Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

Обучение в 1 семестре

Владислав Дмитриевич

Янченко

Образование

Высшее - филологический факультет Московского педагогического государственного университета (1988-1993);
магистратура МПГУ по направлению «Филология» (1993-1995);
аспирантура по кафедре методики преподавания русского языка МПГУ (1996-1999);
докторантура по кафедре методики преподавания русского языка МПГУ (2008-2011).

Тема кандидатской диссертации

Пути формирования лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка в средней школе

Тема докторской диссертации

Научно-методическое наследие последней трети ХХ века и его потенциал в системе профессиональной подготовки учителей-словесников

Курсы текущего учебного года

Практикум по школьному курсу орфографии и пунктуации (бакалавриат).
Методика обучения русскому языку (бакалавриат).
Методика РКИ (бакалавриат)
Становление и развитие методики преподавания РКИ (магистратура)
История языкового образования (магистратура).
Актуальные проблемы билингвизма (магистратура)
История методики преподавания русского языка (аспирантура)
Педагогическая практика.



Публикации

С 1996 по 2020 г. – около 260 работ.

Значимые научные и учебно-методические публикации (2015-2020 гг.)

 

  1. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1. –М.: Просвещение, 2020. (5 п.л.) (в соавт.)
  2. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 2. –М.: Просвещение, 2020. (5 п.л.) (в соавт.)
  3. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1. –М.: Просвещение, 2020. (5 п.л.) (в соавт.)
  4. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 2. –М.: Просвещение, 2020. (5 п.л.) (в соавт.)
  5. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1. –М.: Просвещение, 2020. (5 п.л.) (в соавт.)
  6. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 2. –М.: Просвещение, 2020. (5 п.л.) (в соавт.)
  7. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1. –М.: Просвещение, 2020. (5 п.л.) (в соавт.)
  8. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 2. –М.: Просвещение, 2020. (4 п.л.) (в соавт.)
  9. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1. –М.: Просвещение, 2020. (5 п.л.) (в соавт.)
  10. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 2. –М.: Просвещение, 2020. (5 п.л.) (в соавт.)
  11. Обучающий потенциал эффекта Зейгарник в преподавании РКИ // Преподаватель. XXI век, 2015, №1. –С.178-184.
  12. Развитие у китайских студентов вербального вероятностного прогнозирования в обучении русскому языку как иностранному // Самарский научный вестник, Гуманитарная серия, 2015, №1(10). –С.145-147.(в соавт.).
  13. Возможные приемы работы на уроках русского языка в полиэтнической школе с текстами о Великой Отечественной войне // Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции «Русский язык и литература в современных реалиях», (27-29 января 2015 года). -Душанбе, 2015. –С.364-367.
  14. Приемы использования обучающих игровых заданий для активизации интереса к русскому языку как иностранному // POLILOG. STUDIA NEOFILOLOGICZNE, 2015, №5. –С.267-274.http://www.apsl.edu.pl/ polilog/ Poland, Słupsk, 2015 (в соавт.)
  15. Опыт использования приема сопоставления в обучении фонетике русского языка в полиэтнической школе // Диалог культур на уроке словесности. Материалы межрегиональной научной конференции. – Тула: ГОУ ДПО ТО “ИПК и ППРО ТО”, 2015. – С.42-45.(в соавт.)
  16. Уроки В.М. Чистякова (К 125-летию со дня рождения ученого) // Русский язык в школе, 2015, №5. -С.38-42.
  17. Новые возможности в изучении РКИ с опорой на русскую литературу // Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: достижения, проблемы и перспективы развития /Материалы VII Международной научно-методической конференции, Минск, 19-20 мая 2016 г. / редкол.: С.И.Лебединский (гл.ред.) [и др.]. –Минск: Изд.центр БГУ, 2016. – С.150-152.
