Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Татьяна Володаровна

Туманова

Образование

Московский государственный заочный педагогический институт, 1992, дефектологический факультет, специальность «учитель-логопед».

Тема кандидатской диссертации

«Формирование словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи» (1997)

Тема докторской диссертации

«Формирование словообразовательной компетенции дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи» (2005)

Курсы текущего учебного года

Логопедия. Системные нарушения речи
Методология научно-исследовательской деятельности
Современные тенденции в образовании лиц с ОВЗ
Современные методы изучения лиц с ОВЗ
Персонифицированный подход в нейрореабилитации и логопедической коррекции
Здоровьесберегающие технологии в нейрореабилитации и логопедической коррекции
Онто- и дизонтогенез речевой деятельности
Коррекционная педагогика
Проектирование индивидуального образовательного маршрута

Публикации

Туманова Т.В., Филичева Т.Б. и др.  учебник «Логопедия. Теория и практика» (2023г), учебник «Логопедия. Теория и практика» (2024)

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Нищева Н.В. Комплексная диагностика речевого и психомоторного обследования ребенка  (6-7 лет) Детство-Пресс (2023)

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Нищева Н.В. Комплексная диагностика речевого и психомоторного обследования ребенка (3-4 года) . Детство-Пресс, 2024.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. и др. «Логопедия: дошкольное детство» Эксмо (2025)

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Букварь «Учимся читать легко!», рабочая тетрадь к букварю «Обучение грамоте с нейроприемами» Эксмо (2024).

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Инклюзивный курс конструирования “Учим логике легко!”. Равновесие. Повороты. Вращение. Фидичева Т.Б., Туманова Т.В. ООО Научные развлечения. ДеЛибри 2023М. Академия Наураша, 2023.

Туманова Т.В., Сорокоумова С.Н., Гарева Т.А. Развитие речеязыковых и двигательных процессов у детей с нарушениями речи. Научная монография,            Нижний Новгород, Изд-во Мининского университета 2023.

Correction: Global TALES feasibility study: Personal narratives in 10-year-old children around the world on behalf the Global TALES Consortium

Marleen F. Westerveld,Rena Lyons,Nickola Wolf Nelson,Kai Mei Chen,Mary Claessen,Sara Ferman,Fernanda Dreux M. Fernandes,Gail T. Gillon,Khaloob Kawar,Jelena Kuvač Kraljević,Kakia Petinou,Eleni Theodorou,Tatiana Tumanova . Published: October 26, 2023 https://doi.org/10.1371/journal.pone.0293705

Correction: Global TALES feasibility study: Personal narratives in 10-year-old children around the world | PLOS ONE.

А. А. Алмазова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Д.Е. Васильева, К.И. Туманов Состояние готовности педагогов к овладению персонализированными стратегиями обучения детей с особыми образовательными потребностями Специальное образование №3 (72) 2023.

А. А. Алмазова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, А.О. Белякин Изучение  готовности педагогов к  персонализированному обучению детей  с особыми образовательными потребностями.

Филичева Т.Б.,Соболева А.В. Реализация персонифицированного подхода в процессе инициации речи у детей с РАС  6-7 лет// Воспитание и обучение детей с проблемами в развитии, №.1 , 2022.

Алмазова А.А., ФиличеваТБ, Орлова ОС и др. Логопедия. Теория и практика. Изд-е 3, перераб.Под.ред Т.Б. Филичевой. М., Эксмо, 2023.

Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Учим логике легко! Инклюзивный курс конструирования. М. Академия Наураша, 2023.

Туманова Т.В., Филичева Т.Б., Соболева А.В. Подготовка детей к школе. Изд. Карандаш 2023

Туманова Т.В, Гарева ТА, Сорокоумова С.Н. Развитие речеязыковых и  двигательных процессов у детей с нарушениями речи. Нижний Новгород, 2023.

Туманова Т.В. Инклюзивный курс конструирования «Учим логике легко!»: педагогам и родителям //«Потенциал», № 1, 2023.

Marleen F. Westerveld,Rena Lyons, Nickola Wolf Nelson,ьKai Mei Chen,Mary Claessen,ьSara Ferman,Fernanda Dreux M. Fernandes,Gail T. Gillon,Khaloob Kawar,Jelena Kuvač Kraljević,Kakia Petinou,Eleni Theodorou,Tatiana Tumanova “Global TALES feasibility study: Personal narratives in 10-year-old children around the world”// PLOS USA –  2022

Туманова Т.В., Филичева Т.Б. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ С ОНР, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ. сборнике: Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. МПГУ, Москва.  2019. С. 279-283, тираж 500 экз.

Туманова Т.В., Филичева Т.Б. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕЯЗЫКОВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ: АЛГОРИТМЫ И ПЕРСОНИФИКАЦИЯ // Субъектно-деятельностный подход в специальном и инклюзивном образовании: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора психологических наук, профессора Ульяны Васильевны Ульенковой (8 ноября 2019 г., г. Нижний Новгород). – Н.Новгород: Мининский университет, 2019. – 258 с. 500 экз.

