Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Елена Александровна

Омельченко

Образование

Высшее, специалитет, история, историк, преподаватель истории со знанием испанского языка
Исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Аспирантура МГУ им. М.В. Ломоносова (2004 г.)

Профессиональная переподготовка с присвоением квалификации "Руководитель образовательной организации высшего образования", ФГБОУ ВО МПГУ, 2018-2020, 1080 часов (диплом 772409626470 от 06.02.2020 г., рег. номер 64; приложение к диплому 772409628697).

Тема кандидатской диссертации

Этническое сознание современной московской молодежи: из опыта изучения

Тема докторской диссертации

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов в российское общество (историко-этнографическое исследование на материалах системы образования)

Курсы текущего учебного года

- Интеграция мигрантов средствами образования
- Современные тренды развития образования
- Этнология и антропология
- Основы российской государственности
- Коммуникация в поликультурной среде
- Этнокультурное пространство России
- Социальное взаимодействие в поликультурном обществе
- НИР практика/Научно-исследовательская деятельность и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук

Публикации

Статьи:

2017 год
1. Омельченко Е.А. Знакомство с традиционными российскими ценностями как составляющая процесса адаптации и интеграции международных мигрантов / Сб. тезисов по итогам круглого стола «Потенциал православной культуры и русского языка в формировании гражданской идентичности и интеграции мигрантов» в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений. М.: 2017. С. 174–179.
2. Омельченко Е.А. Подходы к диагностике межкультурной компетентности педагога: московский опыт // Этнодиалоги. Научно-информационный альманах. 2017. №1 (52). С. 72–104.
3. Омельченко Е.А., Шевцова А.А. Как и зачем оценивать межкультурную компетентность педагога // Начальная школа. 2017. № 3. С. 70–74. ВАК
4. Омельченко Е.А. Роль знаний о духовно-нравственной культуре народов России в формировании гражданской позиции и межкультурной компетентности выпускника педагогического вуза / Сб. статей по итогам международной научно-практической конференции «Современное образование: векторы развития. Роль социогуманитарного знания в формировании духовно-нравственной культуры выпускника педагогического вуза». М.: МПГУ, 2017. С. 613–617.
5. Омельченко Е.А. Технологии адаптации иноязычных и иноэтничных обучающихся в школьном образовании // Родной язык. 2017. № 2 (7). С. 53–74.
6. Омельченко Е.А. Межкультурная компетентность педагога: от знаний и мотивации к умению действовать и принимать корректные решения // Начальная школа. 2017. № 10. С. 48–54. ВАК.
7. Омельченко Е.А. Технологии поликультурного образования / Педагогический транссиб: от Москвы до берегов Амура. Мобильные академии для учителя и библиотекаря. Методические материалы Всероссийского проекта / под ред. Л.В. Дудовой, О.Н. Левушкиной. М.: Этносфера, 2017. С. 39–47.
8. Омельченко Е.А. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации – образовательное измерение / Педагогический транссиб: от Москвы до берегов Амура. Мобильные академии для учителя и библиотекаря. Методические материалы Всероссийского проекта / под ред. Л.В. Дудовой, О.Н. Левушкиной. М.: Этносфера, 2017. С. 12–17.
9. Омельченко Е.А. Интеграция иноэтничных мигрантов: факторы успеха и основные риски // Этнодиалоги, Научно-информационный альманах. 2017. № 3(54). С. 35–51.
10. Омельченко Е.А. Мастерство педагога в поликультурном классе / Педагогический транссиб: от Москвы до берегов Амура. Мобильные академии для учителя и библиотекаря. Методические материалы Всероссийского проекта / под ред. Л.В. Дудовой, О.Н. Левушкиной. М.: Этносфера, 2017. С. 48–56.
11. Омельченко Е.А. Технологии адаптации иноязычных и иноэтничных обучающихся в школьном образовании. Тезисы доклада / Неделя науки и образования в интересах мира и развития. Сборник тезисов / под ред. Л.В. Дудовой, М.А. Кривенькой [Электронное издание]. М.: МПГУ, 2017. С. 42–43.
12. Омельченко Е.А., Яшина О.Н. Роль взаимодействия государства и НКО при реализации проектов в поддержку русского языка и образования на русском языке / Сборник докладов VII Международной конференции «Сохранение, поддержка и продвижение русской культуры и языка за рубежом» (Минск, Беларусь) 28–29 ноября 2017. Москва, Златоуст, 2017. C. 229–232.

