Навигация по сайту

Владислав Дмитриевич

Янченко

Образование

Высшее - филологический факультет Московского педагогического государственного университета (1988-1993);
магистратура МПГУ по направлению «Филология» (1993-1995);
аспирантура по кафедре методики преподавания русского языка МПГУ (1996-1999); докторантура по кафедре методики преподавания русского языка МПГУ (2008-2011).

Тема кандидатской диссертации

Пути формирования лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка в средней школе

Тема докторской диссертации

Научно-методическое наследие последней трети хх века и его потенциал в системе профессиональной подготовки учителей-словесников

Курсы текущего учебного года

Теория и методика преподавания русского языка. Научные основы школьного курса русского языка (отделение переподготовки).

Публикации

С 1996 по 2017 г. – около 220 работ.

Научные и учебно-методические публикации (2014-2017гг.)

  1. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1. –М.: Просвещение, 2014; 2016; 2017. (5 п.л.) (в соавт.)
  2. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 2. –М.: Просвещение, 2014; 2016; 2017. (5 п.л.) (в соавт.)
  3. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1. –М.: Просвещение, 2014; 2016; 2017. (5 п.л.) (в соавт.)
  4. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 2. –М.: Просвещение, 2014; 2016; 2017. (5 п.л.) (в соавт.)
  5. Опыт использования положительного переноса как методического приема в обучении РКИ студентов нефилологического профиля // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: Материалы IV Конгресса РОПРЯЛа, проходящего в рамках I Педагогического форума «Русский язык в современной школе» (Сочи, 1-2 ноября 2014 года). В 4 т. –Т.4. –С.176-181.
  6. Григорий Иванович Блинов (К 100-летию со дня рождения) // Русский язык в школе, 2014, №2. – С.34-41. (в соавт.).
  7. Алевтина Дмитриевна Дейкина: учитель и ученый // Русский язык в школе, 2014, №4. –С.36-38. (в соавт.).
  8. Международная научно-практическая конференция «Развитие личности учащихся в процессе обучения русскому языку: духовное, интеллектуальное, эмоциональное» // Русский язык в школе, 2014, №6. –С.110. (в соавт.).
  9. Опыт проведения телеуроков по русскому языку и культуре речи // Вплив нових медiа: мiждисциплнарний пiдхiд: Матерiали I Мiждународноi науково-практичноi конференцii [наук.ред. Т.Кузнецова; упоряд. О.Герман, О.Евтушенко]. – Одеса: Нацiональний унiверситет «Одеська юридична академiя», 2014.–С. 95-96. media.onua.edu.ua/downloads/ Conference.pdf
  10. Опыт создания учебного пособия по истории методики преподавания русского языка // Актуальные проблемы стилистики, риторики и лингвометодики: Сборник научных трудов. Вып.2 / Ред.колл.: В.В. Никульцева (отв.ред.) и др. –М.: ИИУ МГОУ, 2014. –С.313-315.
  11. История лингвометодики в научном наследии М.Т.Баранова // Научно-методическое наследие М.Т.Баранова: идеи и воплощение: К 90-летию со дня рождения ученого: Коллективная монография. – М.: Баласс, 2014. –С.109-112.
  12. Опыт использования диктанта с продолжением в обучении русскому родному языку // Актуальные проблемы развития речи и межкультурной коммуникации: Сборник материалов VII Кирилло-Мефодиевских чтений в Международном гуманитарно-лингвистическом институте (20 мая 2014 г.) /Сост. В.Д.Янченко, К.Г.Сосян. -М., 2014.- С.56-60 (в соавт.).
  13. Приемы использования дидактического материала повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» на уроках русского языка в 7 классе // Актуальные проблемы развития речи и межкультурной коммуникации: Сборник материалов VII Кирилло-Мефодиевских чтений в Международном гуманитарно-лингвистическом институте (20 мая 2014 г.) /Сост. В.Д.Янченко, К.Г.Сосян. -М., 2014.- С.53-56 (в соавт.)
  14. Историческая топонимика: путешествие по карте Древней Руси и Российской империи // М: Русский язык, Первое сентября, 2014, №4. –С.30-34.
  15. Коллекционер иностранных слов // Светозар, 2014, № 43. – С.18-19.
  16. Интегрирующая роль русского языка в полиэтнической образовательной среде // Каспийский круг: города-побратимы – символ совместного наследия: Сборник материалов международного форума / Под ред. И.А.Прихожан и В.И.Супруна. -Волгоград, 2014. –С.84-89.
  17. Использование диктанта с продолжением в развитии интеллектуального и духовно-нравственного потенциала школьников // Развитие личности учащихся в процессе обучения русскому языку: духовное, интеллектуальное, эмоциональное: Коллективная монография / 20-21.03.2014 / Под науч. ред. проф. А.Д. Дейкиной; сост. О.Ю.Ряузова. –М.: МПГУ, Ярославль: Ремдер, 2014. –С.156-159.
  18. Межъязыковая омонимия как значимая проблема в русско-сербском переводе // Актуальные вопросы филологии и педагогики: Язык. Литература. Перевод: Материалы Международной конференции (Душанбе, 23-25 октября 2014 г.) / Отв.ред. М.Б.Нагзибекова. – Душанбе, 2014. –С.366-370. (в соавт.).
  19. Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка (К юбилею профессора А.Д. Дейкиной): коллективная монография / под науч.ред. Е.А.Рябухиной, В.Д.Янченко; сост. Е.А.Рябухина. – М.- Пермь: ОТ и ДО, 2014. – 280 с. (редактирование) (в соавт.).
