перечня ВАК, учебные, учебно-методические и методические пособия для учащихся, учителей и студентов вузов, статьи в журналах и сборниках научных трудов, в сборниках материалов научных и научно-практических конференций.

Индекс Хирша по всем публикациям на elibrary.ru – 5.

Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ – 5.

 

Монографии:

  1. Развитие рефлексивной практики учителя в системе ПК ДПО и ее влияние на выработку новых способов и результатов обучения: коллективная монография / Васильева И.В., Васильева М.А., Гомулина Н.Н. и др. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. – 103 с.
  2. Левушкина О.Н. Методическая интерпретация лингвокультурологических характеристик текста на уроках русского языка. Монография. – Ульяновск: УлГТУ, 2013. – 316 с.
  3. Левушкина О.Н. Лингвокультурологический анализ образов-символов художественного текста. Теория и история вопроса: монография. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2008. – 176 с.
  4. Левушкина О.Н. Духовно-нравственное развитие школьников в процессе обучения лингвокультурологическим характеристикам текста. Глава в коллективной монографии // Духовно-нравственное воспитание учащихся при обучении русскому языку: слово – история – искусство. Глава в коллективной монографии. – М: МПГУ, Ярославль: Ремдер, 2013. – С. 81-90.
  5. Левушкина О.Н. Опыт работы Н.М. Шанского со словом и текстом как основа для развития идеи лингвокультурологической характеристики текста на школьном уровне. Глава в коллективной монографии // Научно-методические идеи Н.М. Шанского в развитии и перспективе: к 90-летию со дня рождения ученого: коллективная монография. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2012. – С. 32-39.
  6. Левушкина О.Н. Анализ текста в учебном процессе по русскому языку: сопоставление взглядов А.В. Текучева и Н.М. Шанского. Глава в коллективной монографии // Идеи А.В. Текучева в новом времени. (К 110-летию со дня рождения академика АПН СССР А.В. Текучева). Коллективная монография. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2013. – С. 49-53.
  7. Левушкина О.Н. Культуроведческие ориентиры на работу с текстом в трудах профессора А.П. Еремеевой. Глава в коллективной монографии // Исследовательский поиск в русле методических традиций (К юбилею профессора А.П. Еремеевой): коллективная монография. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – С. 37-41.
  8. Левушкина О.Н., Переверзева С.В., Григорченко И.А. и др. Образы-символы художественного текста. Практика лингвокультурологического анализа: Монография. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2009. – 280 с.
  9. Балашов С.К., Великова С.А., Власова Ю.В., Воротникова Ю.С., Ермакова Е.Н., Кравцова Т.А., Левушкина О.Н. и др. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество: монография. Книга 2 / и др. – Новосибирск: ЦРНС – Изд-во «СИБПРИНТ», 2008. – 302 с.

 

Статьи в журналах из перечня ВАК:

