Публикации с 1996 по 2022 г. – около 270 работ.
Значимые научные и учебно-методические публикации (2015-2022 гг.)
Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1. –М.: Просвещение, 2021. (5 п.л.) (в соавт.)
Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 2. –М.: Просвещение, 2021. (5 п.л.) (в соавт.)
Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1. –М.: Просвещение, 2021. (5 п.л.) (в соавт.)
Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 2. –М.: Просвещение, 2021. (5 п.л.) (в соавт.)
Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1. –М.: Просвещение, 2021. (5 п.л.) (в соавт.)
Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 2. –М.: Просвещение, 2021. (5 п.л.) (в соавт.)
Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1. –М.: Просвещение, 2021. (5 п.л.) (в соавт.)
Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 2. –М.: Просвещение, 2021. (4 п.л.) (в соавт.)
Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1. –М.: Просвещение, 2021. (5 п.л.) (в соавт.)
Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 2. –М.: Просвещение, 2021. (5 п.л.) (в соавт.)
Обучающий потенциал эффекта Зейгарник в преподавании РКИ // Преподаватель. XXI век, 2015, №1. –С.178-184.
Развитие у китайских студентов вербального вероятностного прогнозирования в обучении русскому языку как иностранному // Самарский научный вестник, Гуманитарная серия, 2015, №1(10). –С.145-147.(в соавт.).
Возможные приемы работы на уроках русского языка в полиэтнической школе с текстами о Великой Отечественной войне // Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции «Русский язык и литература в современных реалиях», (27-29 января 2015 года). -Душанбе, 2015. –С.364-367.
Приемы использования обучающих игровых заданий для активизации интереса к русскому языку как иностранному // POLILOG. STUDIA NEOFILOLOGICZNE, 2015, №5. –С.267-274.http://www.apsl.edu.pl/ polilog/ Poland, Słupsk, 2015 (в соавт.)
Опыт использования приема сопоставления в обучении фонетике русского языка в полиэтнической школе // Диалог культур на уроке словесности. Материалы межрегиональной научной конференции. – Тула: ГОУ ДПО ТО “ИПК и ППРО ТО”, 2015. – С.42-45.(в соавт.)
Уроки В.М. Чистякова (К 125-летию со дня рождения ученого) // Русский язык в школе, 2015, №5. -С.38-42.
Новые возможности в изучении РКИ с опорой на русскую литературу // Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: достижения, проблемы и перспективы развития /Материалы VII Международной научно-методической конференции, Минск, 19-20 мая 2016 г. / редкол.: С.И.Лебединский (гл.ред.) [и др.]. –Минск: Изд.центр БГУ, 2016. – С.150-152.
Неожиданные языковые находки и открытия // Светозар, 2016, №50. –С.16-17.
Итоги Первого Всероссийского съезда учителей-словесников и вклад его участников в развитие методики преподавания русского языка ХХ столетия // Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного: Коллективная монография. –М.: Спутник+, 2016. –С. 72-77.
Использование юмористической миниатюры на уроках по русскому языку как иностранному в сербской и черногорской школе // Наука и школа, 2016, №3. – С.45-50. (в соавт.)
Принцип наглядности и его реализация в обучении русскому языку китайских студентов-филологов // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып.5: Материалы V Конгресса РОПРЯЛ (г.Казань, 4-8 октября 2016 г.). –СПб.: РОПРЯЛ, 2016. – С. 2174-2177.
Проблема изучения спортивной лексики на занятиях по РКИ в Китае // Наука и школа, 2016, №6. –С.116-120 (в соавт.)
Технологии преодоления трудностей в изучении русского языка сербами и черногорцами // Непрерывное технологическое и эстетическое образование: тенденции, достижения, проблемы: Материалы III Международной научно-практической конференции (Барановичи, 30 сентября 2016 года).- Барановичи: Бар.ГУ, 2017. –С.221-224.(в соавт.)
Развитие у китайских студентов-русистов способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию на материале российской истории // «Русская речевая культура: теория и практика филологического образования в школе и вузе»: сборник научных статей и методических рекомендаций по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Иваново, 30-31 марта 2017 года) /Сост.и науч.ред. И.А.Сотовой (отв.ред.). и др. –Иваново: Ив.ГУ, 2017. –С.326-330 (в соавт.)
Опыт обучения китайских студентов-русистов музыкальной терминологии // «Наука и школа», 2017, №3. -С.110-112 (в соавт.)
Творческая самореализация учащихся в процессе изучения русского языка как иностранного // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, №2. –С.7-18. Bulletin NSPU, 2017, №2. –P. 7-18. SCOPUS. (в соавт.)
Николай Сергеевич Рождественский (К 125-летию со дня рождения) // Русский язык в школе, 2017, №11.-С.22-29.
