Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

НАВСТРЕЧУ 150-ЛЕТИЮ МПГУ

Елена Александровна

Омельченко

Образование

Высшее, специалитет, история, историк, преподаватель истории со знанием испанского языка
Исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Аспирантура МГУ им. М.В. Ломоносова (2004 г.)

Тема кандидатской диссертации

Этническое сознание современной московской молодежи (2004 г.)

Публикации

По состоянию на 01.09.2020 г. опубликовано 97 научных работ.

Статьи

1. Омельченко Е.А. Адаптация детей мигрантов в образовательном учреждении: социокультурный и психологический аспекты // Этнодиалоги. Научно-информационный альманах. – 2014. – №1 (45). – С. 118–130.

2. Омельченко Е.А., Орлова А.Ю. Россия в мире: молодежный взгляд. Как школьники воспринимают российское историко-культурное наследие и современную Россию / Этнодиалоги. Научно-информационный альманах. – 2014. – № 2 (46). – С. 48–54.

3. Омельченко Е.А. Социологические подходы к исследованию проблемы интеграции детей мигрантов в образовательной среде // Социология образования. – 2014. – №7. – С. 116–130. (ВАК).

4. Омельченко Е.А. Социально-культурная адаптация детей из семей международных мигрантов в школе: методика исследования и пути решения проблемы / Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности: методология, методика и практики исследования (Томск, 14–15 октября 2014 г.): Программа и тезисы. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2014. – С. 264–265.

5. Омельченко Е.А. Адаптация детей мигрантов в образовательном учреждении: как помочь директорам и педагогам в решении проблемы? // Этнодиалоги. Научно-информационный альманах. – 2015. – №1 (48). – С. 108–120.

6. Омельченко Е.А. Адаптация иноэтничных учащихся в образовательном учреждении: подходы к оценке и мониторингу / Миграция и мигранты / Тезисы докладов и программа. Секция 2. XI конгресс антропологов и этнологов России (г. Екатеринбург, 2–5 июля 2015 г.). – М.: ИЭА РАН, 2015. – С. 4–5.

7. Горячев Ю.А., Омельченко Е.А. Гармонизация межнациональных отношений в детском коллективе и формирование гражданской позиции современного школьника. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации / Сборник дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. – М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2015. – С. 74–80.

8. Омельченко Е.А. Адаптация иноэтничных учащихся в образовательном учреждении: подходы к оценке и мониторингу / XI Конгресс антропологов и этнологов России. Контакты и взаимодействие культур: сб. материалов. Екатеринбург, 2–5 июля 2015 г. / отв. ред. В.А.Тишков, А.В.Головнёв. – Москва – Екатеринбург: ИЭА РАН, ИИиА УрО РАН, 2015. – 504 с. – С. 88–89.

9. Омельченко Е.А. Сравнительный анализ практик повышения профессиональной компетенции педагога в области поликультурного образования: опыт Минска, Севастополя и Москвы (ситуационное исследование) / Межэтнические отношения и задачи образования по реализации Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года / Сборник материалов по совершенствованию системы профессиональной компетенции педагога / под ред. Ю.А. Горячева. – М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2015. – 168 с. – С. 89–114.

10. Омельченко Е.А. Научно-методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по интеграции лучших межкультурных практик в систему столичного образования / Межкультурное образование в современной школе. Научно-методические рекомендации / под ред. Ю.А. Горячева. – М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. – 32 с. – С 5–23.

11. Омельченко Е.А. Социально-культурная адаптация детей из семей международных мигрантов в школе: методика исследования и пути решения проблемы / Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности / Сб. научных статей. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2015. – 296 с. – С. 249–260.

12. Омельченко Е.А. Дети из семей мигрантов в школе: проблема или ресурс развития? / Этнодиалоги. Научно-информационный альманах. – 2016. – № 1 (50). – С. 72–104.

13. Омельченко Е.А. Дети из семей мигрантов в школе: проблема или ресурс развития? / Педагогический поиск. Научно-информационный журнал Республики Казахстан. Издается в

Республике Казахстан (ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ІЗДЕНІС. Ақпараттық ғылыми-әдістемелік журналы). – 2016. – № 1 (март/наурыз). – С. 45–54.

14. Омельченко Е.А. Прививка от интернационализма / Интервью // Директор школы (раздел «Образовательная политика»). – 2016. – № 2. С. 64–70.

15. Омельченко Е.А. Интеграция иноэтничных мигрантов в современном обществе: российское измерение проблемы / Русский универсум в условиях глобализации: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции (26-28 октября 2016 г.) / под научной ред. Е.В. Валеевой, отв. ред. С.В. Напалкова; Арзамасский филиал ННГУ; Фонд «Русский мир». – Саров: Интерконтакт, 2016. – 461 с. – С. 89-97.