  • Левушкина О.Н. Словарные диктанты с опорой на этимологический анализ // Русский язык в школе. 1999. № 2. С. 22-26.
  • Левушкина О.Н. Использование элементов этимологического анализа на уроках в начальных классах как средство развития лингвистического мышления младших школьников // Преподаватель. 1999. № 6. С. 39-41.
  • Левушкина О.Н. Этимологический анализ на уроке орфографии // Русский язык в    школе. 1999. № 6. С. 39-41.
  • Левушкина О.Н. Закрепление лексики, освоенной с помощью этимо-логического анализа // Начальная школа. 2001. № 5. С. 47-52.
  • Левушкина О.Н. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: лингвокультурологический подход // Русская словесность. 2007. № 4. С. 59-64.
  • Левушкина О.Н. Элементы древней славянской культуры в произведениях русских писателей // Русский язык в школе и дома. 2008. № 2. С. 15-18.
  • Левушкина О.Н., Курошина З.В. Парадоксальность образов-символов рассказа М.Н. Кононова «Микеша»: лингвокультурологический подход // Русская словесность. 2008. № 2. С. 64-72.
  • Левушкина О.Н. Стихотворение «Анчар» (лингвокультурологический подход)// Русский язык в школе и дома.  №8. С. 13-15.
  • Левушкина О.Н., Козлова Л.В. Древнейшие образы славянской культуры в русской словесности, живописи и музыке // Искусство и образование. 2008. № 6 (56). С. 83-88.
  • Левушкина О.Н. Архетипические истоки образов-символов современной поэзии (на примере лингвокультурологического анализа образов-символов песенных текстов Б. Гребенщикова «Город» и В. Высоцкого «Лирическая») // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 5 (12). С. 245-249.
  • Левушкина О.Н., Таралина Е.А. Сравнительная характеристика когнитивной базы носителей русского языка последних трех десятилетий  (на материале прецедентных текстов газеты «Комсомольская правда») // Русский язык за рубежом. 2009. № 4. С. 64-70.
  • Левушкина О.Н. «Аленький цветочек» и «тридевятое царство, тридесятое государство» в сказке С.Т. Аксакова // Литература в школе. 2009. № 8. С. 22- 25.
  • Левушкина О.Н. Мотив огня в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк». Лингвокультурологический подход к анализу образов-символов // Русская словесность. 2009. № 5. С. 68-77.
  • Левушкина О.Н. Символика в рассказе А.И. Солженицына «Способ двигаться» // Русский язык в школе. 2009. № 10. С. 51-54.
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Характеристика текста как вид учебной деятельности в современном школьном обучении русскому языку // Мир русского слова. 2011. № 2. С. 77-84 .
  • Левушкина О.Н. Функции текста при обучении русскому языку // Преподаватель XXI век. 2011. № 4. Ч. 1. С. 177-181.
  • Левушкина О.Н. Формирование комплекса предметных компетенций учащихся при работе с текстом-миниатюрой на уроке русского языка // Русский язык в школе. 2011. № 11. С.15-19.
  • Левушкина О.Н. Роль лингвокультурологических характеристик текстов в межкультурной коммуникации // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. 2011. № 3. Том II. С. 90-94 (0,7 п.л.).
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Характеристика текста как вид учебной деятельности в современном школьном обучении русскому языку // Мир русского слова. 2011. № 2. С. 77-84 (авт. вклад  0,9 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Функции текста при обучении русскому языку // Преподаватель XXI век. 2011. № 4. Ч. 1. С. 177-181 (0,7 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Формирование комплекса предметных компетенций учащихся при работе с текстом-миниатюрой на уроке русского языка // Русский язык в школе. 2011. № 11. С.15-19 (0,6 п.л.).
  • Григорченко И.А., Левушкина О.Н. Подготовка к сочинению-рецензии по рассказу Л.Е.Улицкой «Путь осла». IX класс // Литература в школе. 2011. № 12. С. 26-30 (авт. вклад 0,6 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Приемы обучения интерпретации текста-миниатюры в творческих работах учащихся // Русский язык в школе. 2012. № 8. С.14-18 (0,6 п.л.).
  • Левушкина О.Н., Заяц Е.В. Местоимения и «правда спорящих сторон» (Лингвокультурологическая характеристика стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Мои деревья». X класс) // Русский язык в школе. 2012. № 10. С. 10-14, 65 (авт. вклад 0,6п.л.).
  • Новикова Л.И., Левушкина О.Н. Турнир знатоков русского языка // Русский язык в школе. 2012. № 8. С. 37-42 (авт. вклад 0,2 п.л.).
  • Левушкина О.Н. О роли эстетической составляющей лингвокультурного наследия М.В. Ломоносова // Наука и школа. 2012. № 1. С. 49-53 (0,6 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Лингвокультурологическая методическая концепция в работах Т.К. Донской // Русская словесность.  № 1. С. 78-80 (0,4 п.л.).
  • Левушкина О.Н. О культурологических, культуроведческих и лингвокультурологических понятиях в методике обучения русскому языку // Преподаватель XXI век. 2012. № 3. Ч. 1. С. 152-160 (1,0п.л.).