Научное методическое наследие в области методики преподавания русского языка последней трети ХХ века – учителям-словесникам: Монография. -2-е изд. –М.: МПГУ, 2017. -168 с.
Роль чтения исторических текстов в развитии когнитивных способностей китайских студентов-русистов // IV Международный педагогический форум «Текст культуры и культура текста». –СПб.: Златоуст, 2017. – С.746-750. (в соавт.).
История методики преподавания русского языка в биографических очерках: Учебное пособие. -М.: МПГУ, 2017. -347с. (в соавт.)
Способы предупреждения трудностей в процессе обучения чтению китайских студентов // Наука и школа, 2017, №6. -С.45-52. (в соавт.).
Некоторые тенденции в современной методике преподавания русского языка как иностранного // Современная коммуникативистика, 2018, №1. -С.47-51 (в соавт.).
Учитель для будущего : язык, культура, личность (к 200-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева) : коллективная монография / отв. ред. В. Д. Янченко ; сост. и науч. ред. А.Д. Дейкина, А. Ю. Устинов, В. Д. Янченко. – Москва : МПГУ, 2018. -484 с. (отв.ред., сост., соавтор).
Каким должен быть современный школьный учебник по русскому языку? // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. [Электронный ресурс]. –вып.6. Материалы VI Конгресса РОПРЯЛ. (г.Уфа, 11-14 октября 2018 года). СПб.: РОПРЯЛ, 2018. –С.1179-1181.
Discussion about Oral Russian Education under «Major + Russian» Training Mode // Linqujiaoxue, 2018, №10 // Teaching of forestry region. China, Haerbin, 2018. P.64-67 (статья на китайском языке, в соавт.).
Работаем над ошибками в работах учащихся-билингвов // Начальная школа, 2018, №11. –С.41-44. (в соавт.).
Путь длиной в 40 лет: научная школа “Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка” // Наука и школа, 2019, №1. -С.189-192.
Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка (к юбилею профессора А.Д. Дейкиной и ее научной школы) : материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 22–23 марта 2019 г. В двух частях. Часть 1 / науч. ред.: А. Д. Дейкина ; сост.: А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Левушкина, О. Е. Дроздова. – Москва : МПГУ, 2019. – 312 с. ISBN 978-5-4263-0816-9 (отв.ред., сост., соавтор).
Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка (к юбилею профессора А.Д. Дейкиной и ее научной школы): материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 22–23 марта 2019 г. В двух частях. Часть 2 / науч. ред.: А. Д. Дейкина ; сост.: А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Левушкина, О. Е. Дроздова. – Москва : МПГУ, 2019. – 368 с. (отв.ред., сост., соавтор).
«Современный словарь методических терминов и понятий» (рецензия) // Русский язык за рубежом, 2019, №2. -С.120-122.
Опыт обучения языковым нормам студентов-билингвов // Актуальные проблемы преподавания языков в неязыковых вузах: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. – Ташкент: Isqisod-Molia, 2019. -C.8-14.
Коммуникативность и многоязычие // Сборник Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 80-летию д-ра пед. наук, проф. О.Я. Гойхмана, «Современная коммуникативистика: наука – практика – специальность» (20 июня 2019 г.) (электронное издание). М.: РосНОУ, 2019. -С.146-150.
К вопросу о модернизации учебного курса «Введение в методику обучения русскому языку» // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2020. № 1 (26). https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.1(26).38
Уроки Л.А. Тростенцовой // Преподаватель. XXI век, 2020, №2. Ч.1. С.217-224 (в соавт. с А.Д.Дейкиной, С.С. Павлюченко).
Путешествие в далекое прошлое: учим школьников различать историзмы и архаизмы // Русский язык в школе и дома, 2020, №4. С.15-19.
Исследовательский поиск в методической науке: проблематика и решения / Key Research Trends in Methodical Science: Language Teaching Methods in Focus // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Education, Health and Human Wellbeing (ICEDER 2019). Atlantis-Press, 2020. Published by Atlantis Press SARL. P.93-96 // https://www.atlantis-press.com/proceedings/iceder-19/125932647
«Педагогика – живое, сердечное дело»: К 180-летию со дня рождения Алексея Николаевича Острогорского // Начальная школа, 2020, №5. С.68-72.
Современные технологии в преподавании русского языка: К 60-летию кафедры методики преподавания русского языка МПГУ: Материалы международной научно-практической конференции (2 – 3 октября 2020 года) / Отв.ред. А.Д.Дейкина, В.Д. Янченко; сост.и ред. А.Д.Дейкина, В.Д.Янченко, О.Н. Левушкина, О.Е. Дроздова, А.Ю. Устинов. -М.: МПГУ, 2020. -548 с. (отв.ред., сост., соавтор).
