Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

Ольга Николаевна

Левушкина

Образование

Ульяновский государственный педагогический институт им. И.Н. Ульянова, аспирантура Ульяновского государственного педагогического института им. И.Н. Ульянова.
Докторантура Московского педагогического государственного университета.
Научная специальность по дипломам кандидата и доктора наук: 13.00.02 – теория и методика обучения русскому языку.

Тема кандидатской диссертации

«Этимологический анализ на уроках в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся» (2000 г.)

Тема докторской диссертации

«Лингвокультурологические характеристики текста в школьном обучении русскому языку: теория и практика» (2014 г.)

Публикации

Общий список опубликованных научных и научно-методических работ к настоящему моменту составляет 280 наименований, из них 9 монографий, 88 статей в журналах из перечня ВАК, учебные, учебно-методические и методические пособия для учащихся, учителей и студентов вузов, статьи в журналах и сборниках научных трудов, в сборниках материалов научных и научно-практических конференций.

Индекс Хирша по всем публикациям на elibrary.ru – 5.

Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ – 5.

 

Монографии:

  1. Развитие рефлексивной практики учителя в системе ПК ДПО и ее влияние на выработку новых способов и результатов обучения: коллективная монография / Васильева И.В., Васильева М.А., Гомулина Н.Н. и др. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. – 103 с.
  2. Левушкина О.Н. Методическая интерпретация лингвокультурологических характеристик текста на уроках русского языка. Монография. – Ульяновск: УлГТУ, 2013. – 316 с.
  3. Левушкина О.Н. Лингвокультурологический анализ образов-символов художественного текста. Теория и история вопроса: монография. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2008. – 176 с.
  4. Левушкина О.Н. Духовно-нравственное развитие школьников в процессе обучения лингвокультурологическим характеристикам текста. Глава в коллективной монографии // Духовно-нравственное воспитание учащихся при обучении русскому языку: слово – история – искусство. Глава в коллективной монографии. – М: МПГУ, Ярославль: Ремдер, 2013. – С. 81-90.
  5. Левушкина О.Н. Опыт работы Н.М. Шанского со словом и текстом как основа для развития идеи лингвокультурологической характеристики текста на школьном уровне. Глава в коллективной монографии // Научно-методические идеи Н.М. Шанского в развитии и перспективе: к 90-летию со дня рождения ученого: коллективная монография. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2012. – С. 32-39.
  6. Левушкина О.Н. Анализ текста в учебном процессе по русскому языку: сопоставление взглядов А.В. Текучева и Н.М. Шанского. Глава в коллективной монографии // Идеи А.В. Текучева в новом времени. (К 110-летию со дня рождения академика АПН СССР А.В. Текучева). Коллективная монография. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2013. – С. 49-53.
  7. Левушкина О.Н. Культуроведческие ориентиры на работу с текстом в трудах профессора А.П. Еремеевой. Глава в коллективной монографии // Исследовательский поиск в русле методических традиций (К юбилею профессора А.П. Еремеевой): коллективная монография. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – С. 37-41.
  8. Левушкина О.Н., Переверзева С.В., Григорченко И.А. и др. Образы-символы художественного текста. Практика лингвокультурологического анализа: Монография. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2009. – 280 с.
  9. Балашов С.К., Великова С.А., Власова Ю.В., Воротникова Ю.С., Ермакова Е.Н., Кравцова Т.А., Левушкина О.Н. и др. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество: монография. Книга 2 / и др. – Новосибирск: ЦРНС – Изд-во «СИБПРИНТ», 2008. – 302 с.

 

Статьи в журналах из перечня ВАК:

  • Левушкина О.Н. Словарные диктанты с опорой на этимологический анализ // Русский язык в школе. 1999. № 2. С. 22-26.
  • Левушкина О.Н. Использование элементов этимологического анализа на уроках в начальных классах как средство развития лингвистического мышления младших школьников // Преподаватель. 1999. № 6. С. 39-41.
  • Левушкина О.Н. Этимологический анализ на уроке орфографии // Русский язык в    школе. 1999. № 6. С. 39-41.
  • Левушкина О.Н. Закрепление лексики, освоенной с помощью этимо-логического анализа // Начальная школа. 2001. № 5. С. 47-52.
  • Левушкина О.Н. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: лингвокультурологический подход // Русская словесность. 2007. № 4. С. 59-64.
  • Левушкина О.Н. Элементы древней славянской культуры в произведениях русских писателей // Русский язык в школе и дома. 2008. № 2. С. 15-18.
  • Левушкина О.Н., Курошина З.В. Парадоксальность образов-символов рассказа М.Н. Кононова «Микеша»: лингвокультурологический подход // Русская словесность. 2008. № 2. С. 64-72.
  • Левушкина О.Н. Стихотворение «Анчар» (лингвокультурологический подход)// Русский язык в школе и дома.  №8. С. 13-15.
  • Левушкина О.Н., Козлова Л.В. Древнейшие образы славянской культуры в русской словесности, живописи и музыке // Искусство и образование. 2008. № 6 (56). С. 83-88.
  • Левушкина О.Н. Архетипические истоки образов-символов современной поэзии (на примере лингвокультурологического анализа образов-символов песенных текстов Б. Гребенщикова «Город» и В. Высоцкого «Лирическая») // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 5 (12). С. 245-249.
  • Левушкина О.Н., Таралина Е.А. Сравнительная характеристика когнитивной базы носителей русского языка последних трех десятилетий  (на материале прецедентных текстов газеты «Комсомольская правда») // Русский язык за рубежом. 2009. № 4. С. 64-70.
  • Левушкина О.Н. «Аленький цветочек» и «тридевятое царство, тридесятое государство» в сказке С.Т. Аксакова // Литература в школе. 2009. № 8. С. 22- 25.
  • Левушкина О.Н. Мотив огня в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк». Лингвокультурологический подход к анализу образов-символов // Русская словесность. 2009. № 5. С. 68-77.
  • Левушкина О.Н. Символика в рассказе А.И. Солженицына «Способ двигаться» // Русский язык в школе. 2009. № 10. С. 51-54.
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Характеристика текста как вид учебной деятельности в современном школьном обучении русскому языку // Мир русского слова. 2011. № 2. С. 77-84 .
  • Левушкина О.Н. Функции текста при обучении русскому языку // Преподаватель XXI век. 2011. № 4. Ч. 1. С. 177-181.
  • Левушкина О.Н. Формирование комплекса предметных компетенций учащихся при работе с текстом-миниатюрой на уроке русского языка // Русский язык в школе. 2011. № 11. С.15-19.
  • Левушкина О.Н. Роль лингвокультурологических характеристик текстов в межкультурной коммуникации // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. 2011. № 3. Том II. С. 90-94 (0,7 п.л.).
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Характеристика текста как вид учебной деятельности в современном школьном обучении русскому языку // Мир русского слова. 2011. № 2. С. 77-84 (авт. вклад  0,9 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Функции текста при обучении русскому языку // Преподаватель XXI век. 2011. № 4. Ч. 1. С. 177-181 (0,7 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Формирование комплекса предметных компетенций учащихся при работе с текстом-миниатюрой на уроке русского языка // Русский язык в школе. 2011. № 11. С.15-19 (0,6 п.л.).
  • Григорченко И.А., Левушкина О.Н. Подготовка к сочинению-рецензии по рассказу Л.Е.Улицкой «Путь осла». IX класс // Литература в школе. 2011. № 12. С. 26-30 (авт. вклад 0,6 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Приемы обучения интерпретации текста-миниатюры в творческих работах учащихся // Русский язык в школе. 2012. № 8. С.14-18 (0,6 п.л.).
  • Левушкина О.Н., Заяц Е.В. Местоимения и «правда спорящих сторон» (Лингвокультурологическая характеристика стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Мои деревья». X класс) // Русский язык в школе. 2012. № 10. С. 10-14, 65 (авт. вклад 0,6п.л.).
  • Новикова Л.И., Левушкина О.Н. Турнир знатоков русского языка // Русский язык в школе. 2012. № 8. С. 37-42 (авт. вклад 0,2 п.л.).
  • Левушкина О.Н. О роли эстетической составляющей лингвокультурного наследия М.В. Ломоносова // Наука и школа. 2012. № 1. С. 49-53 (0,6 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Лингвокультурологическая методическая концепция в работах Т.К. Донской // Русская словесность.  № 1. С. 78-80 (0,4 п.л.).
  • Левушкина О.Н. О культурологических, культуроведческих и лингвокультурологических понятиях в методике обучения русскому языку // Преподаватель XXI век. 2012. № 3. Ч. 1. С. 152-160 (1,0п.л.).