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Роль лингвокультурологического подхода в методике преподавания русского языка как родного, как иностранного и как неродного // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2012. № 4. С. 23-28 (авт. вклад 0,3 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Методика проведения урока лингвокультурологической характеристики текста // Преподаватель XXI век.    № 2. Ч. 1. С. 166-178 (1,4 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Работа с текстом  в 5-9-х классах: методический потенциал учебников русского языка // Нижегородское образование.  № 1. С. 76-82 (0,4 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Методический потенциал учебников по русскому языку для старших классов в формировании целостного взгляда на текст // Наука и школа. 2013. № 2. С. 46-49 (0,5 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Лингвокультурологический потенциал текста и его методические критерии  // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 3. Том 1.  http://mii-info.ru/arhiv-nomerov/ (0,6 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Диагностика уровня понимания учащимися художественных текстов при обучении русскому языку // Проблемы современного образования. 2013. № 1. http://www.pmedu.ru/ (1,3п.л.).
  • Левушкина О.Н. Методика проведения урока лингвокультурологической характеристики текста // Преподаватель XXI век.    № 2. Ч. 1. С. 166-178 (1,4 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Работа с текстом в 5-9-х классах: методический потенциал учебников русского языка // Нижегородское образование. 2013. № 1. С. 76-82 (0,4 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Методический потенциал учебников по русскому языку для старших классов в формировании целостного взгляда на текст // Наука и школа. 2013. № 2. С. 46-49 (0,5 п.л.).
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Методический потенциал лингвокультурологических характеристик текста в школьном обучении русскому языку // Русский язык в школе. 2014. № 4. С. 12-17.
  • Левушкина О.Н. Зимнее солнце цвета ягоды морошки (Урок характеристики текста в VI классе) // Русский язык в школе. 2015. № 11. С. 20-23.
  • Левушкина О.Н. «Язык – это зеркало» (Урок лингвокультурологической характеристики текста в VI классе) // Русский язык в школе. 2015. № 12. С. 30-33.
  • Левушкина О.Н. Роль прилагательных в изображении зимнего пейзажа (Урок развития речи в VI классе) // Русский язык в школе. 2016. № 1. С. 23-25.
  • Левушкина О.Н. Роль местоимений в художественном тексте (VI класс) // Русский язык в школе. 2016. № 2. С. 26-29.
  • Левушкина О.Н. Урок-проект «Времена года: настроение» (Урок характеристики текстов) // Русский язык в школе. 2016. № 4. С. 25-27.
  • Левушкина О.Н. Осень глазами художников слова (урок-проект на основе характеристики // Русский язык в школе. 2016. № 7. С. 23-25.
  • Левушкина О.Н. «Язык – родной очаг»: Учим пониманию текста на уроке русского языка // Русский язык в школе. 2016. № 7. С. 7-11.
  • Левушкина О.Н. Роль диалога в художественном тексте (урок характеристики художественного текста). // Русский язык в школе. 2016. № 8. С. 26-28.
  • Левушкина О.Н. Урок характеристики текста. Роль причастий в художественном тексте // Русский язык в школе. 2016. № 9. С. 30-32.
  • Левушкина О.Н. Коммуникативные качества речи (VII класс) // Русский язык в школе. 2016. № 10. С. 21-25.
  • Левушкина О.Н. Подготовка к сочинению на тему «Как наступает весна» (VII класс) // Русский язык в школе. 2017. № 2. С. 41-44.
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н., Симахина Л.В. «Краткие изъявления движения духа» (Урок в VII классе на тему «Междометие») // Русский язык в школе. 2017. № 4. С. 30-33.
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н., Шеляпина И.И. Комплексный урок повторения и подготовки к написанию сочинения-рассуждения в VII классе «Учимся у мудрых: Уроки жизни Льва Толстого» // Русский язык в школе. 2017. № 4. С. 33-37.
  • Левушкина О.Н. Лингвокультурологический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Анчар». Интегрированный урок литературы и русского языка. X-XI классы. 2 часа// Литература в школе. 2017. № 5. С. 28-32.
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Урок развития речи в VII классе «Русская Робиндзонада: виртуальное путешествие по России» Русский язык в школе. – 2017. № 1. С. 31-33.
  • Левушкина О. Н. Работа со словарями как когнитивная стратегия современного образования Мир русского слова. 2017. № 2. С. 99-105.
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Ориентировочное планирование работы в V классе по УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. (научн. Ред. Н.М. Шанский) «Русский язык» на 2015-2016 учебный год // Русский язык в школе. – 2014 (№ 7-12), 2015 (№ 1-4, 7-12).
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Ориентировочное планирование работы в VI классе по УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. (научн. Ред. Н.М. Шанский) «Русский язык» на 2015-2016 учебный год. Русский язык в школе. – 2015 (№ 7-12), 2016 (№ 1-4).
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Ориентировочное планирование работы в VII классе по УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. (научн. Ред. Н.М. Шанский) «Русский язык» на 2016-2017 учебный год. Русский язык в школе. – 2016 (№ 7-12), 2017 (№ 1-4).
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Ориентировочное планирование работы в VIII классе по УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. (научн. Ред. Н.М. Шанский) «Русский язык» на 2017-2018 учебный год. Русский язык в школе. – 2017 (№ 7-10).