16. Омельченко Е.А. Система образования как важнейший ресурс адаптации и интеграции детей из семей международных мигрантов / Выводы и предложения по материалам круглого стола «Актуальные вопросы социокультурной адаптации и интеграции мигрантов в московском мегаполисе» (в рамках социально значимого проекта «Исследование роли высшего образования при адаптации трудовых мигрантов в условиях экономических кризисов с учетом опыта стран Евразийского экономического союза и мирового опыта»). – М.: Научный центр евразийской интеграции, 2016. – С. 10–12.

17. Омельченко Е.А. Опыт московской системы образования по интеграции детей из семей мигрантов – российским регионам // Учительская газета–Москва. – 2016. – 4 октября. – № 40. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/archive/66918

18. Омельченко Е.А. Знакомство с традиционными российскими ценностями как составляющая процесса адаптации и интеграции международных мигрантов / Сб. тезисов по итогам круглого стола «Потенциал православной культуры и русского языка в формировании гражданской идентичности и интеграции мигрантов» в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений. – М.: 2017. – С. 174–179.

19. Омельченко Е.А. Подходы к диагностике межкультурной компетентности педагога: московский опыт // Этнодиалоги. Научно-информационный альманах. – 2017. – №1 (52). – С. 72–104.

20. Омельченко Е.А., Шевцова А.А. Как и зачем оценивать межкультурную компетентность педагога // Начальная школа. – 2017. – № 3. – С. 70–74 (ВАК).

21. Омельченко Е.А. Роль знаний о духовно-нравственной культуре народов России в формировании гражданской позиции и межкультурной компетентности выпускника педагогического вуза / Сб. статей по итогам международной научно-практической конференции «Современное образование: векторы развития. Роль социогуманитарного знания в формировании духовно-нравственной культуры выпускника педагогического вуза». – М.: МПГУ, 2017. – С. 613–617.

22. Омельченко Е.А. Технологии адаптации иноязычных и иноэтничных обучающихся в школьном образовании // Родной язык. – 2017. – № 2 (7). – С. 53–74 (РИНЦ).

23. Омельченко Е.А. Межкультурная компетентность педагога: от знаний и мотивации к умению действовать и принимать корректные решения // Начальная школа. – 2017. – № 10. – С. 48–54. (ВАК).

24. Омельченко Е.А. Технологии поликультурного образования / Педагогический транссиб: от Москвы до берегов Амура. Мобильные академии для учителя и библиотекаря. Методические материалы Всероссийского проекта / под ред. Л.В. Дудовой, О.Н. Левушкиной. – М.: Этносфера, 2017. – С. 39–47.

25. Омельченко Е.А. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации – образовательное измерение / Педагогический транссиб: от Москвы до берегов Амура. Мобильные академии для учителя и библиотекаря. Методические материалы Всероссийского проекта / под ред. Л.В. Дудовой, О.Н. Левушкиной. – М.: Этносфера, 2017. – С. 12–17.

26. Омельченко Е.А. Интеграция иноэтничных мигрантов: факторы успеха и основные риски // Этнодиалоги, Научно-информационный альманах. – 2017. – № 3(54). – С. 35–51. (РИНЦ).

27. Омельченко Е.А. Мастерство педагога в поликультурном классе / Педагогический транссиб: от Москвы до берегов Амура. Мобильные академии для учителя и библиотекаря. Методические материалы Всероссийского проекта / под ред. Л.В. Дудовой, О.Н. Левушкиной. – М.: Этносфера, 2017. – С. 48–56.

28. Омельченко Е.А. Технологии адаптации иноязычных и иноэтничных обучающихся в школьном образовании. Тезисы доклада / Неделя науки и образования в интересах мира и развития. Сборник тезисов / под ред. Л.В. Дудовой, М.А. Кривенькой [Электронное издание]. – М.: МПГУ, 2017. – С. 42–43.

29. Омельченко Е.А., Яшина О.Н. Роль взаимодействия государства и НКО при реализации проектов в поддержку русского языка и образования на русском языке / Сборник докладов VII Международной конференции «Сохранение, поддержка и продвижение русской культуры и языка за рубежом» (Минск, Беларусь) 28–29 ноября 2017. — Москва, Златоуст, 2017. – C. 229–232.

30. Омельченко Е.А. Работа в многонациональном классе: какие компетенции нужны педагогу? // Воспитание школьника. – 2018. – № 1 – С. 23–30. (ВАК).