  18. Неожиданные языковые находки и открытия // Светозар, 2016, №50. –С.16-17.
  19. Итоги Первого Всероссийского съезда учителей-словесников и вклад его участников в развитие методики преподавания русского языка ХХ столетия // Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного: Коллективная монография. –М.: Спутник+, 2016. –С. 72-77.
  20. Использование юмористической миниатюры на уроках по русскому языку как иностранному в сербской и черногорской школе // Наука и школа, 2016, №3. – С.45-50. (в соавт.)
  21. Принцип наглядности и его реализация в обучении русскому языку китайских студентов-филологов  // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып.5: Материалы V Конгресса РОПРЯЛ (г.Казань, 4-8 октября 2016 г.). –СПб.: РОПРЯЛ, 2016. –  С. 2174-2177.
  22. Проблема изучения спортивной лексики на занятиях по РКИ в Китае // Наука и школа, 2016, №6. –С.116-120 (в соавт.)
  23. Технологии преодоления трудностей в изучении русского языка сербами и черногорцами // Непрерывное технологическое и эстетическое образование: тенденции, достижения, проблемы: Материалы III Международной научно-практической конференции (Барановичи, 30 сентября 2016 года).- Барановичи: Бар.ГУ, 2017. –С.221-224.(в соавт.)
  24. Развитие у китайских студентов-русистов способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию на материале российской истории // «Русская речевая культура: теория и практика филологического образования в школе и вузе»: сборник научных статей и методических рекомендаций по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Иваново, 30-31 марта 2017 года) /Сост.и науч.ред. И.А.Сотовой (отв.ред.). и др. –Иваново: Ив.ГУ, 2017. –С.326-330 (в соавт.)
  25. Опыт обучения китайских студентов-русистов музыкальной терминологии // «Наука и школа», 2017, №3. -С.110-112 (в соавт.)
  26. Творческая самореализация учащихся в процессе изучения русского языка как иностранного // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, №2. –С.7-18. Bulletin NSPU, 2017, №2. –P. 7-18. SCOPUS. (в соавт.)
  27. Николай Сергеевич Рождественский (К 125-летию со дня рождения) // Русский язык в школе, 2017, №11.-С.22-29.
  28. Научное методическое наследие в области методики преподавания русского языка последней трети ХХ века – учителям-словесникам: Монография. -2-е изд. –М.: МПГУ, 2017. -168 с.
  29. Роль чтения исторических текстов в развитии когнитивных способностей китайских студентов-русистов // IV Международный педагогический форум «Текст культуры и культура текста». –СПб.: Златоуст, 2017. – С.746-750. (в соавт.).
  30. История методики преподавания русского языка в биографических очерках: Учебное пособие. -М.: МПГУ, 2017. -347с. (в соавт.)
  31. Способы предупреждения трудностей в процессе обучения чтению китайских студентов // Наука и школа, 2017, №6. -С.45-52. (в соавт.).
  32. Некоторые тенденции в современной методике преподавания русского языка как иностранного // Современная коммуникативистика, 2018, №1. -С.47-51 (в соавт.).
  33.  Учитель для будущего : язык, культура, личность (к 200-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева) : коллективная монография / отв. ред. В. Д. Янченко ; сост. и науч. ред. А.Д. Дейкина, А. Ю. Устинов, В. Д. Янченко. – Москва : МПГУ, 2018. -484 с. (отв.ред., сост., соавтор).
  34. Каким должен быть современный школьный учебник по русскому языку? // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. [Электронный ресурс]. –вып.6. Материалы VI Конгресса РОПРЯЛ. (г.Уфа, 11-14 октября 2018 года). СПб.: РОПРЯЛ, 2018. –С.1179-1181.