2018 год
13. Омельченко Е.А. Работа в многонациональном классе: какие компетенции нужны педагогу? // Воспитание школьника. 2018. № 1 С. 23–30. ВАК.
14. Омельченко Е.А. Иммиграция в страны Запада (вторая половина XX – начало XXI вв.): цифры и факты в историческом контексте // ЛОКУС: люди, общество, культуры, смыслы. 2018. № 1. С. 63–74. ВАК.
15. Омельченко Е.А., Теплова Е.Ф. Теология в педагогическом вузе: каким может быть вклад теологических дисциплин в подготовку учителя? / Теология и образование 2018. Ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации. М.: 2018. С. 225–229.
16. Омельченко Е.А. Образование и миграция в контексте повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года // Современная Европа. 2018. №3. С. 49–59. ВАК, Scopus.
17. Омельченко Е.А. Интеграция иноэтничных мигрантов: факторы успеха, основные риски, роль образования / Государство, Общество и Церковь: миграция и межкультурное многообразие: материалы науч.-практ. конф. с международным участием, г. Новосибирск, 29–30 мая 2018 г.: в 2 ч. Ч. 2 / Рос. акад. нар хоз-ва и гос. службы Сиб. ин-т упр.; под науч. ред. Л.В. Савинова. Новосибирск: Изд-во сибАГС, 2018. 395 с. С. 117–121.
18. Омельченко Е.А. Интеграция детей из семей мигрантов в школе: роль и миссия педагога // Славянские чтения: научно-теоретический журнал (издается Славянским университетом Республики Молдова). 2018. № 11 (17). С. 158–173.
19. Омельченко Е.А. Эволюция подходов к адаптации детей мигрантов в зарубежных школах // Научно-информационный альманах «Этнодиалоги». 2018. № 2 (56). С. 138–150.
20. Омельченко Е.А. Опыт этнологического просвещения в городе Москве // Вестник Университета Правительства Москвы. 2018. №3. С. 23–27.
21. Омельченко Е.А. Формирование межкультурной компетентности в условиях цифровизации образования и общества // Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования. Материалы международной конференции (Москва, МПГУ, 24–25 апреля 2018 г.) / Отв. ред. М.М. Мусарский, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцова. М.: МПГУ, 2018. С. 546–555.
22. Омельченко Е.А. Образование детей мигрантов как вклад в будущее // Исторические исследования. 2018. № 11. С. 65–74.
23. Омельченко Е.А. Дети из семей мигрантов на уроках истории: подходы к обучению и социокультурной адаптации // Преподавание истории в школе. 2018. № 7. С. 50–57. ВАК.
24. Омельченко Е.А. Дети мигрантов в школах Европы и США: из практики реализации адаптационных программ // Человеческий капитал. 2018. № 8. С. 21–31. ВАК.
25. Омельченко Е.А. Проблема интеграции международных мигрантов в новейшей истории России // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (32). С. 58–69. ВАК.
26. Омельченко Е.А. Знания о религиях и духовно-нравственной культуре народов России как средство укрепления гражданской идентичности современной молодежи / Труды IV Конгресса российских исследователей религии. Религия как фактор взаимодействия цивилизаций: сборник докладов / под ред. А.П. Забияко, М.М. Шахнович, Е.А. Аринина, П.К. Дашковского, В.В. Шмидта, Е.С. Элбакян. Благовещенск, Изд-во Амурского государственного университета, 2018. 528 с. С. 209–213.