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Роль лингвокультурологического подхода в методике преподавания русского языка как родного, как иностранного и как неродного // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2012. № 4. С. 23-28 (авт. вклад 0,3 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Методика проведения урока лингвокультурологической характеристики текста // Преподаватель XXI век.    № 2. Ч. 1. С. 166-178 (1,4 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Работа с текстом  в 5-9-х классах: методический потенциал учебников русского языка // Нижегородское образование.  № 1. С. 76-82 (0,4 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Методический потенциал учебников по русскому языку для старших классов в формировании целостного взгляда на текст // Наука и школа. 2013. № 2. С. 46-49 (0,5 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Лингвокультурологический потенциал текста и его методические критерии  // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 3. Том 1.  http://mii-info.ru/arhiv-nomerov/ (0,6 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Диагностика уровня понимания учащимися художественных текстов при обучении русскому языку // Проблемы современного образования. 2013. № 1. http://www.pmedu.ru/ (1,3п.л.).
  • Левушкина О.Н. Методика проведения урока лингвокультурологической характеристики текста // Преподаватель XXI век.    № 2. Ч. 1. С. 166-178 (1,4 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Работа с текстом в 5-9-х классах: методический потенциал учебников русского языка // Нижегородское образование. 2013. № 1. С. 76-82 (0,4 п.л.).
  • Левушкина О.Н. Методический потенциал учебников по русскому языку для старших классов в формировании целостного взгляда на текст // Наука и школа. 2013. № 2. С. 46-49 (0,5 п.л.).
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Методический потенциал лингвокультурологических характеристик текста в школьном обучении русскому языку // Русский язык в школе. 2014. № 4. С. 12-17.
  • Левушкина О.Н. Зимнее солнце цвета ягоды морошки (Урок характеристики текста в VI классе) // Русский язык в школе. 2015. № 11. С. 20-23.
  • Левушкина О.Н. «Язык – это зеркало» (Урок лингвокультурологической характеристики текста в VI классе) // Русский язык в школе. 2015. № 12. С. 30-33.
  • Левушкина О.Н. Роль прилагательных в изображении зимнего пейзажа (Урок развития речи в VI классе) // Русский язык в школе. 2016. № 1. С. 23-25.
  • Левушкина О.Н. Роль местоимений в художественном тексте (VI класс) // Русский язык в школе. 2016. № 2. С. 26-29.
  • Левушкина О.Н. Урок-проект «Времена года: настроение» (Урок характеристики текстов) // Русский язык в школе. 2016. № 4. С. 25-27.
  • Левушкина О.Н. Осень глазами художников слова (урок-проект на основе характеристики // Русский язык в школе. 2016. № 7. С. 23-25.
  • Левушкина О.Н. «Язык – родной очаг»: Учим пониманию текста на уроке русского языка // Русский язык в школе. 2016. № 7. С. 7-11.
  • Левушкина О.Н. Роль диалога в художественном тексте (урок характеристики художественного текста). // Русский язык в школе. 2016. № 8. С. 26-28.
  • Левушкина О.Н. Урок характеристики текста. Роль причастий в художественном тексте // Русский язык в школе. 2016. № 9. С. 30-32.
  • Левушкина О.Н. Коммуникативные качества речи (VII класс) // Русский язык в школе. 2016. № 10. С. 21-25.
  • Левушкина О.Н. Подготовка к сочинению на тему «Как наступает весна» (VII класс) // Русский язык в школе. 2017. № 2. С. 41-44.
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н., Симахина Л.В. «Краткие изъявления движения духа» (Урок в VII классе на тему «Междометие») // Русский язык в школе. 2017. № 4. С. 30-33.
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н., Шеляпина И.И. Комплексный урок повторения и подготовки к написанию сочинения-рассуждения в VII классе «Учимся у мудрых: Уроки жизни Льва Толстого» // Русский язык в школе. 2017. № 4. С. 33-37.
  • Левушкина О.Н. Лингвокультурологический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Анчар». Интегрированный урок литературы и русского языка. X-XI классы. 2 часа// Литература в школе. 2017. № 5. С. 28-32.
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Урок развития речи в VII классе «Русская Робиндзонада: виртуальное путешествие по России» Русский язык в школе. – 2017. № 1. С. 31-33.
  • Левушкина О. Н. Работа со словарями как когнитивная стратегия современного образования Мир русского слова. 2017. № 2. С. 99-105.
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Ориентировочное планирование работы в V классе по УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. (научн. Ред. Н.М. Шанский) «Русский язык» на 2015-2016 учебный год // Русский язык в школе. – 2014 (№ 7-12), 2015 (№ 1-4, 7-12).
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Ориентировочное планирование работы в VI классе по УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. (научн. Ред. Н.М. Шанский) «Русский язык» на 2015-2016 учебный год. Русский язык в школе. – 2015 (№ 7-12), 2016 (№ 1-4).
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Ориентировочное планирование работы в VII классе по УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. (научн. Ред. Н.М. Шанский) «Русский язык» на 2016-2017 учебный год. Русский язык в школе. – 2016 (№ 7-12), 2017 (№ 1-4).
  • Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Ориентировочное планирование работы в VIII классе по УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. (научн. Ред. Н.М. Шанский) «Русский язык» на 2017-2018 учебный год. Русский язык в школе. – 2017 (№ 7-10).