 

Зарубежные публикации:

  1. Левушкина О.Н. Текст как целостная единица языка, речи и культуры в методике преподавания русского языка // Сборник научно-методических статей по проблемам преподавания русского языка и литературы в мультикультурной среде / Под общ. ред. Т.М. Балыхиной. – Москва–Кишинев, Издательство РУДН, 2011. – 40 с. – С. 25-27.
  2. Левушкина О.Н. Роль текста в современном процессе обучения русскому языку: взгляд учителей // Материали за 8-а международна научна практична конференция «Научният потенциал на света». – – Том 9. Педагогически науки. Музика и живот. – София. «Бял ГРАД-БГ» ООД. – С. 20-25 (0,3 п.л.).
  3. Левушкина О.Н. Принципы «соизучения языка и культуры» и лингвокультурологический: к определению объема понятий в методике преподавания русского языка // Materialy VIII mezinarodni vedecko-praktika konference “Veda a technologie: krok do budoucnosti – 2012”. – Dil Pedagogika: Praha. Publishing House “Education and Science” s.r.o. С. 26-29 (0,2 п.л.).
  4. Левушкина О.Н. Роль текста в современном процессе обучения русскому языку: взгляд учителей// Материали за 8-а международна научна практична конференция «Научният потенциал на света», – 2012. Том 9. Педагогически науки. Музика и живот. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД – 72 стр. С. 20-25.
  5. Левушкина О.Н. Развиваем речь и учим пониманию текста: инструментарий лингвокультурологической характеристики текста на уроке русского языка Славистика. Выпуск XX (2016). СЛАВИСТИЧКО ДРУШТВО СРБИЈЕ. Београд. 2016. С. 422-426.

http://www.slavistickodrustvo.org.rs/izdanja/slavistika.htm

  1. Левушкина О.Н. Человеческие ценности истинные и мнимые. Усвоение функций местоимений в художественном тексте на основе его лингвокультурологической характеристики // Русская словесность в школе. (Киев) 2017. № 1. С. 16-21.
  2. Дмитрина Спасова-Лесневска (София, Болгария), Ольга Николаевна Левушкина (Москва, Россия) 55-е собрание славистов // Болгарская русистика. 2017.

 

Учебно-методические работы:

  1. Морозов В.Э., Дудова Л.В., Левушкина О.Н., Яковлева К.Э. Учебник русского языка для арабских школьников: в 2 ч. М.: «Русское слово – учебник», 2016. В 2-х частях. Ч. 1 – 368 с. Ч. 2 – 304 с.
  2. Морозов В.Э., Дудова Л.В., Левушкина О.Н., Яковлева К.Э. Учебник русского языка для арабских школьников: Книга для учителя. М.: «Русское слово – учебник», 2016.
  3. Дейкина А.Д., Дудова Л.В., Левушкина О.Н. Слово Пушкина и слово о Пушкине на уроках русского языка. М.: Русское слово. 2016. 150 с.
  4. Концепция школьного филологического образовании: русский язык и литература: проект / А.А. Волков, Е.О. Галицких, О.А. Ганабова и др. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. 112 с.
  5. Левушкина О.Н., Морозов В.Э. Современное учебное занятие по русскому языку: Учебно-методическое пособие для учителей. М.: МИОО, 2016. 168 с.
  6. Левушкина О.Н. Методические рекомендации по проведению словарных уроков в рамках государственного праздника «День словаря» для руководителей школ, учителей русского языка и литературы и учителей-предметников.- М.: Родное слово. 122 с.