2019 год
27. Омельченко Е.А. Образование детей международных мигрантов: социально-политическая проблема или вклад в устойчивое развитие? // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2019. Т. 19. № 2. С. 306–317. ВАК.
28. Омельченко Е.А. Образование в современном поликультурном мире и задачи развития межкультурной компетентности учителя // Человеческий капитал. 2019. №4 (124). С. 16–23. ВАК.
29. Омельченко Е.А. Интервью с руководителями и педагогами «русских школ» как источник исследования адаптационных стратегий эмигрантов из России и стран постсоветского пространства за рубежом // Вестник Томского государственного университета. Серия «История». 2019. №59. С. 150–157. ВАК, WoS.
30. Омельченко Е.А. Межкультурная компетентность педагога как условие успешной работы в многонациональном классе // Преподавание истории в школе. 2019. №4. С. 44–49. ВАК.
31. Омельченко Е.А. Российская Федерация в контексте миграционных процессов: проблема интеграции иноэтничных мигрантов // Современная научная мысль. 2019. №2. С. 194–201. ВАК.
32. Омельченко Е.А. Технологии адаптации детей из семей иноэтничных мигрантов в школе // Вестник антропологии. 2019. № 2 (46). С. 196–207. ВАК.
33. Омельченко Е.А. Подходы к исследованию адаптационных стратегий эмигрантов из России за рубежом // Научно-информационный альманах «Этнодиалоги». 2019. № 2 (58). С. 20–39.
34. Омельченко Е.А. Поликультурное образование как ресурс гармонизации межэтнических отношений / Реализация государственной национальной политики: опыт города Москвы и регионов России. М.: ГБУ МДН, 2019. 400 с. С. 120–131.
35. Омельченко Е.А. Адаптация и интеграция иноэтничных мигрантов: проблема определения понятий в современных исследованиях / Современное образование: векторы развития. Инновационные подходы к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин: материалы IV международной конференции (г. Москва, МПГУ, 25–26 апреля 2019 г.) / под общ. ред. М. М. Мусарского, Е. А. Омельченко, А. А. Шевцовой. Москва: МПГУ, 2019. 438 с. С. 259–274.
36. Омельченко Е.А. Образование детей мигрантов как вклад в устойчивое развитие / Многоязычие как фактор сохранения этнокультурного разнообразия: образовательные стратегии. Сборник тезисов / под ред. М.А. Кривенькой, А.А. Шевцовой. Электронное издание. М.: МПГУ, 2019. 104 с. С. 77–78.
37. Омельченко Е.А. Знания о религиях и духовно-нравственной культуре народов России как средство укрепления гражданской идентичности современной молодежи / Профилактика экстремизма в сфере образования. Сборник материалов Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации. М.: МПГУ, 2019. 52 с. С. 41–49.

2020 год
38. Омельченко Е.А. Интеграция иноэтничных мигрантов: факторы успеха и основные риски // Укрепление российской нации: дайджест информационных и учебных материалов из серии «Этнокультурное образование». Вып. 1 / Под общ. ред. Ю. А. Горячева, В. Ф. Захарова. М.: МПГУ – Этносфера, 2020. 76 с. С. 23–35.
39. Омельченко Е.А. Дети из семей мигрантов в российской школе: проблемы адаптации в контексте международных подходов // Вопросы этнополитики. 2020. №1. С. 24–41.
40. Омельченко Е.А. Работа учителя в поликультурном классе: лучшие практики адаптации иностранных учащихся // Адаптация и интеграция международных мигрантов: практические аспекты и рекомендации: дайджест информационных и учебных материалов из серии «Этнокультурное образование» / под общ. ред. Ю. А. Горячева, В. Ф. Захарова. Вып. 2. Москва: МПГУ: Этносфера, 2020. 78 с. С. 8–27.
41. Омельченко Е.А. Образование детей из семей международных мигрантов в условиях пандемии // Научно-информационный альманах «Этнодиалоги». 2020. № 3 (61). 238 с. С. 54–64.
42. Омельченко Е.А. Проблемы сохранения идентичности русскоязычных эмигрантов в образовательном пространстве русских школ зарубежья / Современное образование: векторы развития: Роль социально-гуманитарного знания в подготовке педагога: материалы V международной конференции (г. Москва, МПГУ, 27 апреля – 25 мая 2020 г.) / под общ. ред. М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А, Шевцовой. [Электронное издание сетевого распространения]. Москва: МПГУ, 2020. 573 с. С. 473–484.
43. Омельченко Е.А. Методические рекомендации для органов исполнительной власти, местного самоуправления и бюджетных учреждений города Москвы по реализации Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года / [Колл. авт.: И.Э. Круговых, Е.А. Омельченко, О.Н. Чернышева]; под общ. ред. Ю.А. Горячева, И.В. Сыромятникова, А.А. Шевцовой; сост. Е.А. Омельченко. М.: Этносфера, 2020. 114 с.