Туманова Т.В., Филичева Т.Б. Современные тренды в обучении грамоте детей с речеязыковыми нарушениями и их отражение в новом букваре  в Журнале:. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019, № 6.  С. 33-37.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Букварь. Учимся читать легко!  М.,  Эксмо 2019. С. 124.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В.620 тематических загадок с заданиями и вопросами. Готовим к школе: развиваем логику, память и речь.М., Издательство: Изд. В. Секачев, 2019 г. 140 С.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Персонификация в логопедической работе с  детьми с общим недоразвитием речи. В Журнале Logopedia (Польша) № 48-1. 2019. ISSN 0459-6935

Speech Therapy Work with Children Having Specific Language Impairment: Algorithms and Personalization. By Tatiana Volodarovna Tumanova and Tatiana Borisovna Filicheva. Published: February 18th 2020. DOI: 10.5772/intechopen.91185

Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова  Основы дошкольной логопедии. Учебник.          Эксмо. 2018.

Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др авторы. Логопедия. Теория и практика. Учебник. Эксмо. 2019.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Развиваем речь дошкольника . М. 2015.

Филичева Т.Б. Соболева А.В., Туманова Т.В. В гостях у бабушки Загадушки. М. 2015.

Филичева Т.Б., Соболева А.В., Туманова Т.В. Подготовка к школе детей с нарушениями речи. М. 2016.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Елисеенкова О.А.Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности // Современные проблемы науки и образования, 2014, № 3.

Формирование связных высказываний у детей с первичной глазной патологией (косоглазием) и общим недоразвитием речи // Современные проблемы науки и образования2014. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/117-13346 Филичева Т.Б., Соколова Т.В. Туманова Т.В.

Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Современные проблемы науки и образования 2014. – № 6; URL:http://www.science-education.ru/117-133461,5         Филичева Т.Б., Туманова Т.В.,  Гущина Ю.Р.

Повышение квалификации

Сертификация по итогам инструктажа по использованию компьютерно-аппаратного комплекса Пабло Систем, компании Тиромоушен (Австрия) в работе с детьми дошкольного и школьного возраста с системными нарушениями речи, 2015 г.
Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей "Образование и педагогика", предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия, 2015 г., 72 часа ФГБОУ ВО "МГГУ им. М.А. Шолохова" Удостоверение о повышении квалификации рег.номер 463
Проектирование и реализация основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование" (учитель-дефектолог), 2015 г., 72 часа ФГБОУ ВО "МПГУ" Удостоверение о повышении квалификации рег.номер 336-СДО
Профилактика речевых расстройств с использованием речевой аппаратуры Интон, 2016 г.
«Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог»». 2017 г., 78 час.
«Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования», 2018 г., 36 часов ФГБОУ ВО "МПГУ Удостоверение №772407594884 рег. ном.04158-ПК-2018
«Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса», 2020г., 36 часов ФГБОУ ВО "МПГУ Удостоверение №772412286332 рег. ном.00353-ПК-2021
«Универсальные педагогические компетенции: методология и технология подготовки учителя будущего», 2021 г., 72 часов ФГБОУ ВО "МПГУ Удостоверение №522415586647 рег. ном.3199
«Цифровые инструменты педагогической деятельности в высшем образовании», 2023 г., 72 часа ФГБОУ ВО "МПГУ Удостоверение №162418568075 рег. ном.0316
«Нейропсихологические технологии психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса в условиях инклюзивного образования», 2023 г., 72 часа ФГБОУ ВО "МПГУ Удостоверение №162419319852 ре г. ном.0365
МПГУ Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса 36 часов 2020
НОУ ДПО «Центр социального и гуманитарного образования (Казань)» Цифровые инструменты педагогической деятельности в высшем образовании, 72 часа, 2023 г.
НОУ ДПО «Центр социального и гуманитарного образования (Казань)» Нейропсихологические технологии психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса в условиях инклюзивного образования, 72 часа, 2023 г.

Государственные и ведомственные награды

Лауреат государственной Премии Правительства Российской Федерации в области образования (2023).

Достижения и поощрения

Благодарность Министра образования Свердловской области (2024).
Благодарность Министра образования Калининградской области (2024).

Архив учебных курсов

Логопедия
Онтогенез и дизонтогенез речевой деятельности
Введение в логопедию
Фонетико-фонематическое недоразвитие
Общее недоразвитие речи
Основы психолингвистики
Особенности словообразования у детей с недоразвитием речи
Предупреждение и преодоление орфографических ошибок у школьников с недоразвитием речи
Программы коррекционных дошкольных учреждений и условия их реализации в современных условиях
Организация и содержание логопедической работы в условиях общеобразовательной школы
Инклюзивные технологии развития речи младших школьников в общеобразовательном учреждении

Исследовательские проекты и гранты

2023-2024 гг. - руководитель проекта «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В РАЗЛИЧНЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ»

Участие в конференциях

Международная научно-практическая конференция. Участие в вебинаре Городского психолого-педагогического центра ДО г. Москвы под руководством Олтаржевской Л.Е. 2017.