  20. Приемы активизации ретроспективного интереса к истории лингвометодики у студентов-филологов // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку : сб. материалов Межрегион. конф., 15–17 декабря 2014 г. / науч. ред. д-р пед. наук, проф. О.А. Скрябина; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. – Рязань, 2014.– С.1288-1291.
  21. Роль и место научно-методического журнала «Русский язык в школе» в формировании профессиональной культуры словесника // Русский язык в школе, 2015, №2. – С.58.
  22. Обучающий потенциал эффекта Зейгарник в преподавании РКИ // Преподаватель. XXI век, 2015, №1. –С.178-184.
  23. Развитие у китайских студентов вербального вероятностного прогнозирования в обучении русскому языку как иностранному // Самарский научный вестник, Гуманитарная серия, 2015, №1(10). –С.145-147.(в соавт.).
  24. Возможные приемы работы на уроках русского языка в полиэтнической школе с текстами о Великой Отечественной войне // Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции «Русский язык и литература в современных реалиях», (27-29 января 2015 года). -Душанбе, 2015. –С.364-367.
  25. Приемы использования обучающих игровых заданий для активизации интереса к русскому языку как иностранному // POLILOG. STUDIA NEOFILOLOGICZNE, 2015, №5. –С.267-274.http://www.apsl.edu.pl/ polilog/ Poland, Słupsk, 2015 (в соавт.)
  26. Опыт использования приема сопоставления в обучении фонетике русского языка в полиэтнической школе // Диалог культур на уроке словесности. Материалы межрегиональной научной конференции. – Тула: ГОУ ДПО ТО “ИПК и ППРО ТО”, 2015. – С.42-45.(в соавт.)
  27. Уроки В.М. Чистякова (К 125-летию со дня рождения ученого) // Русский язык в школе, 2015, №5. -С.38-42.
  28. Новые возможности в изучении РКИ с опорой на русскую литературу // Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: достижения, проблемы и перспективы развития /Материалы VII Международной научно-методической конференции, Минск, 19-20 мая 2016 г. / редкол.: С.И.Лебединский (гл.ред.) [и др.]. –Минск: Изд.центр БГУ, 2016. – С.150-152.
  29. Неожиданные языковые находки и открытия // Светозар, 2016, №50. –С.16-17.
  30. Итоги Первого Всероссийского съезда учителей-словесников и вклад его участников в развитие методики преподавания русского языка ХХ столетия // Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного: Коллективная монография. –М.: Спутник+, 2016. –С. 72-77.
  31. Использование юмористической миниатюры на уроках по русскому языку как иностранному в сербской и черногорской школе // Наука и школа, 2016, №3. – С.45-50. (в соавт.)
  32. Принцип наглядности и его реализация в обучении русскому языку китайских студентов-филологов  // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып.5: Материалы V Конгресса РОПРЯЛ (г.Казань, 4-8 октября 2016 г.). –СПб.: РОПРЯЛ, 2016. –  С. 2174-2177.
  33. Проблема изучения спортивной лексики на занятиях по РКИ в Китае // Наука и школа, 2016, №6. –С.116-120 ( в соавт.)
  34. Технологии преодоления трудностей в изучении русского языка сербами и черногорцами // Непрерывное технологическое и эстетическое образование: тенденции, достижения, проблемы: Материалы III Международной научно-практической конференции (Барановичи, 30 сентября 2016 года).- Барановичи: Бар.ГУ, 2017. –С.221-224.(в соавт.)
  35. Развитие у китайских студентов-русистов способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию на материале российской истории // «Русская речевая культура: теория и практика филологического образования в школе и вузе»: сборник научных статей и методических рекомендаций по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Иваново, 30-31 марта 2017 года) /Сост.и науч.ред. И.А.Сотовой (отв.ред.). и др. –Иваново: Ив.ГУ, 2017. –С.326-330 (в соавт.)
  36. Опыт обучения китайских студентов-русистов музыкальной терминологии // «Наука и школа», 2017, №3. -С.110-112 ( в соавт.)
  37. Творческая самореализация учащихся в процессе изучения русского языка как иностранного // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, №2. –С.7-18. Bulletin NSPU, 2017, №2. –P. 7-18. SCOPUS. ( в соавт.)Николай Сергеевич Рождественский (К 125-летию со дня рождения) // Русский язык в школе, 2017, №11.-С.22-29.Научное методическое наследие в области методики преподавания русского языка последней трети ХХ века – учителям-словесникам: Монография. -2-е изд. –М.: МПГУ, 2017. -168 с.
  38. Николай Сергеевич Рождественский (К 125-летию со дня рождения) // Русский язык в школе, 2017, №11.-С.22-29.
    1. Научное методическое наследие в области методики преподавания русского языка последней трети ХХ века – учителям-словесникам: Монография. -2-е изд. –М.: МПГУ, 2017. -168 с.
    2. Роль чтения исторических текстов в развитии когнитивных способностей китайских студентов-русистов // IV Международный педагогический форум «Текст культуры и культура текста». –СПб.: Златоуст, 2017. – С.746-750. (в соавт. с Цзи Мин).
    3. История методики преподавания русского языка в биографических очерках: Учебное пособие. -М.: МПГУ, 2017. -347с. (в соавт. с А.Д.Дейкиной)
    4. Способы предупреждения трудностей в процессе обучения чтению китайских студентов // Наука и школа, 2017, №6. -С.45-52. (в соавт.с Цзи Мин).
    5. Некоторые тенденции в современной методике преподавания русского языка как иностранного // Современная коммуникативистика, 2018, №1. (в соавт. с А.Д.Дейкиной).