2021 год
44. Омельченко Е.А. Дети из таджикских и узбекских семей в Пермском крае: проблемы адаптации в иноэтничной среде // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2021. №2. С. 93 103. ВАК.
45. Омельченко Е.А. Дети из семей мигрантов в Рязанской и Калужской областях: проблемы интеграции в российское общество // Вестник Чувашского университета. 2021. №2. С. 142–157. DOI: 10.47026/1810-1909-2021-2-142-157. ВАК.
46. Омельченко Е.А. Проблема адаптации детей иноэтничных мигрантов: негативный дискурс в интернете // Вестник антропологии. 2021. №4. С. 269–282. DOI: 10.33876/2311-0546/2021-4/269-282. ВАК.
47. Омельченко Е.А., Шевцова А.А. К проблеме межкультурного взаимодействия в системе среднего профессионального образования (на примере Свердловской области) // Вестник Чувашского университета. 2021. № 4. С. 113–125. DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-113-125. ВАК.
48. Омельченко Е.А. Научно-практические аспекты обучения и адаптации детей из семей мигрантов: проблема неопределенности терминов // Вестник российской нации. 2021. №5. С. 57–66. ВАК.
49. Омельченко Е.А. Дети-билингвы в поисках идентичности: концепт Родины и отношение к России // XIV Конгресс этнологов и антропологов России: сб. материалов. Томск, 6–9 июля 2021 г. / отв. ред. И.В. Нам. – Москва; Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. 830 с. С. 41.
50. Омельченко Е.А. К вопросу о терминологии в сфере обучения и адаптации детей из семей мигрантов // Современное социально-гуманитарное образование: векторы развития в год науки и технологий: материалы VI международной конференции, г. Москва, МПГУ, 21-22 апреля 2021 г. / под общ. ред. М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой. [Электронное издание сетевого распространения]. ISBN 978-5-4263-1027-8. Москва: МПГУ, 2021. 732 с. С. 624-638.
51. Кривенькая М.А., Омельченко Е.А. Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов в контексте национальной безопасности // Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности. 2021. Том 1. №3. С. 20–32.
52. Омельченко Е.А. Межкультурная компетентность педагога как условие успешной работы в многонациональном классе / Сборник материалов по итогам проведения Всероссийского студенческого конгресса лидеров педагогических вузов. Г. Волгоград, 7–9 сентября 2021 г. / под ред. И.А. Макаровой. Волгоград, 2021. 172 с. ISBN 978-5-98926-218-2. С. 79–90.
53. Брунова Н., Коротышев А., Омельченко Е., Орлова А., Шевцова А. Инструмент языка: анализ проектов, направленных на поддержку русского языка в России и мире // Этнодиалоги. Научно-информационный альманах. 2021. № 2 (64). С. 8–77. DOI: 10.37492/ETNO.2021.64.2.001.
54. Омельченко Е.А. Актуальные направления деятельности по развитию открытого образования на русском языке на примере деятельности Центра в Республике Индонезия / Е. А. Омельченко // Открытое образование на русском языке: вызовы современности и перспективы развития [Электронный ресурс] : материалы Международной науч.-метод. конф., Республика Таджикистан, г. Душанбе, 2–4 декабря 2021 г.) / редколл. А. Ю. Маслова (отв. ред.) [и др.]. Электрон. данные. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2021. 308 с. С. 30–38.

2022 год
55. Иванова Т.Н., Омельченко Е.А. Этническое многообразие России конца XX – начала XXI вв.: к аспектам теоретико-методологического анализа // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Том 12. № 1 (82). С. 10–21. DOI 10.35775/PSI.2022.82.1.001. ВАК.
56. Омельченко Е.А. Вопросы интеграции мигрантов в российское общество средствами образования: обзор литературы начала 2000-х годов // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Том 12. № 1 (82). С. 94–105. DOI 10.35775/PSI.2022.82.1.010. ВАК.
57. Омельченко Е.А., Шевцова А.А., Криворучко Т.В. Проект «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России»: первые итоги // Этнодиалоги: научно-информационный альманах. 2022. № 1 (67). С. 202–225.