31. Омельченко Е.А. Иммиграция в страны Запада (вторая половина XX – начало XXI вв.): цифры и факты в историческом контексте // ЛОКУС: люди, общество, культуры, смыслы. – 2018. – № 1. – С. 63–74. (ВАК).

32. Омельченко Е.А., Теплова Е.Ф. Теология в педагогическом вузе: каким может быть вклад теологических дисциплин в подготовку учителя? / Теология и образование 2018. Ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации. – М.: 2018. – С. 225–229.

33. Омельченко Е.А. Образование и миграция в контексте повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года // Современная Европа. – 2018. – №3. – С. 49–59. (ВАК, Scopus, WoS).

34. Омельченко Е.А. Интеграция иноэтничных мигрантов: факторы успеха, основные риски, роль образования / Государство, Общество и Церковь: миграция и межкультурное многообразие: материалы науч.-практ. конф. с международным участием, г. Новосибирск, 29–30 мая 2018 г.: в 2 ч. Ч. 2 / Рос. акад. нар хоз-ва и гос. службы Сиб. ин-т упр.; под науч. ред. Л.В. Савинова. – Новосибирск: Изд-во сибАГС, 2018. – 395 с. – С. 117–121. (РИНЦ).

35. Омельченко Е.А. Интеграция детей из семей мигрантов в школе: роль и миссия педагога // Славянские чтения: научно-теоретический журнал (издается Славянским университетом Республики Молдова). – 2018 – № 11 (17). – С. 158–173.

36. Омельченко Е.А. Эволюция подходов к адаптации детей мигрантов в зарубежных школах // Научно-информационный альманах «Этнодиалоги». – 2018. – № 2 (56). – С. 138–150 (РИНЦ).

37. Омельченко Е.А. Опыт этнологического просвещения в городе Москве // Вестник Университета Правительства Москвы. – 2018. – №3. – С. 23–27 (РИНЦ).

38. Омельченко Е.А. Формирование межкультурной компетентности в условиях цифровизации образования и общества // Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы д ля системы образования. Материалы международной конференции (Москва, МПГУ, 24–25 апреля 2018 г.) / Отв. ред. М.М. Мусарский, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцова. – М.: МПГУ, 2018. – С. 546–555 (РИНЦ).

39. Омельченко Е.А. Образование детей мигрантов как вклад в будущее // Исторические исследования. – 2018. – № 11. – С. 65–74 (РИНЦ).

40. Омельченко Е.А. Дети из семей мигрантов на уроках истории: подходы к обучению и социокультурной адаптации // Преподавание истории в школе. – 2018. – № 7. – С. 50–57 (ВАК).

41. Омельченко Е.А. Дети мигрантов в школах Европы и США: из практики реализации адаптационных программ // Человеческий капитал. – 2018 – № 8. – С. 21–31 (ВАК).

42. Омельченко Е.А. Проблема интеграции международных мигрантов в новейшей истории России // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Исторические науки». – 2018. – № 4 (32). – С. 58–69 (ВАК).

43. Омельченко Е.А. Образование детей международных мигрантов: социально-политическая проблема или вклад в устойчивое развитие? // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». – 2019. – Т. 19. – № 2. – С. 306–317.

44. Омельченко Е.А. Образование в современном поликультурном мире и задачи развития межкультурной компетентности учителя // Человеческий капитал. – 2019. – №4 (124). – С. 16–23.

45. Омельченко Е.А. Интервью с руководителями и педагогами «русских школ» как источник исследования адаптационных стратегий эмигрантов из России и стран постсоветского пространства за рубежом // Вестник Томского государственного университета. Серия «История». – 2019. – №59. – С. 150–157.

46. Омельченко Е.А. Межкультурная компетентность педагога как условие успешной работы в многонациональном классе // Преподавание истории в школе. – 2019. – №4. – С. 44–49.

47. Омельченко Е.А. Российская Федерация в контексте миграционных процессов: проблема интеграции иноэтничных мигрантов // Современная научная мысль. – 2019. – №2. – С. 194–201.

48. Омельченко Е.А. Технологии адаптации детей из семей иноэтничных мигрантов в школе // Вестник антропологии. – 2019. – № 2 (46). – С. 196–207.

49. Омельченко Е.А. Поликультурное образование как ресурс гармонизации межэтнических отношений / Реализация государственной национальной политики: опыт города Москвы и регионов России. – М.: ГБУ МДН, 2019. – 400 с. – С. 120–131.