XXV Международные Рождественские образовательные чтения «1917 – 2017:  Уроки столетия»  (РУДН) 2017 г.

IV Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе: 1917-2017 гг. – осмысление истории».

III Международная научно-практическая конференция «Логопедия вчера, сегодня, завтра: традиции и новации», 2017.

Городской круглый стол « Реализация адаптивных образовательных программ для детей с ОВЗ» 2017,  13-ая Междисциплинарная конференция «Вейновские чтения», 2017.

VIII – XI Всероссийская (с международным участием)научная конференция «Центральные механизмы речи», посвященная памяти профессора Н.Н. Трауготт (2017 – 2023 гг.), Санкт-Петербург, 2023.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ «СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ – ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ» 14-17 ноября 2023 г., Екатеринбург. Доклад: Персонализированный подход в логопедической работе с детьми

Международная научно-практическая конференция «Современная логопедия: между традициями и новациями в контексте проблем специального образования» 05-06 октября 2023 г. г. Санкт-Петербург. Доклад: Персонализированные стратегии в инклюзивном пространстве.

Российское общество «Знание»  Международный конвент «Россия-Азия: Наука. Образование. Культура» 14-15 ноября 2023 года. Доклад: Инклюзивное конструирование в контексте персонализированного подхода в работе с детьми.

III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «ЛОГОПЕДИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК И КОНТУРЫ БУДУЩЕГО», посвященная 120-летию со дня рождения С.С. Ляпидевского, 23-24 ноября 2023 г. (Москва, МПГУ) Доклад: Персонализированная логопедическая помощь детям с нарушениями речи и коммуникации.

II Международная научная конференция «Современные векторы развития специального и инклюзивного образования», 13-14 февраля 2024 года, Ярославль, ЯрГПУ.

«КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И  ИНТЕГРАТИВНАЯ ПРАКТИКА» , Москва, 25 апреля 2024 года.

2 международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы современного дошкольного, начального и специального образования и их профессионального обеспечения», Калуга, 2024 г.

VI Междисциплинарная научно-практическая конференция с международным участием  «Современная дефектология: социально-психологические и клинико-педагогические аспекты помощи детям и их семьям» Московский Институт психоанализа, Москва, 16-18 мая 2024 г.

Активный участник I,II,III Съездов дефектологов России, работает членом правления Союза дефектологов России (2017-2023). Участвует с докладами в международных и всероссийских конференциях и конгрессах, в том числе и  как соорганизатор (совместно с Государственным Институтом русского языка им. А.С.Пушкина, Московским институтом психоанализа и др.) (2017-2024), Логопедия: современный облик и контуры будущего (МПГУ, 2021-2022), спикер ежегодной онлайн сессии для региональных площадок проекта УчимЗнаем (2022, 2023, 2024), «Ятожеособенный» (Департамент образования и науки города Москвы, «Московский городской педагогический университет», 2022, 2023), Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы современного дошкольного, начального и специального образования и их профессионального обеспечения» (КГУ им К.Э. Циолковского, Калуга, 2024).

Дополнительная информация

Член-корреспондент Академии медико-технических наук.

Член редакционной коллегии журналов «Дети с проблемами развития» (Россия), «Logopedia» (Республика Польша).

Член Комитета по РАС Международной Ассоциации логопедов и фониатров (IALP). Имеет более 120 печатных работ в ведущих изданиях.

Автор вузовских учебников, пособий  и программ для образовательных учреждений.

Член Правления Союза дефектологов.

Соорганизатор номинации «Романсиада-преодоление» (  в рамках международного конкурса «Большая Романсиада»).

Создание мультимедийных ресурсов, интерактивных курсов и т.д. по учебным дисциплинам: Нарушение языкового развития (бакалавриат) «Персонифицированный подход в нейрореабилитации» в ИНФОДА.

Рецензирование учебно-методических изданий.

Участие в работе методических советов, объединений  участие в работе «Союза дефектологов» (Т.Б.Филичева – Президент, Т.В. Туманова – член правления).

Участие в рабочей группе по «Нарушениям речи», в рабочей группе «Ментальное здоровье» – при уполномоченном по правам ребенка при Президенте РФ ( по заданию Министерства просвещения).


Профессор

Профессор

Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

Образование, социализация и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи.
Профилактика нарушений письма и чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Алгоритмы и персонализация в работе логопеда.
Персонализированный подход в логопедической помощи детям и взрослым с нарушениями речи и коммуникации.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 741
tv.tumanova@mpgu.su

Портал Мой МПГУ (Moodle)

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)