58. Омельченко Е.А. Образование и диалог в интересах мира и человека. Итоги XIII Международного научно-практического семинара из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» / Марина Кривенькая, Владимир Захаров, Елена Омельченко, Анна Орлова, Анна Шевцова, Ольга Яшина, Татьяна Криворучко, Марина Дорохова // Этнодиалоги: научно-информационный альманах. 2022. № 1 (67). С. 31–55. DOI 10/37492/ETNO.2022.67.1.003

59. Омельченко Е.А. Передача культурной традиции – не слова, а действия, это сама жизнь: интервью с Еленой Матьякубовой / Елена Омельченко, Анна Орлова, Марина Кривенькая // Этнодиалоги: научно-информационный альманах. 2022. № 1 (67). С. 56–69. DOI 10/37492/ETNO.2022.67.1.004

60. Омельченко Е.А. Деятельность по адаптации детей мигрантов средствами образования как фактор устойчивого развития полиэтничного общества / Е.А. Омельченко, М.А. Кривенькая // 30-летие программы ЮНЕСКО «УНИТВИН»: вклад в развитие образования, науки и культуры : материалы конференции Санкт-Петербургского Международного экономического форума на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, 17 июня 2022 г. / под ред. А. И. Рудского, В. В. Окрепилова. – СПб. : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022. – 193 с. – С. 153-155 (0,30 п.л.).

61. Омельченко Е.А., Шевцова А.А. Модели организации образовательного процесса в школах со значимой долей обучающихся с миграционной историей: российский опыт // Современное образование: векторы развития. Социально-гуманитарное знание и общество : материалы VII конференции с международным участием, посвященной 150-летию МПГУ (г. Москва, МПГУ, 21–22 апреля 2022 г.) / под общ. ред. М. М. Мусарского, Е. А. Омельченко, А. А. Шевцовой. [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва : МПГУ, 2022. – 668 с. С. 563—580. DOI 10.37492/ETNO.2022.70.35.069

62. Омельченко Е.А. Международные аспекты этнокультурного образования в условиях нарастания миграционных процессов / Ю. А. Горячев, В. Ф. Захаров, Е. А. Омельченко // Международная жизнь. 2022. № 12. С. 120–129. ВАК

63. Омельченко Е. А., Шевцова А. А. Особые образовательные потребности детей с миграционной историей в школьном обучении: кейс Челябинской области // Проблемы современного образования. 2022. № 6. С. 164–177. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-164-177. ВАК

64. Омельченко Е.А. Международные стандарты образования: уроки истории и современность : монография / Ю. А. Горячев, В. Ф. Захаров, Е. А. Омельченко / под общ. ред. Ю.А. Горячева. – Москва : Этносфера, 2022. – 210 с. DOI 10.37492/ETNO.2022.56.84.001. ISBN 978-5-93125-175-2. Коллективная монография

2023 год

65. Омельченко, Е.А. Дети с миграционной историей в системе образования Мурманской области / Е.А. Омельченко, А.А. Шевцова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2023. № 2 (89). С. 27–35. DOI: http://dx.doi.org/10.51904/2306-8329_2023_89_2_27. ВАК (К3).

66. Омельченко Е.А. Межнациональные и межконфессиональные отношения в

67. Омельченко Е.А. Дети с миграционной историей в системе образования Оренбургской области / Е.А. Омельченко, А.А. Шевцова // Исторический поиск. 2023. Том 4. № 3. С. 109–123. DOI: 10.47026/2712-9454-2023-4-3-109-123. ВАК.

Монографии:
1. Омельченко Е.А. Интеграция мигрантов средствами образования: российский и мировой опыт. – М.: Этносфера, 2018. 416 с. (монография).
2. Омельченко Е.А. (в соавторстве). Педагогические технологии интеграции детей из семей мигрантов в школе / Образовательная миграция. Школы, вузы, музеи России как агенты адаптации и интеграции: коллективная монография (под ред. Е.Ю. Кошелевой). – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2019. 248 с. С. 35–47.
3. Омельченко Е.А., Шевцова А.А. Адаптация и интеграция международных мигрантов в современной школе. Учебное пособие для работников образовательных организаций с многонациональным составом обучающихся. М.: МПГУ–Астра-Полиграфия, 2019. 96 с.
4. Омельченко Е.А. Международные стандарты образования: уроки истории и современность : монография / Ю. А. Горячев, В. Ф. Захаров, Е. А. Омельченко / под общ. ред. Ю.А. Горячева. Москва : Этносфера, 2022. 210 с. DOI 10.37492/ETNO.2022.56.84.001. ISBN 978-5-93125-175-2. Коллективная монография.