 

Зарубежные публикации:

  1. Левушкина О.Н. Текст как целостная единица языка, речи и культуры в методике преподавания русского языка // Сборник научно-методических статей по проблемам преподавания русского языка и литературы в мультикультурной среде / Под общ. ред. Т.М. Балыхиной. – Москва–Кишинев, Издательство РУДН, 2011. – 40 с. – С. 25-27.
  2. Левушкина О.Н. Роль текста в современном процессе обучения русскому языку: взгляд учителей // Материали за 8-а международна научна практична конференция «Научният потенциал на света». – – Том 9. Педагогически науки. Музика и живот. – София. «Бял ГРАД-БГ» ООД. – С. 20-25 (0,3 п.л.).
  3. Левушкина О.Н. Принципы «соизучения языка и культуры» и лингвокультурологический: к определению объема понятий в методике преподавания русского языка // Materialy VIII mezinarodni vedecko-praktika konference “Veda a technologie: krok do budoucnosti – 2012”. – Dil Pedagogika: Praha. Publishing House “Education and Science” s.r.o. С. 26-29 (0,2 п.л.).
  4. Левушкина О.Н. Роль текста в современном процессе обучения русскому языку: взгляд учителей// Материали за 8-а международна научна практична конференция «Научният потенциал на света», – 2012. Том 9. Педагогически науки. Музика и живот. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД – 72 стр. С. 20-25.
  5. Левушкина О.Н. Развиваем речь и учим пониманию текста: инструментарий лингвокультурологической характеристики текста на уроке русского языка Славистика. Выпуск XX (2016). СЛАВИСТИЧКО ДРУШТВО СРБИЈЕ. Београд. 2016. С. 422-426.

http://www.slavistickodrustvo.org.rs/izdanja/slavistika.htm

  1. Левушкина О.Н. Человеческие ценности истинные и мнимые. Усвоение функций местоимений в художественном тексте на основе его лингвокультурологической характеристики // Русская словесность в школе. (Киев) 2017. № 1. С. 16-21.
  2. Дмитрина Спасова-Лесневска (София, Болгария), Ольга Николаевна Левушкина (Москва, Россия) 55-е собрание славистов // Болгарская русистика. 2017.

 

Учебно-методические работы:

  1. Морозов В.Э., Дудова Л.В., Левушкина О.Н., Яковлева К.Э. Учебник русского языка для арабских школьников: в 2 ч. М.: «Русское слово – учебник», 2016. В 2-х частях. Ч. 1 – 368 с. Ч. 2 – 304 с.
  2. Морозов В.Э., Дудова Л.В., Левушкина О.Н., Яковлева К.Э. Учебник русского языка для арабских школьников: Книга для учителя. М.: «Русское слово – учебник», 2016.
  3. Дейкина А.Д., Дудова Л.В., Левушкина О.Н. Слово Пушкина и слово о Пушкине на уроках русского языка. М.: Русское слово. 2016. 150 с.
  4. Концепция школьного филологического образовании: русский язык и литература: проект / А.А. Волков, Е.О. Галицких, О.А. Ганабова и др. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. 112 с.
  5. Левушкина О.Н., Морозов В.Э. Современное учебное занятие по русскому языку: Учебно-методическое пособие для учителей. М.: МИОО, 2016. 168 с.
  6. Левушкина О.Н. Методические рекомендации по проведению словарных уроков в рамках государственного праздника «День словаря» для руководителей школ, учителей русского языка и литературы и учителей-предметников.- М.: Родное слово. 122 с.

Деньсловаря.рф/wp-content//uploads/2016/10/MR_1.pdf

http://xn--80adfe4alise3isb.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/10/MR_1.pdf

  1. Левушкина О.Н., Волкова Н.В., Григорченко И.А. и др. Уроки с лингвокультурологической характеристикой текста. Метод. пособие для учителей. – М.: Издательство «Перо», 2013. 170 с.
  2. Левушкина О.Н. Текст и культура: Материалы к урокам русского языка и занятиям элективных курсов: Метод. пособие для учителей. – М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. 240 с.
  3. Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя. М.: Владос, 2002. 96 с.
  4. Полякова О.Г., Левушкина О.Н., Чеченева С.Б., Костерина Э.К. Русский язык и культура речи (Справочные и методические материалы): Учебное пособие для студентов-нефилологов. Ульяновск: УлГУ, 255 с.

 

Материалы проведенных проектов:

  1. Со словарями по жизни: научно-практическое методическое пособие / Сост. и науч. ред. О.Н. Левушкиной. М.: КОПИ-ЦЕНТР, 2015.

(По итогам проекта «Со словарями по жизни», поддержанного грантом Президента РФ на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России в 2014-2015 г.)

  1. Всероссийский словарный марафон. Материалы проекта 2016 г. / Под. ред. О.Н. Левушкиной. М.: КОПИ-ЦЕНТР, 2016. 152 с.

(По итогам проекта «Всероссийский словарный марафон», поддержанного грантом Президента РФ на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России в 2016 г.)

  1. Дейкина А.Д., Дудова Л.В., Левушкина О.Н. Слово Пушкина и слово о Пушкине на уроках русского языка. М.: Русское слово. 2016. 150 с.

(По материалам проекта «Всероссийский словарный марафон», поддержанного грантом Президента РФ на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России в 2016 г.)

  1. История в слове и слово в истории. Методические рекомендации для учителей по организации работы со словарями / Под ред. О.Н. Левушкиной. М.: НП «Родное слово», 2017.

(По итогам проекта «Родное слово: Всероссийский словарный марафон», поддержанного грантом Президента РФ на основании конкурса, проведенного Российским Союзом Молодежи в 2016 г.)

  1. Пока в России Пушкин длится… Материалы всероссийского проекта/ Под ред. О.Н. Левушкиной. М.: Этносфера, 2017. 178 с.

(По итогам проекта «В помощь учителям», поддержанного грантом Российского общества «Знание» в 2017 г.)

  1. Мобильные академии для учителя и библиотекаря «Педагогический транссиб: от Москвы до берегов Амура». Методические материалы Всероссийского проекта / Под ред. О.Н. Левушкиной. М.:  Этносфера, 2017.  221 с.

(По итогам проекта «В помощь учителям», поддержанного грантом Российского общества «Знание» в 2017 г.)


Профессор

Доктор педагогических наук

Доцент


Профессиональные интересы

• Общие вопросы методики преподавания русского языка.
• Развивающие методические системы.
• Аксиологический текстоцентризм в преподавании русского языка.
• Культурологический, культуроведческий и лингвокультурологический подходы в обучении русскому языку.
• Лингвокультурологические характеристики текста в школьном обучении русскому языку.
• Инновационные методы в преподавании русского языка.
• Работа со словарями, лексикографические технологии в обучении русскому языку.
• Особенности вузовской методики.
• Создание школьных учебников по русскому языку, учебных. программ, рабочих тетрадей, сборников дидактических материалов, методических рекомендаций.


Контактная информация

8 (916) 249-11-10
on.levushkina@mpgu.su