Деньсловаря.рф/wp-content//uploads/2016/10/MR_1.pdf

http://xn--80adfe4alise3isb.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/10/MR_1.pdf

  1. Левушкина О.Н., Волкова Н.В., Григорченко И.А. и др. Уроки с лингвокультурологической характеристикой текста. Метод. пособие для учителей. – М.: Издательство «Перо», 2013. 170 с.
  2. Левушкина О.Н. Текст и культура: Материалы к урокам русского языка и занятиям элективных курсов: Метод. пособие для учителей. – М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. 240 с.
  3. Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя. М.: Владос, 2002. 96 с.
  4. Полякова О.Г., Левушкина О.Н., Чеченева С.Б., Костерина Э.К. Русский язык и культура речи (Справочные и методические материалы): Учебное пособие для студентов-нефилологов. Ульяновск: УлГУ, 255 с.

 

Материалы проведенных проектов:

  1. Со словарями по жизни: научно-практическое методическое пособие / Сост. и науч. ред. О.Н. Левушкиной. М.: КОПИ-ЦЕНТР, 2015.

(По итогам проекта «Со словарями по жизни», поддержанного грантом Президента РФ на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России в 2014-2015 г.)

  1. Всероссийский словарный марафон. Материалы проекта 2016 г. / Под. ред. О.Н. Левушкиной. М.: КОПИ-ЦЕНТР, 2016. 152 с.

(По итогам проекта «Всероссийский словарный марафон», поддержанного грантом Президента РФ на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России в 2016 г.)

  1. Дейкина А.Д., Дудова Л.В., Левушкина О.Н. Слово Пушкина и слово о Пушкине на уроках русского языка. М.: Русское слово. 2016. 150 с.

(По материалам проекта «Всероссийский словарный марафон», поддержанного грантом Президента РФ на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России в 2016 г.)

  1. История в слове и слово в истории. Методические рекомендации для учителей по организации работы со словарями / Под ред. О.Н. Левушкиной. М.: НП «Родное слово», 2017.

(По итогам проекта «Родное слово: Всероссийский словарный марафон», поддержанного грантом Президента РФ на основании конкурса, проведенного Российским Союзом Молодежи в 2016 г.)

  1. Пока в России Пушкин длится… Материалы всероссийского проекта/ Под ред. О.Н. Левушкиной. М.: Этносфера, 2017. 178 с.

(По итогам проекта «В помощь учителям», поддержанного грантом Российского общества «Знание» в 2017 г.)

  1. Мобильные академии для учителя и библиотекаря «Педагогический транссиб: от Москвы до берегов Амура». Методические материалы Всероссийского проекта / Под ред. О.Н. Левушкиной. М.:  Этносфера, 2017.  221 с.

(По итогам проекта «В помощь учителям», поддержанного грантом Российского общества «Знание» в 2017 г.)


Профессор

Доктор педагогических наук

Доцент


Профессиональные интересы

• Общие вопросы методики преподавания русского языка.
• Развивающие методические системы.
• Аксиологический текстоцентризм в преподавании русского языка.
• Культурологический, культуроведческий и лингвокультурологический подходы в обучении русскому языку.
• Лингвокультурологические характеристики текста в школьном обучении русскому языку.
• Инновационные методы в преподавании русского языка.
• Работа со словарями, лексикографические технологии в обучении русскому языку.
• Особенности вузовской методики.
• Создание школьных учебников по русскому языку, учебных. программ, рабочих тетрадей, сборников дидактических материалов, методических рекомендаций.


Контактная информация

8 (916) 249-11-10
on.levushkina@mpgu.su