5. Омельченко Е.А. Международные стандарты образования: уроки истории и современность : монография / Ю. А. Горячев, В. Ф. Захаров, Е. А. Омельченко / под общ. ред. Ю.А. Горячева. – Москва : Этносфера, 2022. – 210 с. DOI 10.37492/ETNO.2022.56.84.001. ISBN 978-5-93125-175-2. Коллективная монография

6. Омельченко Е.А. Адаптация и интеграция детей из семей мигрантов в российской системе образования : коллективная монография / под общ. ред. Е. А. Омельченко, А. А. Шевцовой. – Москва: Этносфера, 2022. – 169 с. Тираж 500 экз. Коллективная монография

7. Омельченко Е.А. Международные стандарты образования: уроки истории и современность: монография/ 2-е изд., перераб. и доп. / Ю.А. Горячев, Е.А. Омельченко, В.Ф. Захаров; под общ. ред. Ю.А. Горячева. Москва : Этносфера, 2023. 302 с. ISBN 978-5-93125-191-2. Коллективная монография.

8. Omelchenko, E.A. International Standards of Education: History Lessons and Modern Times: monograph / the second, expanded and revised edition under the general editorship of Yu. A. Goryachev / Yu. A. Goryachev, V.F. Zakharov, E.A. Omelchenko / monograph translated from Russian into English by V.F. Zakharov, Moscow: Etnosfera, 2023. ISBN 978-5-93125-190-5. Коллективная монография на английском языке.

Учебные пособия:
1. Омельченко Е. А., Теплова Е. Ф., Шевцова А. А. Формирование межкультурной компетентности: методические подходы и тестовые материалы. Учебное пособие. М.: МПГУ, 2019. 158 с.

2. Омельченко Е.А. (рук. авт. колл.) Православное наследие России: Учебно-методическое пособие для учителей по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (Основы православной культуры) / Под общ. ред. Е.А. Омельченко, Е.Ф. Тепловой, А.А. Шевцовой, Ю.Ю. Юренко. М.: Этносфера, 2020. 176 с.

3. Бежать нельзя остаться: книга для педагогов. Методическое пособие по работе с книгой А. Олейникова «Бежать нельзя остаться» для среднего и старшего школьного возраста / Сост. Е.А. Омельченко, Е.Ф. Теплова, под ред. А.А. Шевцовой [Колл. авт.: И.А. Гринько, А.С. Луць, В.А. Михаленков, С.П. Овакимьян, Т.И. Сизова, Е.Ф. Теплова, А.А. Шевцова, Ю.Ю. Юренко, О.Н. Яшина под рук. Е.А. Омельченко]. М.: Этносфера, 2022. 108 с.

4. Омельченко Е.А. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России: Учеб. пособие / Отв. ред. М.А. Омаров / Абаев А.Л., Иванюшин Д.В., Леденёва В.Ю., Марковская Ю.В., Омаров М.А., Омельченко Е.А., Ролдугина О.Ю., Цветкова О.В., Шабаев Ю.П. М.: РГГУ, 2023. 471 с. Глава 11 «Реализация задач государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования». С. 355–394. ISBN 978-5-7281-33-02-5. Учебное пособие.

Повышение квалификации

2020 год
• «Психология управления персоналом организации», ФГОУ ВО МПГУ, 2019-2020, 72 ч. (удостоверение о ПК: 772409149503, рег. номер 00390-ПК-2020).
• «Управление комплексными проектами. Управление инновациями», ФГБОУ ВО МПГУ, 2019-2020, 72 ч. (удостоверение о ПК: 772409672833, рег. номер 00460-ПК-2020).
• «Основы противодействия коррупции в сфере образования», ФГБОУ ВО МПГУ, 2019-2020, 72 ч. (удостоверение о ПК: 772409672898, рег. номер 00525-ПК-2020).
• «Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса», ФГБОУ ВО МПГУ, 2020, 36 ч. (удостоверение о ПК: 772411319229, рег. номер 01469-ПК-2020).
• «Экспертиза дополнительных профессиональных программ повышения квалификации», ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий», 24 часа (удостоверение о ПК 772408109226 от 16.10.2020 г., рег. номер у-1298/б).