  35. Discussion about Oral Russian Education under «Major + Russian» Training Mode // Linqujiaoxue, 2018, №10 // Teaching of forestry region. China, Haerbin, 2018. P.64-67 (статья на китайском языке, в соавт.).
  36. Работаем над ошибками в работах учащихся-билингвов // Начальная школа, 2018, №11. –С.41-44. (в соавт.).
  37. Путь длиной в 40 лет: научная школа “Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка” // Наука и школа, 2019, №1. -С.189-192.
  1. Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка (к юбилею профессора А.Д. Дейкиной и ее научной школы) : материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 22–23 марта 2019 г. В двух частях. Часть 1 / науч. ред.: А. Д. Дейкина ; сост.: А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Левушкина, О. Е. Дроздова. – Москва : МПГУ, 2019. – 312 с. ISBN 978-5-4263-0816-9 (отв.ред., сост., соавтор).
  2. Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка (к юбилею профессора А.Д. Дейкиной и ее научной школы): материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 22–23 марта 2019 г. В двух частях. Часть 2 / науч. ред.: А. Д. Дейкина ; сост.: А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Левушкина, О. Е. Дроздова. – Москва : МПГУ, 2019. – 368 с. (отв.ред., сост., соавтор).
  3. «Современный словарь методических терминов и понятий» (рецензия) // Русский язык за рубежом, 2019, №2. -С.120-122.
  4. Опыт обучения языковым нормам студентов-билингвов // Актуальные проблемы преподавания языков в неязыковых вузах: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. – Ташкент: Isqisod-Molia, 2019. -C.8-14.
  5. Коммуникативность и многоязычие // Сборник Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 80-летию д-ра пед. наук, проф. О.Я. Гойхмана, «Современная коммуникативистика: наука – практика – специальность» (20 июня 2019 г.) (электронное издание). М.: РосНОУ, 2019. -С.146-150.
  6. К вопросу о модернизации учебного курса «Введение в методику обучения русскому языку» // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2020. № 1 (26). https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.1(26).38
  7. Уроки Л.А. Тростенцовой  // Преподаватель. XXI век, 2020, №2. Ч.1. С.217-224 (в соавт. с А.Д.Дейкиной, С.С. Павлюченко) .
  8. Путешествие в далекое прошлое: учим школьников различать историзмы и архаизмы // Русский язык в школе и дома, 2020, №4. С.15-19.
  9. Исследовательский поиск в методической науке: проблематика и решения / Key Research Trends in Methodical Science: Language Teaching Methods in Focus // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Education, Health and Human Wellbeing (ICEDER 2019). Atlantis-Press, 2020. Published by Atlantis Press SARL. P.93-96 // https://www.atlantis-press.com/proceedings/iceder-19/125932647
  10. «Педагогика – живое, сердечное дело»: К 180-летию со дня рождения Алексея Николаевича Острогорского // Начальная школа, 2020, №5. С.68-72.
  11. Современные технологии в преподавании русского языка: К 60-летию кафедры методики преподавания русского языка МПГУ: Материалы международной научно-практической конференции (2 – 3 октября 2020 года) / Отв.ред. А.Д.Дейкина, В.Д. Янченко; сост.и ред. А.Д.Дейкина, В.Д.Янченко, О.Н. Левушкина, О.Е. Дроздова, А.Ю. Устинов. -М.: МПГУ, 2020. -548 с. (отв.ред., сост., соавтор).
  12. Курс методики обучения русскому языку в связи с развитием цифровых образовательных технологий // Современные технологии в преподавании русского языка: К 60-летию кафедры методики преподавания русского языка МПГУ: Материалы международной научно-практической конференции (2 – 3 октября 2020 года) / Отв.ред. А.Д.Дейкина, В.Д. Янченко; сост.и ред. А.Д.Дейкина, В.Д.Янченко, О.Н. Левушкина, О.Е. Дроздова, А.Ю. Устинов. -М.: МПГУ, 2020. -С.112-119.