Курс методики обучения русскому языку в связи с развитием цифровых образовательных технологий // Современные технологии в преподавании русского языка: К 60-летию кафедры методики преподавания русского языка МПГУ: Материалы международной научно-практической конференции (2 – 3 октября 2020 года) / Отв.ред. А.Д.Дейкина, В.Д. Янченко; сост.и ред. А.Д.Дейкина, В.Д.Янченко, О.Н. Левушкина, О.Е. Дроздова, А.Ю. Устинов. -М.: МПГУ, 2020. -С.112-119.
Русский язык как иностранный в трудах профессоров кафедры методики преподавания русского языка МПГУ // Русский язык за рубежом, 2020, №4. С.81-87
Славный юбилей кафедры методики преподавания русского языка // В.Д.Янченко / Кафедра методики преподавания русского языка: итоги шестого десятилетия (2010–2020 гг.) // Сборник материалов к 60-летию кафедры / Сост. и науч.ред. А.Д. Дейкина, В.Д. Янченко. – М.: МПГУ, – Ярославль: Ремдер, 2021. – С.6-9.
Научные конференции кафедры методики преподавания русского языка: итоги первого двадцатилетия XXI века (2000-2020 гг.)// В.Д. Янченко/ Кафедра методики преподавания русского языка: итоги шестого десятилетия (2010–2020 гг.) // Сборник материалов к 60-летию кафедры / Сост. и науч.ред. А.Д. Дейкина, В.Д. Янченко. – М.: МПГУ, – Ярославль: Ремдер, 2021. – С.23-31.
Учебниковедение как приоритетное направление в деятельности кафедры методики преподавания русского языка МПГУ // Современный учебник русского языка для средней школы: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции 25-26 марта 2021 года/ отв.ред.А.Д.Дейкина, В.Д.Янченко; сост.и ред. А.Д.Дейкина, В.Д.Янченко, О.Н. Левушкина, А.П. Еремеева, А.Ю. Устинов, С.С. Фролкова. М.: МПГУ, 2021. -С.11-15.
Эволюция школьных учебников по русскому языку от ХХ века к ХХI столетию в ретроспективе // Современный учебник русского языка для средней школы: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции 25-26 марта 2021 года/ отв.ред.А.Д.Дейкина, В.Д.Янченко; сост.и ред. А.Д.Дейкина, В.Д.Янченко, О.Н. Левушкина, А.П. Еремеева, А.Ю. Устинов, С.С. Фролкова. М.: МПГУ, 2021. С.24-29.
Приемы работы с научно-популярным текстом на уроках русского языка в контексте метапредметного подхода // Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Москва, 2021 г., Московский педагогический государственный университет / ред.-сост. О.Е. Дроздова, О.В. Юдушкина. — М.: Издательство ООО «Сам Полиграфист», 2021. С.138-142 (в соавт.).
Приоритеты в новых научных исследованиях по методике преподавания русского языка // Современная коммуникативистика, 2021, №5(54). С.26-31 (в соавт. с А.Д.Дейкиной).
Кафедра методики преподавания русского языка: итоги шестого десятилетия (2010–2020 гг.) // Сборник материалов к 60-летию кафедры / Сост. и науч.ред. А.Д. Дейкина, В.Д. Янченко. М.: МПГУ, – Ярославль: Ремдер, 2021.-100 с.
Современный учебник русского языка для средней школы: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции 25-26 марта 2021 года/ отв.ред.А.Д.Дейкина, В.Д.Янченко; сост.и ред. А.Д.Дейкина, В.Д.Янченко, О.Н. Левушкина, А.П. Еремеева, А.Ю. Устинов, С.С. Фролкова. М.: МПГУ, 2021. -502 с.
Русский язык. Учебник (для студентов неязыковых вузов) / М.А. Бердиева, В.Д.Янченко. Ташкент: Издательство ТФИ, 2021. – 564с.
Теория и практика учебника по русскому языку для средней // Учебное пособие для студентов и магистрантов педагогических вузов / Сост. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Левушкина, С. С. Фролкова; [Электронное издание сетевого распространения]. – М.: МПГУ, 2022. – 184 с.:
Лингводидактический биографический словарь: около 500 научных биографий специалистов в области изучения и преподавания языков и смежных дисциплин / научный консультант В.Г. Костомаров / науч.ред. А.Н. Щукин; авт.-сост. А.Н.Щукин, Л.В. Московкин, В.Д.Янченко. М.: Русский язык. Курсы, 2022.- 524 с.
Заведующий кафедрой
Доцент
Доктор педагогических наук
Актуальные проблемы методики преподавания русского языка, история методики обучения русскому языку, методика преподавания РКИ