2021 год
• «Эффективность научных исследований и публикационная активность образовательных и научных организаций: стратегия развития, управление, мониторинг, информационная поддержка», ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена, 36 часов (удостоверение о ПК: 783500003527 от 28.05.2021 г., рег. номер 12577).

2022 год
• «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего», сетевая программа ЯРГПУ им. К.Д. Ушинского, МПГУ и НГПУ им. Козьмы Минина, 72 часа (удостоверение о ПК 763101161407 от 31.01.2022 г., рег. номер 7495).
• «Экспертная деятельность в системе научно-методического обеспечения образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ», ФГБОУ ВО МПГУ, 16 часов (удостоверение о ПК: 772415347674 от 27.01.2022 г., рег. номер 00048-ПК-2022).
• «Технологии использования цифровой среды обучения научно-педагогическими работниками образовательных организаций», ФГБОУ ВО МПГУ, 72 часа (удостоверение о ПК: 770400583764 от 11.10.2022 г., рег. номер 02000-ПК-2022).
• «Повышение педагогического мастерства. Формирование мировоззрения, обеспечивающее реализацию знаний студентов в профессиональной практической деятельности», НИЯУ МИФИ, 72 часа (удостоверение о ПК: 070507 от 03.11.2022 г., рег. номер 55846).
• «Повышение педагогического мастерства. Современное проектирование информационно-коммуникационной работы со студентами вуза», НИЯУ МИФИ, 72 часа (удостоверение о ПК: 070386 от 25.10.2022 г., рег. номер 55725).
• «Школа экспертов общественных наук», НЯУ МИФИ, 72 часа (удостоверение о ПК 069969 от 07.10.2022 г., рег. номер 55309).

2023 год
• «Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса», ФГБОУ ВО МПГУ, 36 часов (удостоверение о ПК: 772419111713 от 17.04.2023 г., рег. номер 01481-ПК-2023).
• «Методика преподавания основ российской государственности», ФГБОУ ВО РАНХиГС, 72 часа (удостоверение о ПК: 0000128728 от 18.08.2023 г., рег. номер 00775-2023-У-ФИРО).
• «Экспертно-аналитическое сопровождение просветительской деятельности», ФГБОУ ВО МПГУ, 18 часов (удостоверение о ПК: 772420412610 от 27.10.2023 г., рег. номер 05085-ПК-2023).;
• «Организация образования студентов с ОВЗ и инвалидностью в ВУЗе» (удостоверение о повышении квалификации 772420408923, Рег. № 06835-ПК-2023 от 20.12.2023 г.), ФГБОУ ВО «МПГУ», Москва, сроки прохождения программы 13.11.2023-15.12.2023, 36 ч.

Государственные и ведомственные награды

Ведомственная награда «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» (удостоверение №8945/22со, приказ Минпросвещения России от 29.09.2022 г. №229/н).

Достижения и поощрения

2003 – Благодарность Департамента образования города Москвы за значительный вклад в развитие системы языковой и социально-культурной адаптации детей из семей мигрантов.
2010 – Благодарность Департамента образования города Москвы за активное участие в подготовке и проведении Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста (г. Москва, 27-29 сентября 2010 г.).
2016 – Благодарность Департамента образования города Москвы за значительный вклад в развитие деятельности в сфере межкультурного и международного сотрудничества столичной системы образования.

Архив учебных курсов

- Основы поликультурного образования
- Мировые религии

Участие в конференциях

Более 20 конференций и иных научных мероприятий ежегодно, в т.ч. не менее 5 всероссийского и международного масштаба.

Дополнительная информация

Член Президиума Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы
Руководитель АНО Центр содействия межнациональному образованию «ЭТНОСФЕРА»


Заместитель директора Института социально-гуманитарного образования по научной работе, Декан факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования, Профессор кафедры культурологии

Доцент

Доктор исторических наук


Профессиональные интересы

Вопросы адаптации и интеграции международных мигрантов средствами образования,
особенности межэтнического взаимодействия в современных условиях,
вопросы формирования этнического и гражданского сознания (идентичности) у детей и молодежи,
подходы к оценке межкультурной компетентности.


Контактная информация

г. Москва, проспект Вернадского, дом 88
+7 (499) 737-34-10
ea.omelchenko@mpgu.su