50. Омельченко Е.А. Адаптация и интеграция иноэтничных мигрантов: проблема определения понятий в современных исследованиях / Современное образование: векторы развития. Инновационные подходы к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин: материалы IV международной конференции (г. Москва, МПГУ, 25–26 апреля 2019 г.) / под общ. ред. М. М. Мусарского, Е. А. Омельченко, А. А. Шевцовой. – Москва: МПГУ, 2019. – 438 с. – С. 259–274.

51. Омельченко Е.А. Интеграция иноэтничных мигрантов: факторы успеха и основные риски / Укрепление российской нации: дайджест информационных и учебных материалов из серии «Этнокультурное образование». Вып. 1 / под общ. ред. Ю.А. Горячева, В.Ф. Захарова. – М.: МПГУ – Этносфера, 2020. – 76 с. – С. 23–35.

 

Монографии, учебно-методический пособия

  1. Омельченко Е.А. Учимся жить в России.
  2. Омельченко Е.А. Диалог – путь к пониманию: методики и технологии адаптации мигрантов средствами образования.
  3. Омельченко Е.А. Интеграция мигрантов средствами образования: российский и мировой опыт. – М.: Этносфера, 2018. – 416 с. (монография).
  4. Омельченко Е.А. (в соавторстве). Педагогические технологии интеграции детей из семей мигрантов в школе / Образовательная миграция. Школы, вузы, музеи России как агенты адаптации и интеграции: коллективная монография (под ред. Е.Ю. Кошелевой). – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2019. – 248 с. – С. 35–47.
  5. Омельченко Е. А., Теплова Е. Ф., Шевцова А. А. Формирование межкультурной компетентности: методические подходы и тестовые материалы. Учебное пособие. – М.: МПГУ, 2019. – 158 с.

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка с присвоением квалификации "Руководитель образовательной организации высшего образования", ФГБОУ ВО «МПГУ», 2018-2020, 1080 часов (диплом 772409626470 от 06.02.2020 г., рег. номер 64; приложение к диплому 772409628697).

"Религии китайской цивилизации: история и современность", 2018 г., 32 ч., Амурский государственный университет (сертификат участника научно-образовательной программы повышения квалификации 24.09.2018-28.09.2018);

"Организация учебного процесса в вузе с использованием инструментария цифровой образовательной среды", 2019 г., 36 ч. (удостоверение о ПК: 772409147841, рег. номер 04262-ПК-2019),

«Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования», ФГБОУ ВО «МПГУ», 2019, 36 ч. (удостоверение о ПК: 52060001951, рег. номер 752),

«Подготовка управленческих кадров для реализации программ дополнительного профессионального образования», ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2019, 108 ч. (удостоверение о ПК: 772409149503, рег. номер 00390-ПК-20202020),

«Психология управления персоналом организации», ФГБОУ ВО «МПГУ», 2019-2020, 72 ч. (удостоверение о ПК: 772409672833, рег. номер 00460-ПК-2020),

«Управление комплексными проектами. Управление инновациями», ФГБОУ ВО «МПГУ», 2019-2020, 72 ч.
(удостоверение о ПК: 772409672898, рег. номер 00525-ПК-2020),

«Основы противодействия коррупции в сфере образования», ФГБОУ ВО «МПГУ», 2019-2020, 72 ч. (удостоверение о ПК: 772409672898, рег. номер 00525-ПК-2020 от 30.01.2020).

«Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса», ФГБОУ ВО «МПГУ», 2020, 36 ч. (удостоверение 772411319229, рег. № 01469)

Достижения и поощрения

2003 – Благодарность Департамента образования города Москвы за значительный вклад в развитие системы языковой и социально-культурной адаптации детей из семей мигрантов.
2010 – Благодарность Департамента образования города Москвы за активное участие в подготовке и проведении Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста (г. Москва, 27-29 сентября 2010 г.).
2016 – Благодарность Департамента образования города Москвы за значительный вклад в развитие деятельности в сфере межкультурного и международного сотрудничества столичной системы образования.
Входит в состав президиума Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, возглавляет комиссию по науке и образованию данного Совета.
Является генеральным директором Автономной некоммерческой организации Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера», реализующей большое число социально значимых проектов во взаимодействии с Россотрудничеством, Правительством Москвы, Российским обществом «Знание».

Профессиональная деятельность

2020 – Профессиональная переподготовка с присвоением квалификации “Руководитель образовательной организации высшего образования”, ФГБОУ ВО МПГУ, 2018-2020, 1080 часов (диплом 772409626470 от 06.02.2020 г., рег. номер 64; приложение к диплому 772409628697)


Заместитель директора Института социально-гуманитарного образования по научной работе. Директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ

Кандидат исторических наук


Контактная информация

г. Москва, проспект Вернадского, дом 88
+7 (499) 737-34-10
ea.omelchenko@mpgu.su