Повышение квалификации


2002 г. – «Методика преподавания русского языка как иностранного» (РУДН)
2005 г. – «История и философия науки» (МПГУ)
2008 г. – «Управление образовательной деятельностью вуза» (МФЮА)
2008 г. – «Разработка и использование мультимедийных продуктов преподавателем педагогического вуза» (МПГУ)
2008 г. – «Информационные технологии в образовании» (Томск, ТГУ)
2010г. - «Современные инновационные технологии обучения русскому языку студентов и специалистов из стран АТР» (Гос.ИРЯ им. А.С.Пушкина)
2010 г. – Семинар для специалистов системы тестирования по русскому языку при получении гражданства Российской Федерации (РУДН)
2013 г. - «Национальная система тестирования по русскому языку как элемент реализации языковой политики государства. Теория и практика лингводидактического тестирования. Технологии создания и использования тестов и тестовых заданий для сертификационного контроля и интенсификации учебного процесса» (Гос.ИРЯ им. А.С.Пушкина)
2014г. - «Использование возможностей LMS Moodle для смешанного обучения»: направление «Современные образовательные технологии. Реализация образовательных программ с применением современных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения» (МПГУ)
2015 г. - «Программа обучения членов предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательной программе среднего общего образования (ГИА-11) по русскому языку в 2015 г.» (МИОО) .
2016 г. - «Программа обучения членов предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательной программе среднего общего образования (ГИА-11) по русскому языку в 2016 г.» (МИОО)
2016 – "Русский язык и образование на русском в системе международного позиционирования России". (Гос.ИРЯ им. А.С.Пушкина).
2017 – "Программа обучения членов предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) по русскому языку в 2017 году". (МИОО).
2018 - "Основные направления гуманитарных исследований в современной России: качество научных работ". (Московский государственный институт культуры).
2018 - "Программа обучения членов предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) по русскому языку в 2018 году". (МИОО).
2019 – «Методика (теория и технология) лингводидактического тестирования в рамках Российской государственной системы тестирования граждан зарубежных стран (Элементарный, Базовый, I сертификационный уровни). Тестирование по русскому языку лиц, претендующих на получение гражданства РФ. Комплексный экзамен по русскому языку как иностранному, истории России, основам законодательства РФ для иностранных работников (модуль «Русский язык»)» (РУДН).
2019 - "Программа обучения членов предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) по русскому языку в 2019 году". (МЦРКПО).
2019 - "Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования". (МПГУ).
2020 - "Программа обучения членов предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) по русскому языку в 2020 году". (МЦРКПО).


Достижения и поощрения

2004 – Благодарность за отличное преподавание от Комитета по служебной аттестации Иностранного отделения Нанкинского университета (г. Нанкин, Китай).
2008 – Почетная грамота от представительства Республики Татарстан при Президенте РФ.
2010 – Грамота МИОО за активную работу по организации и обеспечению проверки работ ЕГЭ по русскому языку.
2010 - Отмечен дипломом в конкурсе научных работ МПГУ за учебное пособие «Русский язык. ЕГЭ. Тематические тренировочные кроссворды» (М.: «РИПОЛ классик», 2009).
2012 – Благодарность представительства Россотрудничества в Португалии за проведение лекций для студентов и оказание методической помощи преподавателям РКИ Центра славянских языков и культур Лиссабонского университета (Португалия).
2013 – Благодарственное письмо от Таджикского национального университета за проведение лекций и консультаций по актуальным проблемам преподавания русского языка.
2013 – Благодарность представительства Россотрудничества в Республике Таджикистан за проведение лекций, консультаций, мастер-класса, круглого стола по актуальным проблемам преподавания русского языка для преподавателей вузов г. Душанбе (Таджикский национальный университет, Таджикский государственный педагогический университет им. С.Айни, Таджикский государственный институт языков им. С. Улугзода).
2014 – Благодарственное письмо от Управления образования г.Евпатории за чтение лекций на курсах повышения квалификации по учебному модулю «Русский язык» учителям-словесникам Республики Крым (г.Евпатория).
2014 – Благодарственное письмо за чтение курса лекций на курсах повышения квалификации по учебной программе «Практическая методика преподавания русского языка в условиях перехода на ФГОС ООО (для учителей-словесников Республики Крым)» (г. Джанкой).
2017 - Грамота Ученого совета МПГУ
2018 – Благодарность ректора Луганского национального университета имени В.И.Даля за проведение лекций и мастер-классов для студентов и учителей Луганской народной республики.
2018 - Благодарность от русскоязычного педагогического общества Ливана за участие в проведении Современной методической школы «Русский язык в поликультурном мире» в г. Бейруте.
2018 – Диплом лауреата конкурса на лучшую научную работу в области социально-экономических и общественных наук (III место) за учебное пособие «История методики преподавания русского языка в биографических очерках» (М.: МПГУ, 2017).



Заведующий кафедрой

Доцент

Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

Актуальные проблемы методики преподавания русского языка, история методики обучения русскому языку, методика преподавания РКИ


Контактная информация

город Москва, улица Малая Пироговская улица 1а, кабинет 204
+7 (916) 921-04-54
vd.yanchenko@mpgu.su