     

     

    Повышение квалификации

    2002 г. – «Методика преподавания русского языка как иностранного» (РУДН)
    2005 г. – «История и философия науки» (МПГУ)
    2008 г. – «Управление образовательной деятельностью вуза» (МФЮА)
    2008 г. – «Разработка и использование мультимедийных продуктов преподавателем педагогического вуза» (МПГУ)
    2008 г. – «Информационные технологии в образовании» (Томск, ТГУ)
    2010г. - «Современные инновационные технологии обучения русскому языку студентов и специалистов из стран АТР» (Гос.ИРЯ им. А.С.Пушкина)
    2010 г. – Семинар для специалистов системы тестирования по русскому языку при получении гражданства Российской Федерации (РУДН)
    2013 г. - «Национальная система тестирования по русскому языку как элемент реализации языковой политики государства. Теория и практика лингводидактического тестирования. Технологии создания и использования тестов и тестовых заданий для сертификационного контроля и интенсификации учебного процесса» (Гос.ИРЯ им. А.С.Пушкина)
    2014г. - «Использование возможностей LMS Moodle для смешанного обучения»: направление «Современные образовательные технологии. Реализация образовательных программ с применением современных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения» (МПГУ)
    2015 г. - «Программа обучения членов предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательной программе среднего общего образования (ГИА-11) по русскому языку в 2015 г.» (МИОО) .
    2016 г. - «Программа обучения членов предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательной программе среднего общего образования (ГИА-11) по русскому языку в 2016 г.» (МИОО)
    2016 – "Русский язык и образование на русском в системе международного позиционирования России". (Гос.ИРЯ им. А.С.Пушкина).
    2017 – "Программа обучения членов предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) по русскому языку в 2017 году". (МИОО).
    2018 - "Основные направления гуманитарных исследований в современной России: качество научных работ". (Московский государственный институт культуры).

    Достижения и поощрения


    2004 – Благодарность за отличное преподавание от Комитета по служебной аттестации Иностранного отделения Нанкинского университета (г.Нанкин, Китай).
    2008 – Почетная грамота от представительства Республики Татарстан при Президенте РФ.
    2010 – Грамота МИОО за активную работу по организации и обеспечению проверки работ ЕГЭ по русскому языку.
    2010 - Отмечен дипломом в конкурсе научных работ МПГУ за учебное пособие «Русский язык. ЕГЭ. Тематические тренировочные кроссворды» (М.: «РИПОЛ классик», 2009).
    2012 – Благодарность представительства Россотрудничества в Португалии за проведение лекций для студентов и оказание методической помощи преподавателям РКИ Центра славянских языков и культур Лиссабонского университета (Португалия).
    2013 – Благодарственное письмо от Таджикского национального университета за проведение лекций и консультаций по актуальным проблемам преподавания русского языка.
    2013 – Благодарность представительства Россотрудничества в Республике Таджикистан за проведение лекций, консультаций, мастер-класса, круглого стола по актуальным проблемам преподавания русского языка для преподавателей вузов г.Душанбе (Таджикский национальный университет, Таджикский государственный педагогический университет им. С.Айни, Таджикский государственный институт языков им. С. Улугзода).
    2014 – Благодарственное письмо от Управления образования г.Евпатории за чтение лекций на курсах повышения квалификации по учебному модулю «Русский язык» учителям-словесникам Республики Крым (г.Евпатория).
    2014 – Благодарственное письмо за чтение курса лекций на курсах повышения квалификации по учебной программе «Практическая методика преподавания русского языка в условиях перехода на ФГОС ООО (для учителей-словесников Республики Крым)» (г.Джанкой).
    2017 - Грамота Ученого совета МПГУ


    Заведующий кафедрой

    Доцент

    Доктор педагогических наук


    Профессиональные интересы

    Актуальные проблемы методики преподавания русского языка, история методики обучения русскому языку, методика преподавания РКИ


    Контактная информация

    город Москва, улица Малая Пироговская улица 1а, кабинет 204
    +7 (916) 921-04-54
    vd.yanchenko